Существенное увеличение масштабов транснациональной преступности в конце XIX - в начале XXI веков, связанных с научно-техническими, экономическими и социальными факторами, происходящими в мире, объективно вызвал необходимость объединения усилий мирового сообщества по противодействию современным угрозам, включая, в первую очередь, разработку концептуальных основ сотрудничества Российской Федерации и европейских государств в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности в рамках интеграционных и межправительственных объединений. Конкретным воплощением данного процесса стали многосторонние договоры и другие международные акты.
В своем выступлении на заседании Высшего Евразийского экономического совета Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил следующее: «Мы стремимся создать единое евразийское экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока, но для того, чтобы это было на равноправной основе и мы не несли экономических потерь, и как производное - не имели проблем в социальной сфере, это должно быть согласовано постепенно»[1] [2]. Эта же идея, впоследствии обозначенная в позиции глав государств Европы, получила название «Большая Европа». Таким образом, одним из геополитических приоритетов Российской Федерации является ее постепенное вхождение в общеевропейское пространство. Претворение в жизнь поставленной задачи, прежде всего в построении общего правового пространства не представляется возможным без основательного уважения принципов и содержания интеграционного регулирования, особенностей его создания и
258
правоприменительной практики .
Российская Федерация вносит значительный вклад в обеспечение правопорядка и безопасности в мире. Так, Российская Федерация является определяющем государством в таких объединениях как Содружество Независимых Государств и Евразийский экономический союз, имеет свою наработанную систему международных отношений, в рамках которой, несомненно, будет оказывать влияние на интеграционные процессы в мире.
В криминалистической литературе общее понятие деятельности определяется как специфическая, регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность, порождаемая потребностью.
Р.С. Белкиным деятельность определяется как «динамическая система взаимодействия субъекта с миром, специфически человеческая, регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность».
Под правоохранительной деятельностью понимается уголовно-процессуальная, оперативно-розыскная, административно-правовая, гражданско-правовая и другие виды деятельности. При определении видов деятельности следует исходить из общих понятий. Целесообразно присоединиться к тем авторам, которые различают виды деятельности в правовой сфере по характеру правового регулирования (уголовно-процессуальная, гражданскопроцессуальная, административно-правовая) и по субъекту (судебная, следственная, оперативно-розыскная, судебно-экспертная).
В то же время Б.М. Бишманов предлагает по характеру правового регулирования также различать арбитражную, налоговую, таможенную деятельность, а по субъекту - надзорную и экспертно-криминалистическую.
Несмотря на то, что в юридической и специальной литературе, в ведомственных нормативных актах и на практике широко используется термин «экспертнокриминалистическая деятельность», в УПК РФ непосредственное упоминание понятия «экспертно-криминалистическая деятельность» отсутствует. Однако в судопроизводстве экспертно-криминалистическая деятельность реализуется через иные процессуальные понятия и процедуры, связанные с участием эксперта, специалиста, органа, ведущего процесс, использованием криминалистических средств и методов и т.п.
Экспертно-криминалистическая деятельность и судебно-экспертная деятельность имеют ряд принципиальных отличий. Судебно-экспертная деятельность регулируется процессуальным законодательством и Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и осуществляется «в процессе судопроизводства в целях оказания содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла».
Экспертно-криминалистическая деятельность регулируется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Приказом МВД России от 11 января 2009 года № 7 «Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России» и заключается в организации эффективного применения экспертнокриминалистических методов и средств сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений и взаимодействующих с ними служб в ходе и для выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.
В отличие от «судебно-экспертной деятельности» в «экспертно-криминалистической деятельности» рассматривается, помимо эксперта, специалист, обладающий определенным процессуальным статусом. Помимо обозначенного, у эксперта и специалиста как сотрудников органов внутренних дел имеются должностные служебные обязанности, относящиеся к непроцессуальным формам использования специальных знаний.
К непроцессуальным формам использования специальных знаний относятся: консультативная и справочная деятельность сведующих лиц; производство ревизионных и аудиторских действий; участие сведующих лиц в оперативно-розыскных мероприятиях, в том числе производство ими так называемых предварительных исследований материальных объектов, оказание технической помощи оперативному сотруднику. Непроцессуальная форма использования специальных знаний обычно регламентируется ведомственными инструкциями, например, по проведению ревизионных и аудиторских проверок.
Статья 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебноэкспертной деятельности в Российской Федерации» определяет государственную судебноэкспертную деятельность как осуществляемую в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами и состоящую в организации и производстве судебной экспертизы.
По мнению А.Б. Смушкина, судебно-экспертная деятельность является самой сложной формой использования специальных знаний. Она выполняет важную функцию - оказание содействия органам предварительного расследования и суда в установлении обстоятельств, имеющих значение для дела путем проведения исследований по вопросам, требующим специальных знаний.
