Воскресенье, 24.11.2024, 18:39
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Стратегия развития сотрудничества государств в сфере оперативно-розыскной деятельности

В правоохранительные органы государств мира входят учреждения и агентства, к функциям которых прямо отнесена оперативно-розыскная деятельность. Среди них, например, Служба уголовной разведки Канады (Criminal Intelligence Service Canada, CISC), Агентство Соединенного Королевства Великобритании по борьбе с организованной преступностью (the United Kingdom’s (UK’s) Serious Organised Crime Agency, SOCA), Австралийская комиссия по вопросам преступности (the Australian Crime Commission, ACC), Федеральная полиция Австралии (and Australian Federal Police, AFP). Несмотря на то, что все они в своей деятельности используют специальные средства и методы, характерные для «правоохранительной или полицейской» деятельности, специфика и различия их работы оказывают влияние на стратегию развития международного сотрудничества в сфере оперативно-розыскной деятельности.

В стратегии сотрудничества государств в сфере оперативно-розыскной деятельности в целях предупреждения транснациональных преступлений от 21 апреля 2014 г.565 рассматриваются два основных подхода к сближению правовых позиций совместной деятельности государств:

установление межгосударственного обмена оперативной и разведывательной информацией;

учреждение «наднационального» органа, принимающего обязательные решения в указанной сфере.

В соответствии с доктринальной позицией Ратклиффа (Ratcliffe) необходимо преодоление теоретических и правовых ограничений, установленных в сфере национальной безопасности и военной разведки государств. Эта позиция была поддержана рядом зарубежных ученых, проводивших сравнительные исследования [Kirby, McPherson, 2004 и Howlett, 2009]. Таким образом, Ратклифф сосредоточил внимание на разработке модели управления в сфере оперативно-розыскной деятельности, основанной на принятии государствами стратегических решений.

В настоящее время предпочтение отдается первому основному подходу. По мнению Верфейли и Бекена (VerfailHe and Beken, 2008) согласование обмена оперативной информацией между государствами приведет к более выгодным стратегическим, оперативным и тактическим результатам в деятельности правоохранительных органов. Ряд исследователей [Best, 2010; Carter and Carter, 2009; Dupont, 2003; Gill, 2006; and Hoogenboom, 2006] также подчеркивают важность развития информационной сети оперативных подразделений правоохранительных органов, посредством которой организуется взаимодействие с целым рядом заинтересованных сторон в разработке разведывательных средств и стратегий сотрудничества566.

До 1990-х годов прошлого столетия в мировой политике доминировала деятельность, направленная на обеспечение сотрудничества государств при раскрытии и расследовании преступлений. С развитием упреждающих и стратегических подходов основной особенностью новой концепции сотрудничества в сфере экспертно-криминалистической и оперативнорозыскной деятельности в рамках интеграционных и межправительственных объединений становится отдача приоритета деятельности по профилактике и предупреждению преступлений.

Ведущей правоохранительной международной организацией признан Интерпол, в связи с чем, укрепление его потенциала, а также инновационное развитие в целях эффективного противодействия современным криминальным угрозам, становится очередной задачей мирового сообщества. Содействовать укреплению Интерпола призвана реализация предложенной генеральным секретарем организации Юргеном Штоком концепции «Интерпол- 2020», по своей сути являющейся «дорожной картой» развития на будущее.

Приоритеты концепции «Интерпол-2020» - это предупреждение терроризма, иных транснациональных преступлений, включая стремительно эволюционирующую киберпреступность. Достичь поставленной цели возможно только через налаженное сотрудничество государств посредством координации совместной деятельности в рамках интеграционных и межправительственных объединений.

В связи с чем, 4 мая 2017 г. в г. Лионе Генеральный секретариат Интерпола провел координационное совещание членов Исполнительного комитета Организации с руководителями региональных правоохранительных организаций Африпола, Америпола, Асеанапола, Европола, Галфпола, Комиссии Африканского союза и ряда других международных организаций.

 

Делегаты форума в рамках двухдневного диалога обсудили вопросы стратегического сотрудничества Интерпола с указанными структурами по линии экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности, включая планирование совместных операций по борьбе с отдельными видами преступлений, объединение имеющихся в распоряжении организаций технико-криминалистических средств и методов, ликвидирование дублирующих функций. Сейчас Интерпол тестирует систему распознавания лиц по фотографиям, которая будет способствовать идентификации разыскиваемых лиц.

