Обязательным условием приобретения статуса резидента особой экономической зоны является заключение между претендентом в резиденты особой экономической зоны (коммерческой организацией / индивидуальным предпринимателем) и Министерством экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития) соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной, портовой деятельности на территории соответствующей особой экономической зоны (ОЭЗ). Факт заключения соглашения об осуществлении конкретного вида деятельности имеет существенное значение в связи с тем, что органы управления ОЭЗ вносят в реестр резидентов запись о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ в течение трех дней с даты подписания с ним данного соглашения.
В свою очередь индивидуальный предприниматель либо коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ только с момента внесения соответствующей записи в реестр резидентов, только с такого момента они наделяются правом пользоваться различными льготами и привилегиями, обусловленными особым режимом осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ.
Таким образом, не вызывает сомнения то обстоятельство, что соглашение об осуществлении (ведении) конкретного вида деятельности на территории ОЭЗ является правопорождающим юридическим фактом. На сегодняшний день отсутствуют единство и четкость в понимании природы соглашения об осуществлении (ведении) деятельности в ОЭ.
Так, полагается, что договор об условиях деятельности в ОЭЗ представляет собой разновидность гражданско-правовых договоров, не поименованных в ГК РФ, т.е. договором «особого рода» и его следует относить к договорам о совместной деятельности.
Иное мнение включает то, что соглашение об осуществлении деятельности в ОЭЗ не укладывается ни в рамки гражданско-правового обязательства, ни в рамки административного договора. Это соглашение ни в коем случае нельзя подвести под непоименованный договор гражданско-правового характера, так как характер отношений между сторонами не является имущественно-стоимостным. В данном случае это предпринимательско-управленческое соглашение.
Соглашение о ведении деятельности на территории ОЭЗ двухсторонним, консенсуальным, взаимным гражданско-правовым договором, который можно отнести к инвестиционным договорам. Подобное объяснение также представляется весьма спорным по следующим основаниям. Ни в ГК РФ, ни в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[1] не раскрывается понятие инвестиционного договора, не указывается состав сторон такого обязательства, объем их прав и обязанностей. Вместе с тем, как правило, предметом инвестиционного договора является создание либо реконструкция объекта недвижимости одной стороной за счет инвестиций (капитальных вложений) иной стороны, тогда как предметом соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ является осуществление туристско-рекреационной деятельности резидентом ОЭЗ в условиях особого режима. Кроме того, соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности вообще не предусматривает в качестве существенного его условия осуществление капитальных вложений.
Существует точка зрения, согласно которой указанное соглашение представляет собой синтез гражданско-правового и публично-правового договоров. Для того чтобы в полной мере понять природу соглашения о ведении деятельности на территории ОЭЗ, необходимо рассмотреть положения соглашения о ведении деятельности с точки зрения категорий «гражданско-правовой договор» и «административный договор».
Административно-правовой договор является особым видом публично-правовых договоров, которые имеют следующие специфические особенности: во-первых, в административном договоре противоположной стороной по отношению к его постоянному участнику - органам, обладающим властными полномочиями, - могут выступать и субъекты, которые в публично-правовой сфере не являются носителями властно-регулирующих функций (например, негосударственные частные предприятия и организации, граждане), при этом заключение административного договора органом исполнительной власти допустимо только в пределах его компетенции. Во-вторых, обязательным условием административно-правовых договоров является удовлетворение общественного, публичного либо государственного интереса; определение административного (публичного) режима реализации определенных задач и функций. В-третьих, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по административному договору одним из участников договорных отношений орган исполнительной власти вправе расторгнуть его в одностороннем порядке и применить к виновной стороне предусмотренные договором санкции, а также возможность органа исполнительной власти в одностороннем порядке изменять условия договора. В-четвертых, орган исполнительной власти, заключивший административный договор, правомочен контролировать его исполнение, при этом способы осуществления контрольных функций должны быть установлены в договоре. В-пятых, обжалование субъектами административно-договорных отношений административных договоров и правового режима их исполнения должно производиться в судебном порядке.
При исследовании природы соглашения о ведении деятельности на территории ОЭЗ следует исходить из следующего определения «административного договора»: административный договор как соглашение двух и более субъектов административного права, как минимум один из которых обладает государственно-властными полномочиями и реализует в договоре управленческие функции, устанавливающие (прекращающие, изменяющие) административные права и обязанности. Указанное соглашение направлено на удовлетворение общественно значимых интересов и регулируется административно-правовыми нормами, а также общими положениями о договоре, установленными гражданским законодательством в той части, в которой они не противоречат публично-правовой природе данного соглашения.
Сторонами соглашения об осуществлении (ведении) туристско-рекреационной деятельности на территории соответствующей ОЭЗ выступают Минэкономразвития и претендент в резиденты ОЭЗ.
