Общие гарантии представляют сам конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции РФ, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права[1].
Общие гарантии присущи праву как идея выражения сфер индивидуальной свободы человека, его политической активности, достойной жизни и развития, в которой изначально не исключается возможность правонарушающего элемента. Их содержание приобретает правовые черты урегулированных правом отношений, как за счет юридических форм, так и в силу воздействия на право, которое не может быть выше экономических, политических, социальных и культурных процессов общества и развивается вместе с ними. Вместе с тем право как социальная и необходимая реальность таких процессов имеет возможность активно воздействовать на них, поэтому нормативная форма закрепления придает общим гарантиям качества стабильного функционирования и позитивного изменения. В итоге они проявляют себя как объективное (социальное) в содержании права. Однако в сфере права действуют закономерности, только ему присущие, проистекающие из его особенностей, - юридические гарантии. В конечном счете, форма (правовая и не правовая) общих и содержание юридических гарантий имеют свои закономерности. Общие гарантии, становясь предметом правового регулирования, образуя частичное содержание права, влияют на развитие его юридических форм (юридических гарантий), тогда как последние, непосредственно действуя, обеспечивают действительность первых. Именно такая их тесная взаимосвязь положена в основу определения тех и других в качестве правовых гарантий[2].
К общим гарантиям относятся экономические, политические, духовно – идеологические, социальные[3].
Экономические гарантии - разные материальные средства, обеспеченные публичной властью, при которых личность может свободно осуществлять свои права и свободы. Безусловно, экономические гарантии находятся в зависимости от уровня экономического развития того либо другого государства, от наличия сформированной рыночной экономики, собственной промышленности и сельского хозяйства, от роста национального дохода и многих иных факторов[4].
В ст. 7 Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г. отмечается, что каждое государство несет ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа. Статья 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[5] оговаривает, что эти права должны обеспечиваться постепенно и в максимальных пределах имеющихся ресурсов.
В Конституции России не выделено специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливается какая-либо форма собственности как основная или ведущая, равно как не предусмотрено ограничений для иных форм собственности. Государство несёт обязанность по обеспечению свободы законной экономической деятельности и поддержанию конкуренции, запрещая только её монополизацию и недобросовестную конкуренцию, провозглашает равенство всех форм собственности и их равную защиту.
Политические гарантии прав связываются с различными формами осуществления власти народа, особенно со свободными и регулярными выборами, с проведением референдумов, разделением властей, многопартийностью, со свободой оппозиции, с партиципацией граждан в управлении[6]. В странах тоталитарного социализма основной политической гарантией считается власть трудящихся (ранее – диктатура пролетариата).
Конституцией гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Не менее важно, что земля и иные природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющий наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции Российской Федерации, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах международного права[7]. Создание условий для реализации прав и свобод – задача не только государственных структур, её осуществляют и органы местного самоуправления.
Духовно-идеологические гарантии продолжают играть немаловажную роль для функционирования государства и общества, так как они направлены на создание и поддержание условий, с помощью которых закрепляется свобода мысли, осуществляется определение нравственных и духовных приоритетов личности. Таким образом, идеологические гарантии определяют правовую идеологию, разделяемую большими социальными группами, или обществом в целом. В юридической литературе, часто выделяют организационные гарантии, воплощающиеся в деятельности органов государственной власти и общественных организаций.
Также выделяют культурные гарантии, заботящиеся о сохранении культурных ценностей, основанные на патриотизме, вере в справедливость и нравственность, интеллект и образованность человека. Особо выделяются юридические гарантии, с помощью которых в законе закрепляются те средства, которые обеспечивают возможность правомерной их реализации, охраны прав и свобод человека в обществе. Так как, «материальные» гарантии выступают в качестве предпосылки реализации прав, свобод и обязанностей человека, а юридические гарантии направлены на реализацию и охрану прав граждан от правонарушений[8].
Духовно-нравственные условия, от которых зависит эффективность реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, связаны с ростом образованности, культуры членов гражданского общества, в том числе и правовой культуры, роль которой, помимо всего прочего, заключается в том, чтобы противодействовать стремлению отдельных государственных органов стать выше права и закона. Зависимость реализации конституционных прав, свобод и обязанностей отдельной личности от нравственных качеств народа подчеркивал в начале XX в. П. Новгородцев. Ученый писал, что для достижения демократии, важнейшим признаком которой выступают широкий круг и гарантированность конституционных прав и свобод человека, нужен народ, созревший «до управления самим собой, сознающий свои права и уважающий чужие, понимающий свои обязанности и способный к самоограничению. Такая высота политического сознания никогда не дается сразу, она приобретается долгим и суровым опытом жизни. И чем сложнее и выше задачи, которые ставятся перед государством, тем более требуется для этого политическая зрелость народа, содействие лучших сторон человеческой природы и напряжение всех нравственных сил»[9].
Иногда выделяют и организационные гарантии, воплощающиеся в деятельности государственных органов и общественных организаций. Организационная деятельность служит общим условием, универсальной предпосылкой действенности всей системы гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Социально-психологические условия, необходимые для эффективного осуществления конституционных прав, свобод и обязанностей, заключаются в наличии гражданского общества, которое признает ценность демократического, правового, социального, светского, суверенного государства, идеологического и политического плюрализма, парламентаризма, разделения властей, местного самоуправления.
Действия общих гарантий на механизм реализации права человека провыступают в двух качествах: позитивном и негативном. Причем только рассмотрение и тех и других в единстве позволяет, с одной стороны, определить в практическом плане реальность его функционирования, с другой стороны, выявить комплекс мер, необходимых для его развития и совершенствования.
[1] Братановский С.Н. Конституционное право: учебник/ Братановский С.Н. Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012.С. 261
[2] Гончарова С.Г. Теоретические подходы к системе гарантирования прав человека // Академический юридический журнал. 2013. № 2. С. 90 -96
[3] Нудненко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России : учебное пособие/ Нудненко Л.А. СПб.: Юридический центр Пресс, 2009. С. 340
[4] Конституционное право России: Учебник для бакалавров / С.В. Бендюрина, М.В. Гончаров, Д.М. Евстифеев; Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.С. Саликов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. С. 149
[5] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря, 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 36
[6] Конституционное право: Курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов / В.Е. Чиркин; Институт государства и права РАН. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013.С. 93
[7] Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Л.В. Андриченко [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.С. 147
[8] Заятдинов М. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ // Актуальные социально-экономические и правовые проблемы развития России в современном информационном пространстве. Материалы VI Региональной научно-практической конференции учащихся и студентов. 2016. С. 68
[9] Нудненко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России: учебное пособие/ Нудненко Л.А. СПб.: Юридический центр Пресс, 2009
|