Конференция стала еще одним шагом к объединению усилий международного полицейского сообщества в вопросах совместного противостояния глобальным криминальным

567

угрозам .

Из последних инициатив Интерпола, в которых принимает участие НЦБ Интерпола МВД России, следует выделить создание и тестирование нового типа международного уведомления Интерпола «с серебряным углом», которое станет средством установления выведенных за рубеж незаконных активов, их ареста и последующего возврата государству.

Еще одним фактом укрепления потенциала Интерпола стало реформирование действующей системы контрольно-надзорных механизмов Интерпола, создание независимого надзорного органа - комиссии по контролю за файлами, в состав которой включен представитель Генпрокуратуры Российской Федерации.

Оперативный обмен информацией.

НЦБ Интерпола МВД России осуществляет ежегодный обмен оперативными данными с компетентными зарубежными органами в количестве порядка 130 тыс. документов.

Так, за 2016 г. при содействии российского бюро Интерпола осуществлено 64 выдачи разыскиваемых лиц из стран дальнего зарубежья. В качестве примера - экстрадиция из Германии Вахтанга Джавахадзе, участника разбойного нападения в Москве в 2006 г., во время которого был расстрелян прибывший на место происшествия наряд милиции.

Заслуживают внимания экстрадиции в 2016 г. из Италии Дмитрия Безделова, экс- руководителя «Росграницы», обвиняемого в хищении путем мошенничества бюджетных средств на сумму более 1 млрд. рублей, и из ОАЭ Олега Шаманина, подозреваемого в организации преступного сообщества в Северодвинске Архангельской области.

В 2016 г. впервые Российская Федерация добилась выдачи обвиняемых из Мексики и Южной Кореи. Недавно прошла первая экстрадиция из Ирака[1] [2].

Розыск лиц, скрывающихся от правосудия

 

За последнее десятилетие при содействии НЦБ Интерпола МВД России выявлено свыше 1600 лиц, разыскиваемых за совершение преступлений российскими правоохранительными органами. Вместе с тем существуют определенные проблемы осуществления международного розыска лиц, обвиняемых в совершении преступлений российскими правоохранительными органами. К ним можно отнести следующее. Первое. Вполне обоснованно установлена востребованность присутствия в предоставляемых запросах качественных материалов для проведения сравнительных исследований с целью идентификации лиц, находящихся в розыске. Второе. По факту предметной необходимости определена востребованность юридического обоснования необходимости со стороны представителей оперативных служб Российской Федерации запросов о проведении на территории зарубежных государств оперативных мероприятий в рамках их соответствия нормам международного права.

Противодействие террористической деятельности.

В рамках Интерпола функционируют криминалистические базы данных с информацией о лицах, причастных к террористической деятельности. Например, база данных иностранных боевиков, выезжающих в зоны вооруженных конфликтов. Российская Федерация недавно присоединилась к новому проекту Интерпола «Часовщик», направленному на борьбу с изготовителями самодельных взрывчатых устройств, в том числе для террористических актов.

Важной составляющей борьбы с терроризмом является международный розыск лиц, причастных к террористической деятельности. В настоящее время российской стороной объявлено в розыск по каналам Интерпола более 1000 обвиняемых лиц. В 2016 г. удалось добиться выдачи из Германии, Словакии, Турции, Туниса, ОАЭ.

Так, 30 декабря 2016 г. состоялась выдача из Чехии Тагира Исрапилова, члена бандформирования на территории Дагестана. Примечательно то, что Исрафилов долгое время скрывался в Европе под чужим именем и даже отбыл наказание в Чешской тюрьме.

Интерпол широко использует свои возможности по противодействию использования сети Интернет в противоправных целях. Благодаря совместной работе НЦБ Интерпола МВД России и НЦБ Интерпола Кипра был найден россиянин, неоднократно размещавший в сети ложную информацию о готовящихся терактах. Совместно с НЦБ Интерпола Молдовы и Израиля удалось установить личность гражданки Молдовы, угрожавшей по телефону совершить теракт в Крыму569.

В качестве перспективных направлений сотрудничества Российской Федерации и Интерпола остается работа по обеспечению российского представительства в Генеральном секретариате Интерпола и международном центре Интерпола по инновациям.

