Воскресенье, 24.11.2024, 17:01
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение лиц, которые находятся на территории того либо другого государства, зависит прежде всего от наличия либо отсутствия у них гражданства государства пребывания[1]. Наибольший объем прав у лиц, имеющих гражданство этого государства – устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в суммарности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства либо лиц с двойным гражданством, постоянно либо временно пребывающих на территории страны, имеет определенные особенности и специально урегулировано законодательством каждого государства.

Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации вступают в административно – правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах[2].

Правовой статус лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранных граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, которые отличаются от правил, установленных для иностранных граждан[3].

Все основные права и обязанности иностранных граждан условно делятся на личные (гражданские); политические, социально-экономические.

Права иностранных граждан в России не могут быть ограничены по мотивам расовой принадлежности, социального происхождения, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не признаются и не могут получить применение на территории Российской Федерации ограничения прав иностранцев, установленные законодательством их страны, по указанным причинам.

Административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, приезжающих в страну, имеет свои особенности по времени (оформление документов, пребывание в стране и выезд или изменение гражданства)[4].

При определении гражданской правоспособности физического лица необходимо руководствоваться его лич­ным законом. Данное положение закреплено в ст. 1196 ГК РФ[5]. При этом стоит помнить, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории РФ обладают равной правоспособностью с российскими гражданами, за исклю­чением случаев, предусмотренных законом. Это означает, что вне зависимости от пола, расы, национальности, религиозно­го мировоззрения и иных факторов, они могут, в частности, иметь в собственности имущество, обладать имуществен­ным и личными неимущественными правами наравне с рос­сийскими гражданами.

Для иностранных граждан установлены следующие запреты:

1) находиться на государственной гражданской, правоохранительной либо на муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом[6].

Но иностранные граждане постоянно проживающие в РФ в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имею право избирать, и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

За нарушение законодательства (иммиграционных правил) только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения как депортация (мера пресечения), применяемая органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы Российской Федерации (мера административного наказания), назначаемая судом (судьей)[7]. Данные меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.

Некоторые категории иностранных граждан – дипломаты, послы, консулы и т.д. – не подведомственны российской юрисдикции и пользуются правом экстерриториальности. За нарушение российских законов не несут ответственность по законам того государства, которое они представляют.

Иностранные граждане могут пользоваться защитой со стороны своего государства (гражданской принадлежности) и защитой международных органов. В первом случае эти функции возлагаются на дипломатические представительства и консульские учреждения. К их основным функциям относится защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом[8].

Защита международных органов осуществляется в пределах и условиях, которые устанавливаются договаривающимися государствами. Наиболее значимым органом обеспечения правового статуса человека является Европейский суд по правам человека, действующий в рамках Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. В соответствии с Конвенцией Европейский суд по правам человека может принимать жалобы от любого физического лица либо любой группы частных лиц, утверждающих, что явились жертвами нарушения одним из договаривающихся государств их прав, признанных в настоящей Конвенции. Государства-участники обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права. В качестве условия обращения в Европейский суд по правам человека устанавливается исчерпанность всех внутренних средств правовой защиты.

Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства при реализации своих прав и исполнения обязанностей, входящих в административно – правовой статус, вступают в правоотношения с соответствующими органами исполнительной власти (МИД России, ФМС России и т.д.).

 

[1] Миронов А.Н. Указ. соч. С. 54

[2] Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной, - 2-е изд. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. С. 86

[3] Соколов А.Ю. Указ. соч. С. 74

[4] Административное право: Учебное пособие/Четвериков В. С. - 8 изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015.С. 53

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552

[6] Административное право: учебник для бакалавров/ Э.Г. Липатов [и др.].М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016.С. 58 – 59

[7] Административное право : учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. — 2 е изд., перераб. и доп.—М: Норма : ИНФРА М, 2017. С. 87

[8] Ванюшин Ян.Л. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации // Учебное пособие. Тюмень. 2015

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (04.02.2018)
Просмотров: 316 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%