В отличие от современного отечественного гражданского законодательства, формировавшегося в переломный для России период 90-х годов, Европейский Союз уже более 30 лет развивает свое гражданское законодательство. Как и Россия, он добился в этой сфере немалых результатов. Правовые достижения ЕС в области регулирования договорных правоотношений значительные и не вызывают сомнений. Это признано как в академическом, так и в политическом сообществе. На сегодняшний день договорно-правовая база ЕС – это более 50 директив, и многочисленные решения, рекомендации и заключения, подробно регламентирующие целый комплекс институтов гражданского права, и особенно договорного права.
Помимо накопления богатого опыта в виде действующего законодательства, в развитии договорного права Европейского Союза все более заметную роль начинают играть академические проекты различных исследовательских групп и научных центров. Многие из них уже сейчас намечают тенденции будущего развития не только договорного права ЕС, но и единого рынка ЕС и самого Европейского Союза в целом. Также существует высокая степень вероятности, что многое из того, что намечается сегодня в академических проектах, впоследствии может быть инкорпорировано в международное частное право.
В отличие от законотворческого уровня, который включает исключительно директивы ЕС, академический уровень сближения национальных законодательств государств-членов в области договорного права ЕС значительно шире.
В 1997 году Министерство юстиции Нидерландов провело конференцию под названием «На пути к Европейскому Гражданскому кодексу». Было установлено, что европейские юристы должны взять в свои руки осуществление кодификации для нужд частного права ЕС. Так как только профессионалы смогут провести результативное сравнительно-правовое исследование в этой области, и при этом абстрагироваться от национальных и политических влияний. В качестве правовой поддержки конференции на тот момент выступили две Резолюции Европейского Парламента, в которых подчеркивалась роль академического сообщества ЕС в создании Европейского гражданского кодекса.
В первые годы после этой конференции появились многие академические группы, ориентированные на различные области частного права. К ним относятся:
Acquis Group - группа, сосредоточенная на анализе уже существующих положений, принципов, норм частного права в ЕС.
Комиссия по европейской семейному праву на базе Университета Утрехта.
Европейская Группа по деликтному праву.
Рабочая группа по Европейскому Гражданскому кодексу на базе Университета Оснабрюка.
Группа совместного продвижения к общему успеху проекта европейского частного права на базе Университете Тренто.
В настоящее время усилиями этих и других групп были выработаны следующие основные проекты по унификации, гармонизации и единообразию международного частного права в ЕС: Принципы европейского договорного права; Проект Европейского гражданского кодекса; Принципы существующего договорного права ЕС; проект Общей Справочной Схемы.
Первым рассматриваем проектом являются Принципы европейского договорного права (далее – Принципы Ландо). Они были разработаны Комиссией по европейскому договорному праву, возглавляемой профессором Оле Ландо, включают 3 части, 17 глав, 201 статьи и состоят из правил (Rules), комментариев (Comments) и примечаний (Notes).
К разработке данных Принципов Ландо приступили в 1982 году. В качестве главного аргумента в пользу их подготовки выдвигался тезис о том, что существующие акты ЕС в области договорных правоотношений (директивы) должны быть обеспечены «общим правовым окружением». Таким правовым окружением и призваны были стать, по замыслу участников Комиссии, Принципы европейского договорного права, содержащие основы общей части договорного права ЕС.
Работа Комиссии получила поддержку в 1989 г со стороны руководящих органов Европейского союза. Преамбула Резолюции, принятой Европейским парламентом 26 мая 1989 г., особо подчеркивала необходимость унификации отраслей частного права, наиболее важных для развития единого рынка, в частности, таких, как договорное право. Таким образом, договорное право Европейского Союза было признано приоритетной областью унификации.
Через двенадцать лет кропотливой работы была готова первая часть Принципов Ландо. Первоначально данные принципы готовились как Европейский торговый кодекс, но в окончательной редакции они были сформированы как Принципы европейского договорного права.
Она была опубликована в 1995 году после того, как Европейский парламент Резолюцией от 6 мая 1994 г. в одной из своих резолюций дал ей положительную оценку. Часть первая включала положения об исполнении и неисполнении договорных обязательств, а также о средствах обеспечения исполнения этих обязательств.
