На сегодняшний день в индустрию туризма вовлечено большое количество человеческих, культурных, природных и материально-технических ресурсов.
Сфера туризма представляет специфическую социально-экономическую системой, в которую входит множество разнообразных связей между элементами указанной системы. Государственное регулирование туризма заключается в разработке и принятии основополагающих правил организации и развития туристского бизнеса в стране. В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» к принципам государственного регулирования относятся: содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития; определение и поддержание приоритетных направлений туристской деятельности; формирование представлений о Российской Федерации как стране, которая благоприятна для туризма; осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ставит следующие цели перед государственным регулированием, такие как обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и других прав при совершении путешествий; охрана окружающей природной среды; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, которая будет обеспечивать потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» к приоритетным направлениям государственного регулирования туристской деятельности можно отнести поддержку и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. Эффективность государственной политики в области туристской деятельности зависит от структуры регулирования индустрия туризма.
Под структурой регулирования сферы туризма понимается взаиморасположение в порядке соподчиненности федеральных органов по координации туристской деятельности. На сегодняшний день процесс реорганизации региональных органов власти, которые занимаются регулированием сферы туризма, продолжается. В результате чего появляются новые более эффективные структуры регулирования индустрии туризма[1].
Регулирование туристской деятельности, особенно экономики туризма, осуществляется через:
- правовые регуляторы (правовая основа предпринимательской деятельности в туризме);
- административные регуляторы;
- экономические регуляторы.
В условиях рыночной экономики основными являются экономические регуляторы. Предлагаемая классификация экономических регуляторов говорит о том, что, кроме участия государства в экономике туризма в качестве косвенной регулирующей силы, оно может выступать и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, т.е. прямого регулятора, который представляет государственный сектор в экономике туризма. Развитие туризма в РФ требует эффективного использования государством всех правовых, административных и экономических регуляторов. Для эффективного использования прямых регуляторов нужно не только выделение средств в бюджете страны для развития туризма, но и создание системы контроля за использованием данных средств с максимальной отдачей. Для эффективного использования экономических регуляторов необходимы существенные изменения бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, амортизационной, валютной и таможенной политики, направленных на развитие туризма.
Масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса. Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, которая включает в себя:
- координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций;
- согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);
- согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.
Управление рыночной моделью с элементами государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях осуществляется через два основных механизма: во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения, во-вторых, через введение конкретных механизмов государственного управления и координации. Причем во втором случае речь идет как о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций.
Государственное регулирование развития туризма представляет воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это - сложный процесс, который включает в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения[2].
Стоит отметить, что есть противоречия, которые препятствуют процессу развития сферы туризма как составляющей организационно-экономического развития страны и региона:
- между процессом развития рыночной экономики в России и неэффективной системой рыночных отношений в сфере туризма;
- между высокими мировыми стандартами в сфере управления, организационных и производственных технологий и их низким уровнем развития в сфере туризма России;
- между осознанием государством необходимости развития сферы туризма и недостаточным законодательным обеспечением, неопределенность государственной политики в данной сфере;
- между необходимостью привлечения частных инвесторов в сферу туризма и неготовностью региональных властей к конструктивному диалогу с ними;
- между необходимостью стимулирования развития регионов, выравнивания их экономического, социального развития и сохранением их самобытности.
Указанные противоречия обуславливают проблемы, которые требуют насущного решения для последующего поступательного развития сферы туризма, среди которых необходимо отметить следующие:
- не реализуются основные социальные функции туризма. В России доступом к туристским ресурсам обладают не более 7 – 9% процентов населения, в то время как за рубежом - 50% и более;
- низкий уровень инфраструктуры туризма может затормозить развитие указанной сферы в Российской Федерации;
- недостаточно высококвалифицированных работников в сфере туризма, хотя в регионах имеется ряд вузов, специализирующихся на обучении кадров для этой сферы, но основная масса из них работает в мегаполисах, крупных краевых, областных центрах и за границей;
- программа развития туризма на федеральном уровне и программы развития туризма в регионах носят нескоординированный характер, не составляют целостной картины развития туризма в стране;
- нет четкой координации развития туризма на федеральном, региональном и муниципальных уровнях;
- несовершенен статистический учет в области туризма;
- отсутствует методология оценки косвенного мультипликативного влияния сферы туризма на разные отрасли экономики, а также затруднено практическое внедрение данного механизма;
- создание особых экономических зон туристско-рекреационного профиля только на отдельных территориях РФ, недостаточное внимание на развитие сферы туризма и рекреации в остальных регионах России.
