Прогрессивные идеи прав человека прослеживаются в трудах русских мыслителей начиная со второй половины XVIII в., в частности, первого русского профессора права Семена Ефимовича Десницкого.
Обращая внимание на отставание правовой науки в России, Десницкий в 1768 г. в «Слове о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции», говорит о необходимости создания отечественных законодательных актов («наставлений российских законов» по примеру других государств), а также выдвигает идею создания «наставления всероссийских прав». Содержание юриспруденции «натуральной», по мнению Десницкого, заключалось в четырех частях: 1) о происшествии правлений в разные века и у разных народов; 2) о правах, происходящих в социуме от различного состояния и звания людей; 3) о правах, происходящих от различных и взаимных дел между обывателями; 4) о полиции, или благоустроении гражданском[1].
В XVIII веке (1773г.) в России произошла крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Манифест Пугачева отражал идеи свободы как «волю». В нем отменялось крепостное право и слово «раб» заменялось словами «свободный человек».
В 1818 году был создана тайная революционная организация будущих декабристов «Союз благоденствия». В их уставе было сказано: «Союз будет прилагать усилия в разъяснении того, что каждый человек должен уметь использовать свои права». В 1820 году ими было принято решение утвердить в России республиканский строй. Также, в 1821-1822 гг. были написаны проекты конституции со стороны П.И.Пестеля, возглавлявшего Южное общество в Киеве, и Н.М.Муравьева, возглавлявшего Северное общество в Петербурге, организованные вместо «Союза благоденствия». Конституция П.И.Пестеля «Русская правда», которая впоследствии получила название «Права человека», отличалась демократичностью. Она провозгласила отмену крепостного права и раздачу помещичьих земель желающим работать на ней. П.И.Пестель предложил ввести избирательские права свободной части населения. В конституции Н.М.Муравьева предлагалось, наряду с отменой крепостного права, оставить помещичьи земли у прежних владельцев. Он давал право на землевладение, на право быть избранным в исполнительную, законодательную и судебную власти. В 1825 году 14 декабря в Петербурге произошло восстание декабристов. Они попытались изменить общественный и политический строй российского общества на основе признания прав человека[2].
Вопрос о правах также возник в 1861 г. в связи с проведением крестьянской реформы. В 1858 г. император преобразовал Секретный комитет в Главный комитет по делам крестьян. Основным его постановлением становится проект ликвидации крепостного права навсегда, без возмещения убытков дворянам.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, - общее и местное.
За всем этим последовали буржуазные реформы 1864 – 1874 гг.
Земская реформа 1864 г. была очередным шагом, так как ввела ограниченное местное самоуправление на некоторых (не на всех) территориях России. В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях учреждались губернские и уездные земские собрания (органы самоуправления) во главе с предводителями дворянства и их исполнительные органы – управы во главе с председателями. Вводилась непрямая выборность земских учреждений.
После установления Советской власти в 1918 году 10 января на третьем съезде Советов, была принята декларация прав трудящихся и угнетенного народа, разработанная В.И.Лениным. В нем было провозглашено равенство прав независимо от расового и национального признака.
В 1918 году 10 июля V съезд Советов принял первую советскую Конституцию. Согласно этой Конституции, граждане нового государства не получали равные права[3]. Торговцы, религиозные работники, наемные работники, прежние работники полиции и члены их семей были отделены от избирательного права. Никаких гарантий защиты собственных прав человека не давалось.
В январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР. Здесь была закреплена законность права наций на государственность, в 1936 году в Конституции отмечается об искоренении эксплуататорского класса и построении основ социализма. Раздел Конституции о правах советского гражданина был разработан Николаем Ивановичем Бухариным. Этот раздел стал лучшим в Конституции. В нем Бухарин охарактеризовал будущее Советского общества, построенное без влияния и искажения сталинизма. Была введена новая избирательная система: анонимная, общая и прямая. Расширены права и свободы граждан, объявлены свобода слова и печати, собраний, личная неприкосновенность человека, отмена наказаний без судебного разбирательства. Но на деле эта Конституция встретилась с массой противоречий и, как оказалось, совершенно не имела отношения к реальной жизни.