Однако первая часть все еще не носила всеобъемлющий характер и уже в 1999 году была опубликована консолидированная редакция Принципов, состоящая из двух частей. Содержание проекта было пересмотрено и реструктурировано. Были добавлены существенные новые положения. Таким образом, новая редакция была более объемной по содержанию и предлагала общеевропейскую модель заключения договоров, условий их действительности и недействительности, толкования и содержания договоров, условий исполнения и неисполнения договорных обязательств, средств правовой защиты, а также полномочий агентов.
Параллельно, начиная с 1997 года, велась подготовка третьей части Принципов Ландо, которая содержала необходимые дополнительные главы. Они регламентировали положение кредиторов и должников, уступку требования, перевод долга, зачет требований, исковую давность, совершение сделок под условием и начисление процентов. В конечном итоге, в 2002 г. была опубликована официальная полная версия третьей части.
Так, в 2003 году завершился один из главных и самых масштабных неправительственных проектов по унификации договорного права. Впервые была создана модель «общей части» договорного права ЕС, воплотившая в себе фундаментальные положения о договоре.
Целью принципов Ландо было отражение общих черт (там, где они есть) этих многочисленных национальных юрисдикций, а в случае кардинального различия – выбор «лучшего» решения из имеющихся правовых конструкций. Комментарии к принципам объясняли значение каждого правила и иллюстрировали его применение на конкретных примерах. Самая же выдающаяся и, возможно, наиболее значимая часть принципов – примечания, которые содержат информацию сравнительного характера о соответствующих правилах в каждом государстве, входящем в состав ЕС на момент разработки и издания принципов.
Данные Принципы Ландо имеют большое теоретическое и практическое значение. Считается, что с научной точки зрения на основе этих принципов продолжается развитие не только частного права, но и договорного права Европейского союза. В настоящее время они также применяются в качестве самостоятельного источника правового регулирования в странах Европейского союза и далеко за его пределами.
Так, например, в результате последовательных реформ польского законодательства 2001-2003 годов в Гражданский кодекс Польши (далее - ГК Польши) был инкорпорирован ряд положений Принципов Ландо. В частности, закреплен такой способ заключения договора, как обмен стандартными условиями (ст. 385 ГК Польши). Кроме того, в польском законодательстве по примеру Принципов Ландо была закреплена обязанность соблюдения режима конфиденциальности информации, полученной на стадии переговорного процесса (ст. 721 ГК Польши). Так же положения Принципов Ландо вошли в основу проекта реформ Гражданского кодекса и Коммерческого закона Латвии, использовались при проведении реформы обязательственного права Эстонии, в концепции нового Гражданского кодекса Венгрии.
Преимущество использования Принципов европейского договорного права заключается в том, что они модернизируют действующее законодательство государств-членов Европейского Союза, обеспечивают непротиворечивость его положений. Однако, несмотря на более чем двадцатилетнюю работу, Принципы европейского договорного права так и не смогли трансформироваться в полноценный правовой инструмент ЕС. Рекомендательный характер Принципов Ландо не позволяет им приобрести статус применимого наднационального акта. В свою очередь, стороны договора используют положения Принципов Ландо только в том случае, если они предлагают более выгодное регулирование по сравнению с национальными законами. Таким образом, разработанные Принципы европейского договорного права обладают рядом недостатков
во-первых, по мнению известного американского социолога Клиффорда Гирца, представление права посредством принципов «превращает реальность в скелет», так как в этом случае игнорируются многовековые национально-правовые особенности государств-членов, и происходит их замена на примитивную правовую конструкцию;
во-вторых, европеизация договорного права на законотворческом уровне (через директивы), по мнению Яна Смита, представляется эффективнее, т.к. создает разнообразное договорное право и учитывает специфику каждого отдельного договора.
в-третьих, по утверждению профессора Ричарда Эпштейна из Чикагской школы права, Принципы Ландо, в отличие от директив, не способствуют разделению структуры договорного права ЕС на потребительское и коммерческое.
в-четвертых, общие Принципы Ландо не согласуются с культурным многообразием Европейского Союза. Пьер Легран, профессор сравнительно-правовой культуры из университета Тильбурга, считает, что такие противоречия можно сгладить только путем сравнительно-правового исследования.
