Отношения Российской Федерации и Европейского Союза всегда носили разносторонний и многоуровневый характер. «Сложная и постоянно развивающаяся система отношений России и Европейского Союза требует всестороннего изучения и учета, как с теоретической, так и с сугубо практической точки зрения»[1] [2] [3]. Наша страна заинтересована в участии в процессах европейской интеграции, поскольку народы Европейского континента имеют общие исторические, этнические, культурные и религиозные корни, определенную схожесть общественно-политического и экономического устройства, общие ценности, провозглашенные как в ст. 2 Договора о Европейском Союзе 1992 г., так и в главе 1 Конституции Российской Федерации .
По мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина выгоды от постепенного обоюдного и взаимовыгодного открытия рынков приведет к тому, что «фактически мы получим общий континентальный рынок емкостью в триллионы евро» .
В зависимости от характера и содержания соглашений Европейского Союза с третьими странами выделяются следующие формы сношений: сотрудничество, партнерство и ассоциация. Они определяются на основе международных соглашений ЕС и применительно к независимым государствам или международным организациям.
Сотрудничество относится к наиболее простой форме отношений ЕС с третьими странами и не предусматривает каких-либо интеграционных целей и мер. В случаях учреждения организационных структур в подобных соглашениях они наделяются координационноконсультативными полномочиями.
Партнерство - форма отношений более высокого уровня, которая может включать интеграционные цели и преференциальный режим в торговых и иных соглашениях с третьей страной. Соглашения о партнерстве сами по себе предполагают наличие организационной структуры, наделенной координационно-консультативными полномочиями.
Концепция внешней политики России и Стратегия ЕС в отношении России определяла особую форму отношений - «стратегическое партнерство». Принимая во внимание природу этих отношений, стратегическое партнерство между Российской Федерацией и Европейским Союзом в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности можно определить как урегулированные нормами права интеграционные отношения, основывающиеся на общих интересах обеспечения международного правопорядка и безопасности, при обоюдном уважении партнеров в качестве самостоятельных субъектов международного права.
На более качественный уровень это взаимодействие вышло после подписания Российской Федерацией Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их
329
государствами-членами, с другой стороны .
10 июня 2015 г. Европарламент ЕС принял резолюцию, согласно которой Россия больше не может считаться стратегическим партнером ЕС. Вместе с тем в Европарламенте считают, что, с учетом политических, торговых, транспортных и энергетических связей, контактов между людьми, «конструктивные и предсказуемые отношения между ЕС и Россией возможны и желательны». Однако они должны основываться «на уважении международного права и диалоге, в результате чего ЕС будет готов возобновить сотрудничество с властями в Москве по ряду конкретных вопросов, представляющих общий интерес». В ЕС не все государства-члены согласны с таким решением Европарламента и многие продолжают рассматривать Российскую Федерацию в качестве стратегического партнера[4] [5].
Ассоциация как наиболее сложная форма отношений ЕС с третьими странами характеризуется взаимными правами и обязанностями, совместными действиями и особыми процедурами. В отличие от сотрудничества и партнерства, установление ассоциации возможно только на основе соглашения. Соглашение об ассоциации предусматривает интеграционные цели вплоть до вступления в ЕС, зоны свободной торговли и максимальной либерализации движения лиц, услуг и капиталов между Сторонами. Оно всегда имеет организационную структуру с возможными полномочиями по изданию обязательных актов, действие которых распространяется на все пространство ЕС.
Постановочно, сотрудничество России и ЕС по линии экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности начало развиваться с середины 90-х годов.
В ст. 81 Раздела VIII Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (далее - СПС) «стороны согласны с необходимостью принятия всех усилий по сотрудничеству с целью предотвращения использования своих финансовых систем для «отмывания» доходов от
преступной деятельности в целом, и, в частности, от преступлений, связанных с
наркотическими веществами».
ст. 82 Раздела VIII Соглашения о партнерстве и сотрудничестве прописано
сотрудничество в борьбе «с незаконным производством, поставкой и оборотом наркотических и психотропных веществ, включая предотвращение распространения рецептурных химических субстанций, а также по предотвращению и сокращению использования наркотических
веществ».
