Права и обязанности субъектов контракта и заключаемого на его основании договора поставки товаров в государственных или муниципальных интересах определяются субъектами данных правоотношений свободно и по собственному усмотрению, так как указанные правоотношения являются гражданско-правовыми по своей природе. При этом существует точка зрения о необходимости того, чтобы «законодательство содержало императивные нормы, регулирующие условия таких договоров (цена, порядок оплаты, сроки выполнения обязательств, имущественная ответственность, условия и порядок прекращения договора и т.д.)», что связано с особым контролем за соблюдением публичных интересов и «предотвращению злоупотреблений со стороны недобросовестных государственных чиновников при заключении и исполнении обязательств». [47. с. 19]
Подробное и четкое законодательное регулирование отношений по поставки товаров в государственных или муниципальных интересах с учетом их особой значимости для государства и общества необходимо и обосновано, но при этом следует учитывать то, что гражданско-правовое регулирование предполагает равноправие сторон, обладающих свободой выбора и самостоятельно регулирующих отношения между собой. Поэтому права и обязанности субъектов данных правоотношений необходимо устанавливать посредством диспозитивных норм.
Статья 525 ГК РФ предусматривает при регулировании отношений по поставке товаров в государственных или муниципальных интересах субсидиарное применение норм Гражданского кодекса РФ о поставке товаров и общих положений о купли-продажи. Помимо этого отношения сторон по исполнению контракта при поставке товаров непосредственно заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю) регулируются статьями 506 - 522 ГК РФ, посвященными договору поставки (ст. 531 ГК РФ). Если иной порядок расчетов в контракте не предусмотрен, оплата переданных получателям товаров осуществляется непосредственно заказчиком, что является особенностью исполнения такого контракта.
Основной обязанностью поставщика по государственному или муниципальному контракту, как и по договору поставки, является обязанность передать товары покупателю в обусловленный срок или сроки, поэтому так важен порядок исполнения поставщиком своих обязанностей. Поставка товаров должна осуществляться поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя. Отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке, если договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки). Как выполняемые в порядке встречного исполнения следует рассматривать обязанности поставщика при наличии в договоре указанных условий (ст. 328 ГК РФ).
То есть у поставщика возникает право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров при непредставлении покупателем отгрузочной разнарядки в установленный срок. Данные положения учитываются в судебной практике при определении вины поставщика в случае просрочки поставки, и в качестве примера можно привести постановление ФАС Московского округа по делу № КГ-А40/11978-06 от 09.01.2007. При рассмотрении вопроса о взыскании неустойки за недопоставку продукции судом было принято во внимание то, что Росрезерв должен был передать отгрузочные разнарядки в течение 15 дней после подписания договора. И, так как эти обязательства Росрезерв не исполнил, то при отсутствии названных разнарядок ответственность за недопоставку продукции, предусмотренную договором и п. 2 ст. 16 Федерального закона о государственном резерве, ответчик нести не может. Оценив данные обстоятельства, суд пришел к заключению о неисполнении покупателем своего обязательства по представлению отгрузочных разнарядок и, следовательно, отсутствию вины поставщика в просрочке поставки. [69]
Таким образом, условие договора о предоставлении отгрузочных разнарядок влечет за собой обязанность покупателя предоставить ее и корреспондирующее ему право поставщика требовать направления указанной разнарядки. И данное условие договора имеет существенное влияние при определении лиц, ответственных за просрочку поставки товаров.
Одной из основных обязанностей покупателя (получателя) является его обязанность принять поставленные товары, то есть совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров (ст. 513 ГК РФ). В случае, если поставка осуществляется на основании контракта, данная обязанность возлагается на заказчика соответственно. Если контрактом предусмотрено заключение договора поставки товаров в государственных или муниципальных интересах, то в соответствии со ст. 529 ГК РФ заказчик обязан направить поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику.
Елисеев И.В. высказывает мнение о том, что «эта обязанность государственного заказчика...» (обязанность принять товары) «...предполагает и обязанность прикрепления к поставщику покупателя»,[56. с. 77] то есть путем выдачи извещения о прикреплении реализовывается обязанность заказчика принять исполнение.
Таким образом, обязанность заказчика обеспечить принятие поставленного товара может исполняться одним из следующих способов:
Принять поставленный товар (в случае, если поставка осуществляется по контракту непосредственно заказчику).
Выдать поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя поставляемых товаров (в случае, если поставка товаров осуществляется получателю, указанному заказчиком в разнарядке).
Направить поставщику и исполнителю извещение о прикреплении (в случае, если контрактом предусмотрено заключение договора поставки товаров в государственных или муниципальных интересах).
