Общепризнанной мировой практикой является создание на национальной территории зон, где хозяйствующим субъектам предоставляется льготный, по сравнению с общим за пределами зон, правовой режим предпринимательской деятельности.
В современных условиях функционирования механизмов рыночной экономики особые экономические зоны представляют собой территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, которые предназначены для обеспечения развития различных отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, а также осуществления других социально значимых видов деятельности[1].
Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на основании постановления Правительства РФ сроком на 20 лет на одном либо нескольких участках территории России, которые находятся в ведении государственной либо муниципальной власти. При этом особая экономическая зона может находиться на территории нескольких муниципальных образований либо полностью включать в себя территорию муниципального образования.
Среди проблемных моментов можно выделить:
– непрозрачность механизма отбора резидентов;
– невозможность подачи заявки от более чем одного субъекта федерации;
– несогласованность одних нормативных актов с другими и т.д.
Туристско-рекреационные ресурсы Российской Федерации используются сегодня крайне ограничено и нерационально. Их потенциал реализуется не в полной мере в силу применения устаревших управленческих технологий, отсутствия должного уровня государственного регулирования на местах.
В настоящее время общая рыночная тенденция такова, что значительное количество туристов едут проводить свой досуг и являются потенциальными потребителями сервисного продукта туристского бизнеса на протяжении всего пути следования. Однако в национальном хозяйстве России такой вид сервисного продукта, как придорожный сервис, находится на начальном этапе своего становления. Из этого вытекает, что для повышения конкурентособности российского туристского бизнеса (этап выбора специализации) не только предпринимательским структурам, но и государственным следует обратить пристальное внимание на развитие дорожной и придорожной инфраструктуры. Дополнительным аргументом может служить тот факт, что в условиях экономического спада государство продолжает финансировать инфраструктурные проекты.
В составе придорожного сервиса особое место принадлежит сектору размещения, который в состоянии обеспечить безопасность автотуристов, поскольку реализация физиологической потребности во сне, находясь в транспортном средстве, и некомфортна, и небезопасна. Актуальность сегментации формирования конкурентного преимущества туристского бизнеса на отечественном рынке в пользу развития придорожной инфраструктуры обусловлена прогнозом роста интенсивности движения на автотрассах, которая, по оценкам экспертов, должна возрасти в 1,6 раза за ближайшие 3–5 лет. Применительно к автотуризму, ежегодное число автотуристов составляет от 3 до 5 млн человек.
Существенной проблемой обеспечения конкурентоспособности российского туристского бизнеса выступает тот факт, что уровень состояния освоенности инфраструктуры базовых автотрасс федерального и регионального значения к текущему моменту является недостаточным для выполнения предложения по растущему спросу со стороны автотуристов и требует неотложного и срочного решения в ближайшей перспективе.
Исследование современных тенденций функционирования туристского бизнеса в национальном хозяйстве России позволяет выделить ряд существенных проблем, сдерживающих его развитие и препятствующих обеспечению конкурентоспособности:
- высокий износ большого числа объектов материально-технической базы туристского бизнеса, созданных еще в советский период;
- неготовность сектора размещения к растущему спросу;
- низкий уровень инфраструктурной обеспеченности в большинстве дестинаций;
- непрерывный рост тарифов на услуги естественных монополий, негативно влияющий на процессы ценообразования в туристском бизнесе;
- нехватка профессиональных высоко квалифицированных кадров;
- высокие административные барьеры и излишние формальности, связанные с привлечением инвестиций туристского бизнеса;
- ограниченность государственной финансовой поддержки программных мероприятий, и др[2].
Туристский бизнес в условиях рыночной экономики регулируется ее важнейшим инструментом - конкуренцией, которая, в свою очередь, определяет эффективность хозяйствования предпринимательских структур на туристском рынке. Вместе с тем анализ основных современных тенденций и проблем обеспечения конкурентоспособности туристского бизнеса в текущих условиях экономической нестабильности показывает возрастание регулирующей роли государства. Таким образом, высвобождающиеся для российского туристского бизнеса конкурентные преимущества могут быть реализованы только при непосредственном участии и содействии государства, направленного, в первую очередь, на формирование благоприятной предпринимательской среды в этом секторе национального хозяйства России.
