Среди исследователей, также как и среди широкой общественности, нет однозначной оценки идей декабристов: кто-то резко осуждал их, как, например, барон М.А. Корф, один из первых авторов, изучавших проблему декабрьского восстания; революционные историки, начиная с А.И. Герцена, наоборот, говорили о ключевом значении идей декабристов для дальнейшего развития истории России. Но нельзя ни идеализировать декабристов, ни отказывать им в значимости суждений. Необходимо разобраться, какие социально-политические идеи разрабатывали декабристы и в чем их значение.
Главными целями декабристов были отмена крепостного права и ограничение самодержавия путем введения конституции. Все преобразования, которые декабристы считали необходимыми, были вызваны желанием лучшего будущего для русского народа. Они руководствовались патриотическими стремлениями превратить Россию в державу, не уступающую ведущим европейским странам. Появление среди декабристов идей по преобразованиям в государстве было вызвано несколькими причинами. Во-первых, после участия в заграничных походах 1812–1813 годов многие офицеры, познакомившись с жизнью и устройством общества европейских стран, убедились, что Россия отстает от Европы по некоторым параметрам (особенно из-за того, что в России до сих пор было не отменено крепостное право – пережиток феодализма, сохраняя который практически невозможно построить капиталистический строй). Во-вторых, декабристы осуждали политику Александра I, который после Отечественной войны не пошел по пути либерализации, намеченному в первые годы его правления. Наоборот, последовало ужесточение порядков, примером чему служат военные поселения. Немаловажно и то, что декабристы были знакомы с текстами конституций европейских стран и США, трудами философов, в первую очередь, французских просветителей Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция, а также П. Гольбаха, Ф. В. Шеллинга и других.
Конечно, невозможно было открыто декларировать о таких кардинальных преобразованиях, к которым стремились декабристы, поэтому для обсуждения своих идей они были вынуждены создать тайные общества: «Союз спасения» (Петербург, 1816–1817 годы), «Союз благоденствия» (1818–1821 годы), Южное общество (1821 – 1825 годы), Северное общество (1822 – 1825 годы), Общество соединённых славян (1823 – 1825 годы).
Большинство декабристов состояли в масонских ложах, имевших западное происхождение. Вероятно, там началось их обсуждение «вольнодумных» идей. От масонских лож в тайных обществах, созданных декабристами, сохранилась структура: несколько ступеней посвящения (к примеру, «Зеленая книга», устав Союза благоденствия, состояла из двух частей – первая предназначалась для ознакомления всех членов общества, а вторая, которая не найдена до сих пор, была тайной, для более посвященных).
Важной для декабристов была проблема просвещения и воспитания личным примером. Они считали, что только образованные граждане смогут в полной мере осознать необходимость преобразований в стране. Северное и Южное общества уже действовали не только с помощью просвещения, но также разрабатывали концепцию политического заговора и революции.
В ключевых моментах декабристы были согласны друг с другом, но по многим пунктам их мнения расходились. Так, среди них были умеренные – сторонники конституционной монархии (Н. И. Тургенев, С. П. Трубецкой, Г.С. Батеньков, Н. М. Муравьев и др.,) и республиканцы, с более радикальными взглядами (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, А. А. Бестужев и др.). Надо сказать, что именно та часть декабристов, которая организовала восстание на Сенатской площади, придерживалась в большинстве своем республиканских убеждений.
Декабристы считали, что революцию невозможно совершить без продуманного конституционного документа. Наиболее значимыми можно назвать проект Южного общества – «Русская правда» Пестеля и «Конституцию» Никиты Муравьева, идеолога Северного общества.
«Русская Правда» Пестеля – наиболее радикальный конституционный проект декабристов. Он назван по аналогии с древнейшим памятником русского права. Многие члены Южного общества принимали в ее создании активное участие. Структура «Русской Правды» такова: в ней предполагалось десять глав, введение и заключение. Написаны были только две первые главы и значительная часть третьей, четвертая и пятая главы существуют только в черновом варианте, а остальные главы написаны не были. Первая глава называется «О земельном пространстве государства» (то есть о его границах); вторая – «О племенах, Россию населяющих»; третья – «о сословиях, в России обретающихся», «...Четвертая и Пятая Главы разсуждают о Народе, а Шестая, Седьмая, Осьмая и Девятая Главы разсуждают о Правительстве» [1, с. 137].
