Практика показала, что институт совместных расследований преступлений государствами, имеющими отношение к совершенному преступлению, имеет несомненные преимущества.
Правовую основу сотрудничества государств по совместному расследованию транснациональных преступлений составляют следующие основные международноправовые документы:
ст. 19 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (от 15 ноября 2000 г.)[1];
ст. 49 Конвенции ООН против коррупции[2];
ст. 13 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам[3] (ст. 1 Объединенные следственные бригады - рамочное решение Совета ЕС от 13 июня 2002 г. по объединенным следственным бригадам[4]);
ст. 20 Второго дополнительного Протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам;
ст. 27 Конвенции полицейского сотрудничества в Юго-Восточной Европе;
ст. 3 Решения Совета ЕС 2005/671/ JHA от 20 сентября 2005 г. об обмене информацией
-456
и сотрудничеству в отношении террористических преступлений ;
ст. 17 Решения Совета ЕС 2008/615/ JHA от 23 июля 2008 г. о расширении трансграничного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной
457
преступностью .
В настоящее время сотрудничество государств при расследовании преступлений трансграничного характера осуществляется в следующих формах[5] [6] [7]:
совместное параллельное расследование (Joint Parallel Investigation), так называемое «зеркальное» расследование;
создание объединенных следственных бригад (Joint Investigative Team, далее - ОСБ).
Вместе с тем в соответствии с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности, а также Конвенцией ООН против коррупции используется еще одна форма сотрудничества - создание международного специализированного объединенного органа расследования (Joint Investigative Body)[8].
Из указанных форм осуществления международного сотрудничества наиболее распространенной и организационно доступной является проведение совместных параллельных расследований.
По существу, совместное параллельное расследование - это расследование, осуществляемое компетентными органами двух и более государств, объединенное общей целью или пересечением интересов. Организационно взаимодействие осуществляется через офицеров связи либо через иных представителей правоохранительных органов, участвующих в процессе расследования Сторон, которые не связаны между собой местом нахождения и взаимодействуют на основе уже сложившейся практики совместной деятельности или в соответствии с законодательством о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Собранные в ходе совместной деятельности доказательства используются в уголовных судопроизводствах участвующих Сторон в установленном законодательством о взаимной правовой помощи по уголовным делам порядке. Указанная форма проведения совместных расследований транснациональных преступлений наиболее характерна для стран западной части Балканского региона.
Так, одной из задач Центра сотрудничества таможенных органов и органов полиции в Юго-Восточной Европе (далее - SECI), который был создан с целью развития и укрепления сотрудничества руководителей таможенных органов и органов полиции в борьбе с трансграничной преступностью, является поддержка проведения совместных параллельных расследований. В 2008 г. SECI стал предоставлять государствам Балканского региона оперативно-аналитическую информацию по защищенным каналам, в частности при проведении совместных параллельных расследований. Аналитики SECI могут обеспечить правоохранительные органы информацией о местах дислокации преступной группировки, о связях между ее членами и деталях криминальной деятельности (см. Приложение В - структура и организация деятельности Центра сотрудничества таможенных органов и полиции в ЮгоВосточной Европе, С. 381).
Практика проведения совместных расследований преступлений в Европейском Союзе показала, что параллельному расследованию отдается предпочтение в расследовании мошенничества, коррупции и иных преступлений, посягающих на финансовые интересы ЕС. Причем расследование финансовых и экономических преступлений обеспечивается как мерами, принимаемыми на национальном уровне, так и активизацией международного сотрудничества в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности. Как правило, проведение параллельных расследований преступлений, посягающих на финансовые интересы ЕС, инициируются Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (далее - OLAF), которое является своего рода «пусковым механизмом» для проведения внутригосударственных
-460
расследований .
Руководствуясь установленными правилами, национальные суды требуют, чтобы доказательства были собраны в установленном законодательством конкретного государства порядке. Такой подход порождает определенные коллизии в процессе судопроизводства.
В качестве примера сошлемся на различия в критериях оценки необходимого количества идентификационных признаков при производстве дактилоскопических экспертиз и исследований среди европейских стран, и к чему это привело на практике. Так, в 1997 г. при осмотре места происшествия полицейскими (кража в г. Лейдене, Голландия) были изъяты отпечатки обуви, а также отпечатки пальцев с оконного стекла. Полученные отпечатки не соответствовали требованиям качества, предъявляемым к ним в соответствии с голландскими [9] стандартами. По этой причине не было проведено сравнение найденных отпечатков пальцев подозреваемого с образцами автоматизированной дактилоскопической базы данных Голландии. В то же время дактилоскопические карты этих отпечатков были направлены в местную полицейскую службу другой страны в соответствии с Шенгенской конвенцией с целью их проверки по автоматизированной дактилоскопической базе данных Германии. Полиция Германии выявила полное соответствие изъятого с места происшествия отпечатка пальца подозреваемого с отпечатком, хранимым в базе данных, по восьми идентификационным признакам. В результате сотрудничества судебных экспертов Голландии и Германии предполагаемый преступник был найден. В итоге отпечаток пальца стал основным доказательством вины подозреваемого наряду с некоторыми совпадениями по отпечаткам обуви. Однако основное найденное доказательство не было принято в Голландии, так как необходимое количество совпадающих признаков для идентификации в двух странах не соответствует друг другу. Сторона защиты пригласила эксперта, который заявил, что правила, регламентирующие процесс идентификации личности по отпечаткам пальцев в Германии, не соответствуют голландским правилам присутствия «12 пунктов ссылки» для идентификации. Такое заявление стороны защиты могло бы способствовать оправданию подозреваемого[10] [11].
