Воскресенье, 24.11.2024, 16:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 53
Гостей: 53
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие и виды третьих лиц в гражданском процессе

За общим понятием «третьи лица» в действительности скрываются два совершенно различных участника процесса: третьи лица с самостоятельными требованиями и третьи лица без самостоятельных требований, которых сближают между собой лишь две общие черты: во-первых, они лично заинтересованы в исходе дела. Их юридический интерес носит как материально-правовой, так и процессуальный характер; во-вторых, они ступают в процесс, уже начавшийся между сторонами[19.С.66].

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования согласно ст. 42 ГПК - это лица, заявляющие самостоятельные требования касательно предмета спора, которые могут вступить в дело до принятия судебного постановления судом первой инстанции. Они пользуются всеми правами и несут все обязанности истца. При их вступлении в процесс суд выносит определение о признании их третьими лицами в рассматриваемом деле и рассмотрение такого дела производится с самого начала[36.С.58].

Третьи лица с самостоятельными требованиями участвуют в процессе при предъявлении самостоятельного иска, связанного с первоначальным единством предметом требования. При этом требуется, во-первых, соблюдение всех условий предъявления иска; во-вторых, принятие этого иска судом к своему производству; в-третьих, объединение данного иска в одном деле с иском первоначальным. Третье лицо при подаче иска может действовать полностью самостоятельно. В то же время, если судья, готовящий дело к разбирательству установит, что заявленное требование затрагивает права и охраняемые законом интересы граждан или организаций, извещает их о месте и времени разбирательства этого дела и разъясняет им право на участие в нём.

В отношении лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судьей выносится определение о признании их третьими лицами в рассматриваемом деле либо об отказе в признании их третьими лицами, на которое может быть подана частная жалоба.

Вступление третьего лица с самостоятельными требованиями влечёт за собой определенные последствия как для него самого, так и для остальных участников процесса. Так как третье лицо с самостоятельными требованиями по процессуальному положению ничем не отличается от истца, так как ему должны быть обеспечены равные возможности с первоначальным истцом для защиты своих прав и охраняемых законом интересов. Ему должна быть предоставлена возможность ознакомиться со всеми материалами дела и представить доказательства, обосновывающие его требования и возражения против требований первоначального истца. Напротив, первоначальному истцу и ответчику требуется подготовиться к защите против требований третьего лица. Отсюда, если третье лицо вступает в дело после начала судебного заседания, дело слушанием должно быть отложено. Впоследствии оно возобновляется с самого начала. Иногда вступление третьего лица может служить причиной выделения одного из требований первоначального истца в отдельное производство.

В п. 24. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» [39] указывается, что закон допускает вступление в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования касательно предмета спора, и судья, разрешая при подготовке дела к судебному разбирательству вопрос об участии этих лиц в процессе, выносит определение о признании их третьими лицами или об отказе в их признании.

Соответственно обращается внимание на то, что решение о вступлении в дело третьих лиц принимает суд, что в теории должно обеспечить правильное определение процессуального статуса лица, которое будет участвовать в деле. Однако законодательно этот аспект не урегулирован, и фактически, суды, не имея правовой нормы, сами решают, как в таком случае следует поступить.

На практике разрешение такого рода проблемы происходит двумя противоположными способами:

1) В первом случае суд допускает изменение процессуального статуса третьего лица в ходе судопроизводства, ввиду отсутствия установленного ГПК РФ запрета.

2) Второй подход не допускает изменения статуса лица, так как такого рода действие не предусмотрено в ГПК РФ[35. С.57].

Соответственно целесообразно урегулировать этот вопрос путем включения в ст. 42 ГПК РФ положений, которые наделят третьих лиц правом ходатайствовать об изменении их процессуального статуса в ходе производства по делу. Таким образом, суду следует предоставить право, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, исключать из состава участников разбирательства третьих лиц и изменять их процессуальный статус в ходе производства по делу при возникновении в том необходимости и до вынесения судом решения.

