Четверг, 28.11.2024, 12:03
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие и сущность морального вреда и института компенсации морального вреда

Основные понятия, связанные с возмещением нематериального вреда, содержатся в главе 8 «Нематериальные блага и их защита» Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [3]. Нематериальные блага являются следствием неимущественных прав.

Так, в соответствии со ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся нематериальные блага, которые принадлежат гражданину от рождения или в силу закона неотчуждаемые и не передаваемые другим способом: жизнь и здоровье, личная неприкосновенность и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя и т.д. [3].

Долгое время в российском законодательстве фактически отсутствовало понятие морального вреда. Единственная норма, из которой можно было вывести содержание данной правовой категории, содержалась в ст. 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. [30. С. 443], в соответствии с которыми под моральным вредом понимались физические или нравственные страдания.

Подобным образом содержание понятия морального вреда есть и на сегодняшний день в ст.151 ГК РФ[3].

При этом данная лаконичность привела к возникновению различных толкований данного понятия в юридической литературе.

В частности, А.А. Власовым под моральным вредом понимается «причиненный физическому лицу – вне зависимости от умысла (вины) – нравственный ущерб. Ущерб получает выражение в унижении его чувств, заключается в создании у потерпевшего отрицательных ощущений и эмоций (нравственных переживаний, страданий) и влечёт отрицательные последствия для его психики, носит нематериальный характер опосредованно (через сознание), причиняет также и физический вред»[30. С. 444]. При этом учёным выделяются два вида нравственного вреда: не связанный и связанный с физическим страданием (в зависимости от того, соотносится либо нет физическое страдание с нравственным переживанием).

Г.Г. Горшенков определяет моральный вред как «неблагоприятные последствия правонарушения, претерпеваемые лицом в виде физических, психических страданий, нравственных переживаний, социального дискомфорта, а также упущенной выгоды и дополнительных расходов как следствия прямого либо косвенного умаления неимущественных благ» [30. С. 444].

Имеются и более узкие определения морального вреда, которые даются учеными, занимающимися отдельными аспектами личных неимущественных прав. В частности, С.В. Нарижний, даёт следующее понятие моральному вреду: «физические и нравственные страдания, которые испытывают граждане в связи с совершенными против них деяниями, преследуемыми законом» [30. С. 444].

Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что учёные граждановеды и процессуалисты дают определение морального вреда, опираясь на положения ст. 151 ГК РФ, однако учитывая ключевые понятия психологии и отраслевых юридических наук.

Верховным Судом РФ предпринята попытка определить примерный перечень нравственных и физических страданий. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с: утратой родственников; невозможностью продолжать активную общественную жизнь; потерей работы; раскрытием семейной, врачебной тайны; распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина; временным ограничением или лишением каких-либо прав; физической болью, связанной с причиненным увечьем; иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.[61]. Из разъяснений Пленума также следует вывод, что под физическими страданиями понимается физическая боль, связанная с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.

Соответственно вполне оправдано мнение о том, что при определении степени физических страданий при нанесении вреда здоровью можно использовать критерии, которые применяются в уголовном праве[27. С. 293]. Речь идет о степени тяжести причиненного потерпевшему вреда (повреждение здоровья). Здесь учитывается и такой показатель, как «степень утраты работоспособности» в качестве длительности физических страданий. Под термином «характер физических страданий» следует понимать их уровень, а именно комплексный показатель, который отражает качество переживаемых страданий в их суммарности со степенью переживаний.

По своей сущности сам моральный вред олицетворяет психо-эмоциональные здоровье лица, когда большое количество разных комбинаций и сочетаний, в которые способны сформироваться определенные сдвиги, которые являются серьёзным толчком в комплексе изменений в теле [30. С.269].

Необходимо остановиться еще на одном немаловажном аспекте - учете индивидуальных особенностей потерпевшего. Законодательная конструкция статьи 1101 ГК РФ [4] позволила отдельным авторам сделать вывод о том, что учет индивидуальных особенностей потерпевшего может осуществляться лишь после определения характера его физических и нравственных страданий. Индивидуальные особенности потерпевшего и фактические обстоятельства причинения морального вреда представляют факторы, которые уточняют характер страданий. Что же касается вины причинителя вреда и его материального положения, то они не имеют существенного значения в определении силы страданий потерпевшего. Под индивидуальностью в общепринятом значении понимается своеобразие, непохожесть на других. Законодатель в указанных нормах понятие «индивидуальные особенности» не раскрывает, что позволяет ученым самым различным образом трактовать его.