В связи с тем, что проблема допустимости доказательств, полученных в ходе параллельных расследований в разных государствах, рассматривалась и до учреждения OLAF, некоторые зарубежные исследователи высказывались за наделение указанной организации полномочиями только для проведения внутренних расследований, поскольку при проведении внешних возникает вопрос доминирования национальной юрисдикции в уголовном судопроизводстве. Поэтому расследование преступлений на территории любого государства - члена ЕС должно находиться в исключительной компетенции соответствующих национальных
462
правоохранительных органов .
Комиссия Европейского Союза, тем не менее, включила в компетенцию OLAF проведение внешних расследований. При этом она руководствовалась тем, что Европейскому Союзу с учетом его организационных и финансовых особенностей деятельности необходим орган, деятельность которого будет дополнять борьбу национальных правоохранительных органов с преступностью, посягающей на финансовые интересы ЕС. Кроме того, ЕС нужен был также координационный центр, способный обеспечить всестороннее сотрудничество государств - членов ЕС между собой, с институтами ЕС, органами и учреждениями ЕС при расследовании мошенничества, коррупции и иных преступлений, посягающих на финансовые и экономические интересы ЕС.
Как показала практика, наделение OLAF полномочиями проведения внешних расследований принесло положительные результаты. Так, в апреле 2010 г. OLAF было проведено внешнее расследование по фактам поступления на территорию ЕС нелегальным путем контрафактных сигарет. OLAF предоставило соответствующую информацию государствам, на территории которых были выявлены контрафактные сигареты. В результате проведенного параллельного расследования таможенными органами Испании была арестована группа лиц, конфисковано четыре контейнера с 50 млн. контрафактных сигарет, ввезенных на территорию этой страны контрабандным путем. Одновременно на территории Франции и Греции были выявлены два контейнера с 20 млн. контрафактных сигарет, заказанных той же преступной группировкой. Совместно со следователем из Испании были скоординированы действия миссии ЕС в Греции и в Дубае, которые позволили собрать доказательства того, что именно из этих государств осуществлялся ввоз контрафактных сигарет. Были выявлены десятки таможенных деклараций, с использованием которых под видом гуманитарной помощи провезены табачные изделия на сумму около 10 млн. евро.
В ходе операции «Фантом» (Operation Phantom) в феврале 2010 г. сотрудники Европола оказали помощь полиции Германии при задержании пяти посредников в организации нелегальной миграции, включая трех главных подозреваемых. На 18 объектов недвижимости в Берлине, Бранденбурге и Заксене был наложен арест. Помимо собранных вещественных доказательств, в ходе операции были конфискованы более чем 55 тыс. наличных евро, несколько компьютеров, огнестрельное оружие и кокаин, а также обнаружены девять нелегальных мигрантов из Вьетнама.
В поле зрение полицейских следователей Германии и сотрудников Европола попали 20 подозреваемых, которые тайно провозили нелегальных мигрантов в страны ЕС. Незаконным мигрантам гарантировалось, что они достигнут пункта назначения в любом случае, даже если предыдущие попытки потерпели неудачу. Цена за услуги составляла около 10 тыс. евро, а время в пути занимало от нескольких дней до многих недель. Члены семьи нелегальных мигрантов часто продавали свою недвижимость или различные ценные бумаги с целью оплаты за нелегальный въезд своего родственника в выбранную страну.
В некоторых случаях иммигранты торговали контрабандными товарами, например сигаретами, чтобы окупить будущую дорогу в Западную Европу, особенно во Францию и Великобританию. Опросы нелегальных мигрантов, большую часть из которых составляли вьетнамцы, показали, что Великобритания является наиболее притягательной страной и для
того, чтобы попасть туда они выращивают плантации марихуаны для оплаты услуг по нелегальному переезду в Великобританию.
Главной целью расследования была ликвидация преступной сети, действующей по всей Европе. Поэтому в Германии, Греции, Франции, Венгрии, Словакии и Великобритании велись параллельные расследования. Более 250 следователей только из Федеральной полиции Германии и полиции Берлина приняли участие в этой большой операции.
Эксперты Европола осуществляли функции координационного центра, обеспечивая
-463
техническую и оперативную поддержку проводимых следственно-оперативных мероприятий .
В целом можно констатировать, что международное сотрудничество в форме проведения параллельных расследований преступлений трансграничного характера широко практикуется в деятельности различных государств. Например, целью параллельного расследования, проводимого совместно таможенными органами 19 стран - членов ЕС и 5 странами - не членами ЕС (Алжир, Марокко, Норвегия, Тунис и США), в 2010 г. явилось обнаружение и ликвидация незаконного трансграничного канала финансовых потоков денежных и иных платежных средств, используемых преступными организациями для финансирования криминальной деятельности и отмывания преступных доходов. В операции также принимали участие сотрудники международных правоохранительных организаций, таких как Интерпол и Всемирная таможенная организация (World Customs Organization). Данная операция получила название «Афина 2» (ATHENA II).
Информационные ресурсы Европола (с развертыванием мобильных офисов) активно использовались Директоратом таможенных органов Испании (the General Customs Directorate) при раскрытии и расследовании преступлений.
По результатам совместного расследования Европолом вынесены предупреждающие уведомления (сообщения о людях, которые задекларировали провоз более чем 10 тыс. евро, а также о подозрительных переводах денежных средств), и уведомления о наложении ареста (сообщения об обнаружении и аресте денежных средств и иных платежных документов, превышающих сумму в 10 тыс. евро).
Европолом было вынесено 110 предупреждающих уведомлений и 128 уведомлений о наложении ареста, а также обеспечен доступ в ходе расследований к информационной системе Европола, что привело к установлению криминальных связей организованной преступной сети. Установление сотрудниками Европола четырех связующих звеньев преступной деятельности привело к обнаружению значительного количества денежных средств, которые нелегально переправлялись через территорию двух стран ЕС464. В результате расследования арест был наложен на денежные средства в размере 5,5 млн. евро, а на денежные средства в размере 26,5 млн. евро объявлен розыск с последующей конфискацией.