Тем не менее, несмотря на недостатки, в 2008 году Европейский парламент официально зафиксировал статус Принципов европейского договорного права как общепризнанных положений договорного права, закрепив в Регламенте ЕС о праве, применимом к договорным обязательствам (Рим I), право сторон избирать в качестве применимого права негосударственные источники права, в числе которых прямо названы Принципы европейского договорного права и Принципы УНИДРУА.
Процессы унификации особенно заметны в сфере корпоративного права и права защиты прав потребителей. Несмотря на то, что в соответствии со ст. 95 прежнего Договора о Европейском сообществе с учётом Ниццских изменений компетенция Европейского союза в области унификации гражданского права была очень спорной, в конце прошлого века предпринимались серьезные попытки к развитию Европейского гражданского кодекса (далее – Кодекс)
Спустя два года, в 1999 г. была создана Рабочая группа по Европейскому гражданскому кодексу. Ее возглавил известный германский профессор Кристиан фон Бар из университета Оснабрюка. Изначально планировалось создать Договорный кодекс, который впоследствии стал бы составной частью Гражданского кодекса ЕС. Поэтому неудивительно, что основная деятельность Рабочей группы была сосредоточена в первую очередь на разработке единообразных норм, регулирующих отдельные виды договоров. Например, договоров купли-продажи, предоставления услуг, кредитные соглашения, договоры страхования, агентские договоры и т.д. Проект так же включает деликтное право и внедоговорные обязательства. Значительное внимание при этом уделяется институту движимого имущества, как одному из центральных элементов эффективного функционирования единого рынка ЕС. Особо стоит подчеркнуть тот факт, что разработанные Комиссией Ландо основы договорного права, содержащиеся в Принципах договорного права ЕС, согласно концепции Рабочей группы, подлежали обязательной интеграции в Европейский гражданский кодекс.
Основная цель Рабочей группы по европейскому договорному кодексу - создание целого набора кодифицированных принципов для основных отраслей европейского частного права. Однако, несмотря на то, что в основе работы лежит детальное сравнительно-правовое исследование, создаваемые принципы будут представлять собой нечто большее, чем простое переформулирование доминирующих на сегодняшний день норм различных правовых режимов государств-членов ЕС. Вместо этого Рабочая группа стремится создать принципы, которые были бы максимально приемлемы для применения в ЕС и за его пределами. Преимущества такого подхода выражаются в следующем: ни один национальный закон не используется в качестве модели Европейского Гражданского кодекса, которую, с соответствующими изменениями, можно было бы взять за основу европейских принципов. Каждая правовая система оценивается по своим реальным достоинствам и (или) недостаткам и отдает лучшее для Кодекса. Таким образом, усовершенствования существующих норм и альтернативные варианты, учитывая национальный опыт, позволят избежать несовершенства правовых конструкций государств-членов, при одновременном заимствовании их базовых положений.
К декабрю 2004 г. на официальном Интернет сайте Рабочей группы была размещена последняя версия структуры Кодекса. На сегодняшний день проект Гражданского кодекса ЕС состоит из 10 книг (разделов), из которых опубликованы только первые 3 и 1 приложение (определения и термины). Основные направления: правонарушения в сфере гражданского права, имущественное положение граждан государств-членов ЕС, реституция, а также корпоративное право. Если сравнивать с Принципами европейского договорного права, то Кодекс вобрал аналогичные положения о договорах (общие положения, порядок заключения, полномочия агентов, действительность договоров и их толкование). Значительная часть кодекса – книга III - регулирует договорные и внедоговорные обязательства и, являясь проектом, не согласована с Регламентами Европейского парламента Рим I[1] и Рим II. Остальные 7 Книг (разделов) будут посвящены отдельным видам договоров, внедоговорной ответственности за ущерб, неосновательному обогащению, переходу прав собственности на движимое имущество и залогу, а также доверительной собственности.
Еще одна группа с интернациональным составом работает над проектом Европейского гражданского кодекса под руководством профессора Джузеппе Гандолфи в Италии (Академия европейских цивилистов в Павии). Группой профессора Гандолфи предлагается альтернативный подход, заключающийся в создании блока конкретных норм, полностью охватывающих соответствующую сферу, в частности договорное право, и не сводящихся лишь к установлению принципов. Однако их проект Кодекса не пользуется популярностью.
