Федеральный закон № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит ряд принципиальных положений, определяющих общий порядок работы представительного органа, которые получают свое развитие и конкретизацию в уставе муниципального образованиях и регламенте представительного органа. Согласно ст. 35 указанного выше закона представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Муниципальные образования самостоятельно определяют порядок созыва и проведения первого заседания представительного органа. В уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов предусматривается, что представительный орган нового созыва собирается на первое заседание, в течение двух недель (возможная иная дата) со дня официального опубликования результатов выборов в случае избрания правомочного состава. Первое заседание созывается в одних муниципальных образованиях главой муниципального образования (председателем представительного органа предыдущего созыва), в других – избирательной комиссией муниципального образования. По-разному решается в регламентах вопрос о том, кто открывает и ведет первое заседание: в одних случаях это поручается старейшему по возрасту депутату до избрания председателя представительного органа, в других – председателю избирательной комиссии муниципального образования. Предусматривается проведение перед первым заседанием представительного органа нового созыва организационного собрания вновь избранных депутатов в целях формирования организационного комитета, который осуществляет подготовку первого заседания представительного органа.
Согласно регламентам представительных органов различных муниципальных образований формирование организационного комитета происходит непосредственно на первом заседании представительного органа после его открытия. На период работы организационного комитета в заседании представительного органа объявляется перерыв. Данный комитет организует на первом заседании представительного органа проведение выборов его председателя, собирает и обобщает предложения по кандидатурам заместителей председателя, председателей комитетов, а также по наименованию и численности комитетов и т. д. В регламентах представительных органов предусматривается, что на первом заседании депутаты получают информацию о результатах выборов и принимают решения о правомочности заседания. Затем утверждаются повестка дня и порядок работы. Регламентом может быть предусмотрено избрание мандатной комиссии для проверки полномочий депутатов и подготовки предложений по данному вопросу. По представлению мандатной комиссии представительный орган принимает решение о признании полномочий избранных депутатов. На первом заседании представительного органа в соответствии с его регламентом избираются председатель и заместитель председателя, а также могут быть сформированы постоянные комитеты, иные внутренние органы представительного органа, [23, 89].
Основными формами организации деятельности представительного органа муниципального образования являются:
- заседаний представительного органа;
- заседаний постоянных комитетов и комиссий представительного органа;
- работы депутатов во временных рабочих группах;
- работы депутатов в избирательных округах.
Заседания представительного органа являются основной формой его работы. На заседаниях представительного органа рассматриваются вопросы, отнесенные федеральными и законами субъектов Российской Федерации, Уставами муниципальных образования к компетенции представительных органов муниципального образования и включенные в утверждённую повестку дня заседания представительного органа. По этим вопросам принимаются решения представительного органа. Порядок проведения заседаний представительного органа регулируется его Регламентом.
Заседания постоянных комитетов и комиссий являются вспомогательной формой работы представительного органа. На этих заседаниях осуществляется предварительное рассмотрение и подготовка вопросов, выносимых на заседания представительного органа и отнесенных к компетенции этих комиссий и комитетов, положениями о постоянных комитетах и комиссиях представительного органа, а также жалобы и обращения избирателей. Порядок проведения заседаний постоянных комитетов и комиссий регулируется положениями об этих комитетах и комиссиях, принимаемыми решениями представительного органа. Основными функциями постоянных комиссий являются:
- разработка и подготовка заключений по проектам решений представительного органа;
- контроль за исполнением решений представительного органа;
- подготовка предложений и рекомендаций, вносимых на рассмотрение представительного органа, органов государственной власти;
- содействие депутатам в осуществлении их полномочий;
- организация и проведение депутатских слушаний;
- взаимодействие с местной администрацией, предприятиями, органами территориального общественного самоуправления, иными объединениями граждан, [19, 335].
Временные комиссии могут создаваться представительным органом по любым вопросам своей деятельности. Задачи, состав, полномочия, порядок работы временных комиссий определяются представительным органом при их образовании. Деятельность этих комиссий ограничивается определенным сроком и конкретной задачей. По результатам своей деятельности временная комиссия предоставляет доклад по существу вопроса, в связи с которым была создана.
Представительный орган может создавать согласительную комиссию в целях преодоления и согласования разногласия на одном из этапов рассмотрения представительным органом проекта решения о бюджете муниципального образования. Согласительная комиссия состоит из равного числа депутатов и представителей местной администрации.
Для подготовки отдельных вопросов, отнесенных к компетенции представительного органа, своим решением представительный орган может создавать временные рабочие группы состоящие из депутатов. Состав таких временных рабочих групп, их цели и задачи, порядок и сроки работы устанавливаются решением представительного органа.