 

В связи с возрастающей ролью международного сотрудничества Российской Федерации в раскрытии транснациональных преступлений в рамках правовой регламентации оперативнорозыскной деятельности встает вопрос о внесении дополнений в Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации. Дополнительно к ст. 186 УПК РФ (контроль и запись переговоров) и ст. 185 УПК РФ (наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка) представляется обоснованным закрепить в УПК РФ процессуальный порядок проведения такого мероприятия как контролируемая поставка. Предлагаемое действие основано на зашифрованном методе проведения мероприятия, имманентно действующему законодательству (п. 13 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), и свойственно действиям, перечисленным в вышеуказанных статьях.

Предусмотреть возможность социального заказа в рамках уголовно-процессуальной политики Российского государства, в том числе в сфере культуры и творчества, средств массовой информации, по формированию положительного имиджа граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Агентство Европейского Союза по правоохранительному сотрудничеству (Европол)

В соответствии со Стратегией развития Агентства Европейского Союза по правоохранительному сотрудничеству (Европол) на 2016-2020 гг. особое внимание будет уделяться постепенному изменению приоритетов деятельности организации - от вчерашней помощи государствам в противодействии организованной преступности и терроризму к полномасштабным полномочиям в осуществлении оперативной работы по профилактике и предотвращению преступлений и оказанию оперативной поддержки европейским государствам.

В рамках новой Стратегии Европол, используя свои возможности, знания и опыт, вносит существенный вклад в оказание поддержки правоохранительным органам государств ЕС при проведении расследований по двум фундаментальным направлениям:

управление процессом обмена информацией криминального характера в рамках ЕС; обеспечение максимального оперативного эффекта при оперативной поддержке государств.

Потенциальные возможности управления процессом обмена информацией позволяют расширить сотрудничество между государствами-членами ЕС и Европолом и имеют решающее значение для получения сведений, необходимых для выстраивания эффективной модели взаимодействия государств по противодействию транснациональной преступности. Управление включает в себя доступ к информации, ее сбор и структурное упорядочение, а также обработку и предоставление из нескольких источников и в нескольких форматах в государства-члены. В связи с чем, работа Европола будет сосредоточена в трех основных направлениях: во-первых, на переоценке информационной архитектуры организации, в частности в контексте новой интегрированной концепции управления данными, в соответствии с принятым Положением о Европоле; во-вторых, обеспечение быстрого, надежного и бесперебойного ответа; и в-третьих, по укреплению партнерских отношений в целях предоставления более всеобъемлющей оперативной информации.

В правоохранительных органах государств ЕС и третьих стран - партнеров Европола будет использоваться уникальная платформа обмена информацией, которая объединяет более 500 агентств в Европе и других странах для доступа к нескольким релевантным источникам информации. Возможности управления этой сферой обеспечат быструю и бесперебойную перекрестную проверку информации и идентификацию лиц, запрашивающих сведения. Функционирование Европола как «информационного центра ЕС» обеспечит основу для выработки стратегии Союза в сфере юстиции и внутренних дел и формирования оперативных прогнозов об общих европейских угрозах безопасности.

Достигнуть поставленных целей Европолу поможет успешное функционирование сетевого приложения СИЕНА (The Secure Information Exchange Network Application), его дальнейшее совершенствование в качестве системы безопасного обмена секретной информацией между правоохранительными органами и развития коммуникационных связей.

Европол и иные агентства Европейского Союза (например, Фронтекс и Евроюст) будут оставаться друг для друга важными партнерами, а сотрудничество будет расширяться на основе взаимодополняемости. В частности, Европол и Фронтекс будут тесно сотрудничать в вопросах, связанных с нерегулируемой миграцией, в то время как Европол и Евроюст будут продолжать укреплять свое сотрудничество через создание объединенных следственных бригад и в области противодействия киберпреступности. В сфере охраны интеллектуальной собственности Европол активизирует взаимодействие с Управлением интеллектуальной собственности Европейского союза (The European Union Intellectual Property Office - EUIPO).

Сотрудничество с другими учреждениями Европейского Союза, особенно в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности (например, Европейский полицейский колледж (CEPOL), Европейское агентство по оперативному управлению крупномасштабными ИТ-системами в области свободы, безопасности и правосудия (European Agency for the operational management of large-scale IT systems in the area of freedom, security and justice - eu-LISA) и Агентство Европейского союза по фундаментальным правам человека (The European Union Agency for Fundamental Rights - FRA), будет развиваться по мере востребованности по вопросам, представляющим общий интерес.