Одним из показательных примеров взаимодействия Европола и частных компаний в борьбе с транснациональной преступностью является совместно подготовленная и успешно проведенная в 2013 г. спецоперация, связанная с тем, что мошенничество на авиалиниях вышло на трансграничный уровень и совершалось на международных маршрутах с использованием пластиковых карт, выпущенных в одной стране, а использованных в банковских системах других стран.
В связи с ростом мошенничества в авиационном секторе компания «Visa Europe» возглавила совместные действия, направленные на предупреждение мошенничества на авиалиниях с целью уменьшения финансовых потерь от данного вида преступлений, а также на защиту своего бренда (фирменного знака) и пользователей пластиковых карт. В связи с непростой цепочкой отношений между эмитентами, пользователями пластиковых карт, коммерческими организациями, промышленным производством и другими пользователями, компания «Visa Europe» предложила заинтересованным организациям разработать совместный скоординированный план действий.
Первая рабочая встреча по проблемам мошенничества в авиационном секторе, организованная компанией «Visa Europe» и Европолом, прошла в феврале 2013 г. На нее были приглашены сотрудники 10 авиакомпаний, представители правоохранительных органов и компании «Visa Europe». В ходе мероприятия были определены основные виды мошенничества на авиалиниях, методы совершения преступлений, криминальные группировки, а также назначен день проведения спецоперации - 27 июля 2013 г. В операции, возглавляемой компанией «Visa Europe» и Европейским центром по киберпреступности Европола (European Cybercrime Centre at Europol), были задействованы 26 авиалиний, 38 аэропортов и компетентные органы 16 европейских стран.
Пассажиров, которые при покупке билетов на рейсы использовали украденные пластиковые карточки, не допустили до полетов. В результате операции были обнаружены более чем 200 подозрительных транзакций, арестовано 60 человек за мошенничество, использование фальшивых документов, контрафактных платежных карт, мошенничество в сфере использования социальных карт, незаконную торговлю людьми и нарушение миграционного законодательства. Также было задержано лицо, на которое выставлен общеевропейский ордер на арест.
Глава департамента по борьбе с мошенничеством компании «Visa Europe» Питер Байли (Peter Bayley) отметил, что в результате совместно проведенной операции стало возможно осуществить годовое капиталовложение (в размере 100 млн. евро) в технические разработки компании - детекторы обнаружения фальшивых карт, в связи с чем Visa останется надежным и удобным платежным средством для их владельцев.
Компания «Visa Europe» продолжает развивать сеть предоставляемых услуг и усиливать меры безопасности на авиалиниях. Компания намерена и дальше продолжать сотрудничество с правоохранительными органами Евросоюза в проведении совместных операций по
465
предотвращению мошенничества в авиасекторе .
Совместное расследование преступлений в форме объединенной следственной бригады по сравнению с параллельным или зеркальным расследованием обладает преимуществом более быстрого и прямого информационного обмена криминалистической, оперативной и иной информацией, что, несомненно, важно в условиях определенного «соревнования» криминальных структур и правоохранительных органов в технических и информационных возможностях. Совместное расследование преступлений в форме объединенной следственной бригады призвано в системе би- и мультилатеральной кооперации[12] [13] привнести в работу европейских правоохранительных органов большую «гибкость», которая характерна для организованной транснациональной преступности.
Первоначальное решение о создании объединенной следственной бригады в целях борьбы с трансграничным незаконным оборотом наркотиков, с торговлей людьми и международным терроризмом было принято на специальном совещании в Тампере (Финляндия) в октябре 1992 г. Оно обосновывалось тем, что существовавшие формы сотрудничества государств ЕС в сфере экспертно-криминалистической и оперативнорозыскной деятельности были не всегда достаточно эффективны в борьбе с преступностью, которая действует, невзирая на границы, в то время как органы уголовного преследования ограничены государственными и юридическими обязательствами.
образом, большинство ученых и практиков зарубежных государств сошлись во мнении, что объединенная следственная бригада представителей двух и более государств, работая вместе в соответствии с четко определенными в Соглашениях о сотрудничестве юридическими полномочиями, правами и обязанностями, сможет более эффективно противостоять транснациональной преступности. Бригады должны подчиняться
соответствующим службам внутри страны, а также уполномоченным лицам других участвующих Сторон либо международных организаций. Воплощение идеи создания объединенной следственной бригады потребовало от государств ограничений национального суверенитета, в частности отказа от обоюдной наказуемости за уголовные деяния в пользу лидирующей страны, всестороннего признания Сторонами прав руководства бригады, участия в принятии решений по проводимым за границей оперативным и следственным мероприятиям и передачу полномочий своим представителям.
В российской юридической литературе отсутствует определение объединенной следственной бригады. Однако принимая во внимание имеющиеся научно-теоретические исследования и взгляды, изложенные в отечественных и зарубежных источниках, можно констатировать, что объединённая следственная бригада - это межгосударственная оперативно-следственная группа, образованная путем билатеральных или мультилатеральных соглашений для проведения уголовного расследования в одном или более государстве на определенный, установленный участвующими Сторонами срок (обычно 6-18 месяцев). Полученные в ходе расследования результаты доступны всем участвующим в расследовании Сторонам.