Организация производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном приказом МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел».
Под производством экспертиз следует понимать проведение специальных исследований с использованием специальных знаний по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу.
Согласно требованиям приказа МВД России от 11 января 2009 г. № 7 «Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации» «экспертно-криминалистическая деятельность в уголовном судопроизводстве осуществляется при наличии оснований, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и предусматривает: производство судебных экспертиз; участие в осмотрах мест происшествий и других процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию».
М. Зинин и Н.П. Майлис выделяют следующие виды экспертно-криминалистической
деятельности: аналитическую, связанную с проведением экспертных исследований и являющуюся основной для судебно-экспертных учреждений; научную, направленную на интеграцию в судебно-экспертную деятельность достижений науки и техники,
совершенствование общетеоретических основ экспертной деятельности, разработку экспертных методов и методик; дидактическую, связанную с процессом подготовки экспертных кадров и повышения их квалификации; управленческую, направленную на организацию
функционирования как системы государственных судебно-экспертных учреждений в целом, так и отдельных учреждений; профилактическую, связанную с использованием результатов проведенных экспертиз в профилактике преступлений, административных и гражданских правонарушений.
А. Снетков, И.Е. Грицкова, А.О. Ногин определяют экспертно-криминалистическую деятельность как «регламентированный законами и нормативными актами Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами - приказами, распоряжениями, инструкциями, наставлениями МВД России и других компетентных органов исполнительной власти процесс применения законных (разрешенных, допускаемых законодательством) экспертно-криминалистических методов и средств, разработанных или предложенных криминалистической или судебной экспертизой и (или) судебно-экспертной практикой для собирания, изучения (исследования), проверки и оценки доказательств и других криминалистических объектов».
Б.М. Бишмановым в экспертно-криминалистическую деятельность в органах внутренних дел включаются процессуальный, служебный и научно-методические элементы и выделяются три направления: организационно-правовые вопросы экспертно-криминалистической деятельности в органах внутренних дел; организационные вопросы использования научнотехнических средств и методов в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности; научные и научно-методические, дидактические основы экспертнокриминалистической деятельности.
Формы сотрудничества по линии экспертно-криминалистической деятельности включают в себя: «взаимный обмен информацией; предоставление возможности ознакомления с опытом работы, методиками, образцами технических средств и т.п.; содействие в приобретении по заявкам какой-либо европейской страны криминалистического оборудования, средств и материалов; оказание необходимой консультативной и практической помощи в техникокриминалистическом обеспечении раскрытия и расследования преступлений, носящих межгосударственный характер; предоставление необходимой информации и объектов для пополнения централизованных криминалистических учетов; обмен банками данных информационно-справочного назначения экспертно-криминалистических служб европейских государств и использование содержащихся в них сведений; оказание консультативной и практической помощи в производстве наиболее сложных экспертиз и исследований, требующих аппаратуры и специалистов, которыми не располагает какая-либо европейская страна; направление специалистов для оказания помощи в технико-криминалистическом обеспечении раскрытия и расследования конкретных преступлений; апробация методик экспертных исследований и технических средств с выдачей соответствующих рекомендаций по их практическому использованию экспертно-криминалистическими подразделениями; иные формы сотрудничества».
Таким образом, понятие «экспертно-криминалистическая деятельность» является наиболее общей категорией по международному сотрудничеству по линии экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности, которая включает в себя «судебноэкспертную деятельность».
Особое значение в международном сотрудничестве при раскрытии и расследовании преступлений приобрели совместные действия сотрудников оперативно-розыскных органов или их координация по выявлению и задержанию преступников, скрывшихся от следствия или суда в различных странах, а также «борьбе с бандитизмом, терроризмом и международной преступностью».
Внутригосударственные правовые акты, регламентирующие участие субъектов оперативно-розыскной деятельности в международном сотрудничестве, имеют общую или специальную компетенцию. Так, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России», Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской
Федерации» и иные договоры относятся к общей компетенции. Среди актов специальной компетенции можно привести Положение о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденное Приказом МВД России от 31 марта 2012 г. № 305.
В соответствии с Российским законодательством оперативно-розыскная деятельность это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность направлена на борьбу с преступностью. Ее характерной чертой является разведывательно-поисковая сущность, направленная на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. Также, необходимо отметить, что согласно ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий является наличие возбужденного уголовного дела или сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
установление имущества, подлежащего конфискации.
Взаимодействие на международном уровне предусмотрено ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, входят: 1) органы внутренних дел Российской Федерации; 2) органы федеральной службы безопасности; 3) федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны; 4) таможенные органы Российской Федерации; 5) служба внешней разведки Российской Федерации; 6) федеральная служба исполнения наказаний (ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
По своей сути ОРД направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) признаков и факторов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Практика показывает, что большинство экономических, коррупционных преступлений, фактов наркопреступлений выявляется исключительно оперативно-розыскным путем.