В «Русской Правде» Россия объявлялась республикой. Пестель был сторонником цареубийства – в начале революции он намеревался казнить всех членов императорского дома. Сразу после свершения переворота Пестель предполагал введение режима диктатуры Временного верховного правления, которая должна была длиться 10–15 лет, спустя которые Россией будет управлять республиканское правительство. Роль Временного правительства оговорено даже в полном названии конституционного проекта Пестеля: «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления». Диктатура Временного правительства, по мнению Пестеля, должна была оградить от народных междоусобий, которые могли бы разразиться в стране после революции.
Проект Пестеля подразумевал освобождение крестьян от крепостной зависимости, причем предоставление свободы без земли Пестель считал неприемлемым. Вся земля в стране должна была делиться пополам. Одна половина объявлялась общественной собственностью, служила для наделения ею крестьян и не подлежала продаже. В этом усматривают элементы социализма или кальку с устройства русской общины. Вторая половина земельных владений оставалась частной собственностью. Таким образом, Пестель в аграрном вопросе был более прогрессивным, чем будущая крестьянская реформа 1861 года – он требовал дать крестьянам больше земли.
Пестель провозглашал равенство всех перед законом и объединение всех сословий в единое «гражданское» сословие. Избирательные права получали все граждане мужского пола, достигшие совершеннолетия, то есть двадцати лет. Никакого имущественного ценза конституция Пестеля не предполагала.
Пестель был противником федерализма, и согласно его «Русской правде» Россия должна была быть централизованным государством, делилась на губернии и области, которые делились на уезды, а те – на волости. Столицу предполагалось разместить в Нижнем Новгороде по ряду причин, в первую очередь из-за удобного расположения этого города «в средине России» [1. с. 147] и в том числе из-за того, «что все воспоминания о древности Нижегородской дышут свободою и прямою Любовью к Отечеству а не к тиранам Его» [1. с. 147].
Выборными задумывались органы законодательной и исполнительной власти. Высший законодательный орган по Пестелю – однопалатное Народное вече, состоящее из народных представителей, выбранных на пять лет. Только народное вече обладало правом издавать законы, заключать мир и объявлять войну. Народное вече избирало членов Державной думы, органа исполнительной власти. Державная дума состояла из пяти членов, избранных на пять лет.
Помимо законодательной и исполнительной власти Пестель выделял блюстительную власть, задача которой – контролировать исполнение в стране принципов, изложенных в конституции и следить, чтобы законодательная и исполнительная власть не превышали своих полномочий. Верховный собор мыслился центральным органом блюстительной власти. Он имел право назначать главнокомандующего армией в случае войны. Верховный собор должен был состоять из 120 членов-«бояр», избиравшихся пожизненно.
«Русская правда» объявляла свободу книгопечатания, вероисповедания и занятий для населения. Запрещались лишь некоторые религиозные обычаи, как, например, многоженство в мусульманстве. Вместо сословного суда вводился гласный суд присяжных, равный для всех.
Все народы России мыслились Пестелем равноправными, но при этом они должны были слиться в единый русский народ. Некоторые буйные кавказские народы Пестель предлагал переселить в центр России.
За Польшей Пестель признавал право отделения от России, но только если там произойдет революция, в результате которой Польша стала бы республикой, и в ней было бы уничтожено угнетение крестьян. При этом предполагался «тесный союз» Польши с Россией в мирное и военное время.
Второй из наиболее известных проектов декабристов по преобразованию России – это конституция Н. М. Муравьёва. Она была написана не без влияния современных автору основных законов Франции, США и некоторых других стран, но в соответствии с переосмыслением их для русской действительности. Согласно конституции Муравьева, Россия должна была стать конституционной монархией с федеративным устройством. Поэтому этот документ не был однозначно принят членами Северного общества, среди которых были убежденные республиканцы, критиковавшие конституцию Муравьева: Н.А. и А.А. Бестужев, В.И. Штейнгель, Н.И. Тургенев, К.Ф. Рылеев и другие.
Крепостное право, по Муравьеву, должно быть отменено, но крестьяне освобождались без земли. Только в последнем варианте конституции Муравьев, под давлением критики товарищей, добавил положение о наделении крестьян землей (по 2 десятины на двор, что не очень много).
Также как Пестель, Муравьев провозглашал гражданские права и свободы, равенство всех граждан перед законом (кроме женщин), уничтожение сословий и военных поселений, свободу занятий и вероисповедания, свободу слова и печати, ввод суда присяжных для всех граждан. Но в отличие от Пестеля, Муравьев предлагал ввести высокий имущественный ценз для участия в выборах и занятия государственных должностей.