При определении сфер использования ОСБ, следует принять во внимание три основных фактора, наличие которых сравнимо со своеобразной «фильтрующей системой», которая разграничивает целесообразность ее создания в каждом конкретном случае. Первый фактор связан с правовыми условиями признания преступлений транснациональными. Второй связан с очевидными преимуществами проведения совместных расследований преступлений в форме объединенной следственной бригады по сравнению с «классической правовой помощью». Это особенно целесообразно в случаях, когда уголовное расследование требует сложной координации, например, при мобильном или непредсказуемом поведении преступников или когда обстоятельства дела требуют быстрого и согласованного взаимодействия между странами и необходимо провести целый комплекс мероприятий в рамках раскрытия и расследования преступлений. Третий фактор связан с уголовно-правовыми предписаниями Сторон, что отражается на наказуемости преступного деяния. Совместная заинтересованность в конкретном деле также является предпосылкой для совместных действий.
Практика показала, что в большинстве случаев ОСБ расследует преступления, отличающиеся особой жестокостью, связанные с организованной транснациональной преступностью или с международной террористической деятельностью. Так, например, работа двух из пяти объединённых следственно-оперативных бригад с участием Германии привела к обезвреживанию преступных структур в сфере международной наркоторговли. Остальные ОСБ
действовали против преступных группировок, занимающихся фальшивомонетничеством или взломом денежных автоматов, и лиц, участвующих в террористических объединениях467.
Таким образом, в соответствии со ст. 20 Второго дополнительного Протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, объединенная следственная бригада может быть создана на основе взаимных соглашений компетентных органов двух или более государств для определенной цели и на ограниченный промежуток времени для проведения уголовных расследований в одном или более государстве ЕС. При необходимости по обоюдному согласию сотрудничающих Сторон срок, на который была создана ОСБ, может продлеваться. Численный состав объединённой следственно-оперативной бригады также устанавливается в соответствии с Соглашением.
Объединенная следственная бригада может быть создана в случае, когда расследование уголовного преступления одним из государств, входящих в ЕС, затруднено, что связано с необходимостью обнаружения преступных связей в других странах ЕС.
Кроме того, ОСБ может быть создана в случае, когда ряд государств ЕС проводят расследования уголовных преступлений, в которых обстоятельства дела требуют скоординированных, организованных действий в вовлеченных странах ЕС.
Запрос о создании ОСБ может поступить от любой заинтересованной Стороны, вовлеченной в процесс расследования уголовного преступления. Местом дислокации ОСБ выбирается территория государства, в котором будет проводиться расследование.
В зависимости от процессуальных полномочий своих членов ОСБ можно подразделить на активные и пассивные, согласно принятой в ЕС терминологии.
Активная бригада (active team) включает должностных лиц двух или более государств, наделенных оперативно-следственными полномочиями (равными или частью) и работающих под контролем того государства, на территории которого находится ОСБ или под юрисдикцию которого попадает (например, сербский чиновник полиции работает в Черногории со следственной бригадой Черногории).
К пассивной бригаде (passive team) относится группа должностных лиц двух или более государств, обладающих разными процессуальными полномочиями. Часть сотрудников, относящихся к юрисдикции Стороны, где работает ОСБ, обладает оперативно-следственными полномочиями, а другая часть, откомандированная и работающая на территории иностранного государства, указанными полномочиями не наделена.
В качестве примера пассивной бригады можно привести группу должностных лиц, в которой следователь, имеющий гражданство Боснии и Герцеговины, был откомандирован в
Хорватию и работал совместно с коллегами в качестве советника или консультанта, т.е. вспомогательного лица, функциональные обязанности которого сводились к предоставлению технической помощи правоохранительным органам страны пребывания.
Назначение иностранного сотрудника правоохранительных органов в следственную бригаду, действующую под юрисдикцией другой страны, обычно происходит в соответствии с ее национальным законодательством или соглашением об оказании технической помощи (technical assistance agreement), дающем право представителю правоохранительных органов иностранного государства быть назначенным на должность.
Всем членам бригады предоставлено право присутствовать на следственных мероприятиях, проводимых в ходе предварительного расследования преступлений, за исключением согласованных Сторонами ограничений.
В дополнении к информации, относящейся к положениям ст. 14 Конвенции, в запросы о создании ОСБ следует включать предложения по персональному составу бригады.
ОСБ действует на территории Сторон, заключивших Соглашение о ее создании, в соответствии со следующими общими условиями, касающимися персонального состава бригады.
Руководитель бригады - представитель компетентного органа Стороны, участвующей в расследовании уголовного преступления, под юрисдикцию которой в данный момент попадает ОСБ.
В соответствии со ст. 20 (3) Второго дополнительного Протокола руководителями бригады в зависимости от особенностей национальных законодательств участвующих Сторон, становятся государственные обвинители, судьи, старшие чиновники полиции или таможенной службы.
Однако до тех пор, пока ОСБ рассматривается некоторыми Сторонами как своеобразная форма оказания взаимной правовой помощи (particular form of mutual legal assistance), а расследования, как правило, возглавляют государственные обвинители или судьи, ведущие судебное следствие или принимающие участие в судебном следствии (investigative judges)[14], то
в соответствии с документами ЕС рекомендуется руководство бригадой возлагать на сотрудников юстиции, особенно в тех случаях, когда государственные обвинители или судьи, ведущие судебное следствие или принимающие участие в судебном следствии, являются руководителями расследований по уголовным делам. В зависимости от национальной правовой системы в некоторых странах (например, в Великобритании) руководство бригадой может осуществлять чиновник полиции или таможенной службы. В настоящее время опыт функционирования ОСБ в Европейском Союзе показал, что Стороны предпочитают назначать не одного руководителя бригады, ответственного за проводимое расследование в рамках уголовных дел, а двух и более.
Руководство бригадой может меняться в зависимости от того, в какой стране производится расследование, для обеспечения одинаковой доли участия всех заинтересованных Сторон. В любом случае, пределы компетенции руководителя ОСБ устанавливаются национальным законодательством соответствующей Стороны, а ОСБ работает в соответствии с законодательством той Стороны, где на данный момент расследуется уголовное дело.
