Правовое положение сторон процесса и свидетеля различно, и несмотря на то, что в гражданском судопроизводстве для принятия правильного решения учитываются показания всех лиц, обладающих информацией, касающейся предмета спора, различное процессуальное положение данных фигур требует и различного подхода в оценке их показаний. Наличие свидетельских показаний крайне необходимое условие для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, в виду отсутствия возможности восполнить их другими доказательствами.
Основанием для вызова лица в качестве свидетеля служит предположение о том, что ему известны какие-либо данные об обстоятельствах, которые подлежат доказыванию. Законным основанием для вызова лица, как свидетеля гражданского процесса, выступает утверждение или предположение о том, что лицо обладает сведениями о событиях, подлежащих доказыванию. Лишь судом может быть принято решение о том, могут ли быть известны какие-либо обстоятельства, которые имеют значение для дела. Но, стоит обратить особое внимание, что практически такой вопрос может решаться и иные участниками: истцом и ответчиком, а также их законными представителями, после заявления ходатайства о вызове лица в качестве свидетеля в суд, в силу владения им знаниями, необходимыми для принятия верного решения по делу.
Лица, которые вызываются в суд в качестве свидетелей, обеспечиваются правом явки в суд для изложения показаний по текущему делу.
Во-первых, законом гарантируется за время выполнения обязанностей свидетеля сохранение места работы (должности). Свидетель имеет также право на возмещение расходов, связанных с вызовом в суд, и на получение денежной компенсации в связи с потерей времени. Размер возмещений расходов и компенсаций определяются Правительством Российской Федерации.
Во-вторых, свидетель, не владеющий языком, на котором ведется судопроизводство, имеет право давать показания на родном языке. А также обладает правом воспользоваться услугами переводчика, если такая необходимость имеется.
В-третьих, при даче показаний свидетель может пользоваться письменными заметками в тех случаях, когда его показания связаны с какими-либо цифрами или другими трудно запоминающимися данными. Эти заметки предъявляются суду и лицам, которые участвуют в деле, а также могут быть приобщены к делу по определению суда.
Так как за ребенком так же признается право выражать свое мнение при решении вопросов, которые затрагивают его интересы, его показания могут быть заслушанным в ходе судебного разбирательства, что следует из ст. 57 Семейного кодекса РФ[5]. В случаях, когда необходимо получение обязательного согласия несовершеннолетнего при принятии решений по некоторым вопросам, предполагается, что суду нужно привлекать к разбирательству ребенка, достигшего десятилетнего возраста. В свою очередь, суд может и не учесть мнение ребенка только в том случае, когда это противоречит его интересам.
Стоит учитывать, что существуют дополнительные правила, для допроса несовершеннолетних лиц. В случае, когда несовершеннолетнему еще не исполнилось 14 лет, обязательно присутствие педагогического работника. Когда допрашиваются лица, не достигшие 16, но старше 14 лет, педагогический работник вызывается по усмотрению суда. При необходимости могут также вызываться родители (усыновители, опекуны, попечители) [25.С.235]. Нередки случаи, когда для достижения истины, во время допроса несовершеннолетних, из зала заседания временно удаляются лица причастные к рассматриваемому делу или же кто-то из граждан к делу непричастных. После возвращения в зал заседания лицу, участвующему в деле, должно быть сообщено содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы.
За дачу заведомо ложного показания и за отказ от дачи показаний по мотивам, не предусмотренным федеральным законом, свидетель несёт уголовную ответственность – о чём предупреждается судом. Например, в материалах дела отсутствовала подписка данных свидетелей, подтверждающая то, что им были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 69, 70 ГПК РФ, они предупреждены об уголовной ответственности по ст.ст. 307, 308 УК РФ, а также, что им разъяснена ст. 51 Конституции РФ. Соответственно, судом не был соблюден порядок допроса свидетеля, предусмотренный ст. 70 ГПК РФ[42].
В судебной практике существует большое количество примеров, когда суд вынужден прибегать к помощи эксперта. Так, мировой судья судебного участка № 1 Серовского судебного района Свердловской области для получения консультации привлёк в процесс специалиста, работающего начальником отдела маркетинга ОАО «Металлургический завод им. А. К. Серова», который пояснил в суде суть и назначение акций, которые вызвали спор[50].
Экспертом является лицо, которое непосредственно владеет особыми знаниями в области науки, техники, искусства либо других сферах деятельности, которое привлекается судом к участию в деле для дачи заключения вопросам поставленным судом[32.С.28].
Эксперт даёт заключение в письменной форме. Данное заключение обязано включать в себя описание проведённого исследования, выводы, которые были им сделаны в результате этого исследования, а также ответы на вопросы, которые были поставлены судом. Экспертное исследование может проводиться одним либо несколькими экспертами.
Экспертиза, которая проводится не менее чем двумя экспертами одной специальности, называется комиссионной, экспертами разных специальностей - комплексной. В ч. 2 ст. 85 ГПК РФ законодателем особо подчёркнуто, что эксперт не имеет право самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы; вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела; разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, или сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, её назначившего[34.С.164]. Суд может не согласиться с заключением, но в таком случае несогласие должно быть мотивировано в решении или определении суда, также суд оценивает заключение эксперта в соответствии с частями ст. 67 ГПК РФ.
Рассмотрим на конкретном примере ситуацию, когда суд не согласился с заключением эксперта. 12 февраля 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда вынесла апелляционное определение, в котором полагает, что стоимость одного нормачаса ремонтных работ была определена экспертом в нарушение п. 7.5.7. методических рекомендаций. Так как эксперт ранее работал в страховой компании «РЕСО-Гарантия», где у него сложились неприязненные отношения, его участие в деле противоречит ст. 18 ГПК РФ. Кроме того, судом он был допрошен в качестве свидетеля, а свидетельские показания, которые были оформлены экспертным заключением, не могли быть положены в основу решения суда[44].
Эксперт привлекается к конкретному судебному разбирательству на основании ходатайства. Стороны, их представители, иные заинтересованные лица могут просить суд о назначении в качестве эксперта конкретного лица по их выбору, заявить отвод эксперта, сформулировать вопросы для эксперта и т. д. Но окончательное решение о выборе эксперта принадлежит суду.
Участие переводчика, безусловно, служит интересам осуществления правосудия в ходе разбирательства, но не более того. Это связано с тем, что необходимость перевода возникает именно при передаче сведений между лицом, пользующимся услугами переводчика и другими участниками процесса, в том числе судом.
На переводчика возлагается обязанность переводить объяснения, показания, заявления лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, а лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, содержание имеющихся в деле объяснений, показаний, заявлений лиц, участвующих в деле, свидетелей и оглашаемых документов, аудиозаписей, заключений экспертов, консультаций и пояснений специалистов, распоряжений председательствующего, определения или решения суда.
Переводчик вправе задавать присутствующим при переводе участникам процесса вопросы для уточнения перевода, знакомиться с протоколом судебного заседания или отдельного процессуального действия и делать замечания по поводу правильности перевода, подлежащие занесению в протокол судебного заседания.
Переводчик несёт уголовную ответственность в случае заведомо неправильного перевода и приобщения его подписки об этом к протоколу судебного заседания.
Таким образом, характерной чертой свидетелей, экспертов и переводчиков как участников судопроизводства является отсутствие заинтересованности в исходе дела. Они привлекаются в процесс по инициативе суда либо лиц, участвующих в деле, для выполнения своей процессуальной функции – содействия суду в получении информации.
|