В частности, А.М. Эрделевский к ним относит возраст, семейное положение потерпевшего, специфику его родственных отношений, конкретные условия жизнеобеспечения, нравственные установки, склад характера, наличие детей и т.д. [9. С. 143]

С точки зрения В. Ускова, степень и глубина нравственных страданий напрямую находится в зависимости от индивидуальных особенностей психики, уровня развития интеллекта, самооценки потерпевшего. Компенсация морального вреда за психические страдания, вызванная шрамом на ноге от укуса собаки, не должна быть одинаковой для лица, придающего большое значение своей внешности и для человека, не очень сильно ею озабоченного.

Физические страдания, чувство физической боли представляют категорию физиологическую. У разных людей разный болевой порог, соответственно неверно считать, что удар одинаковой силы по лицу профессионального боксера и малолетнего ребенка причинит им одинаковую физическую боль, следовательно, одинаковый моральный вред.

В. Усков считает, что при определении размера компенсации морального вреда нужно учитывать материальное положение лица, которому подобный вред причинен. Это можно объяснить тем, что под компенсацией морального вреда понимается предоставление потерпевшему возможности испытать за счёт взысканной суммы положительные эмоции. Состоятельному человеку необходима для этого гораздо большая сумма денег, чем человеку малообеспеченному. Безработный гражданин может получить такие же положительные эмоции от покупки новой рубашки, как и обеспеченный человек - от приобретения нового автомобиля.

Э. Гаврилов, наоборот, считает, что размер компенсации морального вреда не должен зависеть от личностных особенностей потерпевшего, степени его эмоциональности, ранимости, уровня самооценки, физического развития, пола и т.д.

Последняя точка зрения наиболее объективна. Учет индивидуальных, психологических особенностей личности, имущественного положения потерпевшего нарушает принцип равенства участников гражданских правоотношений, который сформулирован в п. 1 ст. 1 ГК РФ. Тем не менее судебная правоприменительная практика в некоторых случаях должна их учитывать. Например, в качестве индивидуализирующего признака, наличие которого увеличивает меру страданий потерпевшего, является его несовершеннолетний возраст, общественное положение (так называемый, иерархический статус) и иные особенности психики человека.

Одним из признаков морального вреда выступает его оценочность.

Во - первых, потерпевший сам испытывает и оценивает последствия причиненного морального вреда. Для каждого человека наносимая психическая травма как последствие морального вреда по степени тяжести будет различна, так же как и физические страдания. Одни потерпевшие испытывают шок, другие - нервное потрясение или испуг. Поэтому гражданин, чье право нарушено, должен самостоятельно оценивать последствия морального вреда, реально их воспринимать и определять определенную сумму за причиненный моральный вред в исковом заявлении. Самостоятельная оценка потерпевшим последствий причиненного ему морального вреда позволит суду оценивать его действительность и устанавливать соответствие запрашиваемой потерпевшим суммы компенсации относительно тяжести вреда.

Во-вторых, потерпевший, оценивая появившиеся страдания в результате нарушения его прав, самостоятельно определяет, был ли действительно причинен ему моральный вред либо нет. Возникающие последствия правонарушения должны указывать на повышенную степень переживания потерпевшего, подтверждающих и возникновение морального вреда. Именно индивидуальное восприятие является свидетельством того, что моральный вред как ущерб, который причинён моральным качествам, нравственным благам личности, различен при его восприятии. Одни люди могут оценивать деяние, совершенное в отношении их, как страдание, иные могут считать, что моральный вред им не причинен или малозначителен, например, при оскорблении. Но совершение правонарушения всегда аморально, т.е. подобные действия идут вразрез с нормами нравственности. Это указывает на нарушение нематериальной сферы человека, что, в свою очередь, говорит о причинении морального вреда.

Публичность как признак морального вреда заключается в том, что он может затрагивать интересы не только одного человека, но и многих людей. В последнем случае моральный вред имеет опосредованный характер, но при этом моральный вред компенсации не подлежит [31. С. 59].

Компенсация морального вреда, наравне с возмещением убытков и другими способами защиты гражданских прав, представляет один из таких способов. Каждый гражданин в случае причинения ему морального вреда обладает правом на защиту своих прав и интересов.

Таким образом, правовая природа морального вреда заключается в его нематериальном характере, который следует из нарушения посредством соответствующих действий (бездействия) виновного лица нематериальных, личных неимущественных прав потерпевшего. Стоит отметить, что определение морального вреда через физические либо нравственные страдания избыточно, так как «страдание» понимается лингвистами как «физическая либо нравственная боль, мучение» [10. С. 617]. Соответственно определение «физические или нравственные страдания» является тавтологичным и не соответствует правилам современного русского языка. Исходя из этого, можно предложить следующее определение морального вреда: это физический или нравственный вред, причиненный действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права. Моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер такой компенсации не зависит от наличия и размера подлежащего возмещению имущественного вреда.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (01.02.2018)
Просмотров: 310 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%