Следует обратить внимание на то, что выдача отгрузочной разнарядки не обозначает перехода обязанностей по исполнению договора третьему лицу. Как правильно отмечает ряд авторов, «договор поставки товаров не покупателю, а иному лицу, в частности получателю по отгрузочным разнарядкам (ст. 509 ГК), не может считаться договором в пользу третьего лица».[38. с. 133]
Действительно, из анализа ст. 430 ГК РФ следует, что при заключении договора в пользу третьего лица указанное лицо, в пользу которого производится исполнение договора, имеет право требовать от должника исполнение обязательств в свою пользу.
При поставке товаров по отгрузочным разнарядкам получатель таким правом не наделяется, и, следовательно, данные правоотношения следует рассматривать как исполнение договора третьим лицом (ст. 313 ГК РФ). При таких правоотношениях «права и обязанности, порожденные действиями такого третьего лица, возникают у контрагентов по отношению друг к другу.
Необходимо отметить, что поставщик обязан принять от получателя как исполнение обязанности по приемке товаров, а в случае, если это предусмотрено контрактом, и оплату товаров (ст. 531 ГК РФ).
Необходимо добавить, что в случае отказа покупателя от товаров у заказчика, поставщика и покупателя возникает ряд прав и обязанностей, установленных ст. 530 ГК РФ для урегулирования отношений, возникающих у субъектов поставки товаров в государственных или муниципальных интересах в указанной ситуации. Обязанностью поставщика в указанной ситуации является незамедлительное уведомление заказчика об отказе покупателя от товаров, а правом - требование от заказчика извещения о прикреплении к другому покупателю. Помимо этого поставщик наделяется правом требовать от заказчика принять и оплатить товар, или реализовать товары с отнесением расходов, связанных с их реализацией, на заказчика в случае, если заказчик не выдал извещения или не направил поставщику отгрузочную разнарядку, или не принял товары и не оплатил их. То есть, алгоритм действий субъектов поставки товаров в государственных или муниципальных интересах в случае отказа покупателя от товаров четко обозначен в Гражданском кодексе РФ. [62. с. 129]
В соответствии со ст. 529 ГК РФ установлена обязанность заказчика в случае, если контрактом предусмотрено, что поставка осуществляется поставщиком определяемому заказчиком покупателю по договорам поставки товаров в государственных или муниципальных интересах, направить поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. То есть, поставщик и покупатель должны наделяться корреспондирующим данной обязанности правом требовать направления извещения о прикреплении. Также должны регулироваться отношения при поставке товаров по отгрузочным разнарядкам: обязанности покупателя направить отгрузочную разнарядку поставщик соответственно должен наделяться корреспондирующим правом требовать направления данной разнарядки.
При этом в п. 1 ст. 529 ГК РФ закреплено положение о том, что заказчик направляет извещение о прикреплении не только поставщику, но и покупателю, поэтому нет необходимости дублирования данной нормы в специальном законодательстве. Что касается вопроса о направлении отгрузочной разнарядки получателю, то действительно в ст. 509 ГК РФ предусмотрена обязанность поставщика направить отгрузочную разнарядку только поставщику, и для более четкого регулирования п. 2 ст. 509 ГК РФ после слов «должна быть направлена поставщику» можно дополнить словами «и получателю». [62. с. 130]
При осуществлении поставки товаров с применением сложной договорной схемы необходимо рассмотреть соотношение обязанности поставщика передать товар по государственному или муниципальному контракту и аналогичной обязанности по договору поставки. Так как договор поставки товаров в государственных или муниципальных интересах заключается на основании контракта, то и обязанность поставщика передать товар покупателю, установленная в соответствии с указанным договором поставки, вытекает из обязанности, закрепленной в контракте. То есть, обязанность поставщика передать товар по договору поставки является производной от аналогичной обязанности поставщика по контракту.
В соответствии со ст. 529 ГК РФ установлена обязанность поставщика заключить с покупателем договор поставки товаров в государственных или муниципальных интересах, содержание которого определяется контрактом, и данная обязанность, по мнению некоторых авторов, является «...одной из основных обязанностей поставщика, вытекающая из государственного контракта...».[32. с. 76] То есть, указанная обязанность поставщика состоит в необходимости заключить договор поставки и осуществлять поставки именно тому покупателю, который определен в контракте.
При рассмотрении обязанности поставщика передать товар по государственному или муниципальному контракту и аналогичной обязанности поставщика по договору поставки, заключаемого на основании указанного контракта, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту поставщик обязуется передать товары заказчику либо по его указанию иному лицу. Но, если рассматривать того же поставщика уже в правоотношения, возникающих на основании договора поставки товаров, то поставщик обязан передать товары покупателю. Очевидно, что двум различным субъектам (заказчик и покупатель) не может одновременно принадлежать право требовать совершения одних и тех действий (передача товаров) в отношении одного и того же субъекта (поставщика), за исключением солидарных кредиторов (ст. 326 ГК РФ).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обязанность заключить договор поставки является средством исполнения обязанности передать товар покупателю, установленной государственным или муниципальным контрактом.