В ст. 84 Раздела VIII Соглашения о партнерстве и сотрудничестве предусматривается, что «стороны взаимодействуют в борьбе с нелегальной миграцией, экономическими
преступлениями, оборотом наркотиков, контрафактной продукцией, незаконными сделками с
331
различными видами товаров, включая промышленные отходы» .
«Принципами, лежащими в основе сотрудничества между Россией и ЕС в области свободы, безопасности и правосудия, являются:
равенство между партнерами и взаимное уважение интересов;
приверженность общим ценностям, в частности демократии и верховенству права, а также их гласному и эффективному применению независимыми судебными системами;
уважение прав человека, в том числе прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, приверженность и эффективное выполнение обязательств в рамках, в частности, конвенций и соответствующих протоколов Организации Объединенных Наций (ООН) и Совета Европы, а также документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
уважение и соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, включая гуманитарные положения; - уважение основных свобод, включая обеспечение свободы и независимости средств массовой информации» [6] [7].
«Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия предусматривает:
«совершенствовать сотрудничество для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, а также другим видам незаконной деятельности в целях обеспечения безопасности;
активизировать сотрудничество между Россией и ЕС в области противодействия терроризму и определить пути совместной работы по предотвращению терроризма и борьбе с ним в соответствии с нормами международного права, в частности, в области прав человека, беженского и гуманитарного права.
В целях достижения этой общей задачи необходимо развивать сотрудничество между Россией и ЕС по следующим приоритетным направлениям:
применять Совместное заявление о борьбе с терроризмом, принятое на саммите Россия - ЕС в ноябре 2002 г., и регулярно осуществлять обзор его выполнения в соответствующих существующих форматах Россия - ЕС;
подписать, ратифицировать и осуществлять все 12 конвенций ООН о борьбе с терроризмом и протоколов к ним; в полной мере осуществлять соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, включая резолюции 1373, 1540, 1267 и 1566;
продолжать усилия по поиску путей скорейшего завершения работы над проектом Всеобъемлющей конвенции ООН по международному терроризму, а также подписать и ратифицировать Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма;
продолжать сотрудничество в рамках Совета Европы, в том числе по завершению работы над проектом Европейской конвенции о предотвращении терроризма и ее выполнению;
развивать сотрудничество, в том числе путем обмена «ноу-хау», типологиями и моделями в целях усиления борьбы с финансированием терроризма, включая замораживание фондов и иных активов террористов, в соответствии с имеющимися международно-правовыми документами;
обмениваться должным образом моделями законодательства по борьбе с финансированием терроризма, включая злоупотребления в некоммерческом или благотворительном секторе, и конфискации активов;
осуществлять соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европолом, подписанное в Риме 6 ноября 2003 года, в целях укрепления сотрудничества в борьбе с терроризмом;
совершенствовать сотрудничество на всех соответствующих международных и региональных форумах для расширения возможностей третьих стран в борьбе с терроризмом;
всесторонне сотрудничать в борьбе с терроризмом в соответствии с обязательствами по международному праву с тем, чтобы находить, отказывать в убежище и предавать правосудию на основе принципа «выдай или суди» любых лиц, поддерживающих, содействующих, участвующих или пытающихся участвовать в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов или предоставляющих убежище таким лицам;
обсуждать в рамках существующих структур конкретные меры по борьбе с международным терроризмом в новых областях, таких, как использование сети Интернет в террористических целях и рекомендации по саморегулированию средств массовой информации;
изучить возможность заключения между Россией и ЕС соглашения о взаимной правовой помощи на основе опыта, накопленного в результате осуществления Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции 1959 года;
рассмотреть возможность заключения меморандума о взаимопонимании по борьбе с терроризмом между Россией и ЕС с учетом Совместного заявления о борьбе с терроризмом 2002 года.
Повышать защищенность документов и предотвращать использование одним лицом документов, удостоверяющих личность, выписанных на других лиц, поддельных или похищенных документов, дающих право на пересечение границы (проездных документов) - обсуждать на уровне экспертов возможности повышения защищенности проездных документов;
содействовать развитию сотрудничества, в том числе путем обмена опытом, по возможным мерам для прекращения незаконного использования одним лицом документов, удостоверяющих личность, выписанных на других лиц, в том что касается производства, проверки и хранения названных документов;
применять законодательство и правила для привлечения к уголовной ответственности за использование одним лицом документов, удостоверяющих личность, выписанных на других лиц;
изучить возможности использования национальными правоохранительными органами в соответствии с Уставом Интерпола базы данных Интерпола по утерянным и украденным незаполненным и выданным проездным документам (ASF-STD), а также передачи информации, имеющейся в соответствующих национальных базах данных об утерянных и похищенных, выданных и незаполненных проездных документах для пополнения базы данных Интерпола;
обмениваться информацией о введении биометрических данных в проездные документы на основе стандартов ИКАО».