В октябре 2008 года, в Сорбонне прошла международная конференция по Европейскому договорному праву, где проект ГК Рабочей группы подвергся резкой критике со стороны академических и политических кругов.
Среди аргументов в пользу Европейского гражданского кодекса высказывается мнение, что в связи со снижением значимости национальных границ в рамках интеграции политических и экономических сфер, создание Кодекса будет дальнейшим шагом в процессе объединения государств-членов ЕС. Различия в национальных законах могут создать проблемы и препятствия на пути интеграции. Единый гражданский кодекс поможет преодолеть их и сократить барьеры торговли в рамках Европейского Союза. Да и само развитие ЕС ведет к логической унификации или по крайней мере гармонизации Европейского договорного права.
Такое мнение поддерживается профессором Хью Коллинзом, из Лондонской школы экономики и политических наук. Он связывает необходимость в Кодексе с глобализацией экономических процессов. По его мнению, учреждение ЕС неизбежно привело к нивелированию национальных границ. Поэтому создание Европейского гражданского кодекса стоит рассматривать как следующий шаг в процессе унификации права в рамках Союза. Коллинз считает, что национальные различия не должны препятствовать созданию Кодекса, т.к. они проявятся в любом случае в виду глобализации экономик государств-членов ЕС. Наоборот, он призван преодолеть эти различия и сгладить экономические и правовые барьеры в рамках ЕС.
Не менее значительны и аргументы против Европейского гражданского кодекса. Тут фигурируют и культурные аспекты вопроса, и политические, и правовые. Аргументы, основанные на культурном аспекте, достаточно сложны в своем определении. Они сводятся к тому, что замена национальных кодексов общеевропейским не будет являться равноценной, т.к. не способна сохранить связь между правовыми, культурными, языковыми и национальными особенностями государств-членов.
Более существенные аргументы, которые для некоторых являются главными причины, почему принятие Кодекса является ни возможным, ни желательным, следующие:
поправки и изменения в Кодексе потребуют прохождения длительной процедуры согласования со всеми государствами-членами ЕС. При этом такая процедура согласования может растянуться на годы, и даже на десятилетия;
Кодекс будет постепенно заменять элементы национальной правовой системы. Национальные законы формируют систему: один элемент является формирующей частью другого и наоборот, т.е. все элементы взаимосвязаны и зависят друг от друга. Замена только одной части в конечном результате привет к несогласованности системы договорного права ЕС в целом;
в случае, если Суд ЕС будет вправе осуществлять толкование кодекса, то это неизбежно приведет к росту количества споров и загруженности судебной системы ЕС, которая уже составляет проблему на сегодняшний день;
терминологическая база и понятийный аппарат Кодекса построены по круговому принципу. Другими словами один термин определяется через другой, который в свою очередь базируется на первом термине;
в рамках одного небольшого кодекса невозможно учесть всю технику частноправовых судебных споров, которая вырабатывалась годами в национальных законодательствах.
Тем временем на данном этапе достижение скорейшей унификации и создание полноценного Гражданского кодекса больше не ставится в качестве основной цели, наоборот: сейчас предпринимаются попытки добиться некоторой гармонизации. В настоящее время все усилия в этом отношении сосредоточены только на некоторых областях гражданского права, а именно на договорном и деликтном праве, и стоит заметить, что пока нет ни одного доказательства того, что отсутствие Кодекса представляет собой какой-либо барьер, например, для трансграничной торговли в рамках ЕС.
Таким образом, сложно сделать какой-либо однозначный прогноз по поводу будущего Европейского Гражданского кодекса. С одной стороны, проделана масштабная сравнительно-правовая исследовательская работа. С другой стороны, результаты этой работы не получают поддержки и одобрения в Европейском Союзе.
Не менее значимым является проект «Принципы существующего договорного права ЕС» (далее – Принципы «Acquis»).