Основной обязанностью заказчика по контракту является обязанность обеспечить оплату поставленных товаров. В случае, если поставка товаров осуществляется на основании контракта, то, как общее правило, в соответствии со ст. 531 ГК РФ товары оплачиваются заказчиком. Аналогично осуществляется оплата и при поставке товаров по отгрузочным разнарядкам получателям, если иное не предусмотрено в контракте. При поставке товаров покупателю на основании договора поставки товаров в государственных или муниципальных интересах оплата производится покупателем по ценам, определяемым в соответствии с контрактом, если в нем не предусмотрен иной порядок определения цен и расчетов (ст. 532 ГК РФ). При этом ч. 2 ст. 532 ГК РФ устанавливается, что заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя. И именно это положение законодательства вызывает наибольший интерес в научных трудах, посвященных институту поставки товаров в государственных или муниципальных интересах.
Необходимость закрепления данного положения в законодательстве продиктована таким негативным последствием поставки товаров в государственных или муниципальных интересах как проблематичность оплаты поставляемой продукции. Поставщик имеет право на оплату поставленной продукции, а покупатель на момент поставки может не обладать необходимыми финансовыми средствами для ее оплаты. Поэтому в качестве способа обеспечения исполнения обязательств законодательно было закреплено поручительство. Заказчик должен оплатить поставленный товар при условии, если покупатель не совершил платеж надлежащим образом. В силу того, что законодательством, регулирующим поставку товаров в государственных или муниципальных интересах, не предусмотрена субсидиарная ответственность, заказчик и покупатель в соответствии со ст. 363 ГК РФ несут солидарную ответственность, если иное не установлено контрактом.
В судебной практике споры о распределении ответственности между заказчиком и покупателем не являются редкими. В качестве примера можно привести постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.04.2003 по делу № Ф03- А16/03-1/664, в которых было определено, что обязательства покупателя и заказчика по оплате товара, поставленного по договора поставки, заключенного на основании контракта, в силу ст. 532 ГК РФ являются солидарными. Довод о том, что между поставщиком и заказчиком не возникло обязательственных отношений из-за незаключения между ними договора на поставку товаров, судами был признан неправомерным. При этом ФАС Дальневосточного округа добавляет, что в соответствии со ст. 323 ГК РФ кредитору предоставлено право требовать исполнения от любого из солидарных должников. [67]
Статьей 365 ГК РФ предусмотрен переход прав кредитора по обязательству и прав, принадлежавших кредитору как залогодержателю, в случае исполнения поручителем данного обязательства, и при этом переход прав осуществляется в том же объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора. Указанной нормой также установлено право требования от должника уплаты процентов на сумму, выплаченную кредитору, и возмещения иных убытков, понесенных поручителем в связи с ответственностью за должника.
В качестве примера применения норм указанной статьи Витрянский В.В. рассматривает следующую ситуацию: «...покупатель по договору поставки для государственных нужд не оплатил полученные товары в силу того, что госзаказчик не обеспечил его финансированием из бюджетных источников. Указанный госзаказчик, как поручитель, после удовлетворения требований кредитора (поставщика) обращается с иском к должнику по основному обязательству (покупателю), причем наряду с уплаченной кредитору суммой просит взыскать проценты и убытки». [24. с. 462]
В данной ситуации общее правило о правах поручителя, установленное в п. 1 ст. 365 ГК РФ, не применяется в силу прямого указания, закрепленного в п. 3 ст. 365 ГК РФ, о неприменении указанного правила, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручителя с должником и не вытекает из отношений между ними. В данной ситуации необходимо оценить отношения поручителя и должника и только после этого решать вопрос о применении или неприменении общих правил о правах поручителя, исполнившего обязательство. Как верно отмечает Витрянский В.В., применение п. 3 ст. 365 ГК РФ для разрешения вопроса о правах заказчика как поручителя по договору поставки товаров в государственных или муниципальных интересах «помогает избежать принятия формальных и несправедливых судебных решений». [24. с. 462]
Таким образом, в нормах действующего гражданского законодательства не закреплено четкое регулирование поручительства заказчика по обязательствам покупателя, и применение общих правил о поручительстве влечет за собой возникновение ряда проблем в силу несогласованности норм, регулирующих общие правила, и норм, регулирующих поручительство заказчика.
В соответствии со ст. 15 и 393 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должником на него возлагается ответственность перед кредитором. Гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер и ее основной формой является возмещение убытков. Свои особенности имеет закрепленная в п. 2 ст. 527 ГК РФ и в п. 1 ст. 533 ГК РФ обязанность заказчика возместить убытки, которые причинены поставщику в связи с выполнением контракта. По общему правилу убытки, причиненные поставщику, подлежат возмещению заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара в соответствии с контрактом.