В соответствии со ст. 20 Второго дополнительного Протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам персональный состав ОСБ также включает: членов бригады (members), откомандированных, или так называемых вторичных членов бригады (seconded members) и иных участников (other participants) - представителей, не участвующих в Соглашении Сторон, или сотрудников международных организаций.
К членам бригады относятся сотрудники правоохранительных органов, являющиеся гражданами той Стороны, под юрисдикцией которой работает ОСБ.
Откомандированные члены бригады (вторичные) - представители правоохранительных органов другой Стороны, которые в соответствии с Соглашением работают территории иностранного государства в составе ОСБ.
В соответствии с положениями параграфа 5 Второго дополнительного Протокола, откомандированные члены бригады имеют право присутствовать на любых следственных действиях в ходе расследования уголовного дела в государстве, где работает ОСБ. Однако, руководитель бригады, в особых случаях, как например, при расследовании сексуальных преступлений против несовершеннолетних, может распорядиться иначе и ввести определенные ограничения на присутствие откомандированных членов бригады во время производства следственных действий. С другой стороны, в соответствии с параграфом 6 Второго дополнительного Протокола руководитель ОСБ также имеет право возлагать на откомандированных членов бригады задачи по выполнению определенных следственных
Указанных судей нельзя отстранить от должности по чьему-либо приказу. Эти независимые следователи ведут самые сложные, долгие и запутанные дела во Франции.
действий в своем государстве, в соответствии с национальным законодательством и полученными от него инструкциями, а также с разрешения компетентных властей Сторон- участниц. Такое разрешение может быть предусмотрено сразу на стадии подписания Соглашения о создании ОСБ либо получено позже на специальной основе. Оно дается на право проведения следственных действий в общем либо имеет ограничения в ряде случаев.
Одним из наиболее важных инновационных моментов, предусмотренных параграфом 7 Второго дополнительного Протокола, является то, что если в ходе расследования возникает необходимость в получении правовой помощи от Стороны - участницы ОСБ, то откомандированные члены бригады наделены правом обращаться к своим национальным компетентным органам по запросу ОСБ в таком же порядке, как это предусмотрено в рамках национального законодательства между правоохранительными органами указанной Стороны. Государство, где работает ОСБ, не должно направлять отдельный запрос об оказании правовой помощи (letter rogatory) другой Стороне.
Следует отметить, что члены бригады могут относиться к откомандированным на определенный период времени, в зависимости от перемены места дислокации бригады. Члены бригады и откомандированные члены бригады выполняют поставленные руководителем ОСБ задачи, принимая во внимание общие положения, установленные компетентными органами соответствующих государств в Соглашении. Указанные условия должны быть полностью отражены в Соглашении, для того чтобы члены бригады, особенно откомандированные, были осведомлены об основных целевых направлениях ОСБ, ее структуре и взаимосвязи частей.
Как показывает практика, возможность командирования членов ОСБ в другие участвующие страны сначала рассматривалась государствами сдержанно, или вообще не предусматривалась. Координация и передача информации осуществлялась с использованием технических средств связи и организацией регулярных рабочих встреч. В некоторых ОСБ ее члены брали на себя задачу сбора информации и быструю, полную ее передачу. Однако передача информации и согласование совместных действий в рамках расследований не всегда проходили достаточно оперативно. Из проведенного опроса экспертов выяснилось, что причиной этому является разный менталитет и индивидуальная мотивация партнеров в отношении обмена информацией и международного сотрудничества469.
Поскольку сущность работы ОСБ заключается в постоянном, прямом и без задержек обмене информацией и согласовании действий в рамках расследования, то здесь необходима оптимизация. В связи с тем, что менталитет партнеров не может «одновременно выровняться», необходимо развивать чувство сопричастности к одной команде, идею целостной безопасности
(поскольку угрозы безопасности тесно связаны, им необходимо противостоять на глобальном уровне), а также создавать условия к пониманию совместных целей. В данном случае очень важен прямой личный контакт между членами бригады. Поэтому желательно, чтобы в бригаде работало, по крайне мере, по одному представителю участвующих Сторон, которые ежедневно бы принимали участие в проводимых следственных мероприятиях и являлись связующим звеном или посредниками в международных организациях. Кроме того, участие какого-либо государства в ОСБ должно соизмеряться с ситуацией в каждом конкретном случае, а проводимые меры не должны восприниматься партнерами как контроль над их работой. Поэтому мерам придается рекомендательный, а не обязательный характер.
Что касается необходимости прямого обмена информацией между членами ОСБ, то порядок предусмотрен как национальным законодательством государств - членов ЕС, так и параграфами 9 и 10 Второго дополнительного Протокола. Эти положения дают несомненные преимущества для расследования преступлений: члены бригады могут в соответствии с национальным законодательством страны, гражданами которой они являются, получать для бригады необходимые для расследования сведения и материалы, которые доступны в их государстве. Например, члены бригады могут предоставить ОСБ конфиденциальную информацию (регистрационные данные автомобилей или криминалистических учетов (судимости и т.п.) напрямую из своей страны, без использования информационных каналов
470
передачи данных между центральными компетентными органами государств .
