Воскресенье, 24.11.2024, 19:03
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Сотрудничество РФ и Европол при проведении совместных профилактических, оперативно-розыскных и специальных операций

В Российской Федерации проводятся многочисленные мероприятия совместно с европейскими странами, среди которых: оперативно-профилактические, комплексные оперативно-профилактические операции, специальные пограничные операции, совместные

340

специальные пограничные операции и другие .

Солидируясь с доктринальной позицией Иващука В.К. и Снегового А.В. международное согласованное или совместное проведение каких-либо действий в сфере экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности компетентными органами заинтересованных государств можно отнести к видам международного сотрудничества, поскольку при их осуществлении проявляется очевидная необходимость во взаимодействии государств. Вместе с тем ни в программах государств-участников СНГ, ни в иных межгосударственных документах и актах содержание указанных понятий не раскрывается[1] [2] [3]. По данным научных исследований среди руководителей российских органов внутренних дел не существует единого понимания применяемой терминологии. Так, более 60% опрошенных считают, что понятия «оперативно-профилактическое мероприятие», «комплексная оперативно-профилактическая операция», «профилактическая операция», «профилактическое

342

мероприятие» являются тождественными .

В соответствии с положениями международных правовых актов взаимодействие компетентных органов государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности основано на взаимном оказании различного рода правовой и информационной помощи по запросам в письменной форме[4], в ходе которых предполагается согласование действий. В Российской Федерации в контексте согласованного выполнения действий мероприятия рассматриваются как составляющая оперативно-профилактических операций.

Так, в Инструкции об организации комплексных оперативно-профилактических операций, утвержденной Приказом МВД России от 13 августа 2002 г. № 772 (в ред. приказа МВД от 20 ноября 2003 г. № 900)[5], под комплексной оперативно-профилактической операцией понимается совокупность оперативно-розыскных, контрольно-надзорных, предупредительнопрофилактических и иных мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел (при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти) в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации в масштабе страны, одного или нескольких субъектов Российской Федерации по единому замыслу для достижения конкретной цели.

Согласно значениям слов, указанным в словарях и энциклопедиях, операция (лат. operatio) - 1) это действие или совокупность действий для достижения какой-либо цели,

совокупность действий по единому замыслу и плану для решения той или иной задачи,

законченное действие или ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи[6] , 4) координированные силовые действия, объединенные общей целью[7] [8], а мероприятие - это совокупность действий, объединенных одной общественно значимой задачей . «Мероприятие» охватывает довольно широкий спектр деятельности, а «операция» определяет более четкие и узкие направления и задачи. Понятие «оперативнопрофилактическое мероприятие» может рассматриваться в качестве синонима «профилактической операции», поскольку производные прилагательные от существительного имеют то же семантическое значение. Понятие «мероприятие», не включающее в свой состав слово «оперативное», не является идентичным понятию «операция». Оно как самостоятельное действие может изменяться по месту (территории), продолжительности и объему выполняемых задач. Более того, масштабность и период проведения мероприятий и операций различны[9].

В связи с изложенным, совместное оперативно-профилактическое мероприятие можно определить как скоординированные действия правоохранительных органов заинтересованных государств, направленные на решение поставленных перед ними задач с использованием учетно-справочной, регистрационной, оперативно-розыскной, контрольно-надзорной, предупредительно-профилактической и иной деятельности, объединенные единым замыслом и временем в целях профилактики любого вида преступлений, а также воздействия на криминогенную ситуацию в целях искоренения криминогенной обстановки.

Планируемые в рамках различных международных программ совместные и (или) согласованные профилактические, оперативно-розыскные мероприятия и специальные операции являются отличными по содержанию и сущности действиями. Дефиниции понятий комплексных совместных и (или) согласованных профилактических мероприятий и специальных операций имеют расхождения, обусловленные различиями в компетенции, целях и задачах, решаемых государствами, объединенными в межгосударственные структуры.

Понятие оперативно-розыскных мероприятий закреплено в ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности (с изменениями и дополнениями), а также в модельном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», принятом на десятом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств- участников СНГ (постановление № 10-12 от 6 декабря 1997 г.) [10]. В данной области степень гармонизации национальных законодательств в рамках Содружества довольно высока.

