Специальные (правовые, юридические) гарантии направлены на обеспечение нормативно закрепленных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также деятельность разных правоохранительных органов, которые обеспечивают их охрану и защиту[1].
Отличие специальных гарантий от иных видов гарантий заключается в том, что общие гарантии представляют предпосылку реализации прав, свобод и обязанностей человека, а специальные гарантии направлены на определенное осуществление прав, свобод и обязанностей личности и их охрану от противоправных посягательств и нарушений.
Юридические гарантии реализации направлены на использование гражданами своих прав, исполнение ими обязанностей и законность привлечения их к ответственности. Гарантии защиты действуют, как правило, в случае нарушения статуса, возникновения препятствий на пути его использования. К первой группе относят нормы, определяющие пределы прав и свобод; их конкретизацию в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связываются обладание и непосредственное пользование ими; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.
Ко второй группе юридических гарантий составляют механизмы и институты защиты прав и свобод: конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие установленные законодательством меры[2].
Конституция РФ провозгласила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В развитие данного конституционного принципа в ст. 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Такая государственная защита обеспечивается прежде всего деятельностью органов государственной власти (Президентом, парламентом, Правительством и другими исполнительными органами), региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, специально для этого создаваемыми органами (прокуратура, уполномоченные по защите прав разных категорий лиц, др.).
Согласно Конституции РФ каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). Содержание и границы данного права, способы самозащиты раскрываются более подробно в гражданском и уголовном законодательстве.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что установлено ст. 46 Конституции РФ.
Ряд статей Конституции специально указывают на судебную защиту прав и свобод: права на тайну переписки (ст.23); права на неприкосновенность жилища (ст. 25); права частной собственности (ст. 35).
Кроме того, ряд конституционных положений (ст. 47 - 54) прямо связан с возможностью судебной защиты и отправлением правосудия. Это:
- закрепление презумпции невиновности – каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49);
- право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);
- невозможность придания обратной силы закону, который устанавливает или отягчает ответственность (ст. 54);
- право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47)[3];
- положение о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50);
- никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга, близких родственников (ст. 51);
- право на компенсацию причиненного ущерба и на возмещение причиненного вреда (ст. 52, 53).
Специальная конституционная гарантия презумпции невиновности призвана не допускать какому угодно должностному лицу обращаться с подозреваемым, с обвиняемым или с подсудимым как с преступником до тех пор, пока в отношении данного лица не было вынесено обвинительного приговора суда (и данный приговор не вступил в силу). В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законодательством порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Согласно гарантии презумпции невиновности обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, на следователе либо на дознавателе. Неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу обвиняемого.
Специальная конституционная гарантия запрета повторного осуждения устанавливает правило, в соответствии с которым никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а уже возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в том случае, если этот человек уже был судим по этому же обвинению, а суд вынес приговор либо прекратил дело по данному обвинению. Снова судить по тому же обвинению можно лишь в том случае, если приговор суда был отменен в порядке судебного надзора, а дело передано в суд на новое рассмотрение[4].
Специальная конституционная гарантии недействительности незаконно полученных доказательств призвана защищать человека от насилия со стороны представителей правоохранительных органов, от выбивания их человека насильственным путем (или путем угроз применения насилия) признательных показаний, от подделок документов и результатов экспертиз, от других подтасовок любых доказательств в том либо другом деле.
Каждый осужденный за преступлением имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также на просьбу о помиловании либо смягчении наказания. Пересмотр приговора – необходимая гарантия против судебных ошибок, порядок его осуществления регулируется Уголовно – процессуальным кодексом[5].
Помилование – освобождение от наказания либо замена его иным, более мягким наказанием. Осужденный имеет право просить об этом, а право осуществлять помилование принадлежит Президенту РФ. Поэтому отказ в просьбе о помиловании не может быть обжалован.
Согласно ст. 51 Конституции РФ человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя либо к признанию себя виновным. От него нельзя также требовать свидетельств против супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Уголовно-процессуальный кодекс включает в их число родителей, детей, родных, братьев и сестер, усыновителей и усыновленных, дедушек, бабушек, внуков, супруга, супругу.
Соответственно человек имеет право отказываться от дачи показаний, если эти показания уличают его и его близких родственников в совершении преступления, т.е. могут быть использованы против его интересов[6].
Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Юридические гарантии нельзя рассматривать в отрыве от общих социально-нравственных гарантий. Их взаимосвязь и взаимообусловленность заключается в следующем: чем выше уровень духовной культуры граждан, их идейность, тем нетерпимее они относятся к нарушению прав и свобод человека и гражданина. В то же время юридические гарантии направлены на свободное развитие личности. Социально-нравственный аспект реализации правовых норм приобретает в обществе все большее значение, отражая процесс постепенного преобразования правовых норм в нормы общественного саморегулирования. В процессе применения юридических гарантий прослеживается ряд особенностей.
Во-первых, некоторые юридические гарантии служат средством реализации всей системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России. Например, Федеральный закон «О гражданстве в Российской Федерации»[7] является юридической гарантией не только личных, но и политических, экономических, социально-культурных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Во-вторых, особенность применения юридических гарантий это и есть гарантированность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в их равенстве, взаимосвязи, единстве, без чего невозможна подлинная свобода индивида в обществе. В демократическом обществе осуществление прав и свобод человеком и гражданином неотделимо от исполнения ими своих обязанностей. Если какому-то человеку и гражданину представлены права и свободы, то для других индивидов общества, государства это обязанность не нарушать эти права[8]. Использование гражданином прав и свобод не должно наносить ущерб правам других граждан, а это может быть в том случае, когда права граждан обеспечиваются строгим соблюдением ими своих обязанностей.
В-третьих, реализация юридических гарантий не является самоцелью. Главным является достижение социального эффекта от использования человеком и гражданином своих прав, свобод и обязанностей, удовлетворение ими своих насущных потребностей. Насколько те или иные права, свободы и обязанности реальны для индивида, мы судим, однако, не толь- ко по числу и силе экономических, политических, социально-нравственных и юридических гарантий, но и по результатам использования человеком и гражданином своих прав, свобод и обязанностей, по тому, в какой степени удовлетворяются жизненные потребности человека, личности. В связи с этим особое значение приобретает организационная деятельность государства. Без многогранной организационной деятельности государства невозможно осуществление не только специальных (юридических) гарантий, но и всей системы общих гарантий.
[1] Указ. соч. Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.С. Саликов. С. 150
[2] Хазов Е.Н., Дорожко Ф.Л. Особенности и классификация юридических гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 8. С. 142
[3] Конституционное право России: Учебник / Меньшов В.Л., - 2-е изд. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. С. 93
[4] Права человека: Учебное пособие / Гулин Е.В., - 2-е изд. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016.С. 135
[5] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921
[6] Конституционное право Российской Федерации: Учебник/М.В.Баглай - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. С. 324
[7] Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2001 № 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, № 22, ст. 2031
[8] Хазов Е.Н., Дорожко Ф.Л. Указ.соч. С. 142
|