Воскресенье, 24.11.2024, 18:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 41
Гостей: 41
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Стратегия развития международного сотрудничества РФ и европейских государств в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности

ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России была разработана Стратегия развития международного сотрудничества Российской Федерации в сфере судебно-экспертной деятельности. Концептуально обоснованным представляется дополнить Стратегию развития международного сотрудничества Российской Федерации в сфере экспертно-криминалистической и оперативнорозыскной деятельности в рамках интеграционных и межправительственных объединений.

Международное сотрудничество в сфере экспертно-криминалистической и оперативнорозыскной деятельности в рамках интеграционных и межправительственных объединений представляет собой динамичную развивающуюся систему, подверженную влиянию разнообразных факторов. На практике вопросы сотрудничества государств в сфере экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности решаются путем деятельности на основе национального законодательства компетентных органов запрашиваемого государства по исполнению, в соответствии с условиями международного договора или принципа взаимности, ходатайств правомочных органов запрашивающего государства о производстве на территории запрашиваемого государства процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий для получения доказательств по расследуемому в запрашивающем государстве уголовному

571

делу .

В ходе сотрудничества государств в сфере экспертно-криминалистической и оперативнорозыскной деятельности используются как традиционные, так и новые формы (виды) взаимной правовой помощи. К традиционным формам оказания правовой помощи по уголовным делам отнесены: предоставление информации; передача предметов, используемых в преступных целях, включая орудия преступлений; предметов, приобретенных в результате совершения преступлений или в качестве вознаграждения за преступные деяния и т.п.; проведение на территории запрашиваемого государства обысков помещений, выемок предметов и документов;

572

передача предметов, которые могут стать доказательствами по уголовному делу . [1] [2]

К новым формам оказания правовой помощи причисляют международный розыск, арест и конфискацию денежных средств, имущества и доходов, полученных преступным путем .

Ордер на арест

Идея создания европейского ордера на арест принадлежала Комиссии ЕС, поскольку в долиссабонский период ее возможности влиять на процесс принятия решений в сфере «третьей опоры» были существенно ограничены. Так, Д. Бланкет, на тот момент Госсекретарь Великобритании по внутренним делам, заявил: «Я надеюсь, что Европейская Комиссия уговорит тех, кто полон страхов: нет ничего страшного в сотрудничестве, опасно становится лишь тогда, когда террористы имеют возможность использовать наши демократические достижения в своих целях» . Некоторые европейские ученые отмечают, что изначальное сопротивление со стороны стран - членов ЕС относительно введения общего законодательного органа было вызвано недостатком общеевропейских политических дискуссий на данную

575

тему .

ЕС также был солидарен с Комиссией Европейского Союза и, принимая Рамочное решение от 13 июня 2002 г.[3] [4] [5] [6], исходил из того, что «экстрадиция - громоздкая, медленная и уже устаревшая процедура»[7]. Классическая процедура экстрадиции происходит на

межправительственном уровне, с задействованием дипломатических каналов. Европейский орден на арест основывался на непосредственных контактах судебных органов власти и направлялся определенному судебному ведомству, если было известно местонахождение разыскиваемого лица. В тех случаях, когда преступник скрывается от правосудия, запрос о его аресте и передаче вносится в Шенгенскую информационную систему, а также направляется в Интерпол. Получение уточненной информации о ведомстве, которое принимает европейский ордер на арест в любой европейской стране, возможно через Европейскую правовую сеть, созданную в целях упрощения процедур уголовно-правового сотрудничества.

По правилам экстрадиции запрос о выдаче лица мог откладываться в судах на год, прежде чем суды приступали к его изучению, поскольку процедура включала две стадии: судебную и политическую, когда окончательное решение принимается правительством или главой государства. Для Европейского ордера на арест достаточно только судебной стадии, что

позволяло выдать преступника достаточно оперативно, благодаря ограниченным срокам -

578

решение должно быть принято в течение 90 дней со времени ареста .

В 2007 г. Суд ЕС разъяснил, что решение о применении европейского ордера на арест не

579

означало гармонизации национальных уголовных законодательств .

Таким образом, Рамочное решение Совета ЕС заменило следующие документы, среди которых:

Европейская Конвенция об экстрадиции 1957 г. и Европейская Конвенция 1978 г. о борьбе с терроризмом в части экстрадиции;

Соглашение от 26 мая 1989 г. между 12 странами - членами ЕС по упрощению передачи требований об экстрадиции;

Конвенция 1995 г. об упрощенной процедуре экстрадиции (1995 Convention on the Simplified Extradition Procedure);

Конвенция 1996 г. по экстрадиции (1996 Convention related to Extradition).

Европейский ордер на арест распространялся только на государства - члены ЕС. Отношения с другими странами определяются правилами экстрадиции[8] [9] [10] [11] [12].

Ордер на арест применялся в тех случаях, когда был вынесен окончательный приговор обвиняемому лицу о тюремном заключении или принято решение об аресте на срок не менее четырех месяцев по преступлениям, наказание за которые предусматривает тюремное заключение или содержание под стражей на минимальный срок не меньше года. Ордер также применялся к преступнику, который ранее был уже осужден в выписавшем ордер государстве на срок от четырех месяцев, в том случае если он скрывается от правосудия. В июне 2008 г. Совет опубликовал руководство для практических работников по применению Европейского ордера на арест . В 2010 г. был опубликован пересмотренный вариант руководства . Более того, имеется несколько оценочных отчетов о практическом применении Европейского ордера на арест в государствах - членах ЕС[13]. Так, в своем первом докладе о применении ордера, опубликованного в 2005 г., Комиссия привела следующие данные: из всех лиц, выданных государствами ЕС друг другу, 20% составляли их собственные граждане. В апреле 2011 г.