Таким образом, сотрудничество государств в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности направлено на поддержание правопорядка, а также на повышение эффективности совместной деятельности государств при раскрытии и расследовании преступлений.
В российской научной литературе присутствуют разные доктринальные подходы к определению международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
Так, в соответствии с доктринальной позицией И.И. Лукашука и А.В. Наумова международное сотрудничество в борьбе с преступностью - «это отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью».
Профессор А.Н. Вылегжанин под международным сотрудничеством в борьбе с преступностью понимает «скоординированную деятельность государств, международных организаций, органов, направленную на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности».
Солидаризируясь с позицией А.Г. Волеводза, следует отметить, что международное сотрудничество в борьбе с преступностью представляет собой урегулированную нормами международного и внутригосударственного права совместную деятельность субъектов международного права и внутригосударственных правоотношений по обеспечению защиты личности, общества, государства и мирового сообщества от международных и имеющих международный характер преступлений, а также транснациональных преступлений, посягающих на внутригосударственный порядок.
Большинство российских ученых-процессуалистов разделяют понятия «сотрудничество по уголовным делам» и «правовая помощь по уголовным делам», другая же часть считает, что «правовая помощь по уголовным делам» охватывает все связанные с уголовным судопроизводством виды международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
При обстоятельствах, когда международное сотрудничество в борьбе с преступностью концептуально верно рассматривается в качестве системообразующей части взаимодействия государств по линии обеспечения международного правопорядка, концептуально обоснованной представляется доктринальная позиция В.Ш. Табалдиевой, которая определяет международную правовую помощь по уголовным делам как одну из форм сотрудничества государств в борьбе с преступностью, служащую его внешним выражением, которая обусловлена осуществляемыми на основе действующих норм международного права и национального законодательства взаимосогласованными действиями заинтересованных государств, прежде всего в лице их правоохранительных органов, по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств либо всего мирового сообщества, а также по судебному рассмотрению соответствующих уголовных дел и исполнению приговора.
С тех же позиций высказывается П.Н. Бирюков, который считает, что понятия «правовая помощь по уголовным делам» и «сотрудничество по уголовным делам» нетождественны. В понятие «правовая помощь по уголовным делам» им включаются только процессуальные действия, осуществляемые на основании просьб правоохранительных органов иностранных государств. Юридическим обоснованием правовой помощи являются поручения иностранных учреждений юстиции. «Сотрудничество по уголовным делам» охватывает оперативнорозыскные действия, а также процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, а также в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства.
При этом круг вопросов, охватываемый указанной сферой деятельности, достаточно широк - от профилактики, предупреждения или пресечения преступлений до исполнения уголовных наказаний и постпенитенциарной опеки осужденных, обеспечение их прав, а также прав других участников уголовного судопроизводства. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью также охватывает вопросы создания международных организаций, порядка членства в них и т.п.
Представляется целесообразным обозначение следующих направлений международного сотрудничества в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности:
содействие заключению международных договоров по линии экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности, а также сближение национальных законодательств и правоприменительной практики;
разработка общих рекомендаций по совместным действиям правоохранительных органов по профилактике и предупреждению преступности, по раскрытию и расследованию преступлений, оказанию консультативной и технической помощи государствам с учетом их национальных интересов и правовых традиций;
выработка международных стандартов предупреждения преступности, преследования и наказания за совершение преступлений;
научно-информационное обеспечение (сопровождение) экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности;
активизация контактов и поощрение укрепления сотрудничества между правоохранительными учреждениями разных стран;
поддержка создания международных и региональных судебно-экспертных сетей; участие в разработке и внедрении международных стандартов в области судебной экспертизы;
обмен передовыми технологиями и опытом работы, в том числе с использованием информационных технологий;
идентификация лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, а также неопознанных трупов;
развитие информационных систем, специальных средств, техники и оборудования; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов;
координация взаимодействия при осуществлении приграничного сотрудничества.
Итак, международное сотрудничество в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности можно определить как совокупность отношений между государствами и созданными ими интеграционными или межправительственными объединениями, основанную на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах и других правовых актах, направленную на: международное объединение усилий по предотвращению и профилактике преступлений, а также их раскрытию и расследованию, включая деятельность по созданию объединенных органов расследования и проведению совместных операций; по обеспечению международного правопорядка, деятельности органов международной юстиции; защиту личности, общества и государства посредством осуществления международного судопроизводства.
Правовую основу международного сотрудничества Российской Федерации в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности можно классифицировать следующим образом.
Международный уровень составляют:
а) межгосударственные многосторонние договоры: пакты, конвенции, соглашения;
б) межправительственные договоры (двусторонние и многосторонние);
в) договоры межведомственного характера (двусторонние и многосторонние);
неписаные нормы (обычаи) международного права (взаимность и др.).
