Понедельник, 25.11.2024, 08:26
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Зарубежный опыт противодействия коррупции

Компаративный анализ практик современных государств позволил выявить две типичные модели антикоррупционной политики, основанной на цивилизационной специфике стран Запада и Востока практического решения проблемы «коррупция – антикоррупция».

Для западных стран (США, Канада, страны Скандинавии и Западной Европы) коррупция, являясь социально- негативной девиацией поведения отдельных граждан, ограничивается сферой публичного управления, что отражается в содержании антикоррупционных программ, направленных на повышение прозрачности и отчетности органов власти и регламентацию этического поведения государственных служащих. Например, Великобритания внедряет антикоррупционные реформы в систему публичного управления начиная с 1889 г., когда был принят « Закон о взяточничестве в публичных организациях» и закон « О предупреждениях коррупции» 1906 и 1916 годов. Вместе они составляют правовую базу борьбы государства и общества с коррупцией.

«Закон о взяточничестве в публичных организациях» называет преступлением «требование взятки или получение, или согласие на получение подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность как средства побуждения служащего сделать что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо» [12,c.92-104]. Такое преступление предусматривает довольно серьезное наказание: виновное лицо должно компенсировать стоимость подарка или ссуды или отбыть тюремное заключение. Главное санкцией является лишение виновного права занимать любую публичную должность, избираться на государственные посты на срок до семи лет. Уличение в повторном преступлении грозит виновному пожизненным лишением права занимать публичные должности, а также лишает его права на государственные субсидии, пенсию или иные льготы, на которые он мог претендовать как должностное лицо.

Законодательство Великобритании выделяет особую форму коррупционного преступления: взятка должностному лицу с целью получения наград, званий, льгот и привилегий. По данному виду преступления суровое наказание предусматривается для обеих сторон: для совершающего подкуп – тюремное заключение на срок до двух лет или штраф. Должностное лицо, согласившееся на сделку, наказывается лишением свободы до 3 месяцев или штрафом.

Закон «О продаже должностей 1809 года» в редакции «Закона об уголовном праве» 1967 года также вводит особый вид коррупционного преступления: подкуп должностного лица с целью получения какой-либо должности или продвижения по службе. Обе виновные стороны могут быть приговорены к тюремному заключению на срок до двух лет и пожизненному лишению права занимать должность государственной службы.

На сегодняшний день в британской антикоррупционной политике реализуется программа утверждения принципов честности и неподкупности во всех сферах жизни общества, в том числе на государственной службе. Так, в октябре 1994 г. был создан Независимый консультативный Комитет по стандартам (поведения) в общественной (государственной) жизни. В задачи Комитета входит мониторинг поведения чиновников- руководителе, включая министров, членов Национального и Европейского парламентов, представителей местных властей. Членами Комитета являются 10 общественных деятелей, в том числе два члена парламента. Комитет создавался для решения следующих задач: «изучение и оценка норм поведения всех руководителей общественных учреждений, включая все действия, относящиеся к их финансовой и коммерческой деятельности; выработка рекомендаций по улучшению моральных критериев участников «публичной жизни». Участниками публичной жизни считаются все министры, государственные служащие, члены национального и Европейского парламентов, высшие чиновники всех неправительственных общественных учреждений, представители местных властей. Основное внимание этого антикоррупционного органа сосредоточено на выработке рекомендаций по повышению моральных критериев, участников «публичной жизни». В результате уже в 1995 г. Комитет разработал «Кодекс чести», состоящий из семи принципов государственной работы чиновников:

«Нестяжательство» - служение только общественным интересам, отказ от каких- либо действий для достижения материальных и финансовых выгод для себя, своей семьи и друзей;

Неподкупность – недопущение какой–либо финансовой или иной зависимости от внешних лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение официального долга;

Объективность – непредвзятое решение всех вопросов;

Подотчетность – ответственность за принятые действия перед обществом и предоставление ценной информации в случае публичной проверки;

Открытость – максимальное информирование общества обо всех решениях и действиях, из обоснованности;

Честность – обязательное сообщение о своих частных интересах, связанных с общественными обязанностями, принятие всех мер для разрешения возможных конфликтов в пользу общественных интересов;

Лидерство- соблюдение принципов лидерства и личного примера в исполнении стандартов общественной жизни» [12, c.92-104].

Важной деталью является следующее: нарушение данных принципов само по себе не является преступлением и не предусматривает санкций, которые бы накладывались судом. Однако принятие «Кодекса чести» стало одним из значительных шагов на пути борьбы с коррупцией.

Во Франции государственная стратегия борьбы с коррупцией зиждется на выявлении должностных преступлений государственных чиновников, ответственных за принятие политико-административных решений, а также незаконных форм деятельности политических партий и общественных организаций, выявление деструктивных избирательных технологий, применяемых политиками и партиями во время избирательных кампаний.

