Мошенничество, проникая во все области общественной и государственной жизни, адаптируется к изменяющимся условиям рынка и имеет ярко выраженный интеллектуальный оттенок. Высокий уровень скрытости мошенничества, значительный имущественный вред, причиняемый гражданам, юридическим лицам и публичным образованиям, постоянно растущие способы совершения этого преступления определяют серьезность сложившейся ситуации. Нередко мошенники действуют под прикрытием организационно-правовых форм, которые разрешаются законодательством, используют поддельные банковские и другие финансовые документы, а совершение фактов мошенничества маскируют под гражданско-правовые сделки, что существенно затрудняет расследование данных преступлений[1].
Мошенничество по законодательному определению - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
В соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 159 УК, предметом мошенничества может быть имущество и право на имущество[2]. Таким образом, основное отличие мошенничества заключается в том, что предмет посягательства шире, чем предмет иных форм хищения.
Понятие права на чужое имущество является дискуссионным. Право на имущество в гражданском праве - это разнообразные имущественные права, определяемые как «субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками экономического оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, выполняемыми работами, деньгами, ценными бумагами и др.). Имущественными правами являются правомочия собственника, право оперативного управления (вещные имущественные права) и обязательственные права (в их числе и права на возмещение ущерба, причиненного здоровью гражданина вследствие утраты заработка, а также вреда, причиненного имуществу физического или юридического лица), права авторов, изобретателей, рационализаторов на вознаграждение (гонорар) за созданные ими произведения (результаты их творческого труда), наследственные права»[3].
В теории уголовного права авторские позиции характеризуются значительным разбросом мнений. По утверждению Г.Н. Борзенкова, таким правом может быть «право распоряжаться имуществом, которое уже находится во владении виновного, как своим собственным, право получить (истребовать) имущество от третьего лица или социалистической организации»[4]. З.А. Незнамова понимает право на имущество как полномочия собственника, т.е. права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом. Б.В. Волженкин утверждает, что «при мошенничестве получение права на имущество может быть связано с приобретением незаконным путем не только отдельных правомочий собственника на чужое имущество, но и права требования имущества: вклад в банке, безналичные деньги, бездокументарные ценные бумаги, заложенное имущество и др.»[5].
На основании законодательства и судебной практики можно выделить следующие основные классификации этого преступления:
- классическое мошенничество. Традиционные виды мошенничества рассматриваются ч. 1 ст. 159 УК РФ как акт обманного присвоения чужой собственности без особых отягчающих обстоятельств;
- квалифицированное мошенничество. Под данное определение подходят преступления, совершаемые с использованием служебных полномочий или в составе профессиональной группы злоумышленников;
- договорное мошенничество. Эта группа преступлений основывается на заключении разного рода гражданских либо правовых сделок между мошенником и жертвой;
- внедоговорное мошенничество. Это наиболее широко распространенный и многовариантный вид мошенничества. Например, просьба положить деньги на телефон злоумышленника под видом близкого родственника, который попал в беду[6].
В практической деятельности правоохранительных органов часто встречаются такие ситуации, когда признаки отдельных преступлений имеют некоторое сходство с мошенничеством, что создает некоторые трудности для правоприменителя в процессе квалификации таких деяний.
От иных составов хищения чужого имущества, мошенничество отличается специфическими способами его совершения - путём обмана или злоупотребления доверием.
Специфика кражи и грабежа заключается в том, что завладение имуществом осуществляется путём его захвата помимо или против воли собственника. Специфика же хищения, которое совершается путём мошенничества, заключается в том, что виновный завладевает имуществом при непосредственном участии лиц, которые обладают данным имуществом. Для мошеннического завладения характерен внешне добровольный акт передачи имущества собственником виновному[7].
Некоторые сложности возникают при отграничении мошенничества от присвоения или растраты. В отличие от мошенничества, при присвоении и растрате, виновный наделен специальными полномочиями - фактической возможностью распоряжаться чужим имуществом, так как оно было ему вверено на законных основаниях, вытекающих из трудовых, гражданских или иных договорных отношений, для осуществления правомочий по распоряжению, управлению, хранению, перевозке, ремонту, временному пользованию и т.п.
Иной отличительный признак данных составов преступлений представляет характер полномочий, которые передаются виновному лицу. Так, при мошенничестве имущество передается в полную собственность, в то время как при присвоении или растрате имущество передается в целях хозяйственного ведения распоряжения, управления, доставки, хранения, реализации и т.п.
Наиболее тесную связь мошенничество имеет с таким составом преступления как причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, которая предусматривается ст. 165 УК РФ. Указанные посягательства имеют сходство между собой, прежде всего, по способу совершения общественно опасного деяния, но отличаются механизмом извлечения виновным незаконной имущественной выгоды. Если при мошенничестве, как и при иной форме хищения, происходит изъятие имущества у собственника и его дальнейшее незаконное обращение в пользу виновного или иных лиц, то при причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием такого изъятия не происходит. В этом преступлении отсутствует такой присущий хищению признак как изъятие имущества из наличных фондов того или иного собственника, т.е. не происходит уменьшения наличной массы имущества, принадлежащего собственнику или находящегося у иного законного владельца. В результате подобных действий собственнику причиняется ущерб в виде так называемой упущенной выгоды.
Таким образом, мошенничество характеризуется следующими обстоятельствами:
- обман и злоупотребление при мошенническом завладении как способы хищения чужого имущества либо приобретения права на чужое имущество должны возникнуть у виновного до либо в момент непосредственного получения имущества или приобретения права на него.
- необходимо, чтобы у преступника возник умысел на невыполнение принятых на себя в соответствии с заключенным договором обязательств и, тем самым, на безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество.
[1] Камышов Д.А. Понятие и признаки мошенничества в российском уголовном законодательстве // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 2. С. 148
[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 22.11.2016) // Российская газета, № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996
[3] Анистратенко А.В. Понятие мошенничества как формы хищения // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 74. С. 90
[4] Анистратенко А.В. Указ.соч. С. 89
[5] Там же. С. 89
[6] Кузьмин М.А., Фетисова Н.Е. Мошенничество: понятие, виды, отграничение от смежных составов // Современная наука. 2015. № 4. С. 25
[7] Кузьмин М.А., Фетисова Н.Е. Указ. соч. С. 25
|