На протяжении длительного времени к признакам естественных прав в разное время относили: справедливость, равенство, свободу, правду, разум, прирожденность и неотчуждаемость. В настоящее время принято выделять: принадлежность от рождения, неотчуждаемость и равенство для всех.
Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.
Необходимо отметить, что в трудах дореволюционных российских юристов вместо слов "от рождения" использовался термин "врожденные" в отношении естественных прав. Это свойство означает, что естественные права человека никем не установлены, но происходят от природы. Например, А.П. Куницын писал: «Первоначальные права проистекают из самой природы и называются врожденными, поскольку основываются на качествах, врожденных человеку, кои суть: 1) внутренние, т.е. разум и воля; 2) внешние, т.е. тело органическое, способное к исполнению того, что разум поставляет своею целью». Кант называл естественным прирожденным правом человека свободу: «Прирожденное право только одно-единственное: свобода - право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду». Декларация прав Вирджинии от 12 июня 1776 г. гласит: «Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами...».
Многие современные конституции содержат в себе данное положение, в том числе и Конституция РФ 1993 г. Момент "от рождения" значит, что государство признает права человека, начиная с момента его рождения, и предоставляет гарантии для его реализации и защиты. Но поскольку государство не устанавливает естественные права, не дарует их, то оно не может определять момент возникновения и утраты данных прав. Поэтому должна быть более четкая формулировка, закрепленная в ч. 2 ст.17 Конституции РФ, которая провозглашает, что «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения». Это означает, что каждый человек при рождении приобретает важнейшие элементы общечеловеческих ценностей, составляющих внутреннюю структуру личности, - «естественные» права и свободы, свойственные социальной природе человека, которые необходимы для человеческого существования, и могущие быть утраченными только после его смерти.
Дж. Локк, один из крупнейших европейских теоретиков естественного права, заложил в основание идеи конституционного правопорядка «тройственную формулу» гражданских прав личности, куда он включил права человека на жизнь, свободу и собственность.
Одним из главных неотъемлемых прав человека и гражданина является право на жизнь - неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации на смертную казнь действует мораторий – она не применяется.
Смертная казнь в Российской Федерации в соответствии с Конституцией 1993 года «носила временный характер и была рассчитана лишь на некоторый переходный период» пока вопрос о её применении окончательно не был разъяснён конституционным судом в 2009 году на основании Конституции и международных договоров, но норма о смертной казни осталась в национальном законодательстве. В 2009 года КС признал невозможность назначения смертной казни даже после введения суда присяжных в Чечне, мотивировав это тем, что «в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого – с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, – происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер („впредь до её отмены“) и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, то есть на реализацию цели, закрепленной ч.2 ст. 20 Конституции Российской Федераци, которая говорит о том, что, смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, а ст. 55 Конституции РФ запрещает отменять или умалять права человека, которые уже однажды были даны конституцией или международно-правовыми нормами, ставшими частью российской правовой системы.
Конституция Российской Федерации называет первым признаком естественных прав их неотчуждаемость или неотъемлемость. Еще Гегель, давая подробную характеристику этому признаку, выделил два момента: первый – эти права никто не дарует человеку, и их нельзя у него отнять, не разрушив саму человеческую личность; второй – человек не может передать данные права, даже если у него возникнет такое желание.
Что касается первого положения, то оно обеспечивается установлением мер уголовной ответственности за лишение жизни или покушение на жизнь человека. Нельзя отнять то, что неотделимо, это объективный закон жизни. Между тем в России на конституционном уровне допускается смертная казнь. Если провести аналогию с гражданским законодательством, где эта простая истина проводится последовательно, в итоге получится, что об имуществе человека государство проявляет большую заботу, нежели о его естественных правах.
Так, в гражданском праве в случае наличия неотделимых улучшений при аренде помещения (например, капитальный ремонт) арендатор, который за свой счет произвел данное улучшение, не приобретает на него права собственности и других прав в случае прекращения действия договора аренды. Единственное, на что он вправе рассчитывать, - это возмещение расходов, и только в случае предварительного согласия арендодателя – на создание таких неотделимых улучшений. Таким образом, во-первых, арендатор сам создает данные улучшения, государство же не предоставляет человеку право на жизнь, а только признает; во-вторых, арендатор получает компенсацию, а не само улучшение; тем более государство не вправе требовать жизнь человека; в-третьих, арендатор получает компенсацию за свои расходы с предварительного согласия арендодателя, собственника помещения.
Что касается второго указанного Гегелем момента, то он имеет нормативное закрепление. П. 1 ст. 150 Гражданского кодекса в отношении нематериальных прав прямо указывает: «Жизнь и здоровье, достоинство личности... иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом». Человек не вправе кому-либо передать также право распоряжения своей жизнью. Куницын А.П. говорит: «Отчуждать право, значит отказываться от свободы употреблять оное; но первоначальные права состоят в свободе располагать собственным лицом, которая нераздельна с существом человеческим».
С одной стороны, естественные блага независимы от воли самой личности, стоят над ней, потому что определяются объективными законами природы. Право на жизнь - это юридическая конструкция, констатация факта. В то же время право - это всегда продукт общества, а не природы. Естественность права отличается от естественности мира природы, поскольку реализация его всегда опосредована так или иначе человеческим сознанием, волей. В связи с этим всегда возможны отклонения от нормы права, а норма может иметь отклонение от объективных законов человеческой жизни. Особенность же естественных прав, в основе которых лежат законы природы, в том, что отклонением искажается природа самого человека.
