В законе стороны, названы первыми среди лиц, которые участвуют в деле. Стороны относятся к тем лицам, которые участвуют в деле, для которых характерны такие признаки как: а) они имеют как материально-правовую, так и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела; б) выступают в процессе от своего имени и в защиту своих интересов[13.С.144].
Сторонами в гражданском процессе являются истец и ответчик. Это основные участники процесса по делам искового производства, выступающие в процессе от своего имени и в защиту своих интересов, имеют материально-правовую, и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела[17.С.36].
Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.
Истец - лицо, которое обращается к суду с просьбой о защите своих нарушенных или оспариваемых субъективных, материальных прав или охраняемых законом интересов.
Ответчик - лицо, на которое истец указывает как на нарушителя своих субъективных, материальных прав или охраняемых законом интересов и которое в результате этого привлекается судом к ответу.
Предпосылкой для участия в гражданском судопроизводстве истца и ответчика является спор о праве.
Стороной в процессе может быть либо физическое, либо юридическое лицо, иногда - государство в лице заинтересованного ведомства.
Истец и ответчик выступают основными процессуальными противниками в гражданском процессе, т. е. их правовые позиции противоположны. Таким образом, каждая из сторон, если даже между ними заключено мировое соглашение, по позиции получает определенную уступку от другой стороны.
В отличие от иных лиц, которые участвуют в деле, стороны заинтересованы в исходе дела как с процессуально-правовой, так и с материально-правовой стороны, «и они хотя бы предположительно являются участниками рассматриваемого в суде дела, спора» [27.С.51]. Стороны обладают равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Законодатель допускает возможность иным лицам представлять их законные интересы.
Процессуальный статус истца составляют его процессуальные права и обязанности. По содержанию процессуальные права истца можно разделить на три группы: права, влияющие на динамику гражданского процесса по конкретному делу; права на участие в судебном разбирательстве; права, обеспечивающие истцу судебную защиту в широком смысле.
Первую группу составляют так называемые диспозитивные права истца, ими обладают только стороны, а также аналогичным правом наделены заявители по делам особого производства. К ним относится право истца изменить предмет или основания иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска, заключить с ответчиком мировое соглашение. От реализации этих прав зависит возможность для суда продолжить процесс[36.С.170].
Ко второй и третьей группе относятся общие права лиц, участвующих в деле, перечисленные в ст. 35 ГПК РФ и ряде других норм гражданского процессуального права.
Вопрос о процессуальных обязанностях сторон, как указывают П.В. Алексий, Н.Д. Эриашвили и др., является дискуссионным, одни ученые «вообще отрицают наличие у сторон обязанностей», другие выделяют, что «весь комплекс процессуальных обязанностей сторон» - это только «обязанность добросовестно пользоваться принадлежащими процессуальными правами» [27.С.50].
Однако данный вопрос не должен быть дискуссионным. Если проанализировать статьи ГПК РФ, можно выделить как общие, так и специальные обязанности сторон.
К общим относятся следующие обязанности:
- добросовестно использовать процессуальные права (ст. 35 ГПК РФ);
- доказывания: для того, чтобы обосновать свои требования и возражения, каждая из сторон должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается (ст. 56 ГПК РФ);
- представлять по установленной законом форме процессуальные документы;
- совершать процессуальные действия, соблюдать установленные законом или судом сроки, следовать процессуальной регламентации;
- своевременно оплачивать расходы по делу;
- известить суд о причинах неявки, но при этом стороны должны представить доказательства уважительности неявки (ст. 167 ГПК РФ).
В связи с необходимостью совершения отдельных процессуальных действий на стороны возлагаются специальные процессуальные обязанности. В частности, согласно ст. 65 ГПК РФ лицо, ходатайствующее перед судом об обеспечении письменного доказательства, должно: обозначить доказательства, необходимые для обеспечения; обозначить обстоятельства, которые могут подтвердить эти доказательства; указать причины, которые побудили сторону обратиться с просьбой об обеспечении доказательства.
На основании ст. 40 ГПК РФ иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). Каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно.
Например, Дербин А.А., Аникин А.П., Стрельцова Л.Н., Лобуничев В.В., Беззастоиная В.А., Ашастина А.П., Масленников Б.Ф., Дергунов Н.Г., Власова И.А. обратились в Свердловский районный суд г. Костромы к ОАО «ТГК 2» о признании незаконными действий и обязании произвести перерасчет[46].
При этом допускается процессуальное соучастие, если: предметом спора являются одни и те же права и обязанности нескольких истцов или нескольких ответчиков; права, обязанности или требования соучастников не исключают друг друга; права и обязанности нескольких истцов или нескольких ответчиков имеют одно основание.
В процессе каждый из истцов или ответчиков выступает по отношению к другой стороне самостоятельно, при этом соучастники могут поручить ведение дела одному или нескольким соучастникам. Суд по своей инициативе вправе привлечь к делу соответчика или соответчиков, если в связи с характером спорного правоотношения рассмотрение дела невозможно без их участия. После их привлечения подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.
Одним из признаков, присущих стороне, является наличие материально-правовой заинтересованности в исходе дела. В случае, когда в процессе разбирательства будет обнаружено, что право требования, заявленное истцом, ему не принадлежит, истец считается ненадлежащей стороной. В таком случае суд вынесет решение об отказе в иске или в заявленном требовании. Это немаловажно, так как законность выносимого решения зависит от правильного определения надлежащих сторон.
В ст. 41 ГПК РФ предусмотрена возможность замены ненадлежащего ответчика.