 

С. 234


Комиссия опубликовала свой третий отчет о практике применения Рамочного решения по Европейскому ордеру на арест[14].

В основе традиционной экстрадиции лежит принцип «двойного вменения» или «двойной преступности» (double criminality), по которому выдача лица возможна только в тех случаях, когда им совершено деяние, за которое предусматривается уголовное наказание в обеих странах. Соответственно, государство-член могло отказать в выдаче человека, если его действия не признавались преступлением национальными законами. Вначале Европейская Комиссия выступала за отмену «двойного вменения», но высказанное несогласие со стороны ряда государств-членов вынудило найти компромиссный вариант. В итоге в рамочное решение был включен единый для всех государств-членов список из 32 тяжкий преступлений[15], на которые распространяется европейский ордер на арест без предварительного уточнения, признается то или иное деяние преступлением в обеих странах[16].

Несмотря на то, что со времени вступления в силу с 1 января 2004 г. рамочного решения, имеющаяся в распоряжении статистика положительно контрастирует с положением дел в ЕС до принятия Европейского ордера на арест (например, в среднем время выдачи лиц сократилось с года до 14 - 17 дней для запрашиваемых лиц, которые дали свое согласие на выдачу, и до 48 дней для лиц, выдаваемых без их согласия), последний отчет Комиссии отражал опасения в отношении практики применения Европейского ордера на арест и, в частности, его соотношение с основными правами человека.

Несмотря на имеющиеся замечания ряда государств ЕС относительно нарушения прав граждан процедурой передачи на основании европейского ордера на арест, решение высших судебных органов было в пользу ордера, но потребовалось внесение соответствующих изменений в национальные законы государств - членов ЕС, от которых зависела эффективность действия ордера. Так, представляет интерес дело некоммерческой бельгийской организации «Advocated voor de Wereld», которая в 2004 г. подала иск в Арбитражный суд Бельгии об аннулировании национального закона о европейском ордере на арест на том основании, что
само рамочное решение нелегитимно. Ассоциация не согласилась с правомерностью отмены принципа «двойного вменения», и посчитала, что список из 32 «европейских преступлений» без гармонизации национальных уголовных законодательств нарушает принцип законности, равенства прав и привести к дискриминации граждан. Суд ЕС в своем решении от 3 мая 2007 г. разъяснил смысл рамочного решения и доказал, что оно не нарушает законности и прав человека . Заслуживают внимания и другие решения судов .

Практика применения ордера на арест, как одного из аспектов взаимного признания решений судов по уголовным делам, успешно доказала, что сотрудничество государств ЕС по линии юстиции и внутренних дел в сфере экспертно-криминалистической и оперативнорозыскной деятельности возможно без гармонизации уголовных и уголовно-процессуальных законодательств европейских государств, а также без создания модельного общеевропейского уголовного Кодекса.

Успешное применение европейского ордера на арест также предоставило возможность ЕС еще дальше продвинуться в направлении взаимного признания судебных решений - разработать несколько европейских ордеров, в числе которых ордера на передачу свидетельских показаний и на расследование.

«Эксперты Всемирного экономического форума в Давосе назвали главные риски для человечества в 2017 году.

В экономике главная угроза — это отмывание денег и уклонение от уплаты налогов, работорговля, производство контрафактной продукции и организованная преступность. Также опасность несет увеличение разницы в доходах между бедными и богатыми.

Основной технологический риск — это растущее число хищений персональных данных, кибератаки и стремительное развитие робототехники, из-за чего люди будут терять рабочие места.

В социально-экономической сфере одна из главных проблем — это массовая миграция, которая может стать для экономики непосильным бременем. [17] [18]

Одна из самых значимых категорий рисков — это геополитика. Это крупные теракты, межгосударственные конфликты и неэффективное госуправление» [19] [20].

Принимая во внимание вышеизложеное «развитие международных контактов и совместная деятельность в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности в рамках интеграционных и межправительственных объединений должна осуществляться на основе научно-обоснованного стратегического планирования.

Основой стратегического планирования должна быть наука, поскольку только на основе достоверных научных знаний можно оценить реальное положение дел и существующие

590

возможности, определить стратегические и тактические цели и траекторию их достижения» .

«Стратегия международного сотрудничества в области экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности представляет собой совокупность согласованных подходов к основным целям, задачам, принципам, направлениям, формам и механизмам развития международного сотрудничества. Она должна определять концептуальные основы развития международного сотрудничества в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности в рамках интеграционных и межправительственных объединений, ключевые условия и приоритеты его совершенствования на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными и краткосрочными целями и задачами, с учетом основных тенденций развития межгосударственных отношений, а также структуры и динамики транснациональной преступности»[21].

Стратегия основывается на источниковой базе современного международного права (ст. 38 Статута Международного суда) - международных конвенциях, международных обычаях, общих принципах права, судебных решениях, доктринах наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, а также актах международных организаций и односторонних актах государств, содержащих международные обязательства, - как регуляторов международного сотрудничества Российской Федерации и европейских государств в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности.

При разработке стратегии международного сотрудничества в сфере экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности необходимо учитывать концепцию стратегического развития «Интерпол-2020», которая предусматривает усиление сотрудничества в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности в целях противодействия терроризму и транснациональной преступности, включая стремительно эволюционирующую киберпреступность[22] [23].

Российская Федерация, как и все страны мира, должна содействовать обеспечению миропорядка и безопасности. Перед лицом современных угроз именно сотрудничество государств в рамках интеграционных и межправительственных объединений обретает особую значимость.

Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН 1945 г. является императивным правилом уже в течение многих десятилетий. Закрепление данного положения в ст. 1 Устава ООН, его подтверждение и расширение в содержательном

593

аспекте в последующих правовых актах стало ключевым моментом для прогрессивного развития межгосударственных отношений во многих областях: экономической, гуманитарной, социальной, культурной, технической, торговой и др. Не явилась исключением и такая важная сфера как противодействие преступности[24].

В 2015 г. образовался Евразийский экономический союз, который в своей структуре также имеет «наднациональные органы», например Евразийскую экономическую комиссию. В порядке своей академической значимости возникает потребность в комплексной разработке международно-правовых основ сотрудничества государств в сфере экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности в формате Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза, которые, во-первых, учитывали бы особенности современной транснациональной преступности на территории бывшего Советского Союза и сопредельных территориях, и во-вторых, вобрали бы в себя весь наработанный международным сообществом прогрессивный опыт, куда в объективном порядке входят принципы, нормы и подходы, направленные на обеспечение правопорядка и безопасности.

Принимая во внимание, что в концепции развития международного сотрудничества государств в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности приоритеты поставлены не столько на помощь следственным подразделениям с целью повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений, сколько на их предотвращение и профилактику, то актуальность приобретает деятельность по использованию специальных знаний в судебно-экспертной деятельности - экспертной инициативе, экспертному прогнозированию и экспертной профилактике.

Экспертную инициативу, прогнозирование и профилактику следует воспринимать как систему научного знания в сфере экспертно-криминалистической деятельности, требующую глубоких теоретических исследований. Целесообразно включение ее положений в систему профессиональной подготовки экспертных кадров.

В рамках экспертной деятельности должны решаться следующие задачи профилактики и предупреждения преступлений:

разработка приемов и методов выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений;

выявление объектов профилактического воздействия в рамках экспертной специальности;

определение комплекса оптимальных мер профилактического воздействия[25].

Важную миссию специальные знания приобретают в связи террористической угрозой мировому сообществу. Принимая во внимание поставленную задачу международным правоохранительным организациям сконцентрировать усилия на предотвращение террористических атак и иных международных преступлений, ориентирующая информация, предоставленная посредством применения специальных знаний оперативным и следственным подразделениям, послужит действенным средством в борьбе с преступностью.

Пункт 2 ст. 204 УПК Российской Федерации предусматривает, что в случае «если при производстве судебной экспертизы эксперт установит обстоятельства, которые имеют значение для уголовного дела, но по поводу которых ему не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении»[26] [27]. Таким образом, если при исследовании объектов, предоставленных на экспертизу, будут выявлены факторы, которые способствовали совершению преступления, то эксперт вправе составить информационное письмо с предложением корректировки тактики расследования определенных видов преступлений. «При подготовке предложений подготавливается детальная информация о выявленных условиях, способствующих совершению преступлений, аргументированное обоснование рекомендуемых мер. В необходимых случаях прилагаются схемы, чертежи, фотоснимки» .

Что касается теории судебной экспертизы, то вопрос экспертной профилактики обсуждается еще с прошлого столетия. Так, в 1991 г. профессор И.А. Алиев сформулировал специальную теорию экспертной профилактики, которую он определяет как сложное системное образование, основу которого «составляет деятельность экспертов, которые на базе своих специальных познаний выявляют обстоятельства, фигурирующие в качестве условий, а иногда и причин совершения преступлений. Выявление подобных обстоятельств может осуществляться как в процессе производства экспертизы, так и в ходе обобщения экспертной практики по мере ее накопления. Во всех указанных случаях выявленные в условиях применения специальных экспертных познаний обстоятельства служат основой для разработки экспертами рекомендаций профилактического характера, направленных на устранение этих обстоятельств в будущем...» [28].

Таким образом, экспертная профилактика представляет собой сложное системное образование, основу которого составляет деятельность судебных экспертов, которые на основе своих специальных знаний выявляют обстоятельства, фигурирующие в качестве условий, а иногда и причин совершения преступлений. Выявление указанных обстоятельств может осуществляться как при производстве экспертиз и участия в следственных действиях, так и в ходе обобщения и анализа экспертной практики по мере ее накопления[29].

Приказом МВД РФ от 01.06.1993 № 261 (ред. от 11.01.2009 г.) «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», в частности п. 1.3.9 Приложения к Приказу «Наставление по работе экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел» на экспертнокриминалистические подразделения органов внутренних дел Российской Федерации возложена обязанность «выявления на основе анализа материалов экспертной практики и иных форм деятельности экспертно - криминалистических подразделений условий, способствующих совершению преступлений, и разработки предложений, направленных на их устранение» [30].

В соответствии с положениями раздела 4 Приложения «основными направлениями работы экспертно-криминалистических подразделений по предупреждению преступлений являются: выявление условий, способствующих совершению преступлений, на основе анализа и обобщения практики производства экспертиз, участия в следственных действиях, применение криминалистических средств и методов по заданиям оперативных аппаратов; определение возможных способов совершения преступлений с учетом использования преступниками технических средств и конструктивных недостатков мест хранения материальных и денежных средств; участие в обучении должностных лиц соответствующих министерств и ведомств способам распознавания фактов преступных проявлений, связанных с подделкой документов,

 

ценных бумаг, вскрытием пломб, запирающих устройств и т.п.; участие в мероприятиях других подразделений органов внутренних дел, когда необходимо применение криминалистических средств для фиксации фактов противоправного поведения отдельных лиц, бесхозяйственности и т.п.