«Бороться с трансграничной преступностью, в том числе путем развития сотрудничества между правоохранительными органами»
выполнять План совместных действий Россия - ЕС по борьбе с организованной преступностью и согласованные приоритеты;
выполнять Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и вступившие в силу протоколы к ней;
расширять и активизировать использование сети офицеров связи в России и ЕС;
выполнять соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европолом, подписанное в Риме 6 ноября 2003 года, в целях усиления сотрудничества в борьбе с организованной преступностью;
подготовиться к заключению очередного соглашения между Европолом и Россией о защите информации в целях обмена персональными данными;
активизировать в действующих правовых рамках обмен информацией, относящейся к терроризму и организованной преступности, между правоохранительными ведомствами России и стран - членов ЕС, а также Европолом, в том числе путем использования сети офицеров связи России и ЕС в качестве промежуточного этапа перед заключением оперативного соглашения между Россией и Европолом;
развивать сотрудничество, основанное на контактах, установленных между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Евроюстом;
создать при координирующей роли Европейского бюро по борьбе с мошенничеством надежные каналы обмена информацией между компетентными службами таможенных органов России и государств - членов ЕС для улучшения координации и повышения эффективности совместных действий;
наращивать потенциал правоохранительных органов путем создания структур и разработки процедур с целью совершенствования обмена информацией при расследовании уголовных дел путем обеспечения удаленного доступа к информационным ресурсам с использованием сети Интерпола;
сотрудничать в борьбе с новыми видами преступлений, в том числе с преступлениями с использованием информационно-коммуникационных технологий, в частности с детской порнографией;
приглашать друг друга для участия в двусторонних операциях правоохранительных органов, организуемых Россией или отдельными государствами - членами ЕС;
способствовать трансграничному сотрудничеству с соседними государствами - членами ЕС путем налаживания взаимодействия между различными национальными министерствами и правоохранительными органами, начав с регионов с высокой интенсивностью трансграничных перевозок;
изучить возможность использования опыта работы Целевой группы Совета государств Балтийского моря по борьбе с организованной преступностью с целью совершенствования, прежде всего, оперативного сотрудничества правоохранительных органов России и ЕС;
изучить возможность подписания, ратификации и выполнения Протокола ООН против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности;
совершенствовать правовую базу регулирования приобретения и владения огнестрельным оружием;
обмениваться информацией через каналы Европола с целью предотвращения деятельности организаций, групп и/или лиц, причастных к международному терроризму и к организованной преступной деятельности.
Содействовать становлению всеобъемлющего режима борьбы с отмыванием денег - совершенствовать соответствующее законодательство и правила, а также их эффективное применение, принимая во внимание рекомендации специализированных и региональных организаций;
продолжать предоставлять поддержку для обучения судей, прокуроров, сотрудников таможни, сотрудников правоохранительных органов и других профессиональных работников этой сферы;
способствовать эффективному функционированию и взаимодействию подразделений финансовой разведки (ПФР) Российской Федерации и государств - членов ЕС, в том числе на основе двусторонних межведомственных соглашений, в соответствии со стандартами ФАТФ (группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) и Группы Эгмонт;
изучить возможности расширения обмена информацией о подозрительных сделках между Пенсионным фондом (ПФР) Российской Федерации и государств - членов ЕС, учитывая соблюдение требований конфиденциальности и защиты информации;
поддержать Евразийскую группу по типу ФАТФ для помощи в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствии с международными стандартами;
обмениваться законодательными моделями в области борьбы с отмыванием денег в целях совершенствования законодательства для эффективного выявления, замораживания, ареста и конфискации доходов, полученных преступных путем, имущества, оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении правонарушений, а также развивать эффективное сотрудничество в этой сфере и обмениваться опытом проведения расследования, судебного преследования и других соответствующих правовых действий;
сотрудничать в рамках ФАТФ и между соответствующими органами России и государств - членов ЕС в борьбе с отмыванием денег через офшорные зоны;
изучить возможности подготовки документа по передовому опыту реализации механизмов сотрудничества в рамках ФАТФ и региональных организаций по типу ФАТФ, таких, как МАНИВЭЛ, которые способствовали бы сотрудничеству между надзорными органами по предупреждению использования финансового сектора для отмывания доходов от преступной деятельности через обмен информацией о структуре собственности бенефициария, собственниках кредитных и финансовых учреждений, и нарушениях кредитными и/или финансовыми учреждениями как законодательства по борьбе с отмыванием денег, так и связанных с этим законов.