Внутригосударственный уровень составляют:
а) конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы РФ;
б) подзаконные нормативные акты;
в) отдельные ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности (изданные компетентными органами РФ, а также соответствующими федеральными ведомствами в виде постановлений, инструкций, приказов, писем, распоряжений)[3].
Международно-правовой компонент регламентации участия России в межгосударственном сотрудничестве европейских государств в сфере экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности включает в себя более 800 двусторонних и многосторонних договоров различного уровня (межгосударственных, межправительственных и межведомственного характера)[4].
В плане укрепления договорной базы участия России в международном сотрудничестве с европейскими странами большой потенциал представляют более 20 конвенций, заключенных в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с февраля 1996 г. Так, к числу основных межгосударственных договоров, регламентирующих вопросы, входящие в компетенцию правоохранительных органов Российской Федерации, относятся: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.)[5]; Европейская конвенция о выдаче (ETS N24) (заключена в г. Страсбурге 13 декабря 1957 г.) с Дополнительным протоколом и Вторым дополнительным протоколом к ней[6]; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS N30) (заключена в г. Страсбурге 20 апреля 1959 г.) с Дополнительным протоколом к ней[7]; Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS N141) (заключена в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г.)[8], Европейская конвенция о пресечении терроризма (ETS N90) (заключена в г. Страсбурге 27 января 1977 г.) [9] с Протоколом о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г. (ETS N 190) от 15 мая 2003 г. [10], Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма ETS N 196 (заключена в г. Варшава, 16 мая 2005 г.) [11]
В.В. Милинчук отмечает, что разработка на уровне Совета Европы новых подходов к вопросу совершенствования уровня и качества сотрудничества государств отчетливо продемонстрировала, что любые подобные инициативы будут бесполезны, если национальные системы не отвечают базовому требованию транснационального правосудия: наличию национального законодательства, адекватного международным стандартам, и эффективной национальной судебной системы[12].
числу международных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности, следует отнести: Всеобщую декларацию прав человека[13] [14] [15] (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), которая провозгласила право любого человека на защиту от произвольного вмешательства в его личную жизнь, от произвольного посягательства на неприкосновенность его жилища и тайну корреспонденции; Международный пакт о гражданских и политических правах , принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19.12.1966 г.; онвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20 декабря 1988 г.) , регулирующую проведение
контролируемых поставок; Конвенцию против транснациональной организованной преступности (принята 15 ноября 2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН)[16] и Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции (принята 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) , которые также предусматривают проведение контролируемых поставок и использование электронного наблюдения и агентурных операций; Решение Совета глав государств СНГ от 2 апреля 1999 г. «Концепция взаимодействия государств-участников СНГ в борьбе с преступностью» , в которой в качестве основных форм взаимодействия компетентных органов признано осуществление совместных оперативнорозыскных мероприятий на территориях государств-участников СНГ.
также выделить Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г. , Венскую конвенцию о праве договоров между государствами и международными
организациями или между международными организациями 1986 г.[17] [18] [19] [20] [21] [22] [23], Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями 11 апреля 2017 г.) .
значительно участие правоохранительных органов в сотрудничестве по борьбе с отдельными видами преступлений, в отношении которых заключены межгосударственные договоры. В плане укрепления сотрудничества в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности следует отметить Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г. (заключена в Гааге, 5 октября 1961 г.) , Конвенцию о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для
наказания в государстве, гражданами которого они являются от 19 мая 1978 г. (заключена в Берлине, 19 мая 1978 г.) , Конвенцию о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. [24] [25] [26] (заключена в г. Минске 22 января 1993 г., вступила в силу 19 мая 1994 г., для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.) (с изм. от 28 марта 1997 г.), Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. ,
Конвенцию о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения
282
лечения от 28 марта 1997 г. (заключена в Москве, 28 марта 1997 г.) .
Российская Федерация, наряду с многосторонним международно-правовым регулированием, принимает активное участие в формировании двусторонней правовой базы международного сотрудничества по линии экспертно-криминалистической и оперативнорозыскной деятельности.
В.В. Милинчук справедливо отмечает, что «двусторонние договоры обладают наибольшей детальностью и наилучшим образом отражают интересы сторон. Однако это не умаляет значимости для развития международного сотрудничества многосторонних конвенций и соглашений, которые, по сути, содержат квинтэссенцию необходимых правовых инструментов для регулирования процесса оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам на основе общепринятых международных стандартов в области прав человека и
283
принципа суверенитета» .
Многие вопросы взаимодействия России и европейских государств в сфере экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности регламентируются на уровне межправительственных договоров. «Межправительственные соглашения о сотрудничестве в борьбе с отдельными видами преступлений представляют интерес в большей степени для криминалистики и оперативно-розыскной деятельности» .