Анализ и обобщение экспертной практики в целях выявления и устранения условий, способствующих совершению преступлений, проводится по:

объектам исследования (видам вещественных доказательств) - в целях определения круга объектов, защита которых должна быть улучшена, а надежность - повышена;

способам совершения преступлений - в целях их изучения и разработки средств, применение которых исключит возможность или затруднит совершение новых преступлений аналогичными способами, а также средств, повышающих возможность раскрытия этих преступлений;

видам преступлений - в целях разработки рекомендаций, имеющих значение для

601

предупреждения определенных категорий преступлений» .

«Основными принципами организации профилактической деятельности экспертнокриминалистических подразделений являются: плановость; обеспечение контроля за осуществлением профилактических мероприятий; налаживание взаимодействия экспертнокриминалистических подразделений со следственными и оперативными службами при осуществлении профилактической деятельности; целесообразность и приемлемость (прежде всего, с экономической точки зрения) профилактических рекомендаций и предложений.

Профилактическая экспертная деятельность осуществляется в процессуальной и непроцессуальной формах.

В процессуальной форме эксперт выполняет свою профилактическую функцию в двух направлениях: во-первых, участвуя в следственных действиях в качестве специалиста; во- вторых, при производстве экспертиз.

Для непроцессуальной формы экспертной профилактики характерны следующие виды: справочно-консультационная деятельность; обобщение и анализ экспертной практики; изучение и обобщение практики применения криминалистических средств и методов; участие в правовой пропаганде; проведение теоретических и экспериментальных исследований; участие в профилактических мероприятиях; проведение занятий с должностными лицами

 

соответствующих министерств, ведомств с целью обучения способам распознавания противоправных фактов»[31].

В целом, профилактическая деятельность может быть представлена четырьмя стадиями: «выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений; разработка и обоснование профилактических предложений; внедрение разработанных

предложений; выяснение хода реализации профилактических предложений»[32].

Предложения эксперта профилактического характера адресуются исключительно органу, назначившему экспертизу, и их реализация отдается на усмотрение этого органа, что не совсем отвечает потребностям профилактики преступлений, поскольку орган, назначивший экспертизу, не обязан уведомлять эксперта о реализации его профилактических предложений.

Реализация профилактических предложений эксперта приобретает совершенно иное значение в экстремальных условиях, поскольку любое промедление может привести к тяжким последствиям, особенно при террористических атаках. Речь идет о выявлении в процессе производства экспертизы определенных обстоятельств, которые требуют их незамедлительного устранения, так как они свидетельствуют о существующей угрозе жизни и здоровью людей, причинении значительного материального ущерба и т.п. Например, высокая вероятность повторного теракта при несоблюдении элементарных рекомендованных экспертами мер безопасности. Возможно, в условиях глобальной террористической угрозы, эксперту должно быть предоставлено право сообщать о выявленных обстоятельствах не только органу, назначившему экспертизу, но и непосредственно по месту принятия необходимых профилактических мер - руководителю ведомства, учреждения или предприятия - с обязательным уведомлением как органа, назначившего экспертизу, так и эксперта о принятых мерах[33].

Возможности судебно-экспертной профилактической деятельности связаны с прогностическими рекомендациями. В связи с чем ведущими направлениями развития частной теории экспертной профилактики становятся: разработка методов экспертного

прогнозирования; определение актуальных направлений экспертного прогнозирования; разработка научных основ методик прогнозирования различных областей судебно-экспертного знания[34].


 

Не менее важным становится сотрудничество правоохранительных органов в сфере судебно-экспертной профилактики. В большинстве случаев, судебные эксперты собирают нужную информацию, создают и ведут специальные криминалистические базы данных и учетов в целях оказания содействия правоохранительным органам по раскрытию и расследованию преступлений. Однако ведущие ученые из Австралийского центра судебной экспертизы (Australian Centre for Forensic Science) в сотрудничестве с федеральной полицией Австралии, университетом Лозанны (Швейцария) и Управлением ООН по наркотикам и преступности создали научно-исследовательский проект по использованию новейших достижений судебной экспертизы в профилактической деятельности по предупреждению незаконного оборота наркотиков и других тяжких преступлений.

В соответствии с доктринальной позицией директора Австралийского центра судебной экспертизы, профессора Клода Ру (Claude Roux) «приблизительно пять процентов изъятых следов с мест преступлений предоставляется в судебное заседание, в то время как основной массив криминалистической информации практически не используется», в связи с чем, целесообразно его дальнейшее использование в упреждающих целях для изучения закономерностей и тенденций преступной деятельности.

Так, ученый Мари Морелато (Marie Мorelato) анализировала химическую структуру образцов наркотического вещества метиламфетамина. В каждом образце присутствует активный ингредиент, а также до 30 примесей. Если так много данных только от одного образца, то возможно представить, сколько будет получено от их множества. Морелато также сравнивала данные, полученные из различных изъятий наркотиков, и идентифицировала связи в их химической структуре. Используя эти данные при систематическом подходе, она обнаружила связи между элементами, которые ранее не были установлены. По ее мнению, «это важное открытие, возможно, позволит распознать место происхождения наркотиков - и даже установить обратную связь от наркотиков к их дилеру».

Солидируясь с позицией профессора Клода Ру, судебная экспертиза, развиваясь по предложенному пути, «поможет более эффективному раскрытию и расследованию преступлений, окажет неоценимую помощь практическим подразделениям правоохранительных органов в профилактике и предупреждении преступлений, а также уменьшит страх перед преступностью среди населения» 606.