Во Франции традиционно приоритетным является административное наказание. Главной целью такого подхода является предотвращение «недолжного соединения личных финансовых интересов в исполнения должностных функций государственного служащего» [12, c.92-104]. Частым проявлением такого подхода является относительная мягкость наказания, применяемого к коррупционеру. От чиновников не требуется соблюдения принципов открытости и публичности, они не обязаны подавать декларации о доходах. Более того, соблюдение требований к профессиональной деятельности после отставки с государственной службы контролируется не особенно строго. Должность государственной службы может совмещаться с осуществлением выборной должности на местном уровне.

Среди актов, составляющих нормативно-правовую базу борьбы с коррупцией, особое место занимает решение правительства страны от 10 марта 1988 года «О публикации актов политических партий и данных о расходах на проведение избирательных кампаний, об обязательном декларировании доходов министров и парламентариев».

Законом о финансировании политических партий, принятым в 1990 году, вводятся ограничения на предоставление средств, в том числе на проведение избирательных кампаний, политическим партиям от физических лиц или предприятий. Контролирует реализацию этого закона созданная в 1993 году Национальная комиссия по счетам избирательных кампаний и финансированию политических партий.

Злоупотребления в сфере госзаказов пресекаются за счет контрольной деятельности Межведомственной комиссии по контролю за рынками государственных заказов и общественных работ. Кроме того, в 90-е годы законодательство Франции пополнилось таким содержанием понятия «коррупции», как покровительство. Под ним понимаются «действия чиновников, ведающих распределением заказов, которые предоставляют частному предприятию незаконные льготы» [12, c.92-104].В 1995 году во Франции был принят Закон, в соответствии с которым процесс назначения на государственную службу отслеживается Счетной палатой. Еще один контролирующий орган – Комиссия по финансовой гласности политической жизни, которая контролирует доходы и расходы членов Парламента. Каждый член Парламента Франции после своего избрания обязан предоставить документы. Удостоверяющие суммы средств, израсходованных на проведение предвыборной кампании и также «декларацию чести», а также задекларировать все свое имущество.

Особенностью французского антикоррупционного законодательства является нацеленность на борьбу с недобросовестностью при принятии политико-административных решений, применением незаконных методов финансирования и проведения избирательных кампаний. Во Франции функционирует развитая структура специальных подразделений криминальной полиции, МВД, прокуратуры, таможенной службы и налоговой инспекции, антикоррупционная деятельность которых координируется межведомственной службой при Минюсте по предотвращению коррупции.

Законодательство США системно и жестоко к коррупционеру. Отличительной чертой законодательства США является то, что законы не предусматривают «иммунитетов» для должностных лиц. Ни рядовой чиновник, ни конгрессмен и даже президент не сможет избежать уголовной ответственности, хотя привлечение к ней осуществляется в особом порядке, после отстранения от должности.

Определение коррупции и санкции за нарушение норм права кодифицированы в главе 11 «Подкуп, незаконные доходы и конфликт интересов» титула 18 Свода законов США. За различные коррупционные преступления предусмотрены не только штрафы, в три раза превышающие размер взятки, но и лишение свободы на срок до 20 лет.

Законодательство США считает коррупционным преступлением получение вознаграждения за исполнение функций и полномочий, входящих в круг должностных обязанностей. Премии и подарки, в соответствии с законом, чиновник может получить только законным порядком – от правительства. За преступление этой нормы предусмотрена уголовная ответственность в виде тюремного заключения.

Однако в США действует не только система наказаний, но и профилактические меры в системе государственной службу. Они базируются на внедрении системы этических норм, в совокупности образующих так называемую «административную мораль».

В США более полувека действует Кодекс этики правительственной службы, в которой были закреплены следующие нормы поведения госслужащего, который неоднократно претерпевал реформирования. Так, в октябре 1990 года вышел приказ президента США №12731 «Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата», в соответствии с которым госслужащие любого ранга:

«не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использовании такого рода информации в личных целях;

не могут в какой бы то ни было форме поощрять подношения или принимать подарки от любых лиц или группы лиц, добивающихся от них совершения каких-либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие-либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую органом, в котором работают эти служащие;

принимать подарки от лиц, интересы которых зависят от выполнения или невыполнения этими служащими своих должностных обязанностей;

обязаны докладывать в соответствующие инстанции обо всех замеченных случаях разрушения собственности, обмана, злоупотребления и коррупции» [36, c.145]. Реализация этих норм контролируется специально назначаемым в любом государственном управлении или департаменте лица или группы лиц, комиссией. При нарушении установленных правил, к служащему применяется одна из следующих мер наказания:

«частичная или полная дисквалификация;

перемещение на низшую должность;

предложение прекратить «конфликтные» финансовые связи» [36, c.167-168].

