Субъект права в любой отрасли права, в том числе и административного, - это обладатель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, возложенных на него правовым актом[1].
В юридической науке понятие «иностранец» не имеет однозначного толкования. Некоторые авторы, понимают термин «иностранец» как иностранный гражданин и лицо без гражданства. В частности, под иностранным гражданином Л.Н. Галенская подразумевает лицо, которое не является гражданином этого государства либо не имеет гражданства какого-либо государства[2]. М.М. Богуславский и С.С. Гридин иностранцами считают как иностранных граждан, так и лиц без гражданства[3]. По мнению А.А. Рубанова под иностранцами подразумевает всех лиц, которые находятся на территории какого-либо государства, не являющихся его гражданами и состоящих в гражданстве иного государства[4].
Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства[5].
Понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», исключение предусмотрено федеральным законом для лиц без гражданства, устанавливая специальные правила.
Иностранные граждане, равно как и лица без гражданства, входят в число субъектов международных частноправовых отношений, т.е. являются участниками гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, имеющими определенные права и обязанности. Под иностранным элементом подразумеваются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное гражданство (подданство); субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей[6].
Между лицами без гражданства и гражданами иностранных государств существует вполне обоснованное разграничение. Связано оно с тем, что лицо без гражданства (апатрид) не состоит в гражданстве какого-либо государства и, соответственно, не имеет юридически значимых доказательств указанного факта. Его правовой статус находится в зависимости от законов государства, в котором он пребывает. В случае переезда апатрида в иное государство его правовая связь с прежним государством автоматически прекращается и возникает новая связь с тем государством, где апатрид оказался[7]. Что касается граждан иностранных государств, то они подчиняются не только правопорядку страны пребывания, но сохраняют права и обязанности по отношению к своему государству и это государство несет определенную ответственность за своего гражданина и в случае необходимости обязано прийти ему на помощь.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»[8] различает три вида иностранных граждан:
а) временно пребывающих в РФ. Временно пребывающий иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы либо в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство либо разрешение на временное проживание. По общему правилу, срок временного пребывания иностранного гражданина, который прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяноста суток. Срок может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия либо перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ. В Законе специально оговорены случаи, когда срок не может быть продлен или сокращен. Решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами;
б) временно проживающих в РФ. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, если иное не установлено законом. Срок действия разрешения составляет три года. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ. Законом определен круг иностранных граждан, которым такое разрешение может быть выдано без учета квоты, в частности, родившимся на территории РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории РФ; состоящим в браке с гражданами РФ, имеющими местожительство в РФ, и др.
Законом определен круг временно проживающих иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы (ст. 6.1);
в) постоянно проживающих в РФ. Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, которое получило вид на жительство, который может быть выдан по заявлению иностранного гражданина, прожившего в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет. По истечении срока он может быть продлен на пять лет. Количество его продлений не ограничено[9].
Иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которую вместе с документом, удостоверяющим личность, предъявляет должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через государственную границу РФ. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту соответствующему должностному лицу. В миграционной карте проставляется отметка о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию, а также и отметка о его выезде из Российской Федерации[10].
ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» содержит условия постоянного проживания иностранных граждан в РФ. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подаётся иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Вид на жительство выдаётся иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство этот срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлён на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительства неограниченно.
Вид на жительство иностранному гражданину не выдаётся, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если этот иностранный гражданин:
выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
представил поддельные или подложные документы или сообщил о себе заведомо ложные сведения;
осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления или преступления, рецидив которого признан опасным;
имеет непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации или за её пределами, признаваемого таковым согласно федеральному закону[11];
неоднократно (два и более раз) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;
не может представить доказательства возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признает нетрудоспособным;
по истечении трёх лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством РФ;
выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;
находится за пределами РФ более шести месяцев;
заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;
является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень подобных заболеваний и порядок подтверждения их наличия либо отсутствия утверждаются Правительством РФ.
Таким образом, международно-правовой статус иностранных граждан в действующем праве России основан на основополагающем принципе национального режима. При этом, учитывая установленные законодательно различия в объеме прав между отечественными гражданами РФ и иностранными гражданами, он имеет существенное практическое значение. Изучение данной проблемы в условиях расширения участия России в международных отношениях является важным и позволяет оценить эффективность и правильность функционирования системы регулирования правового положения иностранцев в Российской Федерации.
[1] Миронов А.Н. Административное право: Учебник / А.Н. Миронов. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. С. 47
[2] Искевич И.С., Сахаров А.В. Международно – правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. 2015. № 45-46. С. 36
[3] Там же. С. 35
[4] Там же. С. 35
[5] Соколов А.Ю. Административное право РФ: Учебник для бакалавров / А.Ю. Соколов. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. С. 75
[6] Караивин Н.С. Особенности определения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Мир на пороге перемен: Экономика. Управление. Право. Московская научно-практическая конференция «Студенческая наука». Под общ.ред. Ф.Л. Шарова. 2016. С. 190
[7] Искевич И.С., Сахаров А.В. Указ.соч. С. 35
[8] Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3032
[9] Алехин А.П. Административное право России. Общая часть: учебник для вузов/ Алехин А.П., Кармолицкий А.А. М.: Зерцало-М, 2016.С. 111
[10] Топоркова М.К. Административное право России: краткий курс лекций для бакалавров/ Топоркова М.К. М.: Московский городской педагогический университет, 2013.С. 31
[11] Братановский С.Н. Административное право: учебник/ Братановский С.Н., Зеленов М.Ф., Марьян Г.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.С. 95
|