В условиях социально-экономического преобразования, построения правового и демократического государства, были выражены в принятии нового уголовно-исполнительного законодательства, которое преследовало следующие цели: преобразование системы исполнения наказаний в соответствии со сложившимися реалиями; повышение ее открытости; усиление охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; привлечение к участию в их исправлении органов государственной власти и органов местного самоуправления и иных организаций, общественных объединений и граждан.
Но дальнейшие изменения в жизни общества и корректировка отдельных положений уголовно-исполнительной политики, диктовали необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений уголовно-исполнительного закона. Кроме того, они были необходимы и потому, что практика применения Кодекса за время его действия показала наличие определенных недочетов и пробелов в правовом регулировании отдельных вопросов исполнения наказаний. Эти изменения и дополнения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, внесенные другими федеральными законами, направлены на дальнейшую демократизацию системы исполнения наказаний, гуманизацию самого процесса их исполнения, приближения норм обращения с осужденными к международным стандартам.
Уголовно-исполнительное законодательство – это система законов, непосредственно регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. Такой подход к определению рассматриваемого понятия получил официальное закрепление в УИК РФ, где ч.1 ст.2 устанавливает: «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов».
С момента принятия уголовного и уголовно-исполнительного законодательства ряд новелл не нашел своего воплощения в связи с отсутствием прежде всего экономических условий для исполнения отдельных видов наказаний таких как арест, ограничение свободы, исправительные и обязательные работы. В связи с этим в 2004 году были проведены значительные преобразования в уголовно-исполнительной системе и Указом Президента РФ была образована Федеральная служба исполнения наказаний, подведомственная Министерству юстиции РФ.[1]
Как уже говорилось, уголовно - исполнительная политика государства находит свое правовое выражение в соответствующей отрасли права – в уголовно-исполнительном праве. Данная отрасль права получила это официальное наименование 18.12.1996 г., когда Государственной Думой РФ был принят Уголовно-исполнительный кодекс РФ. До этого уголовно-исполнительное право в разные периоды называлось «тюремным правом» (тюремоведением), «пенитенциарным правом», «исправительно-трудовым правом».[2]
Современная уголовная политика нашего государства направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. В настоящее время доля наказаний, альтернативных лишению свободы, достигает свыше 60 % от общего числа наказаний, назначаемых судами. Исполнение большинства из них возложено на уголовно-исполнительные инспекции, которые являются – основным звеном службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Следует отметить, что практика применения наказаний без изоляции от общества ещё в Советском Союзе обусловила необходимость создания системы соответствующих органов и учреждений, формирование которой было в целом завершено лишь во второй половине прошлого века. Прообразом уголовно-исполнительных инспекций явились «Бюро принудительных работ», созданные при губернских и областных отдела юстиции в соответствии с циркуляром Наркомата юстиции России от 07.05.1919 г.
Начиная с 30-х годов прошлого века органы, исполняющие наказания без изоляции от общества, входили в систему МВД СССР. Этими учреждениями были районные и межрайонные инспекции исправительно-трудовых работ.
Дальнейшая история создания уголовно-исполнительных инспекций во многом связана с развитием 60-80-е годы институтов условного осуждения – условного освобождения с обязательным привлечением к труду. До начала 1999 года они входили в структуру территориальных (районных, межрайонных, городских) органов внутренних дел.
В настоящее время уголовно-исполнительные инспекции – это учреждения уголовно-исполнительной системы подведомственные Министерству юстиции РФ, исполняющие наказания в виде обязательных и исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществляющие контроль за поведением условно осужденных, и осужденных с отсрочкой отбывания наказания, ограничение свободы.
На сегодняшний день инспекции имеются практически в каждом административном образовании районного и городского значения. Организационная перестройка деятельности инспекций, проводимая в последние годы, получила дальнейшее развитие. Это продиктовано необходимостью повышения их статуса и изменения отношения к ним со стороны общественности, а также преодоления трудностей, связанных с реорганизацией правоохранительных органов, перерастанием функций и становлением инспекций в рамках нового ведомства.
Теперь, сотрудники инспекций при осуществлении своих функций в органах государственной власти и других организаций представляют интересы полноценного государственного учреждения, занимающего свою нишу в системе правоохранительных органов и наделенного соответствующими властными полномочиями.
Таким образом, появилась возможность включать вопросы, касающиеся исполнения наказаний и укрепления материально-технической базы, в региональные комплексные программы профилактики правонарушений; рассматривать вопросы взаимодействия УИИ с ОВД и органами местного самоуправления при исполнении наказаний без лишения свободы обсуждаемые на заседаниях Совета безопасности, при губернаторах субъектов РФ.
Так, в целях снижения преступности среди осуждённых без изоляции от общества УИИ совместно с отделами полиции в 2011 году по Уральскому Федеральному округу и в других субъектах РФ проводились оперативно-профилактические операции: «Условник», «Безопасный город», «Розыск», «Подросток» и другие. В ходе данных мероприятий были проведены проверки осужденных по месту жительства склонных к совершению правонарушений и повторных преступлений, в том числе и несовершеннолетние осужденные которые нуждаются повышенном внимании.
В рамках профилактической работы уголовно-исполнительные инспекции привлекают подростков для участия в спортивных соревнованиях, концертах художественной самодеятельности, они направляются в реабилитационные центры, на сборы в военно-патриотические лагеря и т.п.
В улучшении воспитательных процессов, особенно в отношении несовершеннолетних, играет немаловажную роль участие психологов в положительном влиянии на процесс исправления осужденных. В штате инспекций, где имеется должность психолога, проводится работа на начальных стадиях изучения личности осужденного с момента его постановки на учет, проводится их тестирование, составляются психологические характеристики, даются рекомендации инспекторам об особенностях индивидуальных работы с осужденными. Вопросы дальнейшего повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций проводится путем совершенствования законодательной базы исполнения альтернативных наказаний.
[1] Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. №314 (в ред. от 22.06.2010г.) // СЗ РФ. 2004. №11. Ст.945.
[2] Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право РФ: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. С.45.
|