Таким образом, проблемные вопросы применения экспертной профилактики требуют законодательной регламентации, в частности в законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Принимая во внимание, что повышение эффективности предупреждения, раскрытия и расследования преступлений связано с применением специальных знаний, концептуально обоснованным представляется процессуальное регламентирование и теоретическая разработка системы знаний по экспертному прогнозированию и инициативе.

В настоящее время целью сотрудничества государств по линии экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности становится предотвращение и профилактика преступлений, в связи с чем особую актуальность приобретает деятельность по использованию специальных знаний при осуществлении экспертной инициативы, экспертного прогнозирования и экспертной профилактики, концептуально коррелирующихся с УПК Российской Федерации.

Поставленная цель реализуется через деятельность по решению ряда задач, которую можно представить в виде логической последовательности взаимообусловленных и взаимосвязанных отдельных видов деятельности, находящихся в прямых и обратных связях в достижении желаемого результата.

Экспертная Экспертное Экспертная

инициатива * ^ прогнозирование * ^ профилактика

◄------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ►

Экспертную инициативу, прогнозирование и профилактику следует воспринимать как систему научного знания в экспертно-криминалистической деятельности, требующую глубоких теоретических исследований. Целесообразно включение ее положений в систему профессиональной подготовки экспертных кадров.

Экспертную инициативу можно определить как деятельность, не предусмотренную экспертным заданием, основывающуюся на специальных знаниях и опыте, осуществляемую посредством проведения экспертиз и исследований, прогнозирования, профилактики, формирования, ведения, автоматизации и использования криминалистических баз данных и учета, направленную на установление новых обстоятельств уголовного дела.

Экспертная инициатива - это начальный этап деятельности по предупреждению и профилактики преступлений, который предполагает активную деятельность ее субъектов. Она может быть проявлена судебным экспертом при наличии следующих условий: внутреннее побуждение эксперта к новым формам деятельности, его способность к самостоятельным решениям; тщательное изучение всех сторон, свойств и признаков исследуемых объектов, выявление тех из них, которые связаны с новыми обстоятельствами, содержащими информацию ранее не известную для органов предварительного расследования и суда; выход за рамки поставленных перед экспертом вопросов, достаточный уровень профессиональной

 

подготовки и опыт работы по данным видам исследований, поскольку именно эти качества способствуют проявлению инициативы[35]; спрогнозирование возможности совершения новых преступлений и выявление тех признаков в исследуемых объектах, которые способствуют их совершению[36].

В начале 90-х годов прошлого столетия сформировались научные положения теории криминалистического прогнозирования, которые стали источниками экспертного прогнозирования[37] [38]. Без прогнозирования, без представления об ожидаемом ходе развития событий невозможно принятие эффективного управленческого решения.

В настоящее время теория криминалистического прогнозирования - это устоявшаяся разработанная система знаний, в которой взаимообусловлены как внешние, так и внутренние связи между ее элементами, которые в совокупности направлены на профилактику преступлений. Что касается экспертного прогнозирования, то констатировать сформировавшуюся систему научного знания пока нельзя, поскольку она находится в стадии развития и совершенствования. Экспертное прогнозирование, ориентированное в значительной степени на работу не только с количественной, но и с качественной информацией, получаемой

непосредственно от экспертов, получило развитие по мере совершенствования электронных

610

вычислительных средств .

Теория экспертного прогнозирования должна помочь решить следующие задачи: разработка приемов и методов выявления причин и условий, способствовавших совершению преступлений с учетом криминалистических особенностей; выявление объектов профилактического воздействия в рамках экспертной специальности; установление определенного комплекса наиболее эффективных профилактических мер.

Среди основных принципов экспертного прогнозирования: логичность - соответствие прогнозов законам формальной и диалектической логике; истинность - подтверждение прогнозов конкретными результатами; точность - определение временных и пространственных интервалов прогнозируемых явлений; реализуемость - возможность осуществления профилактических действий на основе экспертного прогноза; целесообразность - организация процесса деятельности в соответствии с поставленной целью; конкретность - учет всех условий, при которых будет реализовываться экспертный прогноз, а также учет всех реальных связей и взаимодействий существенных свойств прогнозируемого объекта, тенденций его развития[39] [40] [41]; надежность - позволяет проводить исследования более точным доказательным путем; эффективность - получение определенного материального эффекта от реализации прогноза.

Принимая во внимание, что экспертное прогнозирование логически последовательно выступает в качестве деятельности судебно-экспертных учреждений по реализации специальных знаний, и представляет собой алгоритм определенных действий при заданных условиях, концептуально обоснованным представляется говорить об общей методике экспертного прогнозирования, включающей подготовительную и прогнозируемую стадии .

На подготовительной стадии определяется объект прогнозирования, его параметры и основные характеристики. Намечается прогностическая область, в которой изучается объект прогнозирования и формируется прогноз о его будущем состоянии либо явлении с его участием. Составляется координационный план прогностической деятельности и разрабатывается основание для прогнозирования.

Прогнозирующая стадия представляет собой деятельность по формированию экспертного прогноза, включая прогнозную ретроспекцию, прогнозный диагноз, проспекцию , построение прогнозной модели, эксперимент, разработку прогнозного варианта и прогнозной альтернативы, верификацию прогноза, его корректировку и синтез прогнозов (в случае моделирования нескольких прогнозных моделей с целью последующего синтезирования и получения комплексного результата) [42].

В целях успешного решения задач предотвращения преступлений субъекты экспертного прогнозирования должны быть обеспечены передовыми научно-техническими средствами и владеть методами, позволяющими осуществлять экспертное прогнозирование, проявляя экспертную инициативу, иметь возможность ознакомления с зарубежным опытом, а также осуществлять сотрудничество с органами предварительного следствия и судом. Эксперту необходимо предоставить возможность ознакомления с технической и иной документацией по тому или иному объекту экспертного исследования. Концептуально обоснованным представляется разработка специальных в целях прогнозирования баз данных, которые обусловлены как производственно-технологическими, так и криминалистическими признаками и свойствами.

