Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации на современном этапе, имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. В нем устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам. [1]
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор суда либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии[2].
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Федеральная служба исполнения наказаний (далее ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
ФСИН России подведомственна Минюсту России и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России и иными нормативными актами.[3]
В соответствии с разделом 8 гл.24 УИК РФ контроль, за поведением осужденных к наказаниям без лишения свободы в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденных. В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.[4]
В гл. 3 ст. 16 ч. 2,4,5,7,13 УИК РФ определены следующие виды наказаний, которые исполняют Уголовно-исполнительные инспекции в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством - уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.[5]
Основными задачами инспекций являются: исполнение наказаний в виде обязательных и исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы; контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено; предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях; иные задачи, возложенные на инспекции в соответствии с законодательством Российской Федерации.[6]
В своей работе инспекции взаимодействуют с подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями.
[1] Михлин А.С., Селиверстов В.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ - 2-е изд. М., 2009. С.22.
[2] Михлин А.С., Селиверстов В.И. Указ. соч. С.39.
[3] Михлин А.С., Селиверстов В.И. Указ. соч. С.67.
[4] Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 09.01.2006г. N12 // СЗ РФ. 2003. №3. Ст.276.
[5] Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» от 09.03.2001г. N25 (в ред. от 08.12.2003г.) // СЗ РФ. 2001. №11. Ст.1002.
[6] Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Положение об уголовно-исполнительных инспекциях» от 28.03.2010г. N190 // СЗ РФ. 2010. №14. Ст.1655.
|