Решать проблему наркотических средств (включая предложение и незаконный оборот наркотиков, предотвращение утечки прекурсоров, предотвращение спроса на наркотики и ограничение ущерба):
сотрудничать в рамках международных и региональных форумов в отношении стран производства и транзита наркотиков, уделяя особое внимание маршрутам незаконного оборота;
поощрять международные и национальные усилия и координировать деятельность в рамках существующих форумов, в частности в рамках ООН, для борьбы с глобальной наркоугрозой и незаконным оборотом наркотиков, в том числе путем подписания и ратификации соответствующих международных соглашений;
активизировать сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков, основанное на соглашении между Российской Федерацией и Европолом, прежде всего путем обмена опытом, а также статистической и иной информацией;
развивать сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков, включая производство и оборот синтетических наркотиков и утечку прекурсоров, в частности в рамках Парижского процесса и соглашения между Россией и Европолом и в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года;
совместно работать в существующих форматах, а также в рамках и через посредство международных форумов для борьбы с наркоугрозой, исходящей из Афганистана, путем повышения возможностей государств, непосредственно граничащих с Афганистаном и основными государствами транзита, в пресечении контрабандных поставок наркотиков из Афганистана за границу, а также прекурсоров для их производства.
Уделять внимание задачам выявления и пресечения деятельности транснациональных преступных группировок, участвующих в незаконном обороте афганских наркотиков, а также оказывать поддержку афганским правоохранительным структурам:
проводить обмен опытом по вопросам снижения спроса на наркотики, предотвращение и лечение наркомании и реабилитации лиц с наркотической зависимостью, включая группы высокого риска, в целях предупреждения распространения ВИЧ/СПИДа и других заболеваний;
наращивать потенциал соответствующих правоохранительных органов, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков;
рассмотреть вопрос о сотрудничестве в подготовке персонала соответствующих правоохранительных органов России и ЕС, включая разработку учебных программ и проведение совместных семинаров;
содействовать, в надлежащих случаях, осуществлению проектов проведения операций между национальными правоохранительными органами для борьбы с незаконным оборотом наркотиков через государственные границы, в том числе с использованием способов контролируемых поставок, для пресечения каналов незаконной транспортировки и пресечения преступной деятельности в этой области.
Бороться с торговлей людьми - поощрять сотрудничество в международных и региональных операциях правоохранительных органов в целях борьбы с торговлей людьми, особенно женщинами и детьми:
развивать обмен информацией между Россией, Европолом и заинтересованными государствами-членами по вопросам борьбы с торговлей людьми;
применять Протокол ООН о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, включая принятие надлежащих законов в поддержку борьбы с торговлей людьми;
предоставлять потенциальным жертвам торговли людьми надежную и доступную информацию с целью повышения их информированности о рисках и угрозах незаконной миграции и возможностях законной миграции, а также о механизмах помощи жертвам преступлений;
сотрудничать с соответствующими неправительственными организациями, другими организациями и элементами гражданского общества в предупреждении торговли людьми и, в надлежащих случаях, в оказании помощи и защите жертв торговли людьми;
обеспечить необходимый уровень профессиональных навыков у сотрудников соответствующих органов путем проведения специальной профессиональной подготовки, направленной на оказание помощи жертвам торговли людьми;
регулярно обмениваться статистическими данными для оценки масштабов проблемы.