Правительством РФ 29 июня 1995 г. было принято постановление № 653 «О заключении соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств» . Данный нормативный документ утвердил «типовой проект Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел (компетентным ведомством) иностранного государства».
Межведомственные соглашения заключаются в пределах компетенции правоохранительных министерств и ведомств Российской Федерации и не должны противоречить действующему законодательству и международным договорам Российской Федерации. Как правило, они содержат положения, регламентирующие традиционные формы сотрудничества (обмен криминалистической значимой информацией, исполнение запросов о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий и другие). При осуществлении сотрудничества надо помнить о том, что межправительственные и межведомственные договоры не проходят ратификацию и поэтому содержащиеся в них нормы обладают правовой силой заключившего их органа и, следовательно, не имеют приоритета перед нормой закона. [27] [28] [29]
Следует отметить, что сотрудничество между правоохранительными органами Российской Федерации и европейских стран в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности строятся не только на договорных началах, но и на условиях взаимности при отсутствии правовой базы оказания помощи по уголовным делам. К сожалению, практика взаимодействия на условиях взаимности неоднозначна. В некоторых случаях добиться положительного результата довольно сложно из-за различий в судебных системах. В настоящее время долгий срок исполнения запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам в странах дальнего зарубежья остается одной из нерешенных проблем международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. Иногда срок исполнения некоторых поручений порой достигает полутора - двух лет. Все это при том, что количество взаимных поручений об оказании правовой помощи между Российской Федерацией и европейскими странами не уменьшается.
Так, по данным Следственного департамента МВД России в порядке ст. 453 Уголовнопроцессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) в 2004 г. поручений об оказании правовой помощи из стран дальнего зарубежья в Россию поступило - 727, а из России в страны дальнего зарубежья было направлено 510; в 2005 г. - 629 и 461; в 2006 г. - 628 и 540; в 2007 г. - 435 и 408; в 2008 г. - 463 и 495; в 2009 г. - 449 и 448; в 2010 г. - 694 и 585; в 2011 г. - 740 и 533, в 2012 г. - 679 и 230, в 2013 г. - 675 и 247, в 2014 г. - 720 и 522, в 2015 г. - 764 и 469 соответственно[30] [31]. Наиболее эффективное двустороннее сотрудничество по уголовным делам Российская Федерация осуществляла со странами - членами ЕС: Германией, Испанией и Польшей[32].
Создание международно-правовой основы сотрудничества России и европейских стран - не самоцель. С ее помощью осуществляется практическое взаимодействие с зарубежными партнерами в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности. Принимая во внимание назначение и цели современного состязательного уголовного процесса, одной из наиболее важных задач уголовного судопроизводства представляется качественное улучшение экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности по сопровождению раскрытия и расследования преступлений. В целях повышения эффективности международного сотрудничества в сфере экспертно-криминалистической и оперативнорозыскной деятельности государствам мира следует рассмотреть разработанные в рамках ЕС подходы, направленные на повышение эффективности сотрудничества правоохранительных органов.
Следует согласиться с В.В. Милинчук, что опыт проводимых ЕС оценок национальных
289
механизмов стран-членов по оказанию взаимной правовой помощи по уголовным делам способствовал бы совершенствованию деятельности компетентных органов России в данной сфере на уровне как нормотворчества, так и правоприменения[33] [34] [35] [36].
«Международное сотрудничество в сфере экспертно-криминалистической и оперативнорозыскной деятельности без национального законодательства осуществляться не может, поскольку реализация международных договоров по условиям самих же договоров возложена на уголовно-процессуальное законодательство государства. В силу этого национальное законодательство является основой для создания и движущей силой для применения
291
международного законодательства» .
Внутригосударственное право устанавливает необходимую процедуру реализации положений международно-правовых актов, определяет обязательства для компетентных органов, ответственных за осуществление этих положений.
В сфере международного сотрудничества в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности основным правовым документом является Конституция Российской Федерации . Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Положения ст. 15 Конституции Российской Федерации стали правовой основой для принятия Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», в соответствии с которым международные договоры Российской Федерации наряду с общепринятыми принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Частью правовой системы Российской Федерации являются и заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская
Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР .
Впервые в УПК РФ весь раздел XVIII посвящен международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства. До этого к данной проблеме в таком объеме, широте и детализации не подходили ни в одном из ранее действующих уголовно-процессуальных кодексов[37] [38] [39] [40] [41] [42]. В ч. 3 ст. 1 закреплено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство».
Исходя из требований ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 3 ст. 1 УПК РФ, а также ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» «установка на приоритетное применение норм международного права лишь в коллизионных ситуациях должна быть дополнена установками на повседневное совместное согласованное и взаимодополняющее применение норм международного права и норм УПК РФ, а также иных
296
законов по вопросам уголовного судопроизводства» .