Работа депутатов в избирательных округах осуществляется в соответствии с действующим законодательством, Уставом муниципального образования, регулирующим статус депутатов представительных органов местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 35.1 Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в представительном органе могут создаваться депутатские объединения в форме фракций. Депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции), за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 35.1 Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты (депутат), избранные (избранный) в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), указанной в части 3 статьи 35.1 Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Деятельность представительных органов осуществляется в соответствии с перспективными планами направления их работы. Проект перспективного плана, как правило, разрабатывается сроком на год с учетом мнения главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, постоянных комиссий, депутатских объединений. При его разработке могут учитываться также предложения депутатов, органов территориального общественного самоуправления, пожелания граждан. Формирование проекта плана работы представительного органа осуществляет его Аппарат. План работы утверждается на его заседании представительного органа. Организация выполнения перспективных планов возлагается на председателя представительного органа и постоянные комитеты, [19, 349].
Организацию деятельности представительного органа осуществляет его Аппарат. В задачи Аппарата входит: подготовка и проведение заседаний, информационно-аналитическое и материально-финансовое обеспечение деятельности представительного органа. Работа Аппарата осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и законами субъектов Российской Федерации, Уставами муниципальных образований и Регламентами представительных органов. Аппарат возглавляет председатель представительного органа. В отсутствие председателя его полномочия по руководству Аппаратом осуществляет заместитель председателя представительного органа.
Как было отмечено ранее основной формой работы представительного органа является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к его компетенции, в соответствии с уставом муниципального образования и действующим законодательством. Заседания представительного органа могут быть очередными и внеочередными.
Очередные заседания представительного органа созываются в соответствии с планом работы (как правило не реже одного раза в месяц; регламент может предусматривать летний перерыв в работе представительного органа). Дату очередного заседания представительного органа назначает его председатель. В соответствии с регламентом представительного органа в установленный срок сообщение о дате, времени, месте проведения очередного заседания, об основных вопросах, выносимых на его рассмотрении, публикуются в средствах массовой информации. Аппарат представительного органа в установленные регламентом сроки направляют соответствующую информацию непосредственно депутатам и другим заинтересованным лицам.
Внеочередные заседания созываются по решению председателя представительного органа муниципального образования, а также по инициативе депутатов или главы муниципального образования.
Регламенты представительных органов могут предусматривать проведение совещаний депутатов с целью предварительного рассмотрения вопросов, предлагаемые для внесения в повестку дня очередного заседания. Совещания депутатов созывается председателем представительного органа и носят рабочий характер: на них присутствуют только депутаты и приглашенные лица. Ход депутатских совещаний протоколируется.
Заседание прудставительного органа начинается с регистрации его депутатов. О невозможности присутствовать на заседании депутат обязан заблаговременно проинформировать председателя представительного органа с изложением причины своего отсутствия. Регламент может предусматривать проведение поименной регистрации в любой момент заседания представительного органа. Заседание проводится в соответствии с повесткой дня, утверждаемой представительным органом. Регламент представительного органа устанавливает время проведения заседания, время выступлений, права депутатов и порядок их реализации, устанавливает правила соблюдения депутатской этики и другие.
Каждому депутату, присутствующему на заседании, Аппаратом представительного органа предоставляются проект повестки дня заседания, проекты решений представительного органа по вопросам, включенным в проект повестки дня заседания, заключения различных органов власти, могут предоставляться решения и рекомендации постоянных комитетов и комиссий по проектам решений представительного органа.
Регламент представительного органа устанавливает требования к материалу, непосредственно распространяемым входе заседании: могут распространяться только материалы по вопросам, включенные в повестку данного заседания, а также депутатские запросы и заявления.
Заседание представительного органа проходит гласно и носит открытый характер. На нем вправе присутствовать должностные лица местной администрации, администрации соответствующего субъекта Федерации, депутаты представительного органа государственной власти соответствующего субъекта Федерации, представители прокуратуры, представители средств массовой информации, а также иные лица. Представительный орган вправе принять решение о проведение закрытого заседания или о закрытом рассмотрении отдельных вопросов своей повестки дня. На таком заседании, по мимо депутатов, присутствуют только специально приглашенные лица и представители прокуратуры, [18, 257].
В начале каждого заседания представительного органа утверждается повестка заседания, определяющая перечень вопросов и порядок их рассмотрения. Проект повестки дня заседания формируется председателем представительного органа в письменной форме. Проект повестки должен содержать формулировки вопросов, выносимых на заседание, фамилию и инициалы имени и отчества, могут указываться название должности докладчиков и содокладчиков, которые будут делать доклад (содоклад) по этим вопросам, время начала и окончания рассмотрения каждого вопроса, включенного в проект повестки дня. В проект повестки дня включаются в обязательном порядке вопросы из плана работы представительного органа, срок рассмотрения которых наступил. Эти вопросы могут быть дополнены иными вопросами, в рассмотрении которых назрела необходимость, и предложены представительному органу, его постоянными комиссиями и депутатами, а также главой Администрации и Администрацией муниципального образования, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, проживающих на территории муниципального образования.