Экспертную инициативу, прогнозирование и профилактику следует воспринимать не только как деятельность, но и как систему научного знания в сфере экспертнокриминалистической деятельности с глубокими теоретическими исследованиями. Целесообразно ее включение в систему профессиональной подготовки экспертных кадров.

В связи с изложенным особая роль в мире отводится стратегии развития сотрудничества судебно-экспертных учреждений европейских стран, которое в настоящее время осуществляется на следующих уровнях: между странами (ЕС, Совет Европы, Интерпол, Европол); между неправительственными организациями (ЕСКУ, полицейские академии); между институтами и университетами (в частности, в судебно-медицинской отрасли знаний); между компаниями (например, аккредитация судебно-экспертных лабораторий).

На 15-м Международном симпозиуме Интерпола по судебной науке в октябре 2007 г. ряд ведущих мировых организаций (ЕСКУ; The American Society of Crime Laboratory Directors - ASCLD; главы руководства Австралийских и Новозеландских судебных лабораторий - SMANZFL; Иберо-американская академия криминалистики и судебной экспертизы - AICEF) подписали Меморандум о взаимопонимании (г. Лион).

В Меморандуме предусматривается создание новой структуры - Международного стратегического союза по судебной науке на основе многостороннего партнерства (далее - IFSA), предусматривающего проведение совместных научных исследований, методологическое развитие и обеспечение обмена криминалистической значимой информацией, позволяющего на современном уровне оснащения судебных лабораторий и их сетей иметь доступ к новейшим средствам борьбы с преступностью.

Целями и задачами IFSA являются: представление общности интересов в области судебной экспертизы и криминалистики; развитие и выполнение протокольной повестки по выполнению Стратегической программы развития судебной науки; стратегическое партнерство с другими международными организациями, которые работают в данной области; поощрение обмена информацией, относящейся к опыту, знаниям, профессионализму между специалистами международных криминалистических сетей, а также между действующими судебными экспертами[43].

«Деятельность IFSA по укреплению общемировой роли судебно-экспертных наук в области контроля над наркотиками и предупреждения преступности получила активную

поддержку со стороны Управления по наркотикам и преступности Организации Объединенных Наций, признавшего ведущую роль IFSA в деле пропаганды международных признанных

стандартов качества в судебно-экспертных науках и развитии международного судебно-

616

экспертного сотрудничества на основе инновационных методов взаимодействия» .

В качестве приоритетного направления развития сотрудничества при «завершении процесса создания евразийских региональных судебно-экспертных объединений - Евразийской ассоциации судебно-экспертных учреждений и (или) Евразийской судебно-экспертной сети будет целесообразно поставить вопрос об их вхождении в IFSA» [44] [45].

Одним из документов, регламентирующим «стратегию долгосрочного развития международного сотрудничества Российской Федерации в области судебно-экспертной деятельности», является Государственная программа «Юстиция», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 312[46].

Программа предусматривает «разработку общей стратегии в сфере судебно-экспертной деятельности и модернизацию судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, путем совершенствования нормативно-правового обеспечения организации деятельности судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации; развитием международного сотрудничества в сфере судебноэкспертной деятельности в целях укрепления положения российской судебной экспертизы в мире и расширения базы знаний экспертов; прохождение аккредитации на соответствие международным стандартам; повышение авторитета судебно-экспертных учреждений Минюста в рамках Таможенного союза, ЕАЭС, СНГ»[47].

Так, в 2015 г. ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России и Центром судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан в рамках научного сотрудничества поддержана инициатива совместной разработки методики психолого-лингвистического исследования объектов по делам, связанным с проявлением экстремизма и терроризма, актуальным для экспертной практики Российской Федерации и Республики Казахстан.

В 2016 г. на научно-практическом семинаре «Актуальные вопросы психологофилологической и религиоведческих судебных экспертиз» в Казахстане российской стороной

представлена методика проведения психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму.

В Рекомендациях Международной научно-практической конференции «Восток-Запад: партнерство в судебной экспертизе. Актуальные вопросы теории и практики судебной экспертизы» (г. Алматы, 15 октября 2015 г.) судебными экспертами обсужден вопрос о создании международной рабочей группы по разработке новых видов экспертиз и методик к ним, а также по совершенствованию существующих методик. При сотрудничестве Центра судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан и ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России достигнута договоренность о создании рабочей группы по разработке совместной методики по производству комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы на тему: «Исследование креолизованных текстов».

В 2016 г. представители Центра судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан приняли участие во всероссийском семинаре с международным участием «Актуальные проблемы комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы», который проводился ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России на базе ФБУ Южный РЦСЭ Минюста России (6-9 июня 2016 года, г. Ростов-на-Дону), где состоялось второе заседание международной рабочей группы по разработке совместной методики по производству судебной психолого-лингвистической экспертизы на тему: «Исследование креолизованных текстов».

Сотрудничество судебных экспертов в рамках СНГ по конкретным направлениям экспертных специальностей будет продолжено.

При разработке стратегии учитывались Концепция внешней политики Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации[48], Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013— 2020 годы»[49], законодательство Российской Федерации в области судебно-экспертной деятельности и законодательство в области стратегического планирования в Российской Федерации[50], Концепция развития сотрудничества министерств внутренних дел (полиции) государств - участников СНГ на период до 2020 г., Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года[51] и другие основополагающие документы, и научные публикации[52] [53].

