В той или иной мере с системой страхования вкладов (ССВ) знакомо 49% (в 2007 году – 38%). Это максимальный показатель информированности населения о ССВ за семь лет проведения Агентством социологических опросов, аналогичных текущему.
О высоком уровне осведомлённости заявило 3% (в 2007 году также 3%), 16% респондентов в общих чертах знакомо с правилами и принципами функционирования ССВ (против 12% в 2007 году), а поверхностным знанием обладает 30% (против 23% в 2007 году).
Показатели информированности растут опережающими темпами по отношению к числу вкладчиков, создавая необходимый «ресурс доверия» к депозитным продуктам.
Основными источниками информации о ССВ являются: телевидение (21%), непосредственно банки (14%), печатные средства массовой информации (7%). Обращает на себя внимание высокая доля респондентов, затруднившихся точно идентифицировать источник информации о ССВ (14%) – они ответили, что, по их мнению, это общеизвестно.
В 2010 году наибольшими «весами» обладали следующие варианты ответов на вопрос об источниках информированности о ССВ: телевидение (45%), банковские отделения (24%), печатные СМИ (19%). Снижение этих показателей (при сохранении структуры ответов) объясняется вытеснением знания о ССВ в «подсознание», а также снижением внимания электронных и печатных СМИ к конкретным страховым случаям.
ССВ оказала влияние на инвестиционное поведение 8% россиян (в 2008 и 2009 годах – 15%). Снижение этого показателя объясняется тем, что, как было показано выше, с течением времени знание о ССВ становится «фоновым». В подтверждение этой версии говорит тот факт, что наиболее сильно эффект воздействия системы страхования вкладов проявился в отказе вкладчиков изымать деньги из банков в кризис (3% россиян или 12% «сознательных вкладчиков»). При этом зафиксированные прежними опросами формы реакции на ССВ (впервые открытые вклады, увеличение их объемов и сроков) вероятнее всего «затёрлись» в памяти.
Влияние системы страхования вкладов на инвестиционное поведение
Влияние ССВ на инвестиционное поведение респондентов прослеживается весьма чётко по нескольким направлениям – почти все опрошенные формируют свои депозиты в соответствии с размером максимального страхового возмещения; будучи уверены в защищённости своих средств, без опаски относятся к размещению средств в банке на длительный срок; с большим довериям начинают относится к негосударственным банкам.
В конечном счёте, как свидетельствует прямая речь респондентов, именно ССВ оказала решающее влияние на то, что они рассматривают банковский депозит как наиболее надёжный и потому оптимальный инвестиционный инструмент.
При этом основа веры в надёжность системы страхования вкладов – государственный статус гарантий.
О сильнейшем «терапевтическом» воздействии ССВ на «инвестиционное здоровье» состоятельных вкладчиков свидетельствует то, что некоторые считают, что ССВ была создана только в кризис, оценивая это обстоятельство крайне позитивно.
В целом отношение к возможности введения безотзывных вкладов продолжает оставаться резко отрицательным. Однако постепенно зарождается понимание допустимости введения безотзывных вкладов – при этом подчёркивается, что наряду с безотзывными вкладами обязательно должны существовать и те, которые допускают свободное изъятие денег вкладчиком в любой момент времени. Респонденты акцентировано высказывают мысль о том, что безотзывные вклады если и должны вводиться, то не директивно-принудительно, а добровольно за счёт особых конкурентных преимуществ (более высокий процент по вкладу).
Большинство опрошенных спокойно относятся к гипотетическому снижению ставок по депозитам, поскольку, по их мнению, основным достоинством этого инвестиционного инструмента является надёжность, а не доходность.
В основном респонденты не выражали готовности отказаться от пользования банковскими депозитами ввиду снижения процентной ставки, а многие даже не выказали намерения сменить в поисках более выгодных условий по депозитам.
Ответы респондентов позволяют сделать вывод о достаточности существующей суммы страхового покрытия даже для высокодоходных групп населения.
Повышение «планки» страхового покрытия не приведёт к значительному увеличению объёмов и сроков депозитов представителей высокодоходных групп населения, хотя, безусловно, и упростит их взаимоотношения с банками за счёт минимизации необходимости.
|