Государственные служащие не могут иметь дополнительный заработок, превышающий 15% оклада по должности.Это ограничение не распространяется только на сенаторов. Вместе с тем, чиновники, обладающие первичным мандатом (назначенные президентом США), вообще не имеют права на какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей.

Получение должностным лицом любой ветви власти подарков от частных лиц и организаций в США также считается коррупционным преступлением. Действие запрета не распространяется только в случае:

А) преподнесение и получение подарков предусмотрено законом;

Б) подарки имеют отношение не к служебной деятельности, а связаны с родственными или личными отношениями;

В) подарок малозначителен.

Так членам Сената США запрещено принимать подарки от лиц, которые могут быть связаны с лоббированием конкретных законов, рассматриваемых Сенатом, если стоимость подарков превышает 100 долларов. За год Сенатор может получить подарки на сумму не более 300 долларов, за исключением подарков от родственников.

Ограничения для членов Конгресса США еще более значительны. Стоимость подарков, полученных Конгрессменом или членом его аппарата, не может превышать 250 долларов, при этом, каждый подарок дороже ста долларов (за исключением подарков от родственников), должен декларироваться.

Ограничения и запреты на получение подарков распространяются на все категории государственных служащих. Совокупная стоимость подарков для госслужащего не должна превышать 100 долларов. Если он получил подарок, стоимостью выше 100 долларов, служащий обязан его задекларировать и сдать.

В незападных странах (Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки), с преобладающей системной коррупцией в обществе и толерантным отношением к ней населения, антикоррупционная политика характеризуется монополизацией функций антикоррупционной деятельности и авторитарными методами управления механизмами противодействия коррупции в интересах задач экономической или политической модернизации государства. Сложность противодействия коррупции в восточных странах заключается в том, что , являясь одной из характеристик азиатского образа жизни, она представляет собой общественно-приемлемый социокультурный и экономический феномен, связанный с функционированием государства. Ряд государств (КНР, Корея , Сингапур, Индия и т.д.) реализуют антикоррупционную политику сочетая стратегии борьбы, которая опирается преимущественно на силовые методы и стратегию предотвращения, связанной с формированием нетерпимости к коррупции среди населения при активной позиции СМИ и общественных организаций.

Антикоррупционная стратегия Китая значительно отличается от всех рассмотренных. Она традиционно базируется на приоритете репрессивных мер воздействия на чиновников. С 2003 года Антикоррупционный комитет Китая расследует коррупционные преступления, за которые предусмотрена смертная казнь и осуществляет исполнительные функции. Главной профилактической антикоррупционной мерой является запрет для членов ЦК Компартии Китая заниматься бизнесом. Такая мера призвана ограничить коррупцию в высших эшелонах власти. Помимо этого в Китае действует «горячая» телефонная линия, по которой любой житель может анонимно сообщить о фактах взяточничества или злоупотребления служебным положением тех или иных чиновников.

С 2002 г. в КНР реализуется новый этап антикоррупционной политики, в рамках которого были сформулированы следующие принципы «борьбы с коррупцией»:

развитие демократии и институциональной инновации;

усиление воспитания, ужесточение контроля и предотвращение и устранение разложения в самих его истоках;

совершенствование системы руководства и рабочего механизма борьбы против разложения;

формирование «равнодействующих сил» предупреждения разложения и наказания за него» [93]. Как отмечает И.В. Бочарников, внедрение «культуры прозрачности» является системообразующей основой антикоррупционной политики Республика Корея, которая практически нашла свое отражение в программе «OPEN» - онлайновой системе контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации. Обеспечение принципа «электронного правительства» и антикоррупционной стратегии привело к тому, что свободный доступ к информации о состоянии дел позволил исключить необходимость личных контактов с чиновниками или коррупционных взаимодействий за ускоренное или положительное принятие решений. За короткие сроки реализации данной программы, коррупция среди чиновников уменьшилась в 6 раз, что произвело настоящую сенсацию в международном сообществе. Кроме того, принятие Закона Республики Корея «О борьбе с коррупцией» (2002 г.) обеспечивает право любому совершеннолетнему гражданину страны инициировать расследование о коррупционных правонарушениях посредством личного заявления в главный антикоррупционный орган государства – Комитет по аудиту и инспекции. [13, c.43-47].

В Сингапуре, высшее руководство страны выдвинуло инициативу принятия реализации в стране всесторонней антикоррупционной стратегии. Инициатива была реализована принятием Акта о предотвращении коррупции (РОСА). В стране постоянно и эффективно функционирует специализированный орган по борьбе с коррупцией – Бюро по расследованию случаев коррупции. Фактором его эффективности является самостоятельность функциональная и организационная. Этот орган расследует коррупционные преступления и способствует их предотвращению. Он действует как на государственном, так и в частном секторе экономики и финансов.

