Исторически нормы об ответственности за имущественные преступления являются самыми древними, так как возникли одновременно с появлением государства и права. В памятниках российского уголовного права зафиксированы нормы об ответственности за корыстные имущественные преступления. Такие нормы о татьбе, разбое, грабеже, мошенничестве имели место быть в Соборном уложении 1649 г., в Императорском указе 1781 года «О суде и наказании за воровство разных родов». Соборное уложение содержит особое предписание в отношении мошенников без раскрытия его признаков. Лишь Указом Екатерины II 1781 г. было впервые разъяснено, что к мошенничеству следует относить: а) карманную кражу; б) внезапное похищение чужого имущества, рассчитанное на ловкость, быстроту действий виновного; в) завладение имуществом путем обмана. Мошенничество имело связь с открытым воровством, а кража - с тайным, грабеж - с насильственным.
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) похищение имущества усматривалось лишь в деяниях, которые понимались как кража, грабеж, разбой и мошенничество. Под мошенничеством понималось «всякое, посредством какого-либо обмана учиненное, похищение чужих вещей, денег или иного движимого имущества»[1].
Соборное уложение 1649 года. В нем мошенничеству была посвящена статья 11, которая гласила: «Да и мошенником чинить тот же указ, что указано чинить татем за первую татьбу». В Уложении 1649 г. мошенничество было одним из видов татьбы, а предмет мошенничества составляло чужое движимое имущество.
Соборное уложение возлагало довольно значимую долю ограждения ненарушимости прав на частное лицо в тех случаях, где наличность нарушения зависила от доверчивости самого потерпевшего.
Указом от 3 апреля 1781 года «О суде и наказании за воровство разных родов и о заведении рабочих домов» Екатерина II также внесла конкретный вклад в регулирование ответственности за мошенничество. Указом 1781 года устанавливались такие виды имущественных преступлений, как воровство-мошенничество, воровство-кража, а также воровство-грабеж. В данном случае впервые раскрывается понятие мошенничества, содержащее в себе карманную кражу или, обманные действия, выражающиеся, в частности, в продаже поддельной вещи как настоящей, присвоение обманом чужой вещи, обвес, обмер. Предметом же преступления выступало чужое движимое имущество, любая движимая ценность, которая не принадлежала виновному.
Следующим источником, регулирующим различные области общественных отношений, в частности и уголовно-правовую сферу, является Свод законов Российской империи 1832 года[2]. В данном документе продолжается двоякая трактовка природы мошенничества: наравне с мошенничеством в нем имеются другие имущественные обманы, в свою очередь их можно подразделить на лживые поступки и подлоги, перешедшие из германского права в отечественное законодательство. Толкование воровства-мошенничества перекочевало из Указа 1781 года и включало в себя открытое внезапное похищение имущества, и его присвоение признано вымыслом или обманом. Наказуемо теперь как и оконченное преступление, так и покушение на воровство-мошенничество. Наказуемость воровства-мошенничества, как и прежде, равна наказуемости воровства-кражи. Наказание за данное преступное деяние зависит от ценности предмета преступления, состояния виновного, а также рецидива. Лживые поступки включали в себя имущественные обманы, к которым не могли быть применены постановления о мошенничестве, а также лжеприсягу, лжесвидетельство, ложный донос, лживые показания на повальном обыске, ябеду. К лживым поступкам, имеющим имущественный характер, можно отнести подделку фабричных клейм к вреду фабриканта; обманы в качестве товара, а также обманы в цене.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года выделило из мошенничества открытое хищение чужого имущества, дав ему название «грабеж», который закреплен статьей 1643. Уложение 1845 г. придало мошенничеству более строгую дефиницию: «Воровством-мошенничеством признается всякое посредством какого-либо обмана учиненное похищение чужих вещей, денег или иного движимого имущества». В более поздних редакциях Уложения мошенничеством называется «всякое обманное похищение чужого движимого имущества». Сюда можно отнести следующие признаки обмана: намерение обольстить другого, искажение истины, заведомость. Здесь уже обман рассматривается как самостоятельный способ деятельности при мошенничестве и не имеет связи с кражей имущества.
Особый научный интерес для изучения представляет Уголовное уложение от 22 марта 1903 года, так как в данной законодательной модели, не вступившей в силу, нормы об ответственности за мошенничество были помещены в главу, которая называлась «О мошенничестве». Эта глава включала 8 составов, которые в своей суммарности выражали законодательное определение мошенничества. Стоит отметить, что именно в этот период в Уголовном уложении предметом мошенничества стало впервые признаваться недвижимое имущество.
К мошенничеству, в соответствии со ст. 591 Уголовного уложения от 22 марта 1903 года, относилось: похищение чужого движимого имущества с целью присвоения, посредством обвеса, обмера или иного обмана в качестве или количестве предметов при купле-продаже или иной возмездной сделке; похищение при помощи обмана чужого движимого имущества с целью присвоения; побуждение посредством обмана, с целью доставить себе или другому имущественную выгоду, к уступке права по имуществу или к вступлению в иную невыгодную сделку по имуществу.
Уголовный кодекс РСФСР 1922 года давал следующее понятие мошенничеству: получение с корыстной целью имущества или права на имущество при помощи обмана или злоупотребления доверием.
В результате принятия Уголовного кодекса РСФСР 1926 года определение мошенничества имело незначительные изменения, а статья 169 определяла мошенничество как «злоупотребление доверием или обман в целях получения имущества или права на имущество или иных личных выгод». Изменение было лишь в том, что мошенничество, которое влекло причинение убытка общественному или государственному учреждению наказывалось лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией всего или части имущества. Совершенно очевидно, что таким образом государство стремилось усилить ответственность за хищение общественного и государственного имущества.
Следующий этап эволюции законодательства характеризуется изменениями в политической, экономической и социальной сферах жизни российского социума. Уголовный кодекс 1960 года разграничивает мошенничество в зависимости от предмета преступного посягательства на следующие составы: а) мошенничество как преступление против личной собственности граждан; б) мошенничество как преступление против социалистической собственности.
На сегодняшний день ответственность за мошенничество предусмотрена Уголовным кодексом российской Федерации[3]. Действующий УК РФ 1996 г. дополнен Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[4] и предусматривает 6 разновидностей мошенничества. В первую очередь это обусловлено тем, что вышеназванные преступления совершаются в различных сферах общественных отношений, и, как следствие, затрагивают интересы отдельных граждан, а также больших групп граждан и причиняют существенный вред общественным отношениям. Стоит отметить, что сама общая норма о мошенничестве, в соответствии со ст. 159 УК РФ, осталась; отдельно же от общего состава законодательно выделяется пять его разновидностей: мошенничество при получении выплат; мошенничество с использованием платежных карт; мошенничество в сфере кредитования; мошенничество в сфере компьютерной информации; мошенничество в сфере страхования.
Касательно современного мошенничества в Российской Федерации стоит отметить, что оно принимает всё новые изощренные, ранее неизвестные формы. Происходит это в результате того, что развиваются компьютерные технологии, совершенствуются средства связи, интерактивное общение, бурными темпами развивается экономическая деятельность. Всё это обусловливает усложнение мошеннических схем, что в значительной степени представляет большую трудность в раскрытии таких преступлений.
[1] Потемкин А.В. История развития российского уголовного законодательства об ответственности за мошенничество // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2016. № 3. С. 77
[2] Наумов А.В. Российское уголовное право: курс лекций. Особенная часть. Том 2. М. : Юрид., лит., 2004. С. 185
[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 22.11.2016) // Российская газета, № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996
[4] Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.11.2012 № 207-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2012, № 49, ст. 6752
|