Таким образом, туризм рассматривается не только как деятельность путешествующих, временные перемещения лиц с места их постоянного проживания; как совокупность отношений, единство связей и явлений, которые сопровождают поездку; как активный отдых с целью получения удовольствия, но и как сложный межотраслевой комплекс, который имеет пределы распространения и характеризуется конкретной социально-экономической средой. Туризм как научное понятие имеет свою классификацию, которая основывается на конкретных критериях (по пределам распространения, по субсидированию средств; по организующему субъекту и др.). Туристская деятельность рассматривается как деятельность по организации путешествий и отдыха, которая основывается на взаимодействии субъектов туризма: туроператоров, турагентов, туристов, турпредприятий и др. и направленная на реализацию турпродукта. Турист как субъект туристской деятельности является потребителем турпродукта, который стремится удовлетворить свои потребности в процессе отдыха и путешествий, используя туристские ресурсы, которые также являются совокупностью природных, исторических и социокультурных объектов[3]. Туристская индустрия представляет самостоятельный комплекс хозяйства, который включает ряд отраслей, предприятий, а также отдельных предпринимателей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, вступают в конкретные социально-экономические отношения, которые требуют регулирования как на межгосударственном, государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Социально-экономическая составляющая, позволяющая оценить развитие сферы туризма региона, опирается на объем инвестиций в эту сферу, поддержку туристских предприятий малого бизнеса, денежные доходы населения, прожиточный минимум, покупательную способность населения, природно-экологические факторы, занятость населения и демографию. Создание туристско-рекреационных особых экономических зон способствует: повышению роли туризма в социальном и экономическом развитии региона и страны в целом; определению четкой структуры взаимодействия сферы туристских услуг с иными отраслями экономики, а также места регионального туристского комплекса в этой системе; комплексному решению экономико-социальных, в том числе экологических проблем определенного туристско-рекреационного региона за счет федеральных средств, частных инвестиций, средств резидентов особых экономических зон, комплексного внедрения новых технологий, передовых методов работы, ведения бизнеса; дополнительному стимулированию инвестирования в России: для привлечения инвестиций, создания благоприятных условий для инвесторов, снятия административных барьеров, на повышение инвестиционной привлекательности России в целом; развитию внутреннего туризма; привлечению иностранных туристов в Россию; развитию и сохранению самобытности регионов, их индивидуальной привлекательности и уникальности. Организационно-экономический механизм регулирования туристского бизнеса на региональном уровне основывается: на сформированности государственной законодательной поддержки сферы туризма и приоритетных стратегических ориентирах развития; на использовании позитивного мирового опыта в области дифференцированного налогообложения туристской отрасли; на единой системе нормативных правовых актов и экономических механизмов, которые обеспечивают эффективное функционирование сферы туризма; на эффективных механизмах привлечения отечественных и иностранных инвестиций в область российского туризма; на эффективной налоговой политике; на расширении преференций за счет целевого бюджетного и внебюджетного финансирования сферы туризма; на информационной базе данных о состоянии и использовании туристских объектов региона. Для наиболее эффективного регулирования сферы туризма необходимо принятие Туристского кодекса РФ, который будет представлять единый документа регламентирующий деятельность в сфере туризма.
[1] Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В.В. Гущина, В.А. Баранова; Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. С. 136
[2] Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В.В. Гущина, В.А. Баранова; Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. С. 140
[3] Российское предпринимательское право: Учебник / Под ред. В.А. Хохлова - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. С. 253
|