Бюро контролирует решения государственных служащих и должностных лиц и выявляет факты злоупотреблений, информирует о выявленных правонарушениях правоохранительные органы. В бюро ведется теоретическая и методологическая работа: изучение всех возможных типов коррупционных преступлений, методы осуществления коррупционных правонарушений в государственных органах.

Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий»[88, c.47-48]. Это достигается за счет реализации следующих принципов:

труд государственных чиновников оплачивается в соответствии с формулой, главным отправным коэффициентом которой является средняя заработная плата граждан, успешно работающих в частном секторе;

ежегодно государственные должностные лица декларируют имущество, активы и даже долги по кредитам, декларации подвергаются тщательной прокурорской проверке, с особенной тщательностью проверяются любые счета лиц, подозреваемых в нарушении Акта о предотвращении коррупции;

коррупционные правонарушения предусматриваются и применяются суровые наказания, особенно строго наказываются высокопоставленные должностные лица для поддержания морального авторитета государственной власти и честных политиков;

излишние административные барьеры развития частных секторов экономики ликвидируются.

В Японском законодательстве нет единого кодифицированного антикоррупционного закона, но антикоррупционные нормы содержатся в различных нормативных актах, что не препятствует эффективной борьбе с коррупцией. Особую роль играют меры, которые препятствуют японскому чиновнику вмешиваться в вопросы частного бизнеса.

В Японии одним из важных направлений борьбы с коррупцией является кадровая политика. Государственное администрирование построено здесь на принципе меритократии и ориентировано на служение государству и обществу. Большое внимание законодательство Японии уделяет формированию кодекса чести японских чиновников: с апреля 2000 года в стране действует закон «Об государственных служащих». Поведение публичных должностных лиц и служащих ориентировано на соблюдение этических норм, утвержденных правительством. За их нарушение предусмотрены административные наказания.

В Японии действует законодательная норма, в соответствии с которой информация обо всех лицах, заподозренных в коррупции или обвинениях в совершении коррупционного преступления, заносится в особый реестр. Факт попадания информации о гражданине в этот реестр широко освещается через средства массовой информации. Поэтому все граждане могут принять участие в осуществлении контроля за поведением конкретного лица.

Японское законодательство нацелено на предотвращение коррупции в политике. Финансирование избирательных кампаний партий, общественных организаций и отдельных политиков строго законодательно регламентировано. Учету и контролю подлежит порядок и размер пожертвований в пользу кандидата на выборах, политических фондов. В случае нарушения установленного Законом порядка, виновной считается как сторона, получающая пожертвования, так и лицо или организация предоставляющая пожертвование, а также посредники.

Изучение зарубежного опыта показывает, что в мире нет уникального набора механизмов борьбы с коррупцией, которые могли бы быть оптимальны для всех стран. Поэтому в настоящее время в целях выстраивания действенной системы совместного противодействия коррупции, носящей транснациональный характер, страны активно используют возможность сотрудничества в рамках международных организаций таких как: ООН, ЕС и др. В целом, проведенный анализ зарубежного опыта противодействия коррупции позволил выделить следующие наиболее эффективные механизмы с точки зрения снижения коррупции:

функционирование самостоятельного государственного органа по борьбе с коррупцией;

формирование принципов работы государственной власти на основе публичности и открытости. Возможность доступа граждан, общественности и средств массовой информации к документам органов государственной власти;

государственное финансирование политических партий, исключающее возможность их финансирования из иных, в том числе, коммерческих источников;

отсутствие в системе государственного аппарата политических должностей. Малая численность бюрократического аппарата при четкой его структурированности;

закрепление четких должностных полномочий в соответствующих административных регламентах;

разработка специального кодекса поведения должностных лиц, закрепляющего четкие рамки контакта государственного служащего с гражданами;

государственный и общественный контроль доходов и расходов должностных лиц, контроль личных банковских счетов должностных лиц и членов их семей.

В целом, можно сказать, что коррупция не является болезнью присущей какому-то отдельно взятому государству,народу или нации, нет. Коррупция – явления общечеловеческое, присущее разным государствам независимо от их местонахождения и национального состава. Коррупция существовала и в античных государствах, и в средневековье. Присутствует она и в наше время.

Причины появления и существования коррупции кроются в основном в особенностях функционирования самой бюрократической системы. Это тяжеловесность и неповоротливость бюрократического аппарата, двусмысленные законы, незнание законов гражданами, круговая порука в бюрократическом аппарате, которая вынуждает новые кадры действовать согласно старым принципам. Однако методы борьбы с коррупцией есть. Есть и позитивные опыт борьбы с коррупцией, в частности его можно рассмотреть на примере Сингапура, в котором коррупция полностью отсутствует и ряда других стран, которые тоже имеют положительный опыт противодействия коррупции.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (05.03.2017)
Просмотров: 237 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%