Специальные операции и оперативно-профилактические операции, отождествляемые в ведомственных и международных документах, имеют разграничения. Основанием является то, что комплексные оперативно-профилактические операции проводятся в повседневной оперативной обстановке в целях предупреждения преступлений и устранения условий и причин, способствующих их совершению. Специальные операции проводятся в целях ликвидации последствий кризисной ситуации криминального характера, т.е. в связи с событием, имеющим локальный характер. В контексте сотрудничества государств в сфере оперативно-розыскной деятельности операция - это воздействие средствами и методами соответствующих компетентных правоохранительных органов государств на локальный криминальный объект или действия, связанные с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного, криминального и иного характера, оказывающей влияние на криминальную ситуацию. В теории деятельности органов внутренних дел Российской Федерации «специальная операция» применяется для обозначения способа действия при чрезвычайных обстоятельствах социального характера, обусловленных совершением общественно опасных деяний, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью, значительный имущественный ущерб, нарушение условий жизнедеятельности населения и организаций. Они требуют принятия комплекса специальных мер по защите правопорядка и внутренней безопасности государства и являются основанием для введения

350

чрезвычайного положения .

Борьба с трансграничной организованной преступностью

Позитив международно-правового взаимодействия Российской Федерации и Европейского Союза по линии экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности в ее целостном варианте предметно проявляет себя по такому значимому (с точки зрения поддержания международной законности и порядка) направлению, как борьба с лидерами криминальных группировок, в том числе с «авторитетами преступной среды». Так, Европол при участии Российской Федерации работает над созданием Европейской базы данных о подобных лицах, регулярно проводится специальная операция («Bad Boys»), направленная на пресечение деятельности главарей организованных преступных групп. В 2013 г. по обстоятельствам совместного взаимодействия Российской Федерации и Европейского Союза проведено задержание 18 подозреваемых, 13 из которых являются авторитетами преступной среды.

В рамках сотрудничества в сфере экспертно-криминалистической и оперативнорозыскной деятельности по конкретным запросам Европола Российским национальным контактным пунктом по взаимодействию с Европолом (далее - РНКП) проводятся проверочные мероприятия в отношении российских организованных преступных групп, специализирующихся на совершении преступлений транснационального характера, в целях выявления криминальных связей с организованной преступной группой байкеров, действующей в ЕС. Было, в частности, установлено, что в июне и декабре 2012 г. штаб- квартиру организованной преступной группы байкеров в Нидерландах посещали участники мотоклубов Санкт-Петербурга и Самары. Данная информация направлена в Европол.

Масштабы современных проявлений террористической и экстремистской деятельности ставят в порядке востребованности задачу консолидации взаимодействия Российской Федерации и Европейского Союза в сфере экспертно-криминалистической и оперативно- [11] розыскной деятельности. Поэтому особое международно-правовое значение придается скоординированным действиям правоохранительных органов всех европейских государств. С этой целью МВД России на постоянной основе осуществляет рассылку поступивших из Европейской полицейской организации информационно-аналитических материалов о выявленных зарубежными правоохранительными органами фактах пересылки бомб, похищенных радиоактивных веществ, связанных с террористическими атаками, а также сведений о технических характеристиках взрывчатых веществ и взрывных устройств. Одновременно проводится комплекс мероприятий по обстоятельствам включенности российских антитеррористических подразделений к специализированной информационной платформе Европола. Для реализации данной задачи и создания устойчивого канала связи выделен электронный почтовый адрес в домене «mvd.gov.ru».

По обстоятельствам предметного взаимодействия Российской Федерации и Европейского Союза в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности в формате сотрудничества МВД России и правоохранительных органов европейских государств в части совместной оперативно-розыскной работы обозначен позитив реального действия. Так, во взаимодействии с ФТС России, при содействии норвежской таможни проводилась проверка финансово-хозяйственной деятельности российской компании по подозрению в совершении мошенничества и уклонения от уплаты налогов. В ходе оперативных мероприятий было установлено, что в августе 2007 г. компанией заключен договор с норвежской фирмой Norway Pelagic AS о поставке в Российскую Федерацию морепродукции на сумму свыше 5 млн. долларов США. Однако по результатам проведенного норвежской таможней сравнительного исследования представленных российской фирмой таможенных деклараций со сведениями в официальных регистрах было установлено занижение стоимости товаров более чем в два раза. Также при содействии Управления уголовной таможни Службы государственных доходов Латвии производилось документирование преступной деятельности группы лиц, осуществляющей на территории Российской Федерации производство контрафактных сигарет «L&M» и их дальнейший сбыт на территории стран Евросоюза транзитом через Латвию.