Министерство экономического развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ на территории России. К компетенции Минэкономразвития относится обеспечение общей координации деятельности иных государственных органов в сфере регулирования ОЭЗ, осуществление нормативно-правового регулирования (например, разработка типовых соглашений о ведении деятельности на территории ОЭЗ, заключаемых с претендентами в резиденты ОЭЗ, договоров аренды объектов недвижимости на территории ОЭЗ и порядка расчета арендной платы, порядка привлечения к созданию ОЭЗ управляющие компании), принятие решений стратегического характера в указанной сфере. После упразднения Федерального агентства по управлению ОЭЗ к компетенции Минэкономразвития добавились полномочия по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления ОЭЗ, контролю за выполнением соглашений об осуществлении (ведении) туристско-рекреационной деятельности в ОЭЗ.
Не вызывает сомнения, что, выступая в соглашении о деятельности в ОЭЗ стороной, обладающей властными полномочиями, Минэкономразвития преследует ряд экономических, социальных, научно-технических целей, удовлетворяющих государственный, публичный интерес[2]. Наиболее существенными целями заключения указанного соглашения представляются следующие: ускорение темпов экономического роста, привлечение в экономику иностранных и национальных инвестиций, рост валютных поступлений в бюджет федерального, регионального, местного уровней, создание новых рабочих мест, рост занятости населения.
Другой стороной соглашения является претендент в резиденты ОЭЗ. Общим требованием получения статуса резидента ОЭЗ вне зависимости от типа ОЭЗ выступает регистрация в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ (на территории одного из муниципальных образований, если ОЭЗ расположена на территориях нескольких муниципальных образований).
Исходя из анализа положений Закона об ОЭЗ, можно признать существенными условиями соглашения о деятельности в ОЭЗ следующие:
- предмет договора - туристско-рекреационная деятельность;
- площадь земельного участка или перечень иного государственного (муниципального) имущества, необходимого для предполагаемой деятельности заявителя и подлежащего передаче резиденту ОЭЗ по договору аренды;
- срок действия соглашения;
- срок заключения с резидентом ОЭЗ договора аренды земельного участка или иного государственного (муниципального) имущества;
- срок представления резидентом проектной документации, необходимой для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, для проведения такой экспертизы.
Соглашение заключается в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Свобода соглашения о деятельности в ОЭЗ предполагает только добровольность приобретения статуса резидента ОЭЗ и заключения соглашения. Существенные условия соглашения о деятельности ОЭЗ прямо предусмотрены положениями Закона об ОЭЗ; усмотрение сторон допускается исключительно в части определения: вида осуществляемой деятельности, срока действия соглашения, сроков заключения с резидентом договоров аренды земельного участка и аренды государственного и (или) муниципального имущества, размера инвестиций, размера штрафа, подлежащего уплате при досрочном прекращении действия соглашения в связи с существенным нарушением резидентом условий соглашения.
По условиям соглашения о деятельности в ОЭЗ резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ, а также вести на территории ОЭЗ иную деятельность, чем деятельность, предусмотренную в соглашении, что является ограничением его правоспособности. Права и обязанности сторон соглашения являются взаимными, корреспондируют друг другу, что присуще договору как общеправовой категории.
Устанавливая право любой стороны на обращение в суд с требованиями о расторжении соглашения в связи с существенным нарушением условий соглашения другой стороной, существенным изменением обстоятельств, соглашение о ведении деятельности в ОЭЗ не предусматривает права Минэкономразвития на одностороннее изменение его условий либо расторжения в одностороннем порядке, проявляя тем самым сходство с гражданско-правовым договором.
Наряду с этим в соглашении подробно прописаны контрольные полномочия органа исполнительной власти (осуществление контроля за исполнением резидентом условий соглашения, получение необходимой информации и документов от резидента, согласование проведения плановых комплексных проверок органами государственного контроля (надзора), что является характерной чертой административного договора. Учитывая специфику правоотношений, складывающихся в процессе функционирования ОЭЗ возможно применять к соглашению о деятельности в ОЭЗ отдельных норм гражданского права (прежде всего, общих положений ГК РФ о договорах) в субсидиарном порядке по отношению к нормам Закона об ОЭЗ и иным нормам административного права[3].
Например, по условиям соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности орган исполнительной власти, осуществляющий управление ОЭЗ, обязан заключить с резидентом ОЭЗ договор аренды земельного участка, необходимого для ведения деятельности на срок действия соглашения. В случае уклонения от исполнения указанной обязанности резидент ОЭЗ вправе обратиться в суд с требованиями о расторжении соглашения или заключении договора аренды земельного участка. Законом об ОЭЗ не предусмотрено каких-либо гарантий для резидента в случае расторжения соглашения по указанным основаниям. Стоит отметить возможным применение в таких случаях ст. 445 ГК РФ, в соответствии с которой сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить иной стороне причиненные этим убытки.
Напротив, положения Гражданского кодекса РФ о перемене лиц в обязательстве не могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям, так как Законом об ОЭЗ предусмотрен прямой запрет на передачу резидентом ОЭЗ своих прав и обязанностей иному лицу.
Соглашение о деятельности в ОЭЗ регулирует специфические правоотношения, которые, будучи по сути управленческими, имеют отдельные частноправовые черты. Именно административный договор является наиболее эффективной правовой формой регулирования подобных правоотношений.
[1] Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ, 01.03.1999, № 9, ст. 1096
[2] Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Ф. Зимин, В.М. Тимирьянова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.С. 9
[3] Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В.В. Гущина, В.А. Баранова; Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. С. 87
|