Информация, полученная в соответствии с законодательством участвующих Сторон в ходе совместного расследования транснациональных преступлений членами или вторичными членами бригады, и которая иначе не могла стать доступной компетентным органам уголовного преследования, может быть использована в следующих случаях:
для достижения целей, ради которых была создана ОСБ;
раскрытия, расследования и уголовного преследования в рамках иных уголовных дел при согласии Стороны, в которой получена информация. Сведения могут быть сокрыты только в случаях, когда их использование подвергает опасности сам процесс расследования заинтересованной Стороны или при отказе Стороны от взаимопомощи;
предотвращения непосредственной и серьезной угрозы общественной безопасности Стороны без ущерба положениям, вышеуказанным в п. 2, если впоследствии предполагается, что уголовное расследование будет открытым;
иных целей в пределах, установленных положениями Соглашения между Сторонами по созданию ОСБ. [15]
Еще в первой половине прошлого столетия американский ученый Д. Митрани в работе «Система поддержания правопорядка» (a working peace system) отмечал, что если государства не способны выполнять какие-либо функции, то последние передаются специализированным международным организациям. В результате их создания смягчаются конфликтные ситуации
471
между государствами, и, как следствие укрепляется международное сотрудничество .
Статья 20 Второго дополнительного Протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи предусматривает возможное присутствие в ОСБ иных участников - представителей, не участвующих в Соглашении о ОСБ Сторон, или сотрудников международных организаций (Интерпол, Европол и др.).
Специальное внимание уделяется сотрудникам Центра полицейского сотрудничества в Юго-Восточной Европе (Southeast European law enforcement Center - SELEC), Евроюста и Европола. Данные институты созданы с целью поддержки государств в борьбе с организованной транснациональной преступностью и имеют соответствующую компетенцию. Поставленные перед ними задачи подразумевают, что данным учреждениям отведена основная роль в поддержании, развитии и укреплении сотрудничества европейских государств при проведении совместных расследований. В соответствии со ст. 20 (12) Второго дополнительного Протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи сотрудники Центра полицейского сотрудничества в Юго-Восточной Европе, Евроюста и Европола участвуют в работе ОСБ как отдельно, так и вместе.
Таким образом, представители указанных организаций могут поступать в распоряжение Сторон по их запросу и работать в тесном сотрудничестве в составе бригады, чтобы обеспечить Сторонам необходимую юридическую помощь и ознакомление с предыдущим опытом деятельности ОСБ. Это особенно важно в подготовительной фазе переговоров и даче оценки эффективности ОСБ.
Права, которыми наделены в соответствии со ст. 20 Второго дополнительного Протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи члены бригады (например, присутствовать при проведении следственных мероприятий), не распространяются на иных участников ОСБ, если только Соглашением не предусмотрен иной порядок. Эти участники осуществляют, в основном, вспомогательные и консультативные функции и не обладают полномочиями, которыми наделены члены и откомандированные члены бригады, а также не могут использовать полученную в ходе расследования информацию (ст. 20 (10) Второго дополнительного Протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи), если только иное не предусмотрено в Соглашении участвующих Сторон.
Сотрудники международных организаций оказывают необходимую ОСБ помощь, а также содействуют обмену информацией в рамках проводимых расследований .
Так, в соответствии с п. «d» параграфом 1 статьи 5 Решения о Европоле, а также п. «Ь» параграфом 2 статьи 88 Договора о функционировании ЕС в редакции Лиссабонского договора 2007 г., Европейский парламент и Совет ЕС, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой, уполномочивали Европол содействовать координации, организации и проведению расследований и оперативных мероприятий совместно с компетентными органами государств - членов ЕС или в рамках ОСБ, и при необходимости, во взаимодействии с участием представителей Евроюста .
Так, в 2005 г. была создана сеть национальных экспертов[16] [17] [18], а в ноябре 2007 г., совместно с Евроюстом, Европол создал вебсайт об их деятельности. На сайтах Евроюста и Европола широко отражена деятельность объединенных следственных бригад. Создание этих интернетстраниц преследовало цель представить информацию, в частности, о сети национальных экспертов по совместным следственным группам. Сеть была создана в 2005 г., как прямое продолжение Г аагской программы[19].
Евроюст и Европол считают, что веб-сайт объединенных следственных бригад станет инструментом «развития», который будет способствовать расширению осведомленности о сети национальных экспертов по объединенным следственным бригадам как передового инструмента полиции разных стран и судебного сотрудничества[20].
Европол совместно с Евроюстом также подготовили справочник по законодательству государств ЕС об объединенных следственных бригадах и руководство о юридических основах и требованиях по созданию таких групп для практических работников (Eurojust and Europol 2008. Joint Investigation Team Manual). Согласно положениям данного руководства Европол и Евроюст вправе совместно требовать от государства - члена ЕС создания объединенной следственной бригады.
Государства-члены рассматривают запросы Европола о возбуждении, проведении или координации расследований по уголовным делам и сообщают о принятом решении. Перед обращением с запросом о возбуждении уголовного расследования Европол информирует об этом Евроюст.
Каждое государство - член ЕС создавало национальный отдел Европола, который является связующим звеном между Европолом и национальными компетентными органами. Каждый национальный отдел откомандировывает в Европол, как минимум, одного офицера связи, на которого возлагается ответственность за представление интересов страны согласно национальному законодательству государства-участника.
Офицеры связи Европола напрямую взаимодействуют с любыми членами объединенной следственной бригады и в рамках консультативной помощи предоставляют необходимую информацию из аналитических рабочих файлов Европола.
Основной задачей Европола является оказание круглосуточной оперативной поддержки правоохранительным органам стран - членов ЕС. Наиболее удачные примеры взаимодействия Европола и стран - членов ЕС приведены ниже.
В октябре 2010 г. была завершена совместная операция полиции Большого Лондона (UK Metropolitan Police) и Европола, по результатам которой было освобождено 28 детей. Международное расследование в форме создания совместной следственной бригады полиции Большого Лондона и румынской национальной полиции получило название «операция гольф» (Operation Golf).
ОСБ была создана для борьбы с организованной румынской преступной группировкой, занимающейся торговлей и эксплуатацией детей из цыганской общины. В ходе операции было арестовано 126 человек, которые обвинялись в организации торговли людьми (включая «поставку живого товара» в Великобританию), в отмывании денег, в мошенничестве, в невыполнении обязанностей в отношении детей, в препятствовании отправлению правосудия, в кражах и в торговле похищенными вещами.