В рамках мероприятий по линии консолидации международного сотрудничества юридическую значимость имеет позиция поддержки инициативы Европола об открытии нового регионального аналитического файла (AWF) по организованной преступности в Балтийском регионе «EREBUS».

Многоформатный характер взаимодействия Российской Федерации и Европейского Союза в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности качественно установлен в режиме конкретной включенности в этот процесс Европола. Включенность МВД России в режим взаимодействия с Европолом установлена на конкретном примере выработки (2010 г.) совместных проверочных действий МВД России, ФТС России и правоохранительных органов Норвегии в области борьбы с контрабандой биоресурсов. По результатам проведенной работы ФТС России было возбуждено несколько резонансных уголовных дел.

Всесторонний режим взаимодействия Российской Федерации и Европейского Союза в плане поддержания законности и правопорядка проявляет себя в параметрах целостного (юридически) и завершенного (практически) поведения субъектов правоотношений. Будучи таковым, поведение субъектов международного взаимодействия по линии противодействия преступности уже в конкретном варианте покрывает собой конкретную проблематику предмета. Предметно - это реальная практика, складывающаяся из уголовных дел по всему спектру преступлений международного характера. Режим «выдай или накажи» (aut dedere, aut punire), равно как и режим «выдай или суди судом» (aut dedere, aut judicare) представляется здесь общим принципом права.

Первый пример. При координации РНКП совместно с правоохранительными органами Германии, Финляндии и Швеции были успешно осуществлены оперативные мероприятия в рамках проекта «OPERATION BLUE» по борьбе с распространением через сеть Интернет контрафактной медицинской продукции. Удалось достичь значительных результатов.

Второй пример. В октябре 2010 г. Следственным комитетом при МВД России возбуждено уголовное дело в отношении руководителя компании «Д» и владельца сайта GLAVMED.COM гражданина «И», который считается одним из крупнейших спамеров в мире. Оборот указанной компании за последние 3 года приблизительно составил 120 млн. долларов США.

В целях обеспечения совместных скоординированных действий, направленных на противодействие транснациональной преступности, работа по линии взаимодействия МВД России и Европола строится сразу по нескольким направлениям. Одним из них следует признать разработку механизма совместных действий, направленных на борьбу с экономическими преступлениями.

Многообразие практики предметно содействует здесь предметной завершенности судебного производства с целями отправления правосудия. Примеры здесь таковы. При содействии РНКП по взаимодействию с Европолом в рамках операции «ЗЕВС» были проведены специальные мероприятия по пресечению деятельности международной организованной преступной группы, занимающейся производством и сбытом фальшивых евро. Результативность специальной полицейской операции (24 июня 2009 г., г. Пловдив, Болгария) обозначена задержанием 17 подозреваемых, осуществлением 20 обысков. Было изъято около 4000 поддельных банкнот номиналом 100, 200 и 500 евро на общую сумму более 500 тыс. евро. Кроме того, изъяты заготовки для производства защитных лент и офсетный принтер.

Проведенная операция является успешным показателем совместного сотрудничества правоохранительных органов Российской Федерации и стран - членов ЕС, в которой впервые отработан механизм проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий с оперативными подразделениями правоохранительных органов государств - членов ЕС при координирующей роли и финансировании Европола. Еще одно мероприятие при содействии РНКП по взаимодействию с Европолом с участием МВД России и правоохранительных органов Греции и Литвы проводилось в рамках операции «СИБИРЯКИ» по пресечению деятельности международной организованной преступной группы, занимающейся производством и сбытом фальшивых евро. Совместными усилиями российских, германских и литовских властей при координирующей роли Европола были задержаны трое подозреваемых и изъято 1164 поддельных банкноты евро.

Кроме этого, МВД России совместно с полициями Греции и Болгарии принимало участие в специальных мероприятиях в рамках операции «САЛОННИКИ». Благодаря информации, полученной в ходе совместных оперативно-розыскных мероприятий сотрудников МВД России, полиции Греции и Болгарии, в феврале 2010 г. в г. Салоники (Греция) были задержаны пять лидеров международной организованной преступной группы фальшивомонетчиков, действовавшей на территории Российской Федерации и стран ЕС. Им были предъявлены обвинения в преступном сговоре, создании организованной преступной группы, распространении поддельной валюты и незаконной перевозке через границу иностранных граждан. В то же время МВД России совместно с Европолом начали операцию «Желтый мост» по пресечению деятельности международной организованной преступной группы, занимающейся изготовлением и сбытом поддельных евро. В ходе оперативно-розыскных мероприятий изъяты из оборота образцы поддельных купюр номиналом 200 евро.