Мотив, побудивший группу «Acquis» начать свои исследования, тесно связан с ситуацией, сложившейся в Европейском Союзе во второй половине 1990-х годов. Именно в это время были опубликованы первые части Принципов европейского договорного права. Однако, за некоторыми исключениями, принципы Ландо не учитывали существующее право Европейского Союза, входящее в Acquis Communautaire (правовое наследие ЕС). Возрастало количество Директив ЕС, способствовавших организации и укреплению единого внутреннего рынка ЕС в области защиты прав потребителей. Принятие таких Директив выступало основным побудительным мотивом прогрессивного процесса «европеизации» (т.е. создания наднационального регулирования) договорного права и чуть позднее обязательственного права. Принимая во внимание значение правового наследия ЕС для договорного права и других основополагающих отраслей частного права ЕС, группа ученых из почти всех государств-членов ЕС создала Исследовательскую группу по существующему частному праву ЕС (Группа «Acquis»). На прошедшей 27-28 сентября 2001 года в германском городе Трире конференции под названием «Европейское договорное право в Директивах ЕС» была определена программа действий Группы «Acquis», которая с 2002 года приступила к работе по созданию «Принципов существующего договорного права ЕС».
Было решено использовать методы, разработанные Комиссией Ландо для работы с многочисленными элементами права ЕС, и создать отдельные принципы существующего частного права ЕС. При этом принципы «Acquis» не позиционировались в качестве конкурента принципов Ландо, которые выступали неким стандартом, особенно в отношении структуры и стиля формулировок. Наоборот, принципы «Acquis» создавались в иных целях. Их главной задачей было проиллюстрировать существующее состояние частного права ЕС.
Принципы «Acquis» складывались из трех основных элементов. Во-первых, это изложение основной идеи Принципы «Acquis», отражающей лежащие в их основе политические и экономические цели, стремления и намерения. Во-вторых, это формулирование основополагающих терминов и дефиниций, используемых в законодательстве Европейского Союза, с указанием существующих противоречий и различий в рамках законодательства ЕС. В-третьих, использование существующего законодательство ЕС в отдельных областях по вопросам договорного права.
Таким образом, первой задачей группы «Acquis» был сбор информации (положений и прецедентов, имеющих отношение к частному и особенно к договорному праву) из различных областей права ЕС.
Поскольку объем правовых достижений ЕС оказался больше, чем ожидалось, то отбор осуществлялся с позиций рациональности и целесообразности для нового проекта. Было решено, что Принципы «Acquis» в первую очередь будут освещать вопросы, тесно связанные с общими положениями договорного права и поэтому частично будут отражать Принципы Ландо (часть I и часть II).
Следующим шагом была систематизация норм права Союза в пределах отобранного материала. Систематизированные нормы демонстрировали общность элементов права ЕС и лежащих в их основе принципов. Базовой составляющей Принципов «Acquis» являлись комментарии, в которых описывались директивы или иные акты права ЕС, стоящие за каждым положением принципов.
Основная функция каждого принципа заключалась в обеспечении связи с конкретным положением правового акта ЕС, составляющего правовые достижения Acquis. В этом плане Принципы «Acquis» создавали новый механизм доступа к правовым достижениям ЕС.
Принципы «Acquis» обладают несомненным преимуществом: простая структура, заимствованная у Принципов Ландо, способствует легкому поиску необходимого материала. Помимо прочего, Принципы «Acquis» наглядно демонстрируют характерные различия между правом на уровне Европейского Союза и правом на уровне государств-членов ЕС. В процессе их создания был упорядочен правовой инструментарий и гармонизирована и унифицирована терминологическая база, что, несомненно, отразилось на качественной составляющей правовых достижений ЕС.
Таким образом, с одной стороны, принципы «Acquis» представляют собой больше, чем простую компиляцию права ЕС, систематизированного в упорядоченный набор правовых норм, так как были заполнены многие пробелы и созданы общие принципы на основе отдельных правил.
С другой стороны, разработчики старались не отступать от существующего права ЕС. Принципы «Acquis» лишь подытоживают уже существующие правовые достижения ЕС.
Несомненным достижением академических групп можно считать создание Проекта Общей Справочной Схемы (далее – ОСС).