Бороться с коррупцией - подписать, ратифицировать и выполнять конвенции ООН и Совета Европы по вопросам коррупции, включая ратификацию и выполнение Конвенции ООН против коррупции:
участвовать в антикоррупционной работе и сотрудничать в борьбе против коррупции в рамках Совета Европы, в том числе путем участия в работе ГРЕКО, после ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию;
сотрудничать с соответствующими элементами гражданского общества в борьбе против коррупции;
обмениваться опытом в сфере борьбы с коррупцией и принимать дополнительные меры путем дальнейшего включения антикоррупционных элементов в национальное законодательство и практику.
Бороться с оборотом похищенных транспортных средств и предметов, представляющих культурную и историческую ценность:
совершенствовать меры по выявлению транспортных средств с измененными идентификационными номерами или подделанными регистрационными документами, в том числе путем использования Поисковой системы Европола, чтобы предотвратить возможность регистрации и таможенной очистки транспортных средств, которые были украдены, незаконно присвоены или потеряны;
развивать сотрудничество с целью совершенствования процедур возвращения изъятых похищенных транспортных средств их законным владельцам;
развивать сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом предметов, представляющих культурную и историческую ценность;
содействовать обмену информацией о законодательстве по борьбе с незаконным оборотом предметов, представляющих культурную и историческую ценность, и обмениваться опытом в целях противодействия этому преступлению, как это особо отмечено в соглашении о сотрудничестве между Россией и Европолом» [8] [9].
На основании «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, подписанное на Корфу 24 июня 1994 года, и, в частности, на его статью 84 и Совместную декларацию в отношении статей 26, 32 и 37, содержащуюся в Заключительном акте, принятом при подписании указанного Соглашения» было заключено Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о
334
реадмиссии .
Необходимость сотрудничества по линии экспертно-криминалистической и оперативнорозыскной деятельности, нашла отражение в целом ряде стратегических документов России и ЕС, среди которых: План действий ЕС по борьбе с организованной преступностью (1997 г.); Коллективная стратегия ЕС по отношению к России (1999 г.); Стратегия развития отношений РФ с ЕС (2000 - 2010 гг.); План совместных действий Европейского Союза и Российской Федерации в борьбе с организованной преступностью (Хельсинский план, 1999 г.). На саммите
Россия-ЕС (Брюссель, 11 ноября 2002 г.) были приняты совместные заявления о борьбе с международным терроризмом, которые включали в себя обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и иной информацией о деятельности террористических группировок, вызывающих сомнение сделках и документах, поставках оружия, взрывчатых веществ и другие.
Российская Федерация и Европейский Союз остаются важными взаимодополняющими контрагентами при осуществлении сотрудничества по линии экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности. Выгода России от отношений с ЕС очевидна, поскольку имеется ряд совместных проблем регионального характера, включая совместные действий по противодействию терроризму и нелегальной миграции.
За последние десятилетия российское законодательство претерпело существенные изменения под влиянием норм и правил ЕС. Оно в значительной степени европеизировано. В соответствии с доктринальной позицией П.А. Каличенко современная европеизация российского законодательства осуществляется «на основе рецепции норм других европейских государств и правовых моделей различных европейских организаций (европеизация в широком смысле), восприятии правил и стандартов, разрабатываемых Европейским Союзом (европеизация в узком смысле). Вместе с тем, СПС является частью правовой системы ЕС, и отношения с Россией отражаются в нормативных актах европейских законодательных институтов и в прецедентном праве Суда ЕС. И наоборот, российские суды ссылаются на таможенное, налоговое законодательство ЕС, а также на стандарты и правила ЕС в сфере
335
технического регулирования» .
На основе СПС развивалась система специальных секторных соглашений. Однако сфера правоохранительной деятельности урегулирована нормами специальных двусторонних соглашений. Ряд секторных соглашений заключен Россией не с Европейским Союзом, а с его специальными учреждениями, специализированными органами или структурными подразделениями его институтов.
Отдельно необходимо отметить подписание 6 ноября 2003 г. в г. Риме в ходе саммита Россия - Евросоюз Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (далее - Европол), целью которого является повышение эффективности взаимодействия между странами - членами ЕС и Российской Федерацией в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности. В [10] соответствии с этим Соглашением МВД России определено центральным компетентным органом, через который осуществляются контакты с Европолом[11].
