Правовой режим предпринимательства (свободной деятельности) следует отличать от правового режима деятельности публичной власти (несвободной деятельности). Для деятельности публичных органов с которыми предприниматели находятся во взаимоотношениях, характерно разрешительное начало правового регулирования.
Правовой режим предпринимательства выражается преимущественно в дозволительном характере правового регулирования, где дозволения выступают ключевым элементом регулирования. Именно общедозволительный правовой режим, характерный для предпринимательства в целом, проявляет себя во всех его правовых формах.
Следует отметить, что в правовом режиме воплощаются основные требования экономики. В частности, в целях привлечения иностранного капитала и активизации международного товарооборота, в особых экономических зонах разработан, закреплен на законодательном уровне и апробирован на практике особый механизм, являющийся основой правового режима предпринимательства в особых экономических зонах и выражающийся в предоставлении определенным хозяйствующим субъектам различных преференций и соответствующих гарантий:
- таможенных (внешнеторговых);
- налоговых;
- финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.);
- административных (упрощение процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.д.)[1].
Подобные гарантии выступают стимулирующими средствами воздействия на общественные предпринимательские отношения в особых экономических зонах, играют первостепенную роль, в то время как ограничения призваны содействовать наиболее полному, справедливому осуществлению воли законодателя.
Согласно ст. 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[2] туризм вместе с санаторно-курортной сферой представляют часть социальной сферы Российской Федерации, то есть являются особым предметом жизнедеятельности и общественных отношений (социальных связей) в рамках удовлетворения ключевых духовных и других нематериальных потребностей граждан (поддержание нормальной жизни и деятельности, восстановление работоспособности, развитие интеллектуальных способностей и т.д.). Социальные отношения в сфере туризма возникают по поводу реализации основополагающих неимущественных прав туристов (право на отдых и досуг, право на свободу передвижения, право на санаторно-курортное лечение, право на доступ к культурным ценностям и др.).
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» законодательство РФ о туристской деятельности относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ и состоит из Закона о туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ[3].
Среди федеральных нормативно-правовых актов различного уровня и различной юридической силы, которые образуют систему правового регулирования общественных отношений в сфере туризма, представляется возможным выделить следующие акты:
- Конституцию Российской Федерации, которая формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства в области туризма[4]. В ст. 27 Конституции РФ закреплено право каждого на свободу передвижения на территории Российской Федерации, право свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Кроме того, следует отметить, что развитие законодательства в сфере туризма было бы невозможно без создания для граждан определенных социальных гарантий: сокращения рабочего времени и установления в законодательстве ежегодных оплачиваемых отпусков[5]. Также право на туризм вытекает из других конституционных норм: при совершении туристской поездки граждане могут реализовывать свое право на охрану здоровья[6], на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям[7]; неотъемлемым условием туризма является качество окружающей среды, а также достоверная информация о ее состоянии[8]; право на туризм не может быть обеспечено без гарантий. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами[9].
- Гражданский кодекс РФ[10], регламентирующий основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, устанавливает правила об имущественном и рыночном обороте, регламентирует систему туристского предпринимательства, правоприменительных и договорных отношений в сфере туризма; «в целом ГК РФ дал толчок для обновления и развития законодательства России, прежде всего в сфере предпринимательства как сердцевины рыночных отношений, в том числе в предпринимательской деятельности туристических организаций;
- Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[11], который является специальным законом по отношению к ГК РФ.
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[12];
- Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»[13];
- Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. №452, утвердившее Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, основные положения которых регламентируют: во-первых, требования к организации деятельности туроператора и турагента; во-вторых, порядок заключения, изменения, исполнения и прекращения договоров реализации турпродукта; в-третьих, какие условия относятся к существенным условиям договора и должны быть в него обязательно включены; в-четвертых, порядок доведения до потребителей полной и достоверной информации о туристском продукте; в-пятых, порядок предъявления претензий и ответственность сторон по договору о реализации туристского продукта, и, наконец, прописываются условия контроля и надзора за соблюдением этих Правил[14];
- Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003г. №335[15];
- Приказ Федерального агентства по туризму от 4 августа 2009 г. №175[16];
- Приказ Федерального агентства по туризму от 28 ноября 2007 г. №128[17];
- Приказ Федерального агентства по туризму от 11 июля 2007 г. №66[18], приятие которого было обусловлено тем, что в ряде субъектов РФ в настоящее время приняты и реализуются региональные программы развития туризма, и процесс разработки таких программ требует упорядочения;
- Приказ Госкомитета РФ по физкультуре и туризму от 08.06.1998 г. №210[19];
- Приказ Госкомитета РФ по физкультуре и туризму от 04.12.1998г. №402[20].
Кроме того, для повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма в области стандартизации и классификации объектов туристской индустрии Ростуризмом утверждены нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы классификации средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей.
Стоит отметить, что действующие нормативные правовые акты субъектов РФ не всегда регулируют актуальные проблемы развития регионального туризма. Часто региональные законы создаются по тем же канонам, что и федеральный закон о туризме. Вместе с тем федеральные законы и законы субъектов РФ имеют очевидное изначальное различие. Первые призваны заложить единые (общие) подходы к государственному регулированию в области туризма, а вторые - особенности применительно к определенным территориям субъектов РФ.
[1] Гасумянова А.В. Становление правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах России // Журнал правовых и экономических исследований, 2010, С. 45
[2] Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17. 12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712
[3] Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012) // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, № 49, ст. 5491
[4] Чехоев М.В. Система правового регулирования туристической деятельности по действующему законодательству Российской Федерации // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Общественные науки. 2010. № 1. С. 133
[5] Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 2008. 31 декабря.
[6] Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 2008. 31 декабря.
[7] Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 2008. 31 декабря.
[8] Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 2008. 31 декабря.
[9] Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 2008. 31 декабря.
[10] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
[11] Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012) // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, № 49, ст. 5491
[12] Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 12.03.2015) // Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, № 34, ст. 4029
[13] Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 31.12.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ, 29.04.1993, № 17, ст. 594
[14] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» // Российская газета, от 25 июля 2007 г. № 159
[15] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» // Российская газета, 17 июня 2003 г., № 115
[16] Приказ Ростуризма «Об утверждении Порядка представления юридическими лицами, осуществляющими туроператорскую деятельность, бухгалтерской отчётности в Федеральное агентство по туризму и внесении изменений в Приказ Ростуризма от 10 мая 2007 года № 28» от 04.08.2009 № 175 (ред. от 26.09.2011) // Российская газета, № 178, 23.09.2009
[17] Приказ Ростуризма «О Порядке определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года» от 28.11.2007 № 128 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 16, 21.04.2008
[18] Приказ Ростуризма «Об утверждении типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации» от 11.07.2007 № 66 // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=403760
[19] Приказ Госкомпорта РФ «Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью» от 08.06.1998 № 210 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 22, 07.09.1998
[20] Приказ Госкомспорта РФ от 04.12.1998 № 402 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=25803
|