«Нормы уголовно-процессуального законодательства нашей страны повторяют, но не заменяют положений международных договоров. Они нацелены в первую очередь на обеспечение выполнения международных обязательств, вытекающих из этих договоров» .
В сферу международного сотрудничества также входят подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента , постановления Правительства РФ, указания, распоряжения, инструкции, приказы министерств и ведомств, в компетенцию которых входит разрешение вопросов о взаимодействии между компетентными органами России и зарубежных стран.
В основе международного сотрудничества в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности лежит Концепция внешней политики Российской
Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации», в соответствии с которой внешнеполитическая деятельность государства направлена на дальнейшее укрепление международного мира, обеспечение всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем, на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава Организации Объединенных Наций (Устав ООН), а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций (ООН) как
299
основной организации, регулирующей международные отношения .
В соответствии с Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1190[43] [44], а также в соответствии с приказом МВД России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971 «Об утверждении инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола» (в ред. приказа МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 22 сентября 2009 г. № 727/302/480/570/425/1739) МВД России, действуя в рамках своей компетенции, может использовать возможности Международной организации уголовной полиции (далее - Интерпол) в процессе розыска и идентификации лиц, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в производстве материалам и уголовным делам, оперативным проверочным материалам и делам оперативного учета. Взаимодействующие органы в целях защиты интересов Российской Федерации и граждан от преступных посягательств вырабатывают меры по противодействию транснациональной преступности и исполняют поступающие по каналам Интерпола запросы правоохранительных органов иностранных государств и международных правоохранительных организаций.
Целью сотрудничества России и европейских стран должно стать совершенствование национального законодательства и ведомственных нормативных актов, регламентирующих практику применения криминалистических средств и методов раскрытия и расследования преступлений, совершенствование организационной структуры экспертно-криминалистических подразделений, форм и методов их деятельности, взаимодействия с субъектами применения технико-криминалистических средств и методов европейских стран, повышение качества и эффективности экспертных исследований[45].
«Законы РФ и подзаконные нормативные акты устанавливают право компетентных правоохранительных органов на международные сношения. Порядок осуществления таких сношений по правовым вопросам в них не установлен, а содержатся только общие ссылки, согласно которым сотрудничество по уголовным делам осуществляется в соответствии с УПК РФ, договорами о правовой помощи»[46].
Традиционно сотрудничество государств в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности поддерживается на трех уровнях - глобальном, региональном и двустороннем.
В области координации действий государств по сотрудничеству в сфере экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности на первый план выходит Международная организация уголовной полиции - Интерпол, созданная в 1923 г. В 1956 г. был принят ее Устав, в соответствии с которым она получила указанное название. В 1990 г. на 59-й сессии Генеральной ассамблее Интерпола СССР был принят в организацию. Впоследствии Российская Федерация стала участником Интерпола на основе правопреемства.
В соответствии с Уставом Интерпола на организацию возложено обеспечение широкого взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства страны и в духе Всеобщей декларации прав человека. В качестве дополнения к общим задачам Интерпола установлена востребованность создания и развития учреждений по линии содействия предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.
Генеральный секретариат Интерпола расположен во Франции в г. Лионе. Этот орган координирует деятельность сети бюро Интерпола в странах-членах Интерпола по борьбе с транснациональной преступностью; осуществляет анализ и обобщение информации об уголовных преступлениях и причастных к их совершению лиц; организует курсы повышения квалификации для сотрудников правоохранительных органов и работу экспертных групп.
Для достижения поставленных перед организацией целей Генеральный секретариат особое значение уделяет совершенствованию форм и технологий обмена, обработки и хранения информации различного характера. Все страны - члены Интерпола имеют доступ к информационным ресурсам Интерпола и возможности для осуществления высокоскоростного обмена данными в защищенном режиме.
В Генеральном секретариате имеются криминалистические картотеки и учеты в отношении следующих лиц: обвиняемых и осужденных, находящихся в розыске по каналам Интерпола; подозреваемых в совершении преступлений; иных категорий лиц, причастных к совершению преступлений; без вести пропавших и утративших связь с родственниками.
Правом размещения информации, ее изменением, уничтожением или передачей в компетентные органы иностранных государств наделены национальные бюро, за исключением тех случаев, когда размещенные данные признаны устаревшими или противоречащими Уставу Интерпола. Осуществляемые проверки в режиме реального времени позволяют получать сведения о запрашиваемых лицах, включая их установочные данные, используемые документы, фотографии, дактилокарты, ДНК-информацию и иную оперативно-справочную и розыскную информацию.