Региональная политика развития туристского бизнеса должна содержать четкие государственные приоритеты и фокусировку на изменение «стихийного течения событий». Подобными приоритетами представляются: повышение конкурентоспособности экономики; увеличение вклада туристской индустрии в ВВП (и ВРП); укрепление региональных и местных бюджетов; решение социальных проблем (в частности занятости населения); усиление инвестиционной привлекательности отраслей индустрии туризма; стимулирование предпринимательской активности; повышение качества жизни населения.
Региональная политика развития туристского бизнеса как составная часть общеэкономической политики государства имеет свои особенности: во-первых, она имеет собственные специфические объекты воздействия; во-вторых, включает разнообразные действия, инструменты для создания благоприятных условий; в-третьих, содействует реализации социально-экономической стратегии развития; в-четвертых, состоит из ряда взаимосвязанных структурных компонентов; в-пятых, может носить общесистемный и селективный характер.
В целях развития туризма в целом, безусловно, необходима активизация политики, осуществляемой из федерального центра в совокупности с интересами и потенциальными возможностями в определении и реализации политики конкретных регионов. Это обусловлено тем, что от состояния и развития туристского бизнеса во многом зависит образ и уровень жизнедеятельности населения и хозяйственных субъектов; часть имущества предприятий, организаций, учреждений данной сферы находится в собственности субъектов федерации и находящихся на их территории муниципальных образований; региональные органы управления обладают всей полнотой информации о специфическом потребительском спросе и имеющихся ресурсах (кадровых, финансовых, бюджетных, научных, организационных, производственных) на своих территориях. Кроме того, региональные органы власти располагают реальными рычагами влияния на различные стороны общественных и экономических процессов.
Соответственно, основными задачами региональной политики развития туристского бизнеса являются: стимулирование предпринимательства; расширение инновационной деятельности; освоение новейших современных видов услуг и форм обслуживания; активизация «точек роста»; интенсивное привлечение инвестиций; углубление маркетинга; развертывание сети предприятий и подразделений; использование новых факторов постиндустриального развития; динамизация внутрифирменного и регионального управления.
К основным принципам формирования современной региональной политики развития туристского бизнеса можно отнести следующие: регламентация региональной политики и правовое закрепление основных положений в соответствующих программных стратегических и нормативных документах; всесторонний и полноценный учет и анализ условий функционирования сферы сервиса, состояния и перспектив развития; сочетание общесистемной и селективной поддержки хозяйствующих субъектов; определение приоритетов для осуществления селективной поддержки; обоснованный выбор инструментов проводимой политики; многогранная оценка позитивных и негативных процессов и явлений, прогноз ожидаемых последствий, определение составляющих социально-экономического эффекта; организация органами регионального управления системного мониторинга хода реализации и фактических результатов региональной политики.
При определении приоритетных видов развития туристского бизнеса в регионе может быть использована система из следующих базовых критериев, оптимизирующих этот выбор: продукт или услуга туристского бизнеса (или группа товаров и услуг) должны иметь стабильный потребительский спрос; туристский бизнес должен быть ориентирован на въездной и внутренний туризм в связи с необходимостью его диверсификации и решения задач экспортно-ориентированной экономики; мультипликативный эффект развития смежных отраслей региональной экономики[3]. При этом не менее важным представляется выделение приоритетных направлений организационно-управленческой деятельности в рамках региональной политики развития туристского бизнеса.
В условиях финансовой нестабильности важнейшими направлениями государственной перспективной поддержки туристского бизнеса являются: вовлечение субъектов туристского бизнеса в эффективное использование государственной собственности на средства производства и природные ресурсы на взаимовыгодных условиях; поддержка и стимулирование роста по всем составляющим туристского бизнеса; проведение инновационной политики; регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков; регулирование общего социально-экономического развития региона. Среди методов регулирования предпринимательской деятельности в целом выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных методов, инструментов и конкретных мероприятий экономической политики.
Административные методы регулирования регионального развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур, и осуществляются в форме:
- административных распоряжений, постановлений, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию;
- правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм собственности (нормативное регулирование);
- рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиологического).
[1] Веселкова Е.Е. Правовые аспекты функционирования особых экономических зон в инфраструктуре инновационной деятельности // Законодательство и экономика. 2012. № 5. С. 47
[2] Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебное пособие / О. А. Кудинов. - 4-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2012. С. 23
[3] Индивидуальный предприниматель.: Учеб. пособие / М.Г. Лапуста. - 2-e изд., испр. доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. С. 114
|