Решение об утверждении повестки заседания принимается большинством голосов присутствующих на заседании депутатов. Обсуждение вопроса повестки заседания начинается с доклада, подготовленного инициатором выносимого на рассмотрение представительного органа вопроса. Если по рассматриваемому вопросу представлено несколько проектов решений, то право выступать с докладом предоставляется авторам каждого проекта решения. Право выступить с содокладом имеет глава местной администрации или его представитель. По окончанию доклада докладчик (содокладчик) отвечает на заданные вопросы, после чего депутатам предоставляется слово для выступления, [23, 91].
На заседании представительного органа ведутся протокол и стенограмма, а также может осуществлятся аудио в фидео фиксация заседания. В протокол заседания вносятся:
наименование представительного органа муниципального образования, порядковый номер протокола и дата проведения заседания;
численный состав депутатов, установленный Уставом муниципального образования, и число депутатов представительного органа, присутствующих на заседании;
фамилии и инициалы имени и отчества депутатов представительного органа, которые отсутствуют на заседании;
фамилии и инициалы имени и отчества, наименование должности должностных лиц, приглашённых и присутствующих на заседании;
фамилия и инициалы имени и отчества, наименование должности председательствующего на заседании и секретаря заседания;
перечень вопросов, включенных в утверждённую повестку дня заседания;
по каждому рассматриваемому вопросу повестки дня заседания указываются: формулировка вопроса; фамилия, инициалы имени и отчества, наименование должности докладчика и содокладчиков; фамилии, инициалы имени и отчества депутатов представительного органа и других лиц, выступивших с вопросами и в прениях; краткое содержание вопросов и выступлений в прениях; содержание внесённых по обсуждаемому вопросу предложений; результаты голосования по внесённым предложениям; результаты голосования по проекту решения представительного органа (как при принятии проекта решения за основу, так и при принятии проекта решения в целом).
К протоколу заседания прилагаются тексты решений представительного органа, принятые по вопросам повестки дня заседания. Протокол заседания ведёт специалист аппарата представительного органа, который исполняет обязанности секретаря заседания. Протокол первого заседания ведёт лицо, избранное решением представительного органа секретарём первого заседания. Оригиналы протоколов заседаний подписываются секретарём и председателем представительного органа и регистрируются в книге регистрации решений представительного органа и хранятся в его Аппарате.
Регламент представительного органа устанавливает полномочия председательствующего на заседании представительного органа. Председательствующий на заседание:
открывает и закрывает заседание;
ставит на обсуждение вопросы утвержденные повесткой дня;
предоставляет слово для докладов, содокладов и выступлений;
осуществляет контроль за соблюдение продолжительности выступлений;
ставит на голосование проекты решений;
оглашает письменные запросы, заявления и справки депутатов;
участвуя в открытом голосовании, голосует последним;
объявляет результаты голосования;
обеспечивает соблюдение прав депутатов на заседании;
поддерживает порядок в зале заседания;
удаляет из зала заседания нарушителя, не являющегося депутатом;
приостанавливает незапланированные дебаты;
прерывает заседание в случае возникновения в зале заседания чрезвычайной ситуации, а также грубого нарушения общественного порядка;
даёт право на выступление заинтересованным лицам.
Депутаты представительного органа на его заседании вправе участвовать в прения, вносить предложения и поправки по существу обсуждаемого вопроса, предлагать кандидатуры, обращаться в установленном порядке с запросами, давать справки, а также пользоваться иными установленными правами.
Выступающий на заседании не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, задевающие честь и достоинство депутатов и других лиц, призывать к незаконным действиям и т.п.
По рассматриваемым вопросам представительный орган принимает решения открытым голосованием или тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов представительного органа, за исключением случаев когда в соответствии с уставом муниципального образования и регламентом представительного органа требуется квалифицированное большинство в две трети голосов. По процедурным вопросам (о перерыве в заседании, об изменении очередности голосования и др.) в соответствии с регламентом представительного органа решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, если представительным органом не будет принят иной порядок голосования, [18, 258].
Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования.
Глава муниципального образования имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом, который может преодолеть вето главы муниципального образования, одобрив повторным голосованием указанный правовой акт в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа. В этом случае данный правовой акт подлежит подписанию главой муниципального образования.
Регламенты представительных органов устанавливают также порядок рассмотрения на заседаниях представительного органа:
проектов законов соответствующего субъекта Федерации, вносимых представительным органом муниципального образования в порядке законодательной инициативы в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Федерации;
вопросов о согласовании соответствии с уставом муниципального образования назначения и освобождения от должности должностных лиц местной администрации;
вопроса о выражении в соответствии с уставом муниципального образования недоверия главе муниципального образования и удалении его в отставку;
вопроса о формировании в соответствии с уставом контрольного органа муниципального образования, [20, 354].
Кроме того, регламент может устанавливать иную процедуру подготовки и принятия муниципальных правовых актов, принимаемых представительным органом, определить иных субъектов правотворческой инициативы, требования, предъявляемые к проектам актов, проведение предварительной юридической экспертизы и т. д.
|