Основными целями развития международного сотрудничества в сфере экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности является обеспечение миропорядка и безопасности, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в раскрытии и расследовании преступлений, их предупреждении и профилактике, гарантированное соблюдение прав и свобод человека, создание благоприятных условий для обмена научными достижениями и передовым опытом в данной области.

Ключевыми задачами международного сотрудничества в сфере экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности в рамках интеграционных и межправительственных объединений, способствующими достижению этих целей, становятся: создание эффективной правовой базы сотрудничества Российской Федерации и европейских государств в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности; сокращение уровня преступности, в том числе трансграничного характера на территориях европейских государств; усиление позиций Российской Федерации в деятельности международных интеграционных и межправительственных объединениях; содействие на взаимной основе развитию интеграционных процессов в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности с Европейским Союзом, Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим союзом, розыск лиц, совершивших преступления, для привлечения их к уголовной ответственности или приведения приговора суда, вступившего в законную силу, в исполнение; всемерное укрепление практической составляющей взаимодействия .

Стратегия развития международного сотрудничества Российской Федерации строится на основе общих принципов международного права: обязанности государств сотрудничать друг с другом; принципа суверенного равенства государств; принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву и подписанным соглашениям; приоритета общепризнанных прав человека и гражданина, защиты жизни и здоровья людей, общественной безопасности, стабильности и неотвратимости наказания.

Основные направления международного сотрудничества в сфере экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности в рамках интеграционных и межправительственных объединений предусматривают:

содействие заключению международных договоров в сфере экспертнокриминалистической и оперативно-розыскной деятельности, а также сближение национальных законодательств и правоприменительной практики;

разработку общих рекомендаций по совместным действиям государств по профилактике и предупреждению преступности, по раскрытию и расследованию преступлений, оказанию консультативной и технической помощи с учетом национальных интересов и правовых традиций;

выработку международных стандартов предупреждения преступности, преследования и наказания за совершение преступлений;

научно-информационное обеспечение (сопровождение) экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности;

активизацию контактов и поощрение укрепления сотрудничества между странами в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности;

поддержку создания международных и региональных судебно-экспертных сетей; участие в разработке и внедрении международных стандартов качества в области судебной экспертизы;

обмен передовыми технологиями и опытом работы, в том числе с использованием информационных технологий;

идентификацию лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, а также неопознанных трупов;

развитие информационных систем, специальных средств, техники и оборудования; организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов;

координацию взаимодействия при осуществлении приграничного сотрудничества. Частными (специализированными) стратегическими направлениями международного сотрудничества государств в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности в рамках интеграционных и межправительственных объединений на ближайшие 5-10 лет являются:

обновление международной базы сотрудничества государств в противодействии терроризму и экстремизму, обеспечение эффективного информационного взаимодействия с использованием криминалистических и оперативных баз данных и учетов, создание научных, методических и организационных основ экспертно-криминалистического и оперативнорозыскного обеспечения предупреждения, раскрытия и расследования указанных преступлений;

переоформление договорно-правовой базы взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза;

содействие упрочнению потенциала Интерпола, его инновационному развитию. В качестве перспективных направлений сотрудничества Российской Федерации и Интерпола остается работа по обеспечению российского представительства в Генеральном секретариате Интерпола и международном центре Интерпола по инновациям;

продолжение работы по подписанию Оперативного Соглашения с Европолом, а также активизация сотрудничества по проведению согласованных следственно-оперативных и оперативно - розыскных мероприятий, специальных операций;

выстраивание взаимодействия с новой структурой Европейского Союза - Европейским бюро прокуроров;

разработка правовых механизмов участия Российской Федерации в совместных расследованиях с европейскими государствами;

развитие сотрудничества с зарубежными государствами в части разработки новых видов экспертиз и методик к ним, а также совершенствования существующих методик по основным видам экспертиз, особенно востребованным при расследовании актов терроризма: судебные взрыво-технические, судебно-баллистические, судебные авиационно-технические, судебно-медицинские, судебные молекулярно-генетические, судебные компьютернотехнические экспертизы, судебные экспертизы радиоактивных материалов, криминалистическая экспертиза видео- и звукозаписей, судебная лингвистическая экспертиза.

Необходима разработка правовых механизмов Российской Федерации в совместных расследованиях с европейскими государствами в следующих формах:

совместное параллельное расследование (Joint Parallel Investigation), так называемое «зеркальное» расследование;

создание объединенных следственных бригад JIT (Joint Investigative Team); создание международного специализированного объединенного органа расследования (Joint Investigative Body).

«Использование результатов международного сотрудничества при создании научных, методических и организационных основ судебно-экспертного обеспечения расследования иных транснациональных преступлений, например, расследование экологических преступлений и преступлений против дикой флоры и фауны»[54] [55]. С 2016 г. в системе СЭУ Минюста России организовано производство судебной экспертизы дикой флоры и фауны, осуществляется совершенствование существующих и разработка новых методик, востребованных практикой защиты дикой природы.

В 2016 г. в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России были завершены научно-методические работы по разработке национальных стандартов «Аккредитация судебно-экспертных лабораторий, руководство по применению «модулей для судебно-экспертных лабораторий», «Судебно-трасологическая экспертиза. Термины и определения», «Судебная компьютернотехническая экспертиза. Термины и определения», «Комплексная экспертиза культурных ценностей. Требования», «Судебно-психологическая экспертиза. Термины и определения».

