Возникновение понятия "права человека", т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776 г.), а развернуто закрепляться со времен американской и французской революций XVIII в. Конституция США (Билль о правах) 1776 г., принятая в штате Виргиния, к таким «неотъемлемым правам, от которых они (индивиды) не могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить свое потомство», отнесла такие свободы, как: право на жизнь, свобода приобретать естественность и владеть ею, свобода «стремиться к достижению счастья» и пользоваться им, свобода добиваться безопасности и пользоваться ею» (ст. 1)[1]. Не маловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.).
Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право - это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.
Предусмотренные Конституцией РФ механизмы (условия и средства), обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и свободами и всестороннюю их охрану. Обычно выделяется две группы гарантий. Во-первых, это общие гарантии - сам конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права; развитой экономический строй, состояние экономики страны; состояние политического режима, политическая атмосфера, наличие (или отсутствие) развитых институтов гражданского общества и др., что в своей совокупности определяет условия реализации и гарантированности, основных прав и свобод граждан. Во-вторых, это специальные гарантии - закрепленные в Конституции механизмы, средства - гарантии основных прав и свобод и деятельность конституционно-уполномоченных органов и лиц по обеспечению прав и свобод.[2]
Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.
На пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция. Конституционные права и свободы - это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные.
Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия конституции.
В то же время конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека. Этот правовой статус является основой общей правоспособности человека, т. е. открывает ему возможность для любых законных действий.
Понимание отношений человека и государства как правоотношений не зарегламентированно. Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства - в обязанности оказать эту защиту. Одновременно человек и государство «выясняют отношения» по поводу конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным.[3]
Государство не "дарует" права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).
Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет личные и политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы.
Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело - свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически.
Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами».[4]
«Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».[5]
В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека.
Согласно первому подходу, права человека и гражданина -- это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой -- связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.
Второй подход -- позитивистский -- исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.
Каждый из этих подходов отражает фактическое положение дел, но страдает односторонностью.[6] «Гуманный пафос школы естественного права, отстаивавшей неотъемлемость прирожденных прав человека, неизменно приходит в столкновение с реалиями общественной жизни. Позитивистский подход принижает роль человека, утверждает примат государства над личностью». [7]
Различие между понятиями “право” и “свобода” в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.
Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст.55 ч.1).
Глава Конституции, посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей, часть посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающие специфику самих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.
Государство через законы закрепляет права и свободы человека и тогда они становятся мерой возможного, т.е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладёт Конституция.[8]
Итак, права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства. Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.
В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того чтобы было легче их рассматривать, существует их классификация на отдельные группы. Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. Наиболее распространенным классификационным признаком в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. По этому признаку они делятся одними авторами на личные права и свободы; политические, социально-экономические права и свободы; другими - на личные права и свободы; политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина.[9] В соответствии со сферами деятельности индивида можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации прав человека, из международных пактов по правам человека, и включает: гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.
Политические, гражданские, трудовые, социальные, культурные и другие права человека - это «не дар государства, правительства, политической партии или ее лидера, а суверенный, не отчуждаемый атрибут каждого человека, каждой личности, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, вероисповедания, политических взглядов и убеждений, социального происхождения или имущественного положения; не народ существует для государства и правительства, а государство и правительство - для народа, не народ для конституции, а конституция для народа». [10]
Традиционно в науке права и свободы делятся на три группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные. В действующей Конституции данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна данная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям. Данной классификации присуща такая черта как ее условность, поскольку отдельные виды прав могут быть отнесены к разным группам.[11]
Личные права и свободы включают: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.
Политические права и свободы включают: право на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и др.
Однако этот критерий дает возможность рассматривать многие из так называемых личных прав в числе прав гражданских и политических - например, право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29). В качестве критерия выделения данной группы прав и свобод в относительно самостоятельную группу, целесообразно рассматривать такое понятие как «гражданство» - выше приводилось определение этого института, данное в Законе о гражданстве РФ. О гражданстве российской Федерации: ФЗ от 28 ноября 1991/ СЗРФ Нужно отметить, что, несмотря на естественность и неотчуждаемость этих прав, в полном объеме они могут быть осуществлены по достижении лицом, наделенным гражданством РФ 18 лет (ст. 60 Конституции РФ) - т.е. возраста полной дееспособности.
«Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав -- эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства».[12]
К числу экономических, социальных и культурных прав и свобод относятся: свобода предпринимательства, свобода творчества, право частной собственности, право на труд, отдых, забастовку, охрану семьи. Своеобразие этой группы прав и свобод состоит в том, что данные права и свободы выражаются в условной форме, связывающей их осуществление в зависимости от реальных возможностей экономики, уровня развития социальной и духовной жизни общества, а также в форме перспектив, пожеланий, целей и идеалов для деятельности государства, для становления и совершенствования социального государства.[13].
Говоря о правах социально-экономических, необходимо отметить, что помимо положений, регулирующих экономические права и свободы, большое количество норм регулируют социальную сферу. Можно сказать, что здесь речь в большей степени идет не только и не столько правах, сколько о гарантиях.
Культурные права - Осуществление этих прав и свобод человека в демократическом социальном государстве предполагает гарантии на свободу творчества (ст. 44); право на защиту интеллектуальной собственности (ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 45).
Особое место в системе прав и свобод человека и гражданина в российской федерации занимают так называемые «права по защите других прав». «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство….» - это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения.
Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей предполагает выделение в их составе определённых групп этих элементов правового статуса личности, обладающих некоторыми общими чертами и признаками, и осуществляется по следующим основаниям:
По источнику их закрепления - международные, конституционные, отраслевые, корпоративные права, свободы и обязанности;
По времени появления - права, свободы и обязанности, относящиеся к первому, второму или третьему поколениям;
По кругу лиц, на которых они распространяются, - общие и специальные права, свободы и обязанности;
По гражданской принадлежности их субъекта - права, свободы и обязанности человека и права, свободы и обязанности гражданина;
По субъекту их реализации - индивидуальные права и коллективные права, свободы и обязанности, а также права наций и народов;
По адресату соответствующих правовых предписаний - нормы, адресованные самому индивиду или другим субъектам права как выражение дуализма «свободы для» и «свободы от» - негативные и позитивные права, свободы и обязанности;
По сфере их действия - личные (гражданские), политические (публично-политические), экономические, социальные, культурные и правозащитные (правоохранительные) права, свободы и обязанности.[14]
Поскольку данная классификация построена на основе иерархии правовых актов и содержащихся в них норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в зависимости от их юридической силы, каждая из названных групп, по сути, составляет один из относительно самостоятельных уровней правового статуса личности.
Среди прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в зависимости от времени их появления в юридической науке выделяют первое, второе и третье поколение прав, свобод и обязанностей. К первому поколению, относятся большинство личных или гражданских, политических, а также некоторые имущественные и правозащитные или правоохранительные права, свободы и обязанности.
Второе поколение привело к закреплению в конституциях и отраслевом законодательстве экономических и социальных прав, свобод и обязанностей.
К третьему поколению прав, свобод и обязанностей относят культурные, национально-культурные и национальные, а также экологические и с некоторых пор и права в сфере информации.
Перечисленные три поколения выделены с учетом исторического развития мирового конституционного процесса. Вместе с тем в истории каждой национальной правовой системы возможно вычленение своих этапов конституционного развития.
[1] Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/ К.И. Батыра - М.: Спарк. - 2007. С. 263.
[2] Червонюк В.И Конституционное право России. - Москва. - 2004 С. - 128-129.
[3] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации - М.: Норма. - 2007. С. - 182.
[4] Лукашев Е.А. Права человека / Е.А. Лукашев - М.: Норма - 2010. С. - 1..
[5] Юридический энциклопедический словарь/ О.Г. Румянцев, В.Н Додонов - М.: Норма. - 2007. С. 245.
[6] Бабаев В.К. Теория государства и права - М.: Юристъ. - 2010. С. 184.
[7] Матузов Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузова, А.В. Малько - М.: Юрист. - 2007. С. 325.
[8] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации - М.: Норма. - 2007. С. 249.
[9] Государственное (конституционное) право Российской Федерации/ В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев - М.: Зерцало. - 2007. С. 123 - 124.
[10] Мелков Г.М. Международная защита прав и свобод человека - М.: Юридическая литература. - 2009.С. 6..
[11] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации - М.: Норма. - 2007 С. 191.
[12] Венгеров, А.Б. Теория государства и права - М.: Юриспруденция. - 2008. С. 98.
[13] Конституционное право/ Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян - М.: Юристь. - 2007. С. 103
[14] Енгибарян, Р.В. Конституционное право/ Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян - М.: Юристь. - 2000. С. - 105.
|