При обстоятельствах, когда фальшивомонетничество признано в качестве преступления международного характера, на первый план взаимодействия Российской Федерации с Европолом выходит международное сотрудничество по линии проведения экспертных исследований поддельных денежных знаков. В рамках информационного обмена поступающие из Европола стратегические обзоры практики борьбы с фальшивомонетничеством в ЕС, а также материалы с новыми техническими характеристиками банкнот евро различного достоинства направляются в соответствующие подразделения МВД России.

В развитие достигнутых со специалистами Европейской полицейской организации договоренностей проведен комплекс мероприятий, в результате которого к системе Euro Check WebSite (ECWS), позволяющей осуществлять проверку банкнот евро на предмет их подлинности в режиме «онлайн», подключено подразделение МВД России.

Одной из приоритетных задач РНКП является завершение переговорного процесса с Европолом и Интерполом по внедрению в практическую деятельность ЭКЦ МВД России и экспертно-криминалистических подразделений территориальных органов МВД России специального программного обеспечения Bitmap System, позволяющего выявлять и декодировать скрытые метки печатающих устройств.

Использование Bitmap System в практической деятельности органов внутренних дел существенно повысит эффективность исследований и учета поддельных денежных знаков. Следует отметить, что взаимодействие с европейскими партнерами по данному направлению уже принесло конкретные результаты. Так, в марте 2013 г. по каналам Европола получены материалы проверки «скрытых меток» на проектах служебных документов Главной военной прокуратуры, обнаруженных в ходе обыска у одного из фигурантов по уголовному делу в отношении должностных лиц ОАО «Оборонсервис». Информация направлена в Генеральную прокуратуру Российской Федерации .

В рамках противодействия «отмыванию» денежных средств РНКП осуществляет мероприятия по информационному сопровождению проекта «КАРИН» в сфере борьбы с легализацией преступно нажитых доходов. По запросам территориальных подразделений НЦБ Интерпола регулярно проводятся проверки на предмет наличия у российских граждан за рубежом объектов движимого/недвижимого имущества и активов, предположительно добытых преступным способом, и оказывается содействие правоохранительным органам зарубежных стран в получении аналогичных сведений об их гражданах. За девять месяцев 2014 г. в рамках проекта организовано более 20 проверок. В отношении нескольких фигурантов удалось получить оперативно значимую информацию, которая была передана инициаторам запросов по каналам Интерпола.

Получен доступ к платформе Европола по борьбе с финансовыми преступлениями (FCIC).

В целях обеспечения противодействия преступности в сфере информационных технологий РНКП и ЭКЦ МВД России подключены к информационной платформе Европола «EC3 Space», включающей в себя раздел «Pay Safe». Данный электронный ресурс содержит сведения обо всех видах скимминговых устройств, включая их описание и технические характеристики, а также инструментах, применяемых для декодирования данных банковских платежных карт. Платформа позволяет в режиме «онлайн» обмениваться опытом работы, получать экспертные консультации и использовать в работе справочные и аналитические материалы из информационной системы Европола. Присоединение к «EC3 Space» российских [12] экспертов стало возможным после открытия в начале 2013 г. в Европоле Европейского центра по борьбе с киберпреступностью.

В ситуации предметной заинтересованности мирового сообщества по пресечению такого преступления мирового характера, как незаконная эксплуатация женщин и детей, общий позитив предметного взаимодействия Российской Федерации и Европола в данной области обозначен в формате обмена информацией в области противодействия сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (в том числе распространение «детской» порнографии) в сети Интернет, онлайн-мошенничеством, неправомерным доступом к компьютерной информации. В частности, в Европол направлены статистические сведения о закрытых и приостановленных интернет-сайтах, физически расположенных в сегментах сети Интернет государств - членов Европейского союза, содержавших порнографические изображения несовершеннолетних, а также выявленных пользователях пиринговых сетей из числа граждан ЕС, распространявших материалы подобного рода.

Позиционирование мирового сообщества по линии обеспечения юридической безопасности (совокупность субъективных прав и законных интересов) в области интеллектуальных правоотношений получило свое качественное проявление во взаимодействии МВД России и институционных структур Европола. Отправной юридической установкой здесь является признание, осуществленное в универсальном режиме своего существа, согласно которому преступления в сфере интеллектуальной собственности определены в качестве преступления международного характера. Качественный прорыв по направлению поддержания международной законности и правопорядка в рамках противодействия преступлениям в сфере интеллектуальной собственности предметно зафиксирован в 2013 г., когда через РНКП к закрытому интернет-сайту Европола, посвященному борьбе с указанным видом преступлений, были подключены эксперты Федеральной таможенной службы России, которые приступили к работе по содержательному наполнению и практическому использованию данного ресурса.