Солидируясь с научной позицией Ш.Н. Хазиева, «особым направлением международного сотрудничества Российской Федерации с иностранными судебно-экспертными учреждениями и международными судебно-экспертными организациями представляется обмен достижениями в области общей теории судебной экспертизы (судебной экспертологии). Сам термин «судебная экспертология» (forensic expertology) начал использоваться за рубежом (Болгария, Польша, Литва), однако вкладываемое в него содержание не всегда соответствует первоначальному смыслу, определенному в отечественной науке» .

«Актуальные проблемы общей теории судебной экспертизы активно обсуждаются на ставших традиционными международных научно-практических конференциях “Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях”, проводимых Московским государственным юридическим университетом имени О. Е. Кутафина. В России издан ряд фундаментальных трудов, посвященных теоретическим основам судебной экспертизы, востребованных пока, главным образом, в странах СНГ»[56].

Весьма важным стратегическим направлением является подготовка высококвалифицированных сотрудников правоохранительных органов, по примеру Центра сотрудничества таможенных органов и органов полиции в Юго-Восточной Европе, который был создан с целью развития и укрепления сотрудничества руководителей таможенных органов и органов полиции в борьбе с транснациональной преступностью.

Поскольку охрана государственных границ во многих европейских странах отнесена к компетенции Министерства внутренних дел, и к проблемам охраны границ в свете объединения усилий правоохранительных органов государств по противодействию транснациональной преступности уделяется повышенное внимание. В настоящее время общеевропейские механизмы охраны границ, учрежденные коммуникативными методами, стали более действенными.

Эффективной реализации целей и задач Стратегии будет способствовать более тесное взаимодействие с Европолом, в плане сотрудничества российских правоохранительных органов с зарубежными коллегами на специальной базе - «информационные платформы» для экспертов, которые представляют собой защищенную операционную систему. С ее помощью специалисты различных правоохранительных структур имеют возможность в рамках соответствующих объединений обмениваться знаниями, передовым опытом и не персональной криминалистической информацией. Указанная система оказывает помощь в сотрудничестве экспертов и специалистов различных стран по линии экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности благодаря совместной работе в режиме on-line.

«Координацию работы по практической реализации долгосрочных стратегических планов по развитию международного судебно-экспертного сотрудничества, а также мониторинг их выполнения целесообразно возложить на Министерство юстиции Российской Федерации.

Реализация предлагаемых мероприятий вполне может осуществляться в пределах средств, выделяемых из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных

629

источников» .

Таким образом, основные направления международного сотрудничества в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности в рамках

интеграционных и межправительственных объединений предусматривают:

содействие заключению международных договоров в сфере экспертно

криминалистической и оперативно-розыскной деятельности, а также сближение национальных законодательств и правоприменительной практики;

разработку общих рекомендаций по совместным действиям государств по профилактике и предупреждению преступности, по раскрытию и расследованию преступлений, оказанию консультативной и технической помощи с учетом национальных интересов и правовых традиций;

выработку международных стандартов предупреждения преступности, преследования и наказания за совершение преступлений; [57]

научно-информационное обеспечение (сопровождение) экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности;

активизацию контактов и поощрение укрепления сотрудничества между странами в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности;

поддержку создания международных и региональных судебно-экспертных сетей;

участие в разработке и внедрении международных стандартов качества в области судебной экспертизы;

обмен передовыми технологиями и опытом работы, в том числе с использованием информационных технологий;

идентификацию лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, а также неопознанных трупов;

развитие информационных систем, специальных средств, техники и оборудования;

организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов;

координацию взаимодействия при осуществлении приграничного сотрудничества.

Частными (специализированными) стратегическими направлениями международного сотрудничества государств в сфере экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности в рамках интеграционных и межправительственных объединений на ближайшие 5-10 лет являются:

обновление международной базы сотрудничества государств в противодействии терроризму и экстремизму, обеспечение эффективного информационного взаимодействия с использованием криминалистических и оперативных баз данных и учетов, создание научных, методических и организационных основ экспертно-криминалистического и оперативнорозыскного обеспечения предупреждения, раскрытия и расследования указанных преступлений;

переоформление договорно-правовой базы взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза;

содействие упрочнению потенциала Интерпола, его инновационному развитию. В качестве перспективных направлений сотрудничества Российской Федерации и Интерпола остается работа по обеспечению российского представительства в Генеральном секретариате Интерпола и международном центре Интерпола по инновациям;

продолжение работы по подписанию Оперативного Соглашения с Европолом, а также активизация сотрудничества по проведению согласованных следственно-оперативных и оперативно - розыскных мероприятий, специальных операций;

выстраивание взаимодействия с новой структурой Европейского Союза - Европейским бюро прокуроров;

разработка правовых механизмов участия Российской Федерации в совместных расследованиях с европейскими государствами;

развитие сотрудничества с зарубежными государствами в части разработки новых видов экспертиз и методик к ним, а также совершенствования существующих методик по основным видам экспертиз, особенно востребованным при расследовании актов терроризма: судебные взрыво-технические, судебно-баллистические, судебные авиационно-технические, судебно-медицинские, судебные молекулярно-генетические, судебные компьютернотехнические экспертизы, судебные экспертизы радиоактивных материалов, криминалистическая экспертиза видео- и звукозаписей, судебная лингвистическая экспертиза.

Необходима разработка правовых механизмов Российской Федерации в совместных расследованиях с европейскими государствами в следующих формах:

совместное параллельное расследование (Joint Parallel Investigation), так называемое «зеркальное» расследование;

создание объединенных следственных бригад JIT (Joint Investigative Team); создание международного специализированного объединенного органа расследования (Joint Investigative Body).

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.01.2018)
Просмотров: 320 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%