Таким образом, одной из особенностей отношений по поставке товаров в государственных или муниципальных интересах является обязанность заказчика возместить убытки, причиненные поставщику в связи с выполнением контракта. Не смотря на то, что к указанным правоотношениям применяются общие правила Гражданского кодекса РФ, регулирующие определение размера убытков и порядок их возмещения, данные правоотношения не являются формой гражданско-правовой ответственности. При применении п. 1 ст. 533 ГК РФ необходимо учитывать то, что правила о возмещении убытков поставщику применяются только при обязательном для поставщика заключении контракта.
Внимание следует уделить особенностям ответственности казенного учреждения, что связано с особенностями его правового статуса. В ст. 120 ГК РФ закреплено положение о том, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжение. В случае их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник его имущества. При этом собственник имущества не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к учреждению как к основному должнику. [65]
В соответствии с п. 11 ст. 9 Федерального закона о размещении заказов в случае просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, поставщиком заказчик соответственно имеет право требовать от поставщика уплату неустойки. Порядок уплаты и размер неустойки установлен такой же, как и в п. 9 ст. 9 указанного Федерального закона. То есть, права сторон контракта требовать уплаты неустойки в случае неисполнения обязательства другой стороной уравнены, что соответствует принципам гражданских правоотношений.
Более высокая ответственность предусмотрена ст. 16 Федерального закона о материальном резерве, в соответствии с которой предусмотрена ответственность поставщика за недопоставку в форме штрафа в размере 50% стоимости недопоставленных материальных ценностей, а за просрочку поставки - пени в размере 0,1% стоимости несвоевременно поставленных материальных ценностей за каждый день просрочки до полного выполнения обязательств. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 394 ГК РФ убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то есть указанная неустойка будет учтена при взыскании убытков с заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.
Таким образом, в качестве обеспечения исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, законодатель предусмотрел неустойку. Порядок взыскания неустойки и ее размер закреплены в нормах специального законодательства, но при этом основываются на общих положениях о гражданско-правовой ответственности.
Статьей 395 ГК РФ предусмотрено в качестве ответственности за неисполнение денежного обязательства право взыскать с неисправного контрагента проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.
Таким образом, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств сторона поставки товаров для государственных или муниципальных нужд имеет право взыскать с неисправного контрагента или неустойку, предусмотренную п. 9 ст. 9 Федерального закона о размещении заказов, или проценты за пользование чужими денежными средствами. И неустойка, и проценты за пользование чужими средствами носят зачетный характер, то есть учитываются при взыскании убытков за неисполнение или ненадлежащее обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона о размещении заказов в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров на соответствие их количества, комплектности и качества требованиям, установленным в таком контракте. При поставке товаров ненадлежащего качества, некомплектных товаров для поставщика наступает ряд негативных последствий, предусмотренных как нормами Гражданского кодекса РФ, так и нормами специального законодательства. В связи с тем, что соответствии с п. 2 ст. 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров в государственных или муниципальных интересах применяются правила о договоре поставки, заказчик вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены (ст. 520 ГК РФ).
Также в ст. 5 Федерального закона о поставках предусмотрено право заказчика отказаться (полностью или частично) от оплаты поставленной продукции, не соответствующей требованиям, установленной законодательством для определения качества продукции или контрактом. Кроме того, в ст. 16 Федеральном законе о материальном резерве за поставку товаров, не пригодных для длительного хранения, некомплектных или не соответствующих по своему качеству и ассортименту условиям контракта, поставщик уплачивает штраф в размере 20% стоимости указанных товаров.
То есть, нормами специального законодательства при поставке товаров в материальный резерв в виду значимости данных правоотношений для государства помимо права заказчика отказаться от оплаты дополнительно предусмотрена штрафная санкция в отношении неисправного поставщика.
Таким образом, можно сделать вывод, что исполнение договорных обязательств по поставке товаров в государственных или муниципальных интересах имеет свои особенности, которые проявляются при анализе соотношения прав и обязанностей сторон контракта и сторон договора поставки товаров, заключенного на основании данного контракта. Права и обязанности сторон договора поставки товаров в государственных или муниципальных интересах являются производными от аналогичных прав и обязанностей сторон государственного или муниципального контракта, но при этом контракт и заключаемый на его основании договор поставки порождают самостоятельные правоотношения. [62. с. 138]
Гражданско-правовая ответственность субъектов поставки товаров в государственных или муниципальных интересах основывается на общих положениях о гражданско-правовой ответственности, но при этом порядок ее наступления и размеры штрафных санкций установлены нормами специального законодательства. В отдельных случаях неисполнение или ненадлежащее исполнение стороной контракта своих обязательств влечет за собой наступление более высокой ответственности в виду значимости для государства тех или иных отношений, как например, при поставке сельскохозяйственной продукции или поставки в материальный резерв.
|