Режим конкретного международного сотрудничества в формате интеллектуальной безопасности переведен в параметры всестороннего взаимодействия МВД России и институционных структур Европола по линии международной законности и правопорядка. И здесь подтверждающим примером установлен факт сотрудничества на уровне экспертов в области интеллектуальной безопасности. И далее уже конкретно. Формат юридического позитива реального действия установлен по обстоятельствам проведения в октябре 2009 г. в штаб-квартире Европола в г. Гааге заседания экспертной рабочей группы по борьбе с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности, в котором принимали участие члены российской делегации, эксперты Европола, представители Евроюста, Интерпола, Всемирной таможенной организации, Еврокомиссии, правоохранительных органов девяти стран - членов ЕС, а также трех стран, имеющих стратегические и оперативные соглашения о сотрудничестве с Европолом. По результатам соглашения на международно-правовом уровне достигнута договоренность о проведении совместных оперативно-розыскных мероприятий по пресечению деятельности организованной преступной группировки, занимающейся копированием художественных фильмов дорелизного выпуска. Обустроенная в международно-правовом плане договоренность об оперативном взаимодействии позиционирована, как это логично было предположить, в параметрах института офицеров связи.

Включенность МВД России и Европола (в порядке их собственного представительства Российской Федерации и государств - членов Европейского Союза) в процесс межгосударственного взаимодействия по линии международной законности и правопорядка находит свое конкретное воплощение по всему кругу преступлений международного характера. И здесь преступления по линии экономической безопасности государств составляют собой конститутивную часть целого. В конкретном плане здесь фигурирует следующий юридический факт. В 2010 г. РНКП в рамках своих институционно-правовых правомочий и в предметном режиме позитива юридического действия осуществил координацию по участию сотрудников МВД России и ФТС России в международной операции «Flashpoint/Overlord», проводимой Европолом, по линии международных экономических преступлений и конкретно в формате пресечения производства и транспортировки контрафактной пестицидной продукции.

Позиционирование режима верховенства права в качестве институционной основы взаимодействия Российской Федерации и стран Европейского Союза показательно показывает себя в рамках обеспечения международного правосудия как целостного процесса

правоприменения. И здесь постановочно юридически значимым представляется сотрудничество с Европолом по вопросам обеспечения государственной защиты

участников уголовного судопроизводства.

В развитие достигнутых с руководством Европейской полицейской организацией

договоренностей РНКП был проведен комплекс мероприятий, в результате которого к интернет-сайту европейской платформы по защите свидетелей были подключены сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, непосредственно занимающиеся вопросами защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Данный сетевой ресурс представляет собой закрытую электронную базу данных справочного,

методического характера с возможностью общения сотрудников из различных стран в режиме «онлайн». Обеспечиваемый на постоянной основе режим обмена информацией между российскими правоохранительными органами и Европейской полицейской организацией с использованием данной платформы (в том числе) в предметно объективном плане ориентирован на поддержание законности и правопорядка на всем пространственном протяжении Европейского континента.

Так, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав

352

потерпевших в уголовном судопроизводстве» введены положения о заключении защищаемым лицом с органом, осуществляющим меры безопасности, договора об условиях их применения в части юридического закрепления прав и обязанностей защищаемых лиц и ответственности за нарушение предъявляемых требований. Этим же Законом предусмотрена возможность получения защищаемыми лицами психологической помощи. Таким образом, Российское государство (с учетом уже имеющихся общемировых стандартов) в порядке осуществления своего сотрудничества со странами Европейского Союза осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению юридической безопасности (совокупность субъективных прав и законных интересов) всех потенциально заинтересованных субъектов процесса отправления международного правосудия.

По обстоятельствам предметной включенности Российской Федерации в созидательный процесс по обеспечению международной законности и правопорядка взаимодействие Российской Федерации и государств - членов Европейского Союза по линии противодействия международной преступности предметно обозначило тот юридический позитив, который получил свое воплощение и дальнейшее развитие в параметрах правоприменительной практики Российского государства. И здесь этот юридический позитив взаимодействия России и ЕС формализован в рамки выработанной в параметрах ЕС единой позиции о порядке переселения защищаемых лиц на новое место жительства. Соответственно, Управлением по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ МВД России), разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Указанный документ уже в плане действующего юридического акта принят Правительством Российской Федерации в 2012 г.

Сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Всесторонний характер взаимодействия Российской Федерации и ЕС (соответственно между МВД России и Европолом) по линии противодействия международной преступности нашел свое конкретное воплощение применительно к такому преступлению международного характера, как незаконный оборот наркотических средств. Показательным примером здесь [13] является выработка соответствующих юридических актов по упорядочению поведения контрагентов в формате правил должного поведения. Так, МВД России совместно с Европолом разработали стратегический план «Об установлении и пресечении каналов поставки героина через страны Средней Азии». За период 2007 - 2009 гг. в результате проведенных комплексных оперативно-розыскных мероприятий правоохранительными органами Российской Федерации и Республики Азербайджан была пресечена деятельность международной организованной преступной группы, занимавшейся перевозкой крупных партий наркотического средства (гашиш) из Ирана транзитом через Азербайджан на территорию Российской Федерации. Таким образом, был перекрыт международный канал поступления наркотика растительного происхождения. С целью оказания правовой помощи правоохранительным органам Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков Европол проводил специальные оперативные мероприятия по имеющимся фактам изъятия наркотиков с обнаруженной маркировкой иранского производства. Впоследствии в марте 2009 г. МВД России был получен материал из Европейской полицейской организации о выявленном в порту г. Барраквилла (Колумбия) факте перевозки 740 кг кокаина в мешках с доминантной известью.

Многосторонний формат включенности Российской Федерации в режим поддержания международной законности и правопорядка предопределяет широкий круг потенциальных сторон, вовлеченных в процесс по содействию противодействию международной преступности. Так, МВД России инициировало создание совместно с Европолом и сотрудниками правоохранительных ведомств Польши рабочей группы по борьбе с распространением синтетических наркотиков и наладило регулярный обмен справочной информацией по данному направлению.

Международно-правовая включенность Российской Федерации в формат межгосударственного сотрудничества по противодействию такому преступлению международного характера, как незаконный оборот наркотиков, показала всю свою значимость по линии взаимодействия с государствами - членами мирового сообщества, также предметно заинтересованными в пресечении данного вида преступления. Конкретные примеры здесь таковы. В рамках осуществляемых на постоянной основе оперативных мероприятий и в соответствии с обращением МВД России проводилась проверка в отношении участников международной преступной группы, организовавшей канал контрабанды кокаина из Эквадора в Россию морским транспортом. Результаты проверки направлены инициатору запроса.

Другой пример эффективного международно-правового взаимодействия Российской Федерации с государствами - членами мирового сообщества по противодействию международного преступления по линии пресечения незаконного оборота наркотиков подтвердил свое качественное юридическое существо, когда в 2008 г. с участием УВД по Белгородской области был перекрыт канал транспортировки на территорию Российской Федерации из Англии наркотического средства опий. В результате операции была ликвидирована преступная группировка, члены которой с 2006 г. занимались торговлей обработанных семян мака и одновременно являлись пособниками в организации наркопритонов на территории Белгородской области. При проведении оперативно-розыскных мероприятий при попытке сбыть наркотическое вещество участники преступной группы были задержаны. Изъято 1,5 т семян мака. Проведенной экспертизой установлено, что на поверхности семян имеется наркотическое средство опий, общая масса которого составила 17,2 кг. Была получена информация, что экспортером мака является компания Landroute Limited, зарегистрированная в г. Лондоне (Англия). Для сокрытия преступного умысла использовались санитарноэпидемиологическое заключение и фитосанитарные сертификаты Литвы.

Позиционно значимый пример многостороннего сотрудничества Российской Федерации с государствами - членами мирового сообщества по направлению пресечения незаконного оборота наркотиков показал всю свою международно-правовую значимость в формате показательной операции, когда в 2010 г. в результате специальных мероприятий был ликвидирован канал поставки кокаина из Колумбии через Нидерланды в Россию (в Москву и Санкт-Петербург). Наркотические средства транспортировались в коробках с цветами. Было изъято более 70 кг наркотических средств. С целью сбора дополнительной информации в заинтересованные государства Европейского союза и третьи страны были направлены соответствующие запросы о предоставлении российским правоохранительным органам имеющихся сведений по данной проблематике. И здесь позитив международного права проявил себя в должных параметрах обеспечения международного правосудия.

