Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуратура РФ представляет единую централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также выполняющих и другие функции, которые установлены федеральными законами[8].
Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, которые предусмотрены процессуальным законодательством РФ и иными федеральными законами.
Процессуальное законодательство наделяет прокурора следующими полномочиями:
- по обращению в суд с заявлением, указанными в ч.1 ст. 45 ГПК РФ, как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам о выдаче судебного приказа, по делам, которые возникают из публичных правоотношений, а также по делам, которые рассматриваются в порядке особого производства;
- по вступлению в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни либо здоровью, а также в других случаях, которые предусмотрены ГПК РФ и иными федеральными законами;
- по подаче апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении данных дел участвовал прокурор[18.С.41-42].
Прокурор в гражданском процессе при осуществлении гражданского судопроизводства вправе обратиться в суд с заявлением (иском), если этого требует защита прав и граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, а также вступать в процесс для дачи заключения по делу. Предъявление исков и принесение представлений прокурором - средства реагирования на установленные нарушения закона, восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Отдельные авторы функцию прокурора характеризуют как законоохранительную, так как эта функция связана с тем, что прокурор ставит вопрос перед судом об устранении нарушения закона, но он должен своевременно реагировать на ошибки, которые могут быть допущены судом[22.С.70].
Прокурор, как и иные лица, участвующие в деле, обязан добросовестно пользоваться всеми принадлежащими ему правами. Согласно ст. 35 ГПК РФ, он имеет право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы иным лицам, которые участвуют в деле, свидетелям, экспертам, специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами[2]. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов иного лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы иных лиц. Это соответствует тому положению, что прокурор не имеет материально-правового интереса и не вправе им распоряжаться, прокурор связан только интересами закона и государства[3..С.87].
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Прокурор участвует в гражданском судопроизводстве в двух формах: 1) когда он начинает процесс; 2) когда вступает в процесс, уже начатый другими лицами.
Однако некоторые ученые отмечают противоречия положений ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ГПК РФ в части участия прокурора в гражданском процессе. Так, согласно ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», «…в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших». Из содержания данной статьи следует, что предъявление и поддерживание в суде иска предусмотренных ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» случаях является не только правом, но и обязанностью прокурора. Но из содержания ч. 1 ст. 45 ГПК РФ следует, что обращение в суд с таким заявлением является правом прокурора[26.С.58].
В свою очередь, подобная форма участия прокурора в гражданском процессе, как вступление в процесс, начатый по инициативе иных лиц, для дачи правового заключения по рассматриваемому судом делу в случаях, которые предусмотрены ч. 3 ст. 45 ГПК РФ представляется нецелесообразной и противоречащей диспозитивным и состязательным началам гражданского процесса. Как отмечают А.В. Новиков и Д.Н. Слабкая, данная форма участия прокурора в гражданском процессе «…является не защитой прав граждан и организаций, а косвенным влиянием на ход судебного разбирательства и, в конечном итоге, на сам суд, что является недопустимым в соответствии с принципом независимости суда» [32.С.234]. В связи с этим представляется целесообразным исключить из гражданско-процессуального законодательства норму, предусмотренную ч. 3 ст. 45 ГПК РФ.
Таким образом, прокурор – должностное лицо органа государственной власти и при осуществлении своих служебных полномочий действует как представитель федеральной власти в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Он является особым участником гражданского судопроизводства, который характеризуется своими собственными характеристиками, он является самостоятельным участником процесса. Участие прокурора в рассмотрении гражданского дела имеет особое значение, так как оно является гарантией эффективной охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В случаях, предусмотренных законодательно, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц по их просьбе или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного либо несовершеннолетнего гражданина в таких случаях может быть подано вне зависимости от просьбы заинтересованного лица либо его законного представителя. Соответственно, в данной ситуации органы государственной и муниципальной власти, организации и граждане, которые выступают в защиту прав иных лиц, так же как и прокурор, не имеют материально-правовой заинтересованности в исходе дела и представляют интересы иных лиц[20.С.33].
Специалисты усматривают в этом реализацию принципа диспозитивности в гражданском судопроизводстве. Как отметил В. М. Жуйков, предписание о наличии письменного обращения заинтересованного лица прямо вытекает из ст. 46 Конституции РФ и ст. 9 ГК РФ, согласно которым реализация права на судебную защиту и осуществление гражданских прав зависят от собственного усмотрения гражданина или организации. Отсутствие подобного рода заявления влечет отказ в принятии искового заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ[25.С.138].
Однако, например, общественные организации выступают в суде в интересах потребителя на стороне истца на основании закона, что делает их процессуальными истцами, а не представителями. В связи с чем, расходы, понесенные общественной организацией из-за деятельности в суде, не являются расходами на оплату услуг представителя и не могут быть взысканы с ответчика на основании ст. 100 ГПК РФ. Это также означает, что специального оформления полномочий общественного объединения доверенностью, выданной потребителем на обращение в суд не требуется.
Так, апелляционным определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 марта 2012 г. по делу № 33-729/12 было отказано в удовлетворении апелляционной жалобы Межрегиональной общественной организации потребителей «Защита прав потребителей». В своей апелляционной жалобе указанная организация просила взыскать в полном объеме заявленные расходы на оплату услуг представителя, полагая, что судом неверно применены нормы материального закона, в частности п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» [9] и положения ст. 100 ГПК РФ. Отказ в удовлетворении этой жалобы мотивировался тем, что уставная деятельность процессуального истца направлена на защиту прав потребителей, в том числе путем защиты их прав в судах правовыми средствами, что, безусловно, предполагает наличие у такой организации необходимых для юридической защиты потребителей организационных ресурсов. Кроме того, общественная организация потребителей в порядке применения ст. 38 ГПК РФ, не является истцом по делу, в связи с отсутствием имущественного интереса, а является лишь процессуальным истцом[42].
Согласно ч. 2 ст. 46 ГПК РФ лица, подавшие заявление в защиту законных интересов иных лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, исключение составляет право на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. При отказе органов, организаций либо граждан поддерживать требование, которое заявлено ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, которые предусмотрены ч. 2 ст. 45 ГПК РФ для аналогичных ситуаций с участием прокурора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе либо по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов иных лиц либо интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В частности, Константинов Н.М. обратился в суд с заявлением о привлечении для дачи заключения по гражданскому делу территориального органа федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Алтайскому краю.
Согласно ст.47 ГПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по инициативе лиц, участвующих в деле для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.3 ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
На основании этого мировым судьей Локтевского района Алтайского края было вынесено определении о привлечении для дачи заключения по делу Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю к участию по гражданскому делу по иску Констатинова Н.М, к ООО «Сириус» о расторжении договора купли-продажи, взыскании денежных средств, возмещении морального вреда, штрафа[48].
Таким образом, участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц, в гражданском процессе обладают определенным сходством с участием прокурора при рассмотрении дела. В частности:
- действуют от своего имени, защищая интересы и права других субъектов;
- не имеют материально-правовой заинтересованности в исходе дела;
- обладают процессуально-правовой заинтересованностью в разрешении дела.
В то же время имеются отличия, заключающиеся в следующем:
- прокурор вправе обращаться в суд с заявлением, если этого требует защита прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц либо интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане могут обращаться в суд с просьбой о возбуждении дела лишь в случаях, которые предусмотрены законом;
- прокурор даёт правовое заключение по всему делу. Государственные органы, органы местного самоуправления дают заключение лишь по вопросам, отнесенным к их компетенцию Другие субъекты, которые участвуют в деле в порядке ст. 46 ГПК не имею права давать заключение.
|