В последние годы принципы рыночного хозяйствования укрепились в курортно-рекреационной сфере, что способствовало его саморегулированию, которое проявилось в возникновении большого числа хозяйствующих субъектов, росте конкурентоспособности санаторно-курортных организаций, повышении качества и привлекательности их услуг, создании гибкой системы ценообразования, учитывающей сезонность спроса и его эластичность, но также и в возникновении новых социально-экономических проблем в курортном регионе[1].
Туристско-рекреационные особые экономические зоны представляют собой перспективные модели развития отдельных территорий, которые обладают хорошими предпосылками для образования центров роста.
Технический прогресс, рост уровня жизни и появление у населения большого количества свободного времени способствуют развитию туристско-рекреационных особых экономических зон, в то время как урбанизация, интенсивность современной жизни обуславливают постоянно растущие рекреационные потребности населения.
Отдельные службы, связанные с туристско-рекреационной деятельностью, уже имеют практический опыт в сфере туризма. Данная особенность присуща курортным местностям, особо охраняемым территориям и т.д.
Инициативы, реализуемые через местные и региональные администрации обычно пользуются большим доверием и поддержкой общественности, местного населения, предпринимателей.
Однако существуют проблемы организационно-правового характера, не позволяющие использовать все преимущества льготного таможенного, налогового, валютного регулирования в туристско-рекреационных особых экономических зонах.
Коррумпированность государственного аппарата при осуществлении функций контроля, лицензирования, технического регулирования и т.д.
В самом механизме обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур в туристско – рекреационных особых экономических зонах считаем целесообразным выделение внутренних и внешних составляющих. Внутренние рычаги механизма представляют собой совокупность систем, которые функционируют на рекреационных предприятиях и призванных обеспечивать стабильное, динамичное развитие за счет эффективного внутреннего управления и использования прогрессивных экономических и правовых регуляторов. В их число входят: система управления качеством предоставляемых санаторно-курортных и туристских услуг, продукции, изготовленной с использованием рекреационных ресурсов; система планирования рекреационного производства (планирование размещения, отдыха, питания рекреантов и т.д.); маркетинговая система; система внедрения инновационных технологий (прогрессивные методы оздоровления, SPA-услуги, новые виды отдыха и развлечений); система менеджмента; система кадрового подбора; система учета и финансов предприятия; международное сотрудничество и юридическое сопровождение туристско-рекреационной деятельности.
Внешние составляющие механизма устойчивого развития предпринимательских структур представляют систему совокупных действий государственных, общественных и частных организаций по поддержке предпринимательской деятельности в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа. В предлагаемом механизме определены такие внешние составляющие, как инфраструктурное обеспечение, льготные налогообложение и таможенный режим, создание современной инфраструктуры предпринимательства, амортизационная политика, нормативно-правовое регулирование, информационно-консультационное обеспечение, инвестиционная политика, материально-техническая поддержка, реализация национальных проектов, кредитная политика, научное и образовательное обеспечение.
Туристская деятельность на территории туристско-рекреационных особых экономических зон позволит аккумулировать мощные финансовые потоки и внести значительный вклад в региональную экономику, способствуя развитию региона[2].
Упрощение порядка регистрации предприятий, ускорение процедуры согласования и экспертизы по принципу «единого окна». Комплексное решение экономико-социальных проблем конкретного туристско-рекреационного региона за счет средств резидентов особых экономических зон, комплексного внедрения новых технологий, передовых методов работы, ведения бизнеса.
Чем выше инвестиционная привлекательность территории, тем выше конкуренция среди предприятий индустрии туризма, что дает возможность более эффективно регулировать процесс развития путем выбора более надежных партнеров на долгосрочную перспективу. Развитие и сохранение самобытности регионов, их индивидуальной привлекательности и уникальности.
Рекреационный кластер представляет систему географически локализованных взаимосвязанных конкурентоспособных предпринимательских структур, непосредственно либо косвенно участвующих в технологическом процессе оказания рекреационных услуг на базе эффективного использования рекреационного потенциала[3].
Деятельность большинства субъектов, которые представляют населению курортно-рекреационные услуги, носит предпринимательский характер.
Стоит отметить, что под кластерным взаимодействием предпринимательских структур в рекреационном кластере следует понимается совокупность деловых контактов, которые они устанавливают между участниками рекреационного кластера и воспроизводят в процессе предпринимательской деятельности.
Развитие предпринимательского сектора регионального туристско-рекреационного комплекса во многом зависит от его взаимодействия с общественным сектором. Идеи развития государственно-частного партнерства являются основой развития теории и практики использования туристской ренты.
Росту деловой активности в курортно-рекреационной сфере призвано способствовать комбинирование задействованных в ней организаций путем их соединения в своеобразные предпринимательские кластеры, в основе сочетания которых лежит финансовый интерес. В такие кластеры могут входить не только соседствующие организации, частные лица, но и находящиеся на большом расстоянии предприятия, где финансовое единство обеспечивается современными информационными технологиями и коммуникациями. Различие функций и экономического качества участников курортно-рекреационных кластеров обусловливает и разные формы объединяющих их связей как организационно-структурных, так и финансовых.
В пределах одной отрасли или межотраслевого взаимодействия в рекреационном кластере можно выделить следующие виды сотрудничества:
- формальное взаимодействие между участниками на договорной основе (например, договоры в экстренных случаях рекреационных организаций с учреждениями здравоохранения и т.д.);
- кооперация, включающая временные соглашения об объединении финансовых и трудовых ресурсов в целях реализации какого-либо проекта, договоренности о согласованной маркетинговой политике на рынке рекреационных услуг и др.;
- интеграция, связанная с объединением предпринимательской деятельност участников (например, создание санаторно-курортных объединений или гостиничных сетей, контролируемых одним собственником) [4].
Таким образом, субъекты предпринимательства курортной сферы действуют с низкой степенью эффективности для инвесторов и полезности для населения. Развитие предпринимательства в сфере рекреации сдерживается большим количеством нерешенных законодательных проблем, неэффективностью поддержки предпринимательских структур со стороны федеральных, региональных, муниципальных органов власти, присутствием административных барьеров, несмотря на различные инициируемые программы в поддержку развития малого и среднего предпринимательства в России. По- прежнему не разработаны мероприятия по рациональному территориальному размещению рекреационных ресурсов и продвижению рекреационных услуг на региональном уровне. В результате обостряются кризисные последствия проведенных рыночных преобразований для части экономически нестабильных рекреационных предприятий, отсутствуют реальные инвестиции в данный сектор, сохраняется неразвитость инфраструктуры на отечественных курортах и, соответственно, сохраняется высокое конкурентное давление со стороны иностранных курортов.
Поэтому первая проблема и направление развития туристско-рекреационной сферы в регионах - это обеспечение доступности рекреационных услуг для населения. Вторая - дальнейшее развитие туризма, повышение эффективности и конкурентоспособности туристско-рекреационных комплексов регионов. Решение данных и иных не менее важных вопросов требует совершенствования механизма регулирования и устойчивого развития рекреационной сферы региона, позволяющего существенно повысить эффективность использования рекреационных ресурсов и конкурентоспособность региона в целом.
[1] Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В.В. Гущина, В.А. Баранова; Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. С. 146
[2] Макаров Н.Д. Предпринимательское право: Учебное пособие. 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. С. 156
[3] Калайчиева Л.М. Роль предпринимательства в образовании рекреационного кластера // Вопрос регулирования экономики. Том 2. № 2. 2011. С. 15
[4] Батрова Т.А. Предпринимательское право. Учебное пособие. М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2012. С.111
|