Термин «гарантия» имеет международное, общенаучное и междисциплинарное значение. Данный термин имеет широкое распространение в самых различных отраслях знания и имеет значение средства (правового, технического, экономического и т. д.), с помощью которого соответствующие субъекты могут реализовать свои законные права, интересы и цели. Таким образом, гарантия представляет специальное средство, существенно увеличивающее возможность наступления желаемого результата[1].
Каждое право реализуется лишь тогда, когда ему соответствует обязанность государства либо иного лица, органа (которых государство в случае их неправомерных действий привлекает к ответственности) его обеспечить. Гарантии направлены на обеспечение такой благоприятной обстановки, в атмосфере которой зафиксированные в конституции и иных законах положения о юридическом статусе личности, её правах и свободах стали бы фактическим положением каждого человека. Гарантии нужны не сами по себе, а для наиболее полного претворения в жизнь прав и свобод.
В широком план понятие «гарантии прав человека» включает всю суммарность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления[2]. Хотя эти факторы и довольно разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают как условия, средства, способы, приемы и методы правильного его осуществления.
А.С. Мордовец в гарантиях видит систему условий, которая обеспечивает удовлетворение интересов человека, основной функцией которой является исполнение обязательств государства и другими субъектами в сфере реализации прав личности, так как объектом гарантий выступают общественные отношения, которые связаны с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных и неимущественных интересов граждан[3].
По справедливому утверждению Л.Д. Воеводина, понятием «гарантии» охватывается вся суммарность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию и защиту прав и свобод, устранение возможных причин и препятствий их неполного либо ненадлежащего осуществления и защиту прав от нарушений[4].
Л.А. Нудненко указывает, что под гарантиями принято понимать условия и средства, которые обеспечивают фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека и гражданина. При этом она отмечает, что условия - «это политико-правовой режим, обстановка, в которой осуществляются конституционные права, свободы, исполняются обязанности». Средства являются правовым механизмом, при помощи которого личность либо государственный орган обеспечивает реализацию того или иного конституционного права либо его защиту и восстановление[5].
А.В. Зиновьев добавляет, что условия и средства должны действовать синхронно[6].
О.Е. Кутафин полагает, что под гарантиями понимаются меры, которые обеспечивают возможность реализации физическим лицом принадлежащих ему прав и свобод[7].
Л.Н. Федорова определяет гарантии как условия реализации и средства защиты прав человека, при этом отмечает, что система гарантий отражает, с одной стороны, многообразие общественных связей, с другой - уровень взаимоотношений личности и государства в определенном государстве, то есть система гарантий имеет конкретно-исторический характер.
А.Р. Агасиев указывает, что под гарантиями понимаются определенные нормами конституционного права средства и условия, обеспечивающие фактическую социальную исполнимость, охрану и защиту, в случае нарушения прав, свобод и законных интересов личности.
Интересна позиция С.В. Калашникова, полагающего, что гарантии прав и свобод являются совокупностью средств, способов и процедур, создающих условия, при которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании предусмотренные Конституцией РФ, законодательными актами и текущим законодательством свои права и интересы, признаваемые, соблюдаемые всем социумом и защищаемые государством.
Ряд ученых рассматривает гарантии прав и свобод личности как более объемное понятие, включая в него, кроме условий и средств, также другие элементы. Так, например, в соответствии с одной из позиций условия и средства, которые обеспечивают возможность пользоваться правами, установленными конституцией и иными законами, представляют собой гарантии прав человека и гражданина в узком смысле. В широком смысле понятие гарантий включает совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления. Стоит отметить, что хотя данные факторы и весьма разнообразны, по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве: условий, средств, способов, приемов, методов правильного его осуществления.