Согласно конституции Муравьева император – «верховный чиновник российского правительства» [2, с. 243], представитель только исполнительной власти, что, конечно, расходилось с убеждениями того времени о царе как помазаннике Божьем. Император командовал войсками, но не имел права начинать войну или заключать мир. Он также не имел права покидать территорию своего государства, чтобы была исключена возможность помощи императору в дружественных государствах по восстановлению утраченного влияния. Муравьев допускал возможность цареубийства или, по крайней мере, изгнания царской семьи в ходе государственного переворота и установление республики в случае несогласия Александра I принять конституцию.
Законодательную власть Муравьев предполагал передать двухпалатному представительному органу – «Народному вечу», состоящему из Верховной думы и Палаты народных представителей. Дума должна была состоять из 42 членов, выбранных от каждой державы. Палата народных представителей должна была состоять из членов, выбранных на два года гражданами держав. Должность судей также была выборной.
В отличие от Пестеля Муравьев представлял Россию федеративным государством по примеру США. Столицей, также как и Пестелем, провозглашался Нижний Новгород. Империя делилась на 13 держав и две области. Державы делились на уезды. В каждой державе была своя столица:
1. Ботническая — Гельсингфорс (ныне – Хельсинки)
2. Волховская—Город Святого Петра (Петербург),
3. Балтийская — Рига
4. Западная — Вильна (Литва)
5. Днепровская — Смоленск
6. Черноморская — Киев
7. Кавказская—Тифлис
8. Украинская—Харьков
9. Заволжская—Ярославль
10. Камская—Казань
11. Низовская—Саратов
12. Обийская—Тобольск
13. Ленская —Иркутск
Московская область — Москва
Донская область — Черкасск
В державах также была бы двухпалатная система. Законодательная власть в державах принадлежала двухпалатному законодательному собранию.
По сравнению с пестелевским проектом, конституция Муравьева кажется не слишком радикальной. Но для России того времени, где расцветало самодержавие и крепостничество, она была, конечно, прогрессивной. Сторонники республики и конституционной монархии среди декабристов критиковали проекты друг друга: радикалы — Муравьева за остатки феодализма в его конституции, умеренные – Пестеля, боясь, что воплощение его идей может поднять народ на бунт. Изначально Муравьев придерживался республиканских позиций, но позже понял, что провозглашение конституционной монархии – менее болезненный путь преобразований. Хотя и его проект мог быть встречен сопротивлением консервативно настроенной части русского общества.
Не было единства среди декабристов также во взглядах на религию и церковь. П.Я. Чаадаев, который был близок декабристам, отмечал, что среди них царил «оледеняющий деизм» [5, с. 125] (к деизму склонялись П.И.Пестель, Н.И.Тургенев, В.И.Штейнгель). Многие из них были православными (С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, Г.С. Батеньков, Ф.Н. Глинка и др.). Так, С.И. Муравьев-Апостол, опираясь на Евангелие, в своем «Православном катехизисе» связывал восстание против самодержавия с нарушением царями исконных христианских заповедей. Также были среди них католики (А.О. Корнилович, М.С. Лунин, братья А. В. и И. В. Поджио и др.), лютеране (братья В. К. и М. К. Кюхельбекеры, А.Е. Розен, В.К. Тизенгаузен и др.) и материалисты (П.И.Борисов, И.Д.Якушкин, Н.А.Крюков (который в ссылке вернулся к христианство), А.П.Барятинский, В.Ф.Раевский). Так, Лунин, считал, что философия служит обозначению пределов разума, а Священное писание беспредельно. Он принял католичество, потому что по его мнению православие в России находилось в подчиненном положении по отношению к власти, а католичество он считал «источником конституционных принципов» [3, с. 211]. Материалист А.П.Барятинский написал атеистическое стихотворение «О Боге», в котором отстаивал идею, что все страдания людей и несправедливость в мире не согласуются с понятиями о Боге как милосердном и всемогущем: «Или он благ, но не всемогущ, или всемогущ, но не благ» [5, с. 125]. Закончил он это стихотворение строкой, в которой полемизировал с известной фразой Вольтера: «Если бы даже бог существовал, – нужно было бы его отвергнуть» [4, с. 239]. Конечно, стоявшие на теистических позициях М.С. Лунин, Е. П. Оболенский, В. К. Кюхельбекер и другие возражали Барятинскому, отстаивая догмы Священного писания, учение о бессмертии души. Споры идеалистов с материалистами продолжались и в период сибирской ссылки.
Большинство декабристов-материалистов придерживались идеи, что миры возникли естественным путем: сначала возникли простейшие, потом – более сложные органические существа, в том числе человек. Вслед за Ломоносовым декабристы-материалисты развивали атомистические представления, то есть основой строения Вселенной они считали мельчайшие материальные частицы — «единицы» по Якушкину, «корпускулы-молекулы» по Крюкову, «первоначальные атомы» по Борисову [5, с. 125].