 

Особое значение придается расширению контактов по взаимодействию Европола с частным сектором, что будет способствовать достижению наилучших результатов по линии оперативно-розыскной деятельности. Новое Положение о Европоле во многом определяют рамки сотрудничества организации с частными лицами. Обновленная внешняя стратегия и усовершенствованный механизм мониторинга и оценки соглашений о сотрудничестве будут определять дальнейшие шаги по расширению такого взаимодействия.

Европол обеспечит высококачественную оперативную поддержку исследованиям государств ЕС в трех ключевых приоритетных областях в соответствии с Европейской повесткой дня в области безопасности, а именно: противодействие организованной преступности; киберпреступности и терроризму.

Европейский центр по киберпреступности будет продолжать вести и поддерживать операции под руководством органов разведки и оказывать специализированную судебную и техническую поддержку государствам ЕС. Что касается борьбы с терроризмом, то Европол будет сосредоточен на содействии сотрудничеству и обмену информацией в целях профилактики и предотвращения террористических преступлений. Во всех приоритетных областях сотрудничества государств по линии экспертно-криминалистической и оперативнорозыскной деятельности Европол обеспечит эффективную платформу для координации совместных мероприятий и операций, выполняемых правоохранительными органами государств ЕС.

В настоящее время актуальность международного сотрудничества по линии экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности значительно возросла, что непосредственно связано с глобальными криминальными вызовами мировому правопорядку и безопасности. В связи с чем, основная задача европейских государств на сегодня - укрепление потенциала сотрудничества правоохранительных органов государств и международных организаций, его инновационное развитие в целях эффективного реагирования на происходящие в мире изменения.

Президент Российской Федерации В.В. Путин справедливо отметил, что «в сфере антитеррора должны сотрудничать все ответственные государства и международные объединения, потому что даже простой информационный обмен о каналах и источниках финансирования террористов, о людях причастных или подозреваемых в причастности к терроризму, серьезно повышает результативность наших общих усилий»[3].

В связи с возрастающей ролью международного сотрудничества Российской Федерации в раскрытии транснациональных преступлений в рамках правовой регламентации оперативнорозыскной деятельности встает вопрос о внесении дополнений в Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации. Дополнительно к ст. 186 УПК РФ (контроль и запись переговоров) и ст. 185 УПК РФ (наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка) представляется обоснованным закрепить в УПК РФ процессуальный порядок проведения такого мероприятия как контролируемая поставка. Предлагаемое действие основано на зашифрованном методе проведения мероприятия, имманентно действующему законодательству (п. 13 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), и свойственно действиям, перечисленным в вышеуказанных статьях.

Особое значение придается расширению контактов по взаимодействию Европола с частным сектором, что будет способствовать достижению наилучших результатов по линии оперативно-розыскной деятельности. Новое Положение о Европоле во многом определяют рамки сотрудничества организации с частными лицами. Обновленная внешняя стратегия и усовершенствованный механизм мониторинга и оценки соглашений о сотрудничестве будут определять дальнейшие шаги по расширению такого взаимодействия.

Потенциальные возможности управления процессом обмена информацией позволяют расширить сотрудничество между государствами-членами ЕС и Европолом и имеют решающее значение для получения сведений, необходимых для выстраивания эффективной модели взаимодействия по противодействию транснациональной преступности. Управление включает в себя доступ к информации, ее сбор и структурное упорядочение, а также обработку и предоставление из нескольких источников и в нескольких форматах в государства-члены.

В связи с чем, работа Европола будет сосредоточена в трех основных направлениях: во- первых, на переоценке информационной архитектуры организации, в частности в контексте новой интегрированной концепции управления данными, в соответствии с принятым Положением о Европоле; во-вторых, обеспечение быстрого, надежного и бесперебойного ответа; и в-третьих, по укреплению партнерских отношений в целях предоставления более всеобъемлющей оперативной информации.

 

[1] Газета Известия. 25.01.2017. URL://www.izvestia.ru/news/659700 (дата обращения: 12.05.2017)

[2] Газета Известия. 25.01.2017. URL: http://www.izvestia.ru/news/659700 (дата обращения: 12.05.2017)

[3] См.: Российская газета. 17.02.2017. № 36 (7202).

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.01.2018)
Просмотров: 273 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%