В соответствии со ст. 5 Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европолом стороны осуществляют сотрудничество по обмену стратегической и технической информацией, представляющей взаимный интерес, в частности: о формах, методах и средствах совершения преступлений; о новых видах наркотических средств и психотропных веществ (по мере их появления в незаконном обороте), технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, а также о новых методах исследования и идентификации наркотических средств и психотропных веществ; о каналах перевода денежных средств, полученных преступным путем; о состоянии и развитии преступности, оценке угрозы ее распространения.
Подписание соглашений создало основу для расширения контактов Российской Федерации с государствами - членами Европейского Союза в сфере экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности. Так, в соответствии со ст. 11 Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией, Российская Федерация как государство, подписавшее генеральное соглашение с Европолом, вправе участвовать во встречах глав национальных подразделений Европола в государствах - членах ЕС.
Указанный международный договор обозначает общие сферы взаимодействия и распространяется на такие виды преступлений, как терроризм и финансирование террористической и экстремистской деятельности, незаконный оборот наркотиков и наркотических веществ, имущественные и финансовые преступления, включая легализацию преступных доходов и фальшивомонетничество, незаконная миграция, преступления в сфере высоких технологий.
МВД России, ФСБ России, ФТС России и Росфинмониторинг являются правоохранительными органами, ответственными за реализацию Соглашения. При этом МВД России определено центральным российским уполномоченным органом по взаимодействию с Европолом. Это означает, что все официальные контакты, включая обмен данными, должны осуществляться только через МВД России. В связи с чем принято несколько приказов МВД России, регулирующих организацию взаимодействия с Европолом, включая:
Приказ МВД России от 15 марта 2004 г. № 173 «О реализации Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией»;
Приказ МВД России от 23 декабря 2004 г. № 859 «Вопросы национального центрального бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации» .
Приказом МВД России от 15 марта 2004 г. № 173 была расширена компетенция НЦБ Интерпола за счет его определения в качестве ответственного за осуществление контактов с Европейской полицейской организацией. Кроме того, установлено, что НЦБ Интерпола обязано подготовить предложения по организационно-правовой форме создания и подчиненности специализированного подразделения - Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европолом (РНКП).
Приказом МВД России от 23 декабря 2004 г. № 859 в структуре НЦБ Интерпола образован Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом, в пределах компетенции обеспечивающий функции МВД России как головного уполномоченного органа Российской Федерации в рамках ее Соглашения о сотрудничестве с Европейской
-338
полицейской организацией .
В соответствии с положениями Приказа МВД России от 23 декабря 2004 г. № 859 вопрос организации информационного взаимодействия был решен в пользу унификации приема- передачи информации, поступающей по каналам Интерпола и Европола. Таким образом, прием и передача информации от Европейской полицейской организации происходит по техническим информационным каналам Интерпола и через дежурную часть[12] [13] [14].
Информацию, подлежащую обмену, можно условно подразделить на три вида:
Сведения по совершенным или подготавливаемым преступлениям.
Данные криминологического характера о причинах и условиях возникновения и совершения преступлений, а также способов их превенции.
Сведения по обеспечению процесса расследования и раскрытия преступлений.
Практика показала на необходимость пересмотра клаузулы о гармонизации российского
права в Новом базовом соглашении. Следует пересмотреть п. 1 ст. 55 СПС, закрепляющий одностороннее обязательство России по сближению своего законодательства с правом ЕС, в пользу обоюдного стремления Сторон к созданию совместимой законодательной базы. Следует поддержать идею создания специальной структуры в отношениях между Россией и ЕС, занимающейся проблемами сближения законодательств по линии экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности.
В связи с чем основной задачей в отношениях Российской Федерации и Европейского Союза является переоформление договорно-правовой базы взаимоотношений, поскольку
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. между ними во многом устарело и не отвечает сегодняшним реалиям стратегического партнерства.
За время сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности организационноправовые механизмы, включая информационный обмен, совместную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений, совместные специальные операции в интересах борьбы с преступностью и, в частности с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, вышли на кардинально иной качественный уровень. В настоящее время партнерство не развивается.