Указанное предложение в дальнейшем предлагается реализовать путем внесения изменений в ГПК РФ, а именно по аналогии со ст. 40 ГПК, из смысла которой и из сложившейся практики следует, что по ходатайству истца третье лицо при одобрении суда может перейти в статус соответчика.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, могут вступить в дело на сторону истца либо ответчика до постановления судом решения, если решение по делу может повлиять на их права либо обязанности по отношению к одной из сторон.

Согласно ч. 1 ст. 43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, а также на предъявление встречного иска и требование принудительного исполнения решения суда.

Например, при рассмотрении Дела № 2-257/2017 Кировским районным судом г.Уфы Республики Башкортостан от представителей ответчика общества Группа «Вертикаль» поступили ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Н.М. общества «Крестьянское (Фермерское) хозяйство «Петряевское», общества «Строй-класс», общества «Вираж», общества «Паритет», общества НПП «БашГидроМаш».

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если другое законодательно не предусмотрено.

Таким образом, привлечение к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, не является безусловной обязанностью суда.

Из дела следует, что предметом настоящего спора является взыскание денежных средств с общества Группа «Вертикаль» в пользу Таирова Е.М.

Суд обращает внимание на то, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекаются судом к участию в деле, если судебным актом, которым закончится рассмотрение дела в суде первой инстанции, непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора. Суд должен установить характер правоотношений между лицами, участвующими в деле, правовой интерес лица, а также может ли конечный судебный акт по делу повлиять на права или обязанности третьего лица по отношению к одной из сторон.

Существенным признаком третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, является их материально-правовая связь с заявителем либо с ответчиком.

Таким образом, лицо, чтобы быть привлеченным в процесс, должно иметь ярко выраженный материальный интерес на будущее, то есть после разрешения дела судом у такого лица должны возникнуть, измениться или прекратиться материально-правовые отношения с одной из сторон.

Взыскание денежных средств с ответчика в пользу истца не возлагают на общество «Крестьянское (Фермерское) хозяйство «Петряевское», общество «Строй-класс», общество «Вираж», общество «Паритет», общество НПП «БашГидроМаш» каких-либо обязанностей.

Из предмета заявленных требований не усматривается, что принятие решения по настоящему делу может повлиять на права и обязанности общества «Крестьянское (Фермерское) хозяйство «Петряевское», общества «Строй-класс», общества «Вираж», общество «Паритет», общества НПП «БашГидроМаш» по отношению к сторонам спора. Доказательства того, что принятие по делу судебного акта создаст препятствия для реализации их субъективных прав или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон, ответчиком не представлено.

Оценив доводы ходатайства о привлечении Н.М. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, суд отмечает следующее.

Согласно ч. 4 ст. 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

В связи с тем, что Н.М. на момент заключения указанных договоров являлся единоличным исполнительным органом общества, но в настоящий момент таковым не является, и ответчик просит привлечь его в качестве третьего лица как физического лица, суд считает, что привлечение указанного лица не влияет на права и обязанности третьего лица по отношению к одной из сторон.

При таких обстоятельствах, суд, рассмотрев в порядке статьи 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявленные ходатайства о привлечении третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, пришел к выводу о том, что ходатайства удовлетворению не подлежат, так как предусмотренных ст. 42 ГПК РФ оснований для привлечения Н.М., общества «Крестьянское (Фермерское) хозяйство «Петряевское», общества «Строй-класс», общества «Вираж», общества «Паритет», общества НПП «БашГидроМаш» к участию в деле в качестве третьих лиц не имеется[45].

Таким образом, законодательно различается два самостоятельных института:

а) третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора;

б) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.

Объединяют данные два института только вступление третьих лиц в процесс, уже возникший по спору между иными лицами – сторонами, так как их личный интерес в данном споре может иметь как материально-правовой, так и процессуальный характер, в остальном они существенно различаются.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (05.02.2018)
Просмотров: 286 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%