В 1977 году 7 октября принята Конституция СССР, где была показана властная роль Коммунистической партии. Шестая статья ее представляет Компартию как руководящую и направляющую силу советского общества. В Конституции была формально провозглашена основная демократическая свобода - свобода слова, печати, собраний и митингов. Основными особенностями советского права стали постановка интересов государства выше интересов человека, гражданина, служение в качестве идеологического инструмента в руках власти.
В 1985 году в Пленуме были всесторонне рассмотрены вопросы перестройки. Туда включались экономические и политические права. Например: в отрасли экономики начали заменяться старые административно-следовательские методы (принуждение, приказ, наказание). Вместо них начали внедряться методы материальной заинтересованности, поддержка инициативности работников и т.д. Также, народу были предоставлены несколько расширенные политические права. В течение политических реформ рассматривались задачи обновления избирательной системы в высшие органы власти.
В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне.
На сегодняшний день Статья 17 Конституции РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Недопустимость отмены или умаления прав и свобод как правовая гарантия их неотъемлемости предусмотрена ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, которая устанавливает, что «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека»[4].
Данная конституционная норма устанавливает важную гарантию неотъемлемости и неотчуждаемости прав и свобод, устанавливая запрет издания таких законов, которые ограничивают правовой статус личности, определенный нормами Конституции РФ. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод является одним из важнейших признаков правового государства, основанного на принципах верховенства права и уважения прав человека. Данные принципы устанавливают критерии законности государственной власти. Выступая гарантом правового статуса личности, государство берет на себя обязательство соблюдать и уважать права и свободы человека и не может санкционировать принятие таких законов, которые бы были направлены на отмену или умаление прав личности[5].
Исторически основные вехи, когда имелась реальная возможность изменения ситуации с правами человека в России, сводятся к следующим: неудавшиеся реформы начала царствования Александра I; преобразования Александра II, когда Россия была близка к осуществлению конституционных преобразований, и их трагический финал – убийство императора; наконец, начало XX в., ознаменовавшееся принятием Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. – первой российской Конституции, включающей в себя специальный раздел о правах и свободах граждан. Но государственно-правовая практика явно имела расхождения с юридическими намерениями. Слабым в этой связи выглядели усилия и Временного Правительства. В то же время, очевидно, правомерным будет вывод о том, что конец XIX – начало XXI вв., несомненно, отражали прогресс в развитии некоторых политических и гражданских прав и свобод в России.
События октября 1917 г. прервали путь эволюционного конституционно – правового развития. Своеобразием с этой точки зрения – отличались первые конституционные акты Советского государства – Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а также Конституция РСФСР 1918 г., провозглашавшие отказ от признания системы гражданских и политических прав и свобод. В то же время впервые в мире конституционно заявлялось о признании комплекса социально-экономических и культурных прав за всеми трудящимися.
Конституции СССР 1936 г. и 1977 г. содержали специальные нормативные разделы о правах и свободах человека мало чем отличающиеся от аналогичных структурных частей конституций зарубежных стран. Но явное расхождение между юридической и фактической конституцией, объясняемое спецификой государственного режима, системой государственного и общественного устройства, исключали на практике возможность реального пользования гражданами декларированных Основным законом прав и свобод. Господствовавшая патерналистская идеология взаимоотношений государства и гражданина, согласно которой государство «даровало» права и свободы гражданину и определяло его жизненные стандарты, одновременно означала, что объём и сферы реализации прав и свобод определяются дискреционно, усмотрением государственной власти.
Таким образом, условием действенности Конституции выступает соответствие её норм объективным законам развития регулируемых отношений. Конституция представляет закон, принимаемый народом для того чтобы определить условия передачи и осуществления власти и отношения между управляющим и управляемым.
[1] Хазов Е.Н.Указ.соч. С. 75
[2] Саалаев О.Б. Права человека и история их развития // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 10 (52). С. 163
[3] Саалаев О.Б. Указ. соч. С. 153
[4] Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 2008. 31 декабря.
[5] Балакина И.В. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: учебное пособие/ Балакина И.В.Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2010.С. 130
|