А.А. Югов, рассматривая гарантии реализации прав, свобод и обязанностей, обращает внимание на то, что в последнее время в понимании правовой природы гарантий обозначился новый подход, который был воспринят в законодательной практике. Суть его в том, что под гарантиями в широком смысле понимаются не только условия и средства реализации прав и свобод, но и отдельные субъективные права участников правовой жизни. Но гарантии, в отличие от субъективных прав, не создают новой материальной формы жизнедеятельности, а представляют собой правовую форму, обеспечивающей реализацию требований и предписаний, содержащихся в нормах, которые устанавливают субъективные права участников правоотношения.
Гарантии носят обеспечительный характер, и «если субъективные права закрепляются в нормах материального права, то гарантии, как правило, представлены в процессуальных правовых нормах»[8].
В определенной мере данный подход схож с точкой зрения Н.А. Марокко, рассматривающей гарантии как права, которые предоставлены законом, возможности поведения лица, участвующего в судопроизводстве; обязанности государственных органов, принципы судопроизводства, но ее подход отличается тем, что речь идет уже не только о реализации, но и о защите прав и свобод.
Касательно гарантий защиты, то Е.А. Еремеева отмечает, что они включают субъекты правозащитной деятельности, а также формы и методы защиты, где формы являются предоставленными законом условиями для защиты нарушенных прав, а методы представляют средства и способы воздействия, с помощью которых любой субъект правозащитной деятельности может защитить основные права и свободы. Причем каждой форме защиты должен соответствовать конкретный способ либо средство защиты, то есть метод защиты нарушенного права.
Субъекты правозащитной деятельности и формы защиты занимают, таким образом, основное, главенствующее положение, а методы защиты - второстепенное, подчиненное.
В главе 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина, закреплен ряд гарантий, которые позволяют человеку защищать свои права и свободы (право на судебную защиту, право на получение информации, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц и др.). Конституцией РФ предусмотрены гарантии, направленные на гуманное применение мер юридической ответственности, справедливое отношение к обвиняемым, подсудимым и осужденным[9].
Согласно положениям Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы иных лиц (ч. 3 ст. 17); признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина представляет обязанность государства (ст. 2); права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
В ч. 1 ст. 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Это обусловлено тем, что именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
Недопустимость отмены либо умаления прав и свобод как правовая гарантия их неотъемлемости предусмотрена ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, которая устанавливает, что «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие либо умаляющие права и свободы человека»[10].
Абсолютное большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Эти условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и находятся вне зависимости от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе.
Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод создаются не каждым отдельным гражданином, а социумом, государством, коллективом, и используются ими для претворения данных прав и свобод в жизнь. Но вместе с этим существуют и такие условия и средства охраны прав и свобод, формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания.
Объектом гарантий являются общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных благ и интересов граждан. Содержание гарантий довольно динамично, объясняется их целевой, институциональной и функциональной направленностью, зависит от общественно – политических и иных процессов, которые происходят в стране на определенных этапах её исторического развития[11].
Таким образом, гарантии представляют предусмотренные Конституцией РФ, иными законами, нормативными правовыми актами и договорами механизмы, которые обеспечивают беспрепятственное пользование правами и свободами, а также всестороннюю их охрану, составной частью которой является система социально – экономических, политических, нравственных, юридических, организационных условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для реализации своих прав и свобод, в том числе для осуществления защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.
[1] Ляшенко Т.Т. Конституционные гарантии прав и свобод личности как элемент правового государства // Социология и право. 2012. № 1. С. 106
[2] Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации: монография/ Хазов Е.Н. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 33
[3] Францифорова С.Ю. Понятие и назначение правовых гарантий личности // Публичное и частное право. 2010. № 1. С. 167
[4] Там же. С. 167
[5] Мирская Т.И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Юридическая наука. 2013. № 2. С. 24
[6] Там же. С. 25
[7] Мирская Т.И. Указ.соч. С. 25
[8] Мирская Т.И. Указ. соч. С. 26
[9] Конституционное право России: Учебник. / Нарутто С. В., Таева Н. Е., Шугрина Е. С. — 2-е изд. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. С. 168
[10] Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 2008. 31 декабря
[11] Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации: монография/ Хазов Е.Н. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
|