Первоначальная цель операции состояла в защите потенциальных жертв преступлений - детей, которые содержались по 16 адресам в г. Илфорд (Эссекс, Великобритания). Найденные дети были размещены в специализированных центрах, где с ними работали специалисты полиции по защите несовершеннолетних, представители органов местного управления и медицинской службы. В отношении каждого ребенка проводились индивидуальные обследования и экспертизы, по результатам которых определялось состояние здоровья детей, а также были ли они подвергнуты эксплуатации и/или содержались ли в ненадлежащих условиях.
Специалистами Европола проделана следующая работа: представлены экспертное заключение по созданию ОСБ и планы стратегических и оперативных мероприятий; оказывалась гарантированная аналитическая помощь в течение расследования.
Ключевым итогом проделанной работы стало определение интересов, целей и приоритетов организованной преступной группировки, как в Румынии, так и в Великобритании. Четыре раза развертывались мобильные офисы Европола на территории участвующих в расследовании стран для оказания незамедлительной криминалистической и иной помощи. Каждый раз в режиме реального времени проводились проверки по базам данных с целью получения достаточных оснований для применения принудительных мер полицейскими органами Великобритании и Румынии, а также для сбора информации секретного характера. Подготовлено и распространено 67 аналитических отчетов, выявлены международные связи организованной преступной группы в других странах, особенно в Бельгии и Испании.
Следующее, успешно проведенное расследование связано с освобождением жертв сексуального насилия и арестом организаторов преступной сети по торговле людьми в ноябре 2010 г. Пять молодых женщин из Венгрии и Румынии содержались в качестве сексуальных рабынь в доме на юге Венгрии и подвергались сексуальному, физическому и психологическому насилию. Затем женщины были переправлены в Австрию, где силой были вовлечены в проституцию без права контактировать с друзьями или семьей. Женщины были захвачены обманным путем с использованием фальшивых предложений о найме на работу домработницами в богатые европейские семьи.
В результате проведенной операции Венгерская полиция арестовала основных подозреваемых - 54-летнего венгерского гражданина и его 36-летнюю помощницу. Во время обыска дома, полиция изъяла оружие, значительное количество денежных купюр, драгоценности и другое имущество на сумму нескольких тысяч евро. В дополнение к указанному были конфискованы компьютерная техника и средства связи, наряду с другими доказательствами преступной деятельности группы за последние 10 лет.
Специалисты Европола были командированы в обе страны для координации совместного расследования. Кроме того, предоставленный Европолом специальный оперативный анализ, проведенный посредством идентификации жертв преступлений по различным источникам персональной информации, хранящейся в базах данных Европола, помог определить международные связи преступной группировки и ее причастность к другим совершенным преступлениям. Сотрудники Европола также тщательно проанализировали все счета по финансовым операциям преступников, которые были собраны за рабочий день. Результатом явилось предъявление обвинения участникам преступной группировки в большем объеме.
В другом случае по полученной оперативной информации было установлено, что организованная преступная группировка использует в преступных целях водителей, работающих в официально зарегистрированных компаниях ЕС, для контрабандного ввоза табачных продуктов в Великобританию. Операция получила название «Forecourt». Водители останавливались в Люксембурге по дороге в Великобританию и загружались скрученным вручную табаком. В данном случае водители использовали в корыстных целях официальные рецензии транспортных компаний, чтобы ввести в страну контрафактный груз.
Специалисты Европола по полученной оперативной информации установили методы и способы деятельности криминальной структуры, а также источник поставки контрафактной продукции, вовлеченных в преступную деятельность людей и транспортные средства.
Операция завершилась произведенными полицией Великобритании арестами и конфискацией двух тонн скрученного вручную табака. Предотвращенные потери государства от неуплаты налогов составили 277 тыс. евро.
Что касается внешнего измерения объединенных следственных бригад (создание бригад с другими государствами), то соглашение о создании объединенных следственных бригадах подписано с США. Так, за первые пять лет со дня подписания Соглашения было создано 35 объединенных следственных бригад.
Сравнивая указанные формы международного сотрудничества правоохранительных органов европейских государств при расследовании преступлений, можно выделить следующие преимущества ОСБ: способствование обмену информацией (как официальной, так и неофициальной) в более короткие сроки и возможность ее использования незамедлительно; уменьшение количества посылаемых запросов; улучшение сотрудничества в сфере судебной юрисдикции; решение проблемы допустимости доказательств; усиление способностей правоохранительных органов путем консолидации ресурсов, включая лингвистические возможности; установление доверительных отношений; возможность получения финансирования от Европейского Союза; стратегические преимущества для стран, создающих ОСБ; успех работы ОСБ становится успехом всех ее членов.
Среди достоинств использования ОСБ можно выделить следующие: возможность обмениваться информацией между членами ОСБ без официального направления запроса; возможность проведения следственных действий членами ОСБ разных государств в соответствии с потребностями расследования напрямую, без обращений в центральные органы власти (уменьшение количества посылаемых запросов (Letters Rogatory). Это относится также к запросам, связанным с мерами процессуального принуждения; возможность для членов ОСБ других государств присутствовать при обысках в жилых помещениях, допросах (в частности, помогать преодолевать языковые проблемы) и т.п. в течение всего процесса расследования; возможность координации усилий без промедлений и осуществление быстрого неформального обмена специальными знаниями; установление взаимного доверия между специалистами разных стран с отличным законодательством, которые вместе принимают решения в ходе расследования и определяют стратегию уголовного преследования; возможность вовлечения в расследование представителей Европола и Евроюста с целью оказания необходимой технической поддержки и помощи; получение финансирования.