Таким образом, дальнейшее возможное совершенствование сотрудничества России с Европейским Союзом в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности включает:
проведение регулярных совместных встреч и консультаций с целью оценки угроз, которые представляет транснациональная преступность для России и Европейского Союза;
установление оперативных контактов правоохранительных органов Российской Федерации с правоохранительными органами и учреждениями Европейского Союза, специализирующимися на противодействии транснациональной организованной преступности, в особенности по следующим видам преступной деятельности: международному терроризму, незаконному обороту наркотиков, легализации денег, незаконному вывозу финансовых средств, торговле людьми, несанкционированном проникновении в базы данных и др.;
активизация и дальнейшее развитие взаимодействия с Европолом и Евроюстом, выстраивание отношений с Европейским бюро прокуроров;
установление тесного взаимодействия правоохранительных органов России и Европейского Союза в борьбе с незаконной миграцией, в том числе осуществляемой с территории неевропейских государств;
разработка механизма взаимодействия с ЕС по выявлению и возвращению незаконно вывезенных из России финансовых средств;
создание единой информационной базы персональных данных лиц, совершивших преступления;
осуществление обмена передовыми средствами и методами выявления, раскрытия и расследования преступлений;
совместная разработка рекомендаций по наиболее эффективному применению программ защиты свидетелей;
внедрение более упрощенных форм оперативного взаимодействия правоохранительных органов и обмена информацией; организация взаимодействия по конкретным уголовным делам, связанным с деятельностью трансграничной организованной преступности, на основе межведомственных соглашений до подписания базового соглашения с Европолом.
Практика показала на необходимость пересмотра клаузулы о гармонизации российского права в Новом базовом соглашении. Следует пересмотреть п. 1 ст. 55 СПС, закрепляющий одностороннее обязательство России по сближению своего законодательства с правом ЕС, в пользу обоюдного стремления Сторон к созданию совместимой законодательной базы. Следует поддержать идею создания специальной структуры в отношениях между Россией и ЕС, занимающейся проблемами сближения законодательств по линии экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности.
В связи с чем основной задачей в отношениях Российской Федерации и Европейского Союза является переоформление договорно-правовой базы взаимоотношений, поскольку Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. между ними во многом устарело и не отвечает сегодняшним реалиям стратегического партнерства.
[1] См.: Кашкин С.Ю. Предисловие // Россия и Европейский Союз: документы и материалы / Под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2003. С. 15
[2] Каличенко П.А. Правовое регулирование отношений между Россией и Европейским Союзом: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 3 -16
[3] См.: Putin W. Von Lissabon bis Wladiwostok // Suddeutsche Zeitung vom 25.11.2010
[4] Федеральный закон. 25.11.1996. № 135 // Бюллетень международных договоров. № 1. 1997
[5] URL: https://www.unian.net/politics/1088238-dlya-es-rossiya-bolshe-ne-strategicheskiy-partner-dlya-ukrainyi- poka-da.html (дата обращения 21.07.2017 г.)
[6] Соглашение о партнерстве и сотрудничестве учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны URL: https://russiaeu.ru/userfiles/file/partnership_and_cooperation_agreement_1997_russian.pdf (дата обращения 21.07.2017 г.)
[7] «Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия URL: https://russiaeu.ru/userfiles/file/road_map_on_the_common_space_of_freedom,_security_and_justice_2005_russian.pdf (дата обращения 21.07.2017 г.)
[8] «Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия URL: https://russiaeu.ru/userfiles/file/road_map_on_the_common_space_of_freedom,_security_andjustice_2005_russian.pdf (дата обращения 21.07.2017 г.)
[9]Ратифицировано Федеральным законом РФ от 3 марта 2007 года N 26-ФЗ URL: http://docs.cntd.ru/document/902035042 (дата обращения 21.07.2017 г.)
[10] См.: Каличенко П.А. Правовое регулирование отношений между Россией и Европейским Союзом: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 22
[11] См.: Правовые основы участия органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: Сб. документов: В 7 т. Т. 1. М., 2006. С. 10
[12] Система КонсультантПлюс: Нормативные акты МВД России.
[13] В соответствии с положениями данного нормативно-правового акта МВД России, РНКП по взаимодействию с Европейской полицейской организацией функционирует на правах и в статусе отдела Национального центрального бюро Интерпола. При этом определено, что его руководитель является по должности первым заместителем начальника НЦБ Интерпола.
[14] См.: Никишкин И.К. Правовое регулирование полицейского сотрудничества в Европейском Союзе: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 137-140
|