После совещания по европейскому договорному праву, прошедшего в июле 2001 г., Европейская Комиссия, в ходе дальнейших обсуждений, опубликовала документ «Более согласованное европейское договорное право – План Действий». Предложения Комиссии диктовались существующими серьезными проблемами в области трансграничных частноправовых отношений в государствах-членах ЕС. В значительной мере это обусловливалось несогласованностью правовых актов ЕС, отсутствием единой терминологической базы, проблемами имплементации директив на национальном уровне (особенно если в государстве-члене отсутствуют те правовые категории, которые содержатся в директиве), различиями в национальном договорном праве и т.д.
Для решения обозначенных проблем Комиссия предлагала использовать комплекс регулятивных (императивных – директивы, регламенты, и неимперативных – рекомендации) и нерегулятивных (факультативных – диспозитивное регулирование, саморегулирование, добровольные соглашения и т.д.) инструментов. Реализовать на практике этот подход, по мнению Комиссии, должен был Проект Общей Справочной Схемы, к работе над которым Комиссия планировала привлечь все заинтересованные стороны, а именно академические и политические круги, практикующих юристов, представителей бизнес структур и потребителей.
Проект такого рода представлялся весьма амбициозным по своим масштабам, требующим больших интеллектуальных затрат и глубокого проникновения в понимание права ЕС. Он должен был стать динамической структурой, чтобы не только регулировать настоящее положение вещей, но и направлять будущее развитие права, преодолеть его проблемы или стать над ними, быть в состоянии убедительно и оперативно реагировать на потребности всех 27 государств-членов ЕС. Проект ОСС должен был преимущественно регулировать договорное право, особенно трансграничные типы договоров, например, такие как договоры купли-продажи и предоставления услуг. Создать общие правила заключения, действительности и толкования договоров, исполнения и неисполнения договоров, а также положений о неосновательном обогащении, средствах обеспечения и кредите. В качестве правовых источников выступали бы национальное законодательство; судебная практика; acquis communautaire; международные договоры.
Для воплощения на практике изложенной в Плане Действий концепции ОСС в мае 2005 года было создано специальное Объединенное сообщество по европейскому частному праву, включающее целый ряд университетов, исследовательских центров и иных организаций, а также более 150 ученых из государств-членов ЕС и 8 исследовательских групп. Двумя главными участниками этого проекта выступают: Рабочая Группа по Европейскому гражданскому кодексу и Группа «Acquis».
С тем, чтобы привлечь к обсуждению проекта ОСС максимально широкий круг заинтересованных лиц, предоставить им возможность высказать свои предложения и замечания, в 2008 г. был опубликован промежуточный вариант проекта, который в значительной своей части базировался на упомянутых Принципах европейского договорного права. Европейский Парламент Резолюцией от 3 сентября 2008 г. приветствовал эту публикацию и подчеркнул, что документ Комиссии станет основой для решений относительно будущего назначения ОСС, его содержания и юридического действия, которое может находиться в пределах от необязывающего нормотворческого инструмента до факультативного инструмента в европейском договорном праве.
28 декабря 2008 года Проект был передан в Еврокомиссию. В 2009 году итоговый вариант проекта ОСС в редакции Рабочей Группы и Группы «Acquis» был напечатан немецким издательством «Сэллиер»
Итоговый документ 2009 г., естественно, отражает результаты конструктивной публичной дискуссии и существенно отличается от промежуточной версии, в том числе по кругу затрагиваемых вопросов. По своей природе он все еще остается проектом, разработанным учеными, а не формально действующим актом. Тем не менее, и в этом качестве, по оценке его создателей, он имеет свое собственное значение. Как академический текст он воплощает итог широкомасштабного европейского исследования. В особенности, он демонстрирует, в какой степени национальные системы частного права схожи между собой и развивались под взаимным влиянием, в какой мере эти правовые системы могут рассматриваться как проявление единого общеевропейского наследия. Он также содействует осознанию того факта, что существует европейское частное право и что имеется относительно небольшое число случаев, в которых различные национальные правовые системы дают на общие проблемы принципиально разные ответы. И, кроме того, проект способен служить дополнительным стимулом для углубленного взаимопонимания и коллективного обсуждения перспектив европейского частного права.