Функции по соблюдению Устава и правил Интерпола, касающиеся вопросов использования и хранения персональных данных, возложены на Комиссию по контролю за файлами Интерпола. В соответствии с правилами обработки информации Генеральный секретариат обязан каждые пять лет определять целесообразность хранения сведений в отношении любой категории лиц.
В дополнение к Генеральному Секретариату Интерпола и для усиления позиции организации в Азии был основан Инновационный глобальный комплекс Интерпола (The Interpol Global Complex for Innovation), являющийся передовым исследовательским и динамично развивающимся учреждением, в компетенцию которого входит разработка и внедрение новейших средств и методов раскрытия и расследования преступлений, выявления преступных сообществ, а также подготовка сотрудников правоохранительных органов, организация оперативной поддержки государств и партнерства. Комплекс располагается в Сингапуре.
При обстоятельствах сложной оперативной расстановки сил, когда преступники используют новейшие технологии, свободу передвижений и анонимный мир виртуального бизнеса, Интерпол справедливо констатирует в своих решениях, что в таких условиях на передний план выходит оперативная работа на опережение действий преступных группировок. Позиционно это возможно, если правоохранительные органы государств в режиме реального времени смогут получать оперативную и иную необходимую информацию за пределами собственных государств.
Цифровые технологии открывают новые возможности для правоохранительных органов, обеспечивая их секретными коммуникативными каналами для безотлагательной передачи данных по уголовным делам.
Комплекс выходит за рамки традиционной модели действий правоохранительных органов. Он проводит проактивные исследования в новых сферах деятельности и обеспечивает новейшие подходы к обучению с целью предоставления всем странам средств и возможностей противостоять возрастающим по своей сложности методам действий криминальной среды.
Три основных направления деятельности Инновационного глобального комплекса Интерпола включают в себя информационную безопасность, создание потенциала и обучение, оперативно-следственную поддержку.
Информационная безопасность как предметная составляющая юридической безопасности (совокупность субъективных прав и законных интересов) состоит из следующих компонентов: повышение кибербезопасности и противодействие киберпреступности; развитие сети судебноэкспертных лабораторий по оказанию помощи при расследовании преступлений в сфере информационных технологий; проведение научно-исследовательских работ по тестированию средств и сервисов с целью анализа тенденций кибератак; разработка новых криминалистических средств и методов борьбы с преступностью во взаимодействии с полицейскими органами, научно-исследовательскими лабораториями, академиями, государственными и частными секторами; решение таких проблем, как управление интернет - безопасностью.
Создание потенциала и обучение включает в себя: проведение научных исследований, разработка методологических рекомендаций и внедрение их в деятельность практических органов полиции; предоставление различных форматов обучения сотрудников национальных центральных бюро; организация тренингов по борьбе с коррупцией, в частности, в спорте; разработка стандартов качества и проведение аккредитаций.
Оперативно-следственная поддержка отражается в следующих мероприятиях: выявление и устранение вызовов со стороны организованной преступности; предоставление платформы для идентификации жертв катастроф и техногенных катастроф; реагирование на криминальные инциденты и оказание поддержки при проведении важных мероприятий.
В соответствии с Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1190, а также в соответствии с приказом МВД России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971 «Об утверждении инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола» (в ред. приказа МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 22 сентября 2009 г. № 727/302/480/570/425/1739) МВД России, действуя в рамках своей компетенции, может использовать возможности Международной организации уголовной полиции (далее - Интерпол) в процессе розыска и идентификации лиц, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в производстве материалам и уголовным делам, оперативным проверочным материалам и делам оперативного учета. Взаимодействующие органы в целях защиты интересов Российской Федерации и граждан от преступных посягательств вырабатывают меры по противодействию транснациональной преступности и исполняют поступающие по каналам Интерпола запросы правоохранительных органов иностранных государств и международных правоохранительных организаций.
Как было указано выше проведение научных исследований различных аспектов сотрудничества государств, в том числе комплексный анализ понятийно-терминологического арсенала, характеризующего данную область знаний, является действенным средством совершенствования законодательства в области экспертно-криминалистической и оперативнорозыскной деятельности, выступает в качестве одного из важнейших направлений повышения эффективности международного сотрудничества.
В настоящее время в российской научной литературе применительно к научному обеспечению международного сотрудничества отмечается недостаточная проработанность некоторых институтов международного сотрудничества в сфере экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности, в частности отсутствие единых подходов в определении объекта международного сотрудничества. Выработка конкретных определений является важнейшим направлением и предметом приложения усилий в любой сфере международного сотрудничества.
Постановочно между отечественной правовой системой и правовыми системами европейских стран возможно выделение определенного сходства в дефиниции тех или иных правовых институтов, понятий и терминов. С другой стороны, зачастую значение терминов носит иной смысл, и подобный подход по аналогии может привести к подмене понятий и искажению правовых норм. Соответственно на концептуальном, а в последствии и на практическом уровне обозначена востребованность установления сущностного содержания понятия «объект международного сотрудничества в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности». Понятия «международная», «транснациональная» преступность, «преступность международного характера» иногда используются как равнозначные, что неправильно с точки зрения современной юриспруденции.
