Официальной датой рождения ЕС принято считать 25 марта 1957 года. В этот день в Риме были подписаны два учредительных договора, которые получили наименования Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом). Конечно, обращаясь к истокам, можно указать и на более ранние даты начала интеграционного процесса. Многие авторы считают, что к их числу следует отнести создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), образованного на основе Парижского договора 1951 года, или формирование Совета Европы и заключение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года. Каждая из этих дат действительно символична. Они отражают важные ступени становления европейских интеграционных объединений. Учитывая, что сама интеграция — это не статика, а процесс, можно называть и иные более ранние или поздние даты.
Последние пятнадцать лет ЕС проводил активную интеграционную политику, основными этапами которой была ратификация Договора о Европейском союзе 1992 г., Амстердамского договора 1997 г., Ниццкого договора 2001 г. и, наконец, Лиссабонского договора, подписанного на саммите ЕС 13 декабря 2007 г. и вступившего в силу 1 декабря 2009 г. Этот договор призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления Европейского союза в составе 27 стран-членов и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений. Глубинная реформа права ЕС, отвечающая этим целям, предусматривает трансформацию и дальнейшее развитие наднационального интеграционного права. Договор закрепляет исчезновение права Сообществ как одной из составляющих права ЕС и конституирование права Европейского Союза в качестве единственной и единой правовой системы Европейского Союза.
Важнейшим событием в процессе унификации частного права в ЕС можно назвать подготовку и опубликование в начале 2008 г. документа, который был подготовлен исследовательскими группами, под названием «Проект Общей Справочной Схемы» (Draft Common Frame of Reference – DCFR). Документ содержит нормативные правила и принципы, не только относящиеся к общим положениям о договорах, к договору купли-продажи, документ включает в себя нормы об аренде, о договорах об оказании услуг, в особенности строительных, о договоре хранения, об инжиниринговых, информационных, консультационных, медицинских услугах. Отдельные части этого документа содержат нормы о договоре поручения, торговом представительстве, коммерческой концессии (франчайзинге) и дистрибьюторских соглашениях, о предоставлении услуг по обеспечению личной безопасности, а также нормы, относящиеся к внедоговорным обязательствам, в частности к ведению чужих дел без поручения, а также к обязательствам из деликта и неосновательного обогащения.
Европейское сообщество стало принимать более активное участие в делах гражданского общества, что привело к формированию концепции гражданских и коммерческих дел на уровне высших судебных инстанций. В результате можно говорить о появлении очертаний определения европейского частного права.
При этом актуальным остается вопрос о правовой природе Европейского союза. В правовой литературе для обозначения правопорядка, складывающегося в ходе европейской интеграции, используются такие термины, как «европейское право», «право Европейского Союза», «право Европейского Сообщества», «право Европейских сообществ» и их эквиваленты на иностранных языках. Соотношение данных понятий раскрывается в работах А.Я. Капустина, Г.П. Толстопятенко, Н.Б. Шеленковой, Б. Бойтлера, П. Фишера, Х. Кека и многих других авторов. (Стоит отметить, что с вступлением в силу Лиссабонского договора, право Европейских сообществ интегрируется в систему права всего Европейского Союза).
Наиболее распространено в настоящее время узкое понимание Европейского права как права Европейского союза, которое в настоящее время уже «не может быть сведено к региональному международно-правовому комплексу, поскольку его структура гораздо сложнее». «Обслуживание интеграционных процессов на европейском континенте – отмечает М.Л. Энтин, – потребовало такого правового регулирования, при котором совместно вырабатываемые правила поведения понимались, соблюдались и применялись одинаково, всеми и повсеместно, несмотря на сохранение границ и государственного суверенитета. В результате на стыке национального и международного права родилась особая автономная правовая система. Она не идентична ни национальному праву государств региона, ни региональному международному правопорядку, но вбирает в себя наиболее важное и существенное из практики функционирования национальных и международных правовых институтов.Со временем это видение права ЕС как автономной правовой системы стало альфой и омегой европейского правосознания».
По словам С.Ю. Кашкина и П.А. Калиниченко: «Право Европейского Союза сегодня является той законодательной моделью, в соответствии с которой свое право гармонизируют все страны Европы. В этом отношении право ЕС становится подлинно европейским правом. Правовая система Европейского Союза вполне сопоставима с Римским правом и его знаменитым Сводом Юстиниана (Corpus Juris), воспринятым во многих странах Европы и оказавшим влияние, в том числе, на правовую систему России».
Возникновение, укрепление и неуклонное расширение предмета регулирования права ЕС не привело к исчезновению в Европе национального (внутригосударственного) права, которое продолжает развиваться в рамках каждого государства-члена ЕС. В то же время, сегодня подобное развитие все больше «унифицируется» эволюцией права ЕС, которое внедряет в национальное законодательство единообразные правовые стандарты почти по всем отраслям права.
В итоге, как заметил один из представителей социологической школы в общей теории права Ж. Карбонье, «в свод национального права включается свод права, пришедший из другого места [из ЕС], причем не в качестве коллекции застывших норм, но как живой свод правил, который продолжает создавать право». По некоторым оценкам количество юридических норм, имеющих «европейское» происхождение (сформулированных на уровне ЕС), в начале XXI века составляло в каждом из государств-членов ЕС до 80% внутреннего законодательства.