Следует иметь ввиду, что неотчуждаемость является необходимым признаком при определении естественного права, но недостаточным. Например, право на получение заработной платы, право на страховое возмещение в случае временной нетрудоспособности также являются неотделимыми от личности конкретного человека, однако это права, которые устанавливаются государством, позитивные права. Важно отметить, социальные права нельзя передать другому человеку. Можно возразить, что пособие по уходу за ребенком может получать сейчас как мать, так и отец, на самом деле получателем здесь является ребенок, именно на обеспечение его уровня жизни предоставляется помощь государства.
Это подтверждает и то, что при лишении родительских прав или смерти ребенка родители утрачивают право на получение пособия.
По признаку неотъемлемости многие исследователи относят социальные права в целом к естественным правам. Например, Терещенко Н.Д. делает вывод, что поскольку «социальное обеспечение имеет социальную природу», то социальное законодательство следует распространять не только на граждан, но на всех людей, проживающих в государстве. Гасанову К.К. такой подход представляется не совсем верным. Он пишет, что отличием социальных прав от естественных прав является, во-первых, момент их получения. Естественные права - врожденные права, социальные права возникают уже после в силу определенных юридических фактов: инвалидность, достижение пенсионного возраста, потеря кормильца и т.п. Во-вторых, неотъемлемость их имеет различные основания. Неотъемлемость естественных прав связана с их неразрывной связью с природой человека, т.е. принадлежностью к человеческому роду, а неотъемлемость социальных прав определяется принадлежностью к определенной социальной группе.
Третьим признаком естественных прав является равенство. Этот признак имеет наиболее древнюю историю и соответственно более последовательно отражен как в национальном российском законодательстве, так и в международных документах. Статья 19 Конституции Российской Федерации подробно останавливается на этой характеристике. Равенство не следует понимать формально, все люди по своей сути одинаковы, иногда против этого высказываются возражения с указанием на фактическое неравенство людей, вместе с тем следует различать обязанность государства равно относиться ко всем членам общества исходя из единой природы человека и неравенства людей между собой, которое вызвано обстоятельствами жизни конкретных людей. «Каждый человек, кто бы он ни был, как бы ни был он ограничен в своих силах и способностях, имеет безусловное духовное достоинство и в этом своем человеческом достоинстве каждый человек равен другому». То есть человеческая личность сама по себе имеет абсолютную ценность. Владимир Соловьев писал: «Каждый единичный человек, как личность, обладает возможностью совершенства, или положительной бесконечности, именно способностью все понимать своим разумом и все обнимать своим сердцем или входить в живое единство со всем. Эта двоякая бесконечность - силы представления и силы стремления и действия... есть непременная принадлежность каждого лица, в этом, собственно, состоит безусловное значение, достоинство и ценность человеческой личности и основание ее неотъемлемых прав».
Следует подчеркнуть, что традиционно понимание личности в праве и в философии различается. Философия рассматривает личность как результат социализации индивида. «Личностью не родятся, личностью становятся». Личность рассматривается как развивающийся человек, не стоящий на месте. Главной характеристикой личности выступает направленность ее сознания, ее принципы, идеалы, обусловленные уровнем ее сознания, мировоззрением, нравственностью. Так, Бердяев писал: «Как образ и подобие Бога, человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Личность не может быть частью чего-то». На сегодняшний день правовая доктрина и законодательство большинства государств мира понимают под личностью именно по терминологии Бердяева индивида, как представителя рода человеческого. Право не интересуют уровень развития конкретного человека, его успехи в трудовой деятельности, его нравственные качества, для права имеет значение только принадлежность данного лица к представителям Homo sapiens. В этом появляется гуманизм современных правовых систем.
Итак, праву на жизнь присущи все три признака естественных прав, в совокупности они и определяют природу права на жизнь. Среди них базовой характеристикой является "врожденность", а ей уже сопутствуют неотчуждаемость и равенство.
Как отмечалось выше, в природе естественного права присутствуют как устойчивость, стабильность, так и историчность, динамизм. Причем первому соответствуют названные признаки, а изменяющаяся часть сводится к различным свойствам права. Свойства права представляют собой проявление вовне той вечной основы, реализацию нравственного закона сквозь призму условностей времени. Если признаки государство может только признать и защищать, то свойства оно должно устанавливать и гарантировать. На сегодняшний день можно назвать следующие свойства естественных прав: абсолютность, общепризнанность, прямое действие, конституционность, приоритетность, гарантированность и другие. Признаки должны быть непреложным законом для государства, а свойства естественных прав – это необходимые условия для реализации этого закона.
Подводя итоги, следует сказать: право на жизнь в широкой интерпретации является основополагающим естественным правом человека, так как является необходимым условием для реализации всех иных прав. Как естественному праву, праву на жизнь присущи признаки прирожденности, неотчуждаемости и равенства, которые определяют его свойства.
В эпоху реформ, как и в периоды стабильности, в жизни государства необходима основа, отправная точка деятельности всех государственных органов и должностных лиц, тогда развитие будет последовательным и устойчивым. Таким ориентиром в 90-е годы провозгласили "права человека". Но важно, чтобы ориентир стал принципом действия, а не просто политическим лозунгом. Право на жизнь в его широком понимании по своей значимости может выступать таким концептуальным основанием. Конституционное же признание сложной структуры права на жизнь, его сущностных признаков и всемерное содействие реализации свойств этого права будет способствовать как повышению ценности человеческой личности, продуманности государственной политики, так и реальному улучшению жизни отдельного человека.
|