Постановочно, режим включенности Российской Федерации в формат международного сотрудничества по пресечению незаконного оборота наркотиков обозначен в целостном варианте: от сбыта наркотиков, независимо от места его происхождения и способов доставки в конкретную страну до позиции противодействия легализации доходов по обстоятельствам незаконного оборота наркотиков. Основной целью совместных усилий правоохранительных органов Российской Федерации и государств - членов ЕС в борьбе с незаконным оборотом наркотиков является перекрытие каналов контрабанды афганских опиатов на территорию государств Евразийского региона, в том числе по акваториям Каспийского и Черного морей, пресечение незаконного поступления прекурсоров в Афганистан, синтетических наркотиков из Европы, кокаина из Латинской Америки, осуществление комплексных мероприятий по противодействию легализации наркодоходов, изъятию из незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Субъектный состав государств, вовлеченных совместно с Российской Федерацией в процесс противодействия преступлениям международного характера в формате пресечения незаконного оборота наркотиков, покрывает собой фактически универсальный корпус участников. Соответственно в проводимых операциях, кроме компетентных органов государств - членов ОДКБ, принимают участие представители правоохранительных органов Азербайджана, Афганистана, Болгарии, Венесуэлы, Италии, Ирана, Китая, Латвии, Литвы, Польши, Сирии, США, Турции, Украины, Эстонии. Сюда же, помимо самих государств, непосредственно осуществляющих совместно с Российской Федерацией операции по противодействию незаконному обороту наркотиков, входят международные институты и компетентные международные организации. Конкретно речь идет о подразделениях финансовых разведок государств - членов Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма, подразделениях таможенных служб Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ. По итогам операции выявлено преступлений - 8149, возбуждено уголовных дел - 35 931, изъято около 8 т наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, изъято огнестрельного оружия - 1349, боеприпасов - 19 366.

Будучи одним из направлений последовательной борьбы мирового сообщества (в лице ООН) с незаконным оборотом наркотиков, международное сотрудничество Российской Федерации с государствами мира по линии противодействия международной преступности показательно содействует поддержанию общего режима международной законности и правопорядка.

Взаимодействие по вопросам борьбы с торговлей людьми и нелегальной миграцией.

Международно-правовое позиционирование преступления в формате незаконной эксплуатации женщин и детей в качестве преступления международного характера ставит его в логическом порядке в режим предметной включенности по линии международного сотрудничества Российской Федерации в деле обеспечения международной законности и правопорядка. Предметное проявление включенности Российского государства в режим противодействия преступлению незаконной эксплуатации женщин и детей получило в 2010 г., когда РНКП по взаимодействию с Европолом координировал мероприятия, проводимые ДепУР МВД России, ФМС России совместно с Европолом, по установлению местонахождения женщин, вывезенных (предположительно обманным путем) с территории Российской Федерации в Испанию с целью принуждения к занятию проституцией. Европейским партнерам были направлены установочные сведения для проверки по базам данных Европола и организации проведения совместных оперативных мероприятий. Информация была проверена и занесена в оперативную базу данных координационного центра Европола. Результаты проверки направлены в правоохранительные органы Испании с рекомендацией установления двусторонних контактов с Российской Федерацией для проведения дальнейших мероприятий. Одновременно информация была учтена в базах данных Интерпола.

Многоплановость межгосударственного сотрудничества Российской Федерации со странами - членами мирового сообщества по линии противодействия международной преступности включает такое значимое (в юридическом плане) направление взаимодействия, как аналитическая проработка всего комплекса уголовно-правовых и фактологических материалов в рамках процесса по оказанию взаимной правовой помощи по уголовным делам. В порядке своей международно-правовой значимости Российская Федерация в рамках аналитической деятельности МВД России оказывает содействие Европолу в подготовке стратегических докладов. В 2013 г. непосредственно в Европол в порядке установленных процедур взаимной помощи по уголовным делам была направлена информация для включения в доклад «Об организованных преступных группах, действующих в странах Европейского союза».

