Правовое положение лиц, которые находятся на территории того либо другого государства, зависит прежде всего от наличия либо отсутствия у них гражданства государства пребывания[1]. Наибольший объем прав у лиц, имеющих гражданство этого государства – устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в суммарности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства либо лиц с двойным гражданством, постоянно либо временно пребывающих на территории страны, имеет определенные особенности и специально урегулировано законодательством каждого государства.
Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации вступают в административно – правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах[2].
Правовой статус лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранных граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, которые отличаются от правил, установленных для иностранных граждан[3].
Все основные права и обязанности иностранных граждан условно делятся на личные (гражданские); политические, социально-экономические.
Права иностранных граждан в России не могут быть ограничены по мотивам расовой принадлежности, социального происхождения, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не признаются и не могут получить применение на территории Российской Федерации ограничения прав иностранцев, установленные законодательством их страны, по указанным причинам.
Административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, приезжающих в страну, имеет свои особенности по времени (оформление документов, пребывание в стране и выезд или изменение гражданства)[4].
При определении гражданской правоспособности физического лица необходимо руководствоваться его личным законом. Данное положение закреплено в ст. 1196 ГК РФ[5]. При этом стоит помнить, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории РФ обладают равной правоспособностью с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законом. Это означает, что вне зависимости от пола, расы, национальности, религиозного мировоззрения и иных факторов, они могут, в частности, иметь в собственности имущество, обладать имущественным и личными неимущественными правами наравне с российскими гражданами.
Для иностранных граждан установлены следующие запреты:
1) находиться на государственной гражданской, правоохранительной либо на муниципальной службе;
2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;
3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;
6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом[6].
Но иностранные граждане постоянно проживающие в РФ в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имею право избирать, и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
За нарушение законодательства (иммиграционных правил) только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения как депортация (мера пресечения), применяемая органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы Российской Федерации (мера административного наказания), назначаемая судом (судьей)[7]. Данные меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.
Некоторые категории иностранных граждан – дипломаты, послы, консулы и т.д. – не подведомственны российской юрисдикции и пользуются правом экстерриториальности. За нарушение российских законов не несут ответственность по законам того государства, которое они представляют.
Иностранные граждане могут пользоваться защитой со стороны своего государства (гражданской принадлежности) и защитой международных органов. В первом случае эти функции возлагаются на дипломатические представительства и консульские учреждения. К их основным функциям относится защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом[8].
Защита международных органов осуществляется в пределах и условиях, которые устанавливаются договаривающимися государствами. Наиболее значимым органом обеспечения правового статуса человека является Европейский суд по правам человека, действующий в рамках Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. В соответствии с Конвенцией Европейский суд по правам человека может принимать жалобы от любого физического лица либо любой группы частных лиц, утверждающих, что явились жертвами нарушения одним из договаривающихся государств их прав, признанных в настоящей Конвенции. Государства-участники обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права. В качестве условия обращения в Европейский суд по правам человека устанавливается исчерпанность всех внутренних средств правовой защиты.
Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства при реализации своих прав и исполнения обязанностей, входящих в административно – правовой статус, вступают в правоотношения с соответствующими органами исполнительной власти (МИД России, ФМС России и т.д.).
[1] Миронов А.Н. Указ. соч. С. 54
[2] Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной, - 2-е изд. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. С. 86
[3] Соколов А.Ю. Указ. соч. С. 74
[4] Административное право: Учебное пособие/Четвериков В. С. - 8 изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015.С. 53
[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552
[6] Административное право: учебник для бакалавров/ Э.Г. Липатов [и др.].М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016.С. 58 – 59
[7] Административное право : учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. — 2 е изд., перераб. и доп.—М: Норма : ИНФРА М, 2017. С. 87
[8] Ванюшин Ян.Л. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации // Учебное пособие. Тюмень. 2015
|