Следует согласиться с мнением, что международное сотрудничество в сфере экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности осуществляется не в отношении одного объекта - преступности в целом, а охватывает ряд объектов, имеющих различия по юрисдикции, уровню правовой оценки, характеристике, по субъектам отношений и другим признакам. Таким образом, объекты международного сотрудничества различаются, но общим для них всех является то, что преступность, в противодействии которой объединяются государства, затрагивает их интересы, либо подпадает под их юрисдикцию, либо
303
осуществляется на основе применения норм международного права .
Особую группу в рамках международного сотрудничества составляют преступления, грубо попирающие основные принципы международного права, представляющие угрозу миру и безопасности и всему человечеству. Так, Римский Статут Международного уголовного суда (1998)[47] [48] [49] [50] [51] призван регулировать сотрудничество государств в осуществлении уголовного преследования за совершение особо опасных преступлений против человечности, военных преступлений и агрессии. Данные особо опасные деяния подпадают под международную юрисдикцию соответствующих международных органов, специальных трибуналов, по линии международного уголовного права. Объектом указанных преступлений являются отношения, охраняемые международным правом, в целом по отношению ко всему мировому сообществу в
305
режиме erga omnes .
Международные преступления - тягчайшие, общественно опасные противоправные деяния, которые нарушают основополагающие нормы международного права, затрагивают интересы всего международного сообщества, посягают на международный правопорядок в целом. Современное международное право относит к международным преступлениям четыре группы деяний: агрессия, военные преступления, преступление геноцида, преступления против
306
человечности .
Совершаются государствами в лице их руководителей, иных ответственных должностных лиц, поэтому их совершение влечет как ответственность государства, так и ответственность конкретных виновных индивидов, действовавших от имени государства (в данном случае идет речь о двух видах ответственности: международно-правовой ответственности государства и уголовной ответственности индивидов, действовавших от его имени).
В резолюции № 3074 (XXVIII) от 03.12.1973 г. Генеральной Ассамблеей ООН провозглашен «принцип международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против
307
человечества» .
Как известно, «международное сотрудничество государств не ограничивается только борьбой с международными преступлениями. В значительной мере оно посвящено противодействию транснациональным преступлениям, посягающим на
308
внутригосударственный правопорядок» .
В отечественной доктрине международного права часто выделяется категория преступлений международного характера или международных уголовных преступлений, так
309
называемые конвенционные преступления .
И.И Лукашук определяет конвенционные преступления как «преступления, состав которых определен международными конвенциями, обязывающими участвующие государства
310
ввести соответствующие нормы в свое уголовное право» .
В.П. Панов полагает, что данные преступления «не имеют непосредственной связи с преступной деятельностью конкретного государства, однако посягают одновременно на международный и национальный правопорядок, на мирное сотрудничество государств в области экономики, культуры, торговли, прав и свобод человека, интересы юридических лиц и представляют общественную опасность для многих государств. В масштабе одного государства борьба с такими преступлениями, их предотвращение и пресечение не приводит к положительным результатам, и требуются согласованные действия различных государств. По своей юридической природе они в отличие от международных преступлений являются уголовными, общеуголовными, но с иностранным элементом»[52] [53] [54] [55] [56].
Г.В. Игнатенко определяет эти преступления как «деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого также представляющие международную общественную опасность, но совершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо государства, ради достижения собственных противоправных целей» .
И.И. Карпец определяет преступления международного характера как «деяния, предусмотренные международными соглашениями (конвенциями), не относящиеся к преступлениям против человечества, но посягающие на нормальные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений (экономических, социально-культурных, имущественных и т.п.), а также организациям и гражданам, наказание в отношении которых осуществляется согласно нормам, установленным в международных соглашениях (конвенциях), ратифицированных в установленном порядке, либо согласно нормам национального уголовного законодательства в соответствии с этими соглашениями»[57]. Эти преступления объединены общим понятием «преступления международного характера».
К особенностям преступлений международного характера следует отнести то, что они имеют международное распространение и совершаются вне территориальной юрисдикции государств. Вместе с тем И.П. Блищенко и И.В. Фисенко констатируют, что «непосредственный объект преступлений международного характера имеет общеуголовный характер в смысле внутреннего права в отличие от международных преступлений, объект посягательства которых - международные отношения»[58] [59]. Конкретный перечень преступлений международного характера в современной научной литературе не отличается единообразием. Существуют различные основания для классификации . К этой категории можно отнести рабство и работорговлю, морское пиратство, захват воздушных судов, нарушение правил судоходства, неоказание помощи на море и т.п.
|