Якушкин в своем трактате «Что такое человек?», вслед за трактатом Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии» искал ответа на вопросы о месте человека в природе, о познании. Но, в отличие от Радищева, Якушкин не признавал бессмертия души. Он обращался к сочинениям Р. Декарта, Дж. Локка, И. Канта и французских материалистов XVIII в. В своем трактате Якушкин использует термин «единица», значение которого сходно с «монадой» Лейбница, но Якушкин в отличие от Лейбница, отрицает существование «монады монад», Бога.
Якушкин считал, что человек возвышается над природой только за счет своей способности к мышлению. При этом животные тоже имеют преимущество над человеком, потому что человек вынужден жить в обществе из-за отсутствия инстинктов на таком уровне, на котором они развиты у животных. [5, с. 125].
Крюков в «Философских записях» писал о значимости просвещения и воспитания, подчеркивал важную социальную роль философии, задачу которой видел в «изыскании истины» [4, с. 268], в соответствии с которой должна строиться общественная жизнь. В теории познания он придерживался эмпиризма и сенсуализма, то есть признавал чувственность главной формой познания.
Таким образом, декабристы-материалисты были сторонниками сенсуализма и отрицали идеалистическую теорию врожденных идей. Они верили в способность человеческого разума проникать в тайны природы и познавать ее законы.
Главной силой развития общества они считали «дух времени», которому отвечали идеи преобразований и свободы, охватившие в первой половине XIX века Россию, так же как и Европу. Большинство декабристов в своих взглядах на общественно-историческое развитие опирались на теорию естественного права и общественного договора, то есть, они считали, что люди от природы равны и свободны, а правящая верхушка нарушила общественный договор, в результате чего появилось рабство и тирания. По мнению Рылеева, причиной примирения с угнетением властей является невежество, поэтому стремление к свободе начинается с просвещения. Декабристы полагали, что крепостное право и неограниченная монархия в России тормозит развитие промышленности и сельского хозяйства.
Конечно, все декабристы, и, в частности, Лунин в своих «Письмах из Сибири» резко критиковали формулу «самодержавие, православие, народность». Лунин считал, что «...Права бывают трех родов: политические, гражданские и естественные. Первые не существуют в России, вторые уничтожены произволом, третьи – нарушены рабством» [3, с. 27].
Итак, декабристы не были едины во взглядах на многие вопросы. Их философские и социально-политические воззрения представляют собой не единую систему взглядов, а совокупность идей. В том же, в чем они были согласны (необходимость принятия конституции, отмена крепостного права и военных поселений, улучшения в сфере образования, судопроизводства), они считали себя выразителями интересов всего народа, русского общества в целом.
Декабристы были частью общемирового революционного процесса того времени. На них оказали воздействие революции 1820–1821 годов в Испании, Неаполе [4, с. 10]. Безусловно, на их мировоззрение повлияли труды французских просветителей, утопический социализм XVIII века (например, Сен-Симон, с которым был знаком Лунин), немецкая классическая философия. Сами же декабристы оказали существенное влияние на все последующие революционные движения в России. До сих пор с восстанием декабристов продолжают сравнивать все оппозиционные волнения на постсоветском пространстве. Но все же на вопрос, который всегда невольно напрашивается, когда речь заходит о декабристах: что же было бы, если бы они всё-таки одержали победу, трудно ответить в их защиту. Скорее всего, неподготовленную к таким переменам Россию охватил бы кровавый мятеж, которого боялись сами декабристы. И все-таки их идеи, не осуществленные на практике, имели большое значение для истории русской культуры, так как за счет своего разнообразия они заложили основу для всех основных направлений русской общественной мысли XIX века. Также идеи декабристов оказали влияние на русскую литературу от А.С. Пушкина, который поддерживал дружеские связи со многими декабристами, до Л.Н. Толстого, посвятивший им, в частности, свой неоконченный роман «Декабристы».
Список литературы:
1. «Русская правда» П.И. Пестеля // Субботин О. В. Конституционные проекты России 1799-1825. Мюнхен, 2007. С. 129–231.
2. Конституционный проект Н.М. Муравьева // Субботин, О. В. Конституционные проекты России 1799-1825. Мюнхен, 2007. С. 231–265.
3. Лунин М.С. Сочинения и письма. Пг., 1923.
4. Габов Г. Общественно-политические и философские взгляды декабристов. М., 1954.
5. История русской философии: Учебник для вузов. // Редкол.: Маслин М.А. и др. М.: Республика, 2001.
|