Проект ОСС 2009 г. состоит из принципов, модельных правил и помещенных в приложении определений. Модельные правила образуют по объему основную часть ОСС. Они систематизированы в 10 книгах. Книги I - III посвящены общей части договорного права и общему понятию обязательства, книга IV – отдельным видам договоров, книга V – ведению чужих дел без поручения, книга VI – внедоговорной ответственности за причиненный вред, книга VII – неосновательному обогащению, книга VIII – приобретению и утрате права собственности, книга IX – вещному обеспечению в отношении движимого имущества, книга X – доверительной собственности. Этот перечень показывает, что ОСС по сфере охватываемых отношений выходит далеко за границы договорного права и по сути является моделью европейского гражданского кодекса.
Модельным правилам предшествует анализ фундаментальных принципов частного права. В окончательном варианте проекта эксперты сочли целесообразным отойти от такого метода изложения основных идей правового регулирования, который ориентирован на их многочисленность (в промежуточном варианте проекта принципов насчитывалось не менее 15), и сконцентрировали внимание на четырех базовых принципах: свобода, гарантированность, справедливость и эффективность.
Несмотря на столь немногочисленный перечень, авторы Проекта не ставят все принципы на один уровень в иерархическом ряду и допускают конкуренцию между ними, отдавая в некоторых ситуациях приоритет одним (свобода или гарантированность) перед другими (справедливость или эффективность).
Эффективность по сравнению с другими является более приземленным и менее фундаментальным началом, но степень его важности оправдывает включение в список. Идея эффективности лежит в основе многочисленных модельных правил и без обращения к ней они не могут быть объяснены в полной мере. Принципы одного уровня – свобода, гарантированность и справедливость обладают ценностью сами по себе. За них люди сражались и умирали. На их фоне эффективность выглядит скромней. Однако в контексте частного права эти идеи проявляются преимущественно не как самостоятельные ценности, а как средства, подчиненные достижению иных целей – повышению благосостояния, созданию условий, при которых граждане могут осуществлять свои законные намерения и реализовывать свой потенциал.
В 2010 году Европейская комиссия создала группу из 18 экспертов(в основном ученых) по Общей Справочной Схеме и её применению в отдельных вопросах гражданского права. В 2011 году Группа экспертов составила «Технико-экономическое обоснование ОСС» - документ по коммерческому праву, основанному на ОСС. На его основании были сформулированы предложения Еврокомиссии по Директиве о правах потребителей. Это означает, что не имеющий обязательной юридической силы академический труд применяется в нормотворческом процессе и выступает в качестве основы для внесения возможных поправок, изменений или дополнений в юридически обязательный правовой акт Европейского Союза.
Несмотря на то, что проект ОСС выступает для многих отправным пунктом по разрешению некоторых правовых вопросов, у него существуют и определенные минусы. Если проводить аналогию с тем же Европейским гражданским кодексом, то проект ОСС так же неизбежно будет отличаться от законодательства государств-членов и личных представлений граждан ЕС о справедливости. Унифицированные и значительно сокращенные принципы ОСС, в сравнении с принципами Ландо не могут в поной мере обеспечить ту справедливость в частном праве, на которую рассчитывают граждане ЕС.
Но и не мало преимуществ Проекта Общей Справочной Схемы. Он объединяет в себе самые передовые правовые достижения ЕС, предлагает высокий уровень унификации его договорного права и уже сегодня намечает тенденции его будущего развития и эволюции права ЕС в целом. Проект оказывает серьезное влияние на действующее гармонизированное договорное законодательство Евросоюза.
С высокой долей вероятности Проект может быть одобрен на законодательном уровне в Европейском Союзе и в этом случае он станет первым кодифицированным правовым актом наднационального уровня не только в области договорного права, но и в праве Европейского Союза в принципе
Правовые достижения Европейского Союза по унификации и гармонизации своего договорно-правового регулирования, а также академические проекты в этой области, намечающие тенденции будущего развития права ЕС, представляют собой тот уникальный международный опыт, который необходим государствам для модернизации своего гражданского законодательства. Тем не менее, на пути к достижению этой цели, встречается не мало проблем.
[1] О праве, применимом к договорным обязательствам (Рим I): Регламент (EC) № 593/2008 Европейского парламента и Совета от 17 июня 2008 г. // Официальный журнал Европейского союза, 2008. – №177. – С. 6-16
|