Правовая система ЕС включает акты, отличающиеся друг от друга по юридической силе, сфере действия и территориальным пределам применения. Правовые акты ЕС классифицируются следующим образом:
а) международно-правовые акты (первичное право) – учредительные договоры, договоры - соглашения и протоколы, ревизующие эти договоры. На практике первичное право включает не только указанные выше договоры, но и нормы, которые толкуют их смысл. Наибольшее число толкований договоров содержится в решениях Суда ЕС;
б) вторичное право – правовые акты, принимаемые институтами и другими органами ЕС. Европейский совет и Европейская комиссия (бывшая Комиссия Европейских сообществ) издают регламенты, директивы, постановления, рекомендации, заключения. Наиболее часто используется «директива», которая указывает цель, оставляя за исполнителями (в основном государствами-членами) право выбора средств для ее достижения. ЕС может также законодательствовать с помощью «регламентов» и «решений». Европейский парламент принимает участие в этой нормотворческой деятельности. Он дает свои заключения по проектам, подготовленным Комиссией, а после того, как Совет одобряет проект, он выносится на рассмотрение Европейского парламента, который может абсолютным большинством своих членов вносить в него поправки или отклонить. Парламент может издавать так называемые необязательные акты. Они касаются политических проблем и не устанавливают каких-либо прав и обязанностей.
Вторичное (производное) европейское право по своему объему во много раз превышает первичное. Вторичное право ЕС является основным регулятором международных частноправовых отношений. К числу его источников относятся, в частности, Европейская патентная конвенция 1973 г.; Конвенция о юрисдикции и судебных решениях 1968 г.; Директива о передвижении и пребывании иностранцев, принимаемых в интересах общественного порядка, безопасности и здравоохранения; Директива о добавках к кормовым средствам, Директива о сближении о кредите в потребительских целях, другие Директивы, а так же решения Суда ЕС.
В настоящее время общепризнано, что право ЕС может напрямую порождать у частных лиц права и наделять их обязанностями. Но на заре создания ЕС вопрос о том, могут ли учредительные договоры о создании ЕС и акты институтов ЕС непосредственно наделять субъективными правами частных лиц, вызывал споры. Высказывалось, в частности, мнение о том, что частные лица должны получать права только посредством национальных актов, имплементирующих положения учредительных договоров и актов институтов ЕС. Иначе говоря, только государства-члены, но не их граждане, являются субъектами правоотношений, порождаемых правом ЕС.
Однако, Судом ЕС был выработан принцип прямого применения права ЕС к физическим и юридическим лицам. В 1963 г. в решении по делу «Ван Генд ен Лоос» он постановил, что «сообщество создало новый международный правовой порядок, в пользу которого государства ограничили, хотя и в определенных областях, свои суверенные права и субъектами которого являются не только государства - члены, но и их подданные».
Решениями Суда ЕС было также признано, что право ЕС независимо от правопорядков государств - членов происходит из самостоятельного источника и ему не может быть противопоставлен какой-либо национальный внутренний акт без угрозы для правовой основы ЕС.
Таким образом, несмотря на то, что до вступления в силу Лиссабонского договора, вопрос о взаимоотношении Европейского права с национальными правопорядками стран - членов ЕС должен был решаться в соответствии с положениями учредительных договоров ЕОУС, ЕЭС и Евратома на основе принципа «разделения полномочий», в судебной практике был выработан принцип главенства права сообществ над правом государств - членов. Этот принцип нашел выражение в решениях Суда ЕС от 15 июля 1964 г. по делу 6/64 «Коста против ЭНЕЛ» и от 9 марта 1978 г. по делу 106/77 «Симменталь». В последнем решении, в частности, отмечалось, что норма национального законодательства, противоречащая нормам прямого действия, сообществами не применяется. В решении также определялось, что право сообществ «является непосредственным источником прав и обязанностей для всех, кого оно касается, идет ли речь о государствах - членах или о частных лицах, которые состоят в отношениях, подчиняющихся праву сообществ».
Стоит отметить, что право, вытекающее из трех учредительных договоров, трех опор (ЕОУС, ЕЭС и Евратом.), подкрепленных Лиссабонским договором, отличается от тех, что предлагают традиционные международные соглашения, многими важными особенностями. Прежде всего, эти договоры, особенно последний из перечисленных, намного шире по объему, чем большинство подобных, так как он охватывает и те области, которые обычно остаются в национальном праве. Кроме того, благодаря им создана мощная сеть органов, наделенных полномочиями принимать правовые акты, обязательные для исполнения государствами и частными лицами по всем вопросам в пределах их компетенции. Наконец, в результате действия первых двух факторов, право ЕС имеет исключительный характер, учитывая степень его влияния на национальное право и наделение частных лиц правами и обязанностями, которые могут быть принудительно исполнены в национальных судах. Все это способствовало появлению огромного и постоянно растущего массива правовых норм ЕС, существующих параллельно национальному праву, а иногда противоречащих ему, но подлежащих принудительному исполнению в национальных правовых системах.
|