По опросам сотрудников правоохранительных органов стран западной части Балканского региона существующую в настоящее время успешную практику проведения «параллельных» расследований следует развивать и улучшать, а в определенных случаях целесообразно отдать предпочтение ОСБ. Что касается выбора вида ОСБ (активная или пассивная бригада), то преимущество отдается созданию пассивной объединенной следственной бригады .
В целях оказания влияния на государства - члены ЕС по вопросу имплементации в национальные законодательства в кратчайшие, по возможности, сроки положений ст. 13 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (или, в качестве замены, Рамочного решения Совета ЕС от 13 июня 2002 г. по объединенным следственным бригадам) Совет ЕС принял Рекомендации по модельному Договору/Соглашению об ОСБ от 8 мая 2003 г. (Recommendation on a Model Agreement for setting up joint investigation teams) .
Диссертант присоединяется к мнению А.В. Губанова, который справедливо отмечает, что подобные соглашения существуют далеко не между всеми странами, остро заинтересованными в максимальной нейтрализации транснациональной преступности, а, как правило, лишь между теми, чьи экономические и политические связи достаточно долговременны и прочны. В том случае если таковые отсутствуют, то призывы к заключению договоров о правовой помощи, скорее всего, не выйдут за рамки протоколов о намерениях .
Что касается международного специализированного объединенного органа расследования (далее - ООР), то в соответствии со ст. 19 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, а также со ст. 49 Конвенции ООН против коррупции, страны, присоединившееся к указанным международным документам, должны способствовать созданию ООР на основе подписания двусторонних или многосторонних соглашений. Однако в указанных Конвенциях и комментариях к ним отсутствуют пояснения, [21] [22] [23] что следует понимать под международным объединенным специализированным органом расследования.
Проанализировав эмпирические материалы рабочей группы по объединенным следственным бригадам Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC Expert Working Groups on JITs) можно утверждать, что ООР в отличие от ОСБ и СПР является более постоянной структурой, основанной на двусторонних соглашениях. К тому же следует добавить, что создание ОСБ более подходит для расследований отдельных уголовных дел на определенный период времени (обычно 6 - 18 месяцев). Что касается ООР, то он создается не для конкретных случаев расследований, а в отношении определенных видов преступлений (например, незаконная торговля людьми) на длительный период времени (пять и более лет).
Позитив международно-правового опыта сотрудничества правоохранительных органов европейских стран по противодействию транснациональной преступности в
вышеперечисленных формах применим в рамках взаимодействия Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.
Международно-правовое регулирование сотрудничества стран СНГ призвано вырабатывать эффективные международно-правовые основы взаимодействия государств в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности. В порядке своей академической значимости возникает потребность в новационном представлении концептуальных основ сотрудничества по линии экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности в формате СНГ, которые, во-первых, учитывали бы особенности современной транснациональной преступности на территории стран Содружества и сопредельных территориях, и во-вторых, вобрали бы в себя весь наработанный международным сообществом международно-правовой позитив, куда в объективном порядке входят принципы, нормы и подходы, направленные на обеспечение правопорядка и безопасности[24].
Совместное расследование в форме ОСБ по сравнению с параллельным или зеркальным расследованием обладает преимуществом более быстрого и прямого информационного обмена, что, несомненно, важно в условиях определенного «соревнования» криминальных структур и органов правопорядка в технических и информационных возможностях. ОСБ призвана в системе би- и мультилатеральной кооперации привнести в работу европейских служб уголовного преследования большую гибкость, что характерно для организованной преступной сети.
Одним из наиболее важных инновационных моментов, предусмотренных параграфом 7 Второго дополнительного Протокола, является то, что если в ходе расследования возникает необходимость в получении правовой помощи от Стороны - участницы ОСБ, то откомандированные члены бригады наделены правом обращаться к своим национальным компетентным органам по запросу ОСБ в таком же порядке, как это предусмотрено в рамках национального законодательства между правоохранительными органами указанной Стороны. Государство, где работает ОСБ, не должно направлять отдельный запрос об оказании правовой помощи (letter rogatory) другой Стороне.
Сравнивая указанные формы международного сотрудничества правоохранительных органов европейских государств при расследовании преступлений, можно выделить следующие преимущества ОСБ: способствование обмену информацией (как официальной, так и неофициальной) в более короткие сроки и возможность ее использования незамедлительно; уменьшение количества посылаемых запросов; улучшение сотрудничества в сфере судебной юрисдикции; решение проблемы допустимости доказательств; усиление способностей правоохранительных органов путем консолидации ресурсов, включая лингвистические возможности; установление доверительных отношений; возможность получения финансирования от Европейского Союза; стратегические преимущества для стран, создающих ОСБ; успех работы ОСБ становится успехом всех ее членов.
Среди достоинств использования ОСБ можно выделить следующие: возможность обмениваться информацией между членами ОСБ без официального направления запроса; возможность проведения следственных действий членами ОСБ разных государств в соответствии с потребностями расследования напрямую, без обращений в центральные органы власти (уменьшение количества посылаемых запросов (Letters Rogatory). Это относится также к запросам, связанным с мерами процессуального принуждения; возможность для членов ОСБ других государств присутствовать при обысках в жилых помещениях, допросах (в частности, помогать преодолевать языковые проблемы) и т.п. в течение всего процесса расследования; возможность координации усилий без промедлений и осуществление быстрого неформального обмена специальными знаниями; установление взаимного доверия между специалистами разных стран с отличным законодательством, которые вместе принимают решения в ходе расследования и определяют стратегию уголовного преследования; возможность вовлечения в расследование представителей Европола и Евроюста с целью оказания необходимой технической поддержки и помощи; получение финансирования.
|