Понедельник, 25.11.2024, 07:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Правовые и организационные проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе

Система исправительных учреждений, в силу того что она является в материальном отношении ресурсоемкой структурой и социально значимым фактором государства, за годы советской власти объективировала себя как лагерный и концентрационный по характеру содержания осужденных механизм государственного принуждения[1]. Главной ее задачей является исполнение наказания в виде лишения свободы, но принуждение в виде изоляции предполагает выполнение государством важной и значимой социальной функции в отношении осужденных.

Так как лишение свободы применительно к обвиняемым и подозреваемым начинается с момента избрания им меры пресечения в виде заключения под стражу, то и социальная работа в следственных изоляторах, включая все вопросы питания, быта, санитарии и гигиены, занятости, удовлетворение духовных и оздоровительных потребностей заключенных, начинается в этот же период. Кроме того, следственные изоляторы составляют вместе с исправительными учреждениями не только единую систему мест лишения свободы. Они в определенной мере "приближают" спецконтингент либо к месту постоянного жительства, либо месту совершения преступления, что важно для учета реализации принципа отбывания лишения свободы по месту постоянного жительства либо по месту совершения преступления (ч. 1 ст. 73 УИК РФ).

Принимаемые в последние годы государством меры по реформированию системы исправительных учреждений и совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства позволили значительно продвинуться вперед по преодолению фактов чрезмерного и необоснованного ограничения прав осужденных, по приведению деятельности мест лишения свободы в соответствие с требованиями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными[2].

Так как лишение свободы для осужденных, как правило, начинается с их заключения в следственном изоляторе, то одним из приоритетных направлений политики реформирования УИС стала гуманизация режима содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В этой связи в последнее десятилетие подверглась определенной корректировке правовая основа исполнения меры уголовно-процессуального пресечения в виде заключения под стражу, проведена работа по улучшению бытовых условий содержания в следственных изоляторах (СИЗО) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Внесены значимые изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации, которые призваны сбалансировать судебную практику по применению лишения свободы и видов наказаний, альтернативных лишению свободы, усилить правовые и организационные основы правопорядка в ИУ, обеспечить более высокую степень безопасности осужденных, действенность и эффективность принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания.

Как известно, нормы уголовно-исполнительного законодательства уточняют систему исправительных учреждений, закрепленную в уголовном законодательстве (ст. ст. 56, 58 УК РФ). Однако последние дополнения, внесенные Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ[3] в уголовно-исполнительное законодательство, несколько усилили противоречия в правовом выражении понятия лишения свободы. Это выражается в том, что норма ч. 1 ст. 74 УИК РФ отводит особое место в исполнении лишения свободы следственным изоляторам уголовно-исполнительной системы. Теперь на них возложено выполнение функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

В силу того что следственный изолятор ФСИН России в основном предназначен для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, то функция исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы для них является специфической (неосновной). Поэтому они не приспособлены в должной мере для ее реализации, не имеют необходимых материальных и организационных возможностей для создания условий отбывания наказания, которые законодатель определил для исправительных колоний, а это порождает проблемы в обеспечении в полном объеме прав и законных интересов осужденных, содержащихся в следственных изоляторах. На законодательном уровне также остаются не решены вопросы правового и организационного обеспечения этой функции СИЗО.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют 203 СИЗО на 131606 мест Они дислоцируются в 77 территориальных органах уголовно-исполнительной системы. На 1 октября 2012 г. в них содержались 147 тыс. подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Среднегодовое движение спецконтингента в СИЗО составляет более 2,5 млн. человек.

Согласно статистическим данным на 2012-2013 годы, удельный вес лиц, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, то есть тех, в отношении которых еще не завершено следствие, составляет около 25% от общей численности содержащихся в СИЗО. Примерно 35 – 40% -подсудимые, то есть лица, числящиеся за судами первой инстанции, а также осужденные, проходящие кассационную процедуру, 10-15% – осужденные, чьи дела уже прошли кассационную инстанцию, но определение о вступлении приговора в законную силу из суда еще не получено. Еще по 5% – это осужденные, ожидающие отправления в места отбывания наказания, транзитные осужденные и около 10% – осужденные, оставленные для хозяйственного обслуживания изоляторов. Помимо этого контингента в следственных изоляторах теперь содержатся и осужденные, срок лишения свободы которых не превышает 6 месяцев[4].

В отличие от исправительных колоний, в которых, как известно, изоляция осужденных является основной карательной функцией лишения свободы и средством дифференциации осужденных по различным видам режима и условиям исполнения и отбывания наказания, в СИЗО изоляция не носит карательного свойства. Она является способом временного содержания лиц, представляющих общественную опасность, а также принуждением по обеспечению задач правосудия в досудебной стадии. Архитектоника следственных изоляторов, предусматривающих строгую изоляцию контингента в камерах, полностью подчинена этим задачам. Основной контингент в них представлен лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В них раздельно содержатся мужчины и женщины, взрослые и несовершеннолетние, неоднократно судимые и лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности.

Закон допускает отбывание лишения свободы в следственном изоляторе лицам, используемым в них в качестве хозяйственной обслуги. Ими являются осужденные за преступления небольшой и средней тяжести, а также тяжкие преступления. В отношении лиц, оставляемых в следственных изоляторах для отбывания "кратких сроков" до 6 месяцев, закон не определяет, какая именно категория осужденных к лишению свободы, кроме указания на срок, может быть оставлена в следственном изоляторе и какие условия для них должны быть созданы.

Ст.ст. 56 и 58 УК РФ закрепили систему исправительных учреждений и уголовно-правовую дифференциацию осужденных к лишению свободы по видам ИУ и режимам, установленных в них. Она включает в себя колонии-поселения; воспитательные колонии; лечебно-исправительные учреждения; колонии общего, строгого, особого режима и тюрьмы. Но в указанных нормах нет ни прямого, ни косвенного предписания, что этот вид наказания могут исполнять и следственные изоляторы. Определение же вида исправительного учреждения или иного учреждения для исполнения наказания в виде лишения свободы является прерогативой суда, который должен руководствоваться материальной нормой уголовного закона. На наш взгляд, нарушен принцип предмета правового регулирования. Материальные нормы по определению вида исправительного учреждения и его изменения – предмет содержания уголовно-правовых отношений, процедурный же регламент этого вопроса – область регулирования уголовно-исполнительного законодательства.

Нам представляется, что отмеченное противоречие в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве должно получить обстоятельную теоретическую оценку и соответствующие рекомендации по приведению норм институтов определения вида исправительного учреждения и его изменения в соответствие с принципом требования принятия по этим вопросам судебного решения. Это и должно найти отражение в УК РФ и УИК РФ.

 

[1] Упоров И.В. Опыт реформирования уголовно-исполнительной (тюремной, исправительно-трудовой) системы в России // Проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы и подготовки персонала. Материалы междуна­родной научно-практической конференции – Рязань. 2011. – С. 299.

[2] Пономарев П.Г., Радкевич В.С., Селиверстов В.И. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Уголовно-исполнительное право – М., 2012. – С. 58-71.

[3] Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации".

[4] Статистика нарушений [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний [Официальный сайт]. URL: fsin.rf/statistics (дата обращения: 10.03.2014).

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (04.03.2017)
Просмотров: 217 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%