Аналитические доклады, направляемые от имени Российской Федерации МВД России в Европол, включают в себя в обычном варианте перечень конкретных мер, предметно осуществленных МВД России по всему спектру преступлений в рамках достигнутых договорных обязательств о взаимной помощи по уголовным делам. В порядке проявления взаимной заинтересованности по обеспечению международного правосудия по линии противодействия преступности во всех ее форматах и проявлениях Российская Федерация и страны Европейского Союза осуществляют взаимный обмен юридических актов по предмету взаимодействия: материалы в отношении технических характеристик фальшивых банкнот евро; информационные бюллетени о борьбе с фальшивомонетничеством и контрафактной табачной продукцией; торговлей людьми и сексуальной эксплуатацией детей, о незаконном распространении радиоактивных, биологических и химических материалов; незаконной миграции; о способах подделки банковских платежных карт, мошенничестве с использованием сети Интернет, о фактах изъятия, способах транспортировки и сокрытии наркотических средств, о подпольных лабораториях по производству наркотиков.

В порядке подтверждения заявленной приверженности верховенству права (Декларация тысячелетия 2000 г., Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г.) Российская Федерация проводит последовательный курс на поддержание законности и правопорядка на всем пространственном протяжении Российского государства. В рамках готовности осуществлять весь комплекс мер в этом направлении Российская Федерация ежеквартально в Европол направляет статистические сведения о состоянии организованной преступности в Российской Федерации.

В формате международно-правовой включенности Российской Федерации в процесс международного сотрудничества с государствами - членами ЕС по направлению противодействия международной преступности следует в объективном порядке констатировать позитив общего взаимодействия в параметрах консолидированного вклада в активизацию межгосударственного сотрудничества европейских государств по решению проблемы личной безопасности субъектов правоотношений (защиты персональных данных) и борьбы с трансграничной организованной преступностью, в частности, в создание благоприятных условий для оперативного и эффективного обмена криминалистической и иной информацией в

-353

ходе предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений .

Всестороннее взаимодействие Российской Федерации и Европейского Союза в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности не просто содействует поддержанию международной законности, но и вносит в показательном плане предметный международно-правовой вклад в дело построения миропорядка на основе верховенства права. [14]

 

[1] См.: Инструкция об организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России, утвержденная Приказом МВД России от 13 августа 2002 г. № 772

[2] См.: Иващук В.К., Снеговой А.В. К вопросу о проведении комплексных совместных и (или) согласованных межведомственных профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций в рамках государств-участников СНГ // Актуальные проблемы международного сотрудничества органов внутренних дел в борьбе с преступностью. Материалы 2-ой международной научно-практической конференции (19 ноября 2015 г.). М., 2015. С. 62-63

[3] См.: Даньков Г.Л. Сущность и понятие оперативно-профилактических мероприятий, проводимых органами внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2010. № 2. С. 129

[4] См., например: Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: сб. документов. Вып. 2 МВД России, 2000. Ст. 4

[5] См.: Инструкция об организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России. URL: http://dokipedia.ru/document/5282504

[6] См.: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия «Кирилл и Мефодий» 1996-2004 (с изм. и доп. 83 500 энциклопедических статей, 5 словарей, 23 400 иллюстраций).

[7] См.: Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов (25 000 слов и словосочетаний). М., 2002

[8] См: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд. доп. М., 1999. С. 351, 454

[9] См.: Иващук В.К., Снеговой А.В. К вопросу о проведении комплексных совместных и (или) согласованных межведомственных профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций в рамках государств-участников СНГ // Актуальные проблемы международного сотрудничества органов внутренних дел в борьбе с преступностью. Материалы 2-ой международной научно-практической конференции (19 ноября 2015 г.). М., 2015. С. 68

[10] URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=14705 (дата обращения 28.07.2016)

[11] См.: Иващук В.К., Снеговой А.В. К вопросу о проведении комплексных совместных и (или) согласованных межведомственных профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций в рамках государств-участников СНГ // Актуальные проблемы международного сотрудничества органов внутренних дел в борьбе с преступностью. Материалы 2-ой международной научно-практической конференции (19 ноября 2015 г.). М., 2015. С. 76-77

[12] См.: Никитина И.Э. Международное сотрудничество МВД России в сфере борьбы с трансграничной организованной преступностью / И.Э. Никитина, Е.В. Дорохин, В.В. Князев, Т.И. Нетрусова // Научнопрактическое пособие. М., 2015. С. 70-75

[13] СПС Консультантплюс

[14] См.: Никитина И.Э. Международное сотрудничество МВД России в сфере борьбы с трансграничной организованной преступностью / И.Э. Никитина, Е.В. Дорохин, В.В. Князев, Т.И. Нетрусова // Научнопрактическое пособие. М., 2015. С. 70-85

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.01.2018)
Просмотров: 303 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%