Например, Советским районным судом г. Красноярска было вынесено определение по гражданскому делу по иску Краевец А.М. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о компенсации морального вреда произвести замену ненадлежащего ответчика Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю на надлежащего ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю[47].
Данную возможность можно реализовать при подготовке или во время разбирательства дела в суде первой инстанции и только с согласия истца или если истец сам проявил инициативу и заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика. Без согласия истца освобождение ненадлежащего ответчика будет противоречить принципу диспозитивности. Если на замену ненадлежащего ответчика истец не дал согласие, то суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Таким образом, исключена возможность суда самостоятельно привлечь в процесс надлежащего ответчика. В случае замены ненадлежащего ответчика надлежащим суд обязан вновь провести подготовку дела и приступить к его рассмотрению с самого начала. Данная норма имеет принципиальное значение, так как действие, совершенное в процессе ненадлежащим ответчиком, не может иметь юридического значения для надлежащего ответчика. Замена ненадлежащего ответчика - это замена, не основанная на передаче прав и обязанностей по предмету спора, когда заменяется лицо, не обладавшее правами и обязанностями, на лицо, обладающее правами и обязанностями по предмету спора.
От замены ненадлежащего ответчика в процессе следует отличать процессуальное правопреемство. Процессуальное правопреемство – это замена стороны (истца и (или) ответчика) в споре, основанная на переходе (передаче) прав и обязанностей по предмету спора на законных основаниях, когда замененное и заменяемое лица обладали такими правами и обязанностями. При процессуальном правопреемстве правопреемник (лицо заменяющее) продолжает в процессе участие правопредшественника (лицо заменяемое), права и обязанности которого переходят (передаются) правопреемнику. Поэтому все процессуальные действия, совершенные правопредшественником до вступления в процесс правопреемника, обязательны для последнего. А в случае замены ненадлежащей стороны процесс начинается сначала.
Предметом спора, в котором возможно процессуальное правопреемство, являются имущественные (материальные) правоотношения. Правопреемство возможно в случае смерти гражданина (наследование), реорганизации юридического лица (кроме ликвидации), уступки права требования, перевода долга (перевод допускается с согласия кредитора), перехода к другому лицу прав, которые неразрывно связаны с кредитором, являющимся стороной в деле. Процессуальное правопреемство исключается в случаях, когда недопустимо преемство в материальном праве, в частности, когда с личностью истца или ответчика требование связано неразрывно (это касается иска о расторжении брака, взыскании алиментов и др.), требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по спорам о правах на авторство, а также когда правопреемство противоречит закону или договору. Вопрос о правопреемстве решается определением суда, на которое может быть подана частная жалоба.
Во всех судах развитых стран за дачу заведомо ложных объяснений предусмотрена уголовная ответственность. В России же ответственность за дачу ложных объяснений истец и ответчик, а также третьи лица не несут[29.С.79].
В соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) [5] «заведомо ложные показание свидетеля, потерпевшего либо заключение или показание эксперта, показание специалиста, а равно заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев».
Отсутствие ответственности для сторон и наличие ее для свидетеля приводит к тому, что у истцов и ответчиков есть «возможность» говорить суду неправду, которая приводит к вынесению несправедливых решений. Нередко бывают случаи, когда суду ясно, что ответчик говорит неправду, но суд ничего с этим поделать не может, и в основу решения суд вынужден ставить ложные показания стороны, нарушая при этом права другой стороны. Кроме того, сторона, предоставляя неправдивые объяснения, нарушает интересы правосудия.
В ГПК РФ есть нормы, которые должны рассматриваться положительно, предусматривающие взыскание со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела компенсации за потерю времени (ст. 99 ГПК РФ). Из смысла данной нормы вытекает, что компенсации подлежат только временные затраты, тогда как она не решает главной проблемы: вынесение законного и обоснованного решения. Данная статья не является препятствием для сторон в даче заведомо ложных объяснений, что подтверждается небольшим количеством судебных решений со ссылкой на данную норму.
Не является решением проблемы также норма, предусматривающая ответственность за фальсификацию доказательств, которая предусмотрена статьей 303 УК РФ. В судебной практике встречаются случаи, когда сторона дает ложные объяснения относительно представленных сфальсифицированных доказательств. Наличие нормы, предусматривающей уголовную ответственность за фальсификацию доказательств, является в большинстве случаев фактором, препятствующим подделке документов и даче недостоверных объяснений относительно этих документов. Также стоит отметить, что если за дачу заведомо ложных показаний свидетелями предусмотрена уголовная ответственность и в ГПК РФ имеется норма, разъясняющая свидетелю уголовно-правовые последствия за заведомо ложные показания, то в части касающейся ответственности за фальсификацию доказательств ГПК РФ молчит.
Наиболее правильным решением будет дополнение ст. 68 «Объяснения сторон и третьих лиц» ГПК РФ, в соответствии с которым суд будет предупреждать сторону об уголовной ответственности за фальсификацию доказательств. Эта мера станет важным шагом, направленным на уменьшение количества граждан, которые представляют суду подделанные документы. Иной раз стороны бывают неосведомленными о тех последствиях, которые могут для них наступить за фальсификацию документов, а именно об уголовной ответственности за данные действия.
Таким образом, стороны являются основными участниками гражданского процесса. Сторонами являются истец и ответчик, возможны процессуальное соучастие, а именно участие нескольких истцов либо нескольких ответчиков; замена ненадлежащего ответчика, которую необходимо отличать от процессуального правопреемства.
|