Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
Среди международных договоров нужно выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о статусе беженцев и ряд других международных договоров.
В соответствии со ст. 62 Конституции РФ[1] иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, которые установлены федеральным законом либо международным договором РФ.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[2] определяет правовое положение иностранных граждан в России, а также регулирует отношение между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов – с иной стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и другой деятельности.
Наравне с вышеуказанным Законом существуют нормы, которые направлены на регулирование особенностей правового статуса иностранных граждан. Такие нормы содержатся также в Налоговом кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе, Таможенном кодексе Таможенного Союза, Трудовом кодексе, Земельном кодексе, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексах, Уголовном кодексе, Семейном кодексе, Гражданском кодексе.
Источниками формирования правового режима регистрации иностранных граждан, как и любого правового института, являются следующие нормативные правовые акты РФ, Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[3], Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[4], Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 года № 413 «О миграционной карте»[5] и т. д.
Стоит отметить, что Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ регулирует правоотношения, которые возникают между иностранными гражданами и органами исполнительной власти, а также другими лицами, участвующими в реализации исследуемого нами правового режима. Особенностью этого правового акта является то, что он, устанавливая порядок миграционного учета иностранных граждан, упрощает процедуру регистрации данной категории лиц по месту жительства и месту пребывания. Кроме этого, законодатель определил основания для постановки и снятия с миграционного учета[6].
Наравне с множеством законов действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В частности можно выделить следующий ряд Постановлений Правительства Российской Федерации:
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 793 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту»[7];
- постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 532 «Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан – пассажиров круизных судов»[8];
- постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации»[9] и другие подзаконные акты.
Законодатель, устанавливая режимные правила, также определил, что постоянно или временно проживающий в РФ иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ, обязан зарегистрироваться по адресу указанного помещения.
Необходимо отметить, что из смысла содержания Постановления Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года № 7-П следует, что иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ, также обладают правом регистрироваться по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов[10]. При этом исключение составляют случаи, которые предусмотрены ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации[11], Указом Президента РФ от 9 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»[12], ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, правовое положение иностранных граждан на территории России регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, которые определяют правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ (ст.27, 62, 63), федеральные законы от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», правительственные акты.
[1] Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 2008. 31 декабря.
[2] Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3032
[3] Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ, 24.07.2006, № 30, ст. 3285
[4] Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9 (ред. от 26.10.2016) // Собрание законодательства РФ, 29.01.2007, № 5, ст. 653
[5] Постановление Правительства РФ «О миграционной карте» от 16.08.2004 № 413 (ред. от 06.05.2006) // Собрание законодательства РФ, 23.08.2004, № 34, ст. 3553
[6] Морозов Ю.В. Теоретико-правовые аспекты режима регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Академический юридический журнал. 2016. № 1 (63). С. 17
[7] Приказ Министра обороны РФ от 02.04.2004 № 101 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.04.2004 № 5761) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 18, 03.05.2004
[8] Постановление Правительства РФ от 28.08.2003 № 532 «Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов» // Собрание законодательства РФ, 01.09.2003, № 35, ст. 3448
[9] Постановление Правительства РФ от 07.04.2003 № 199 (ред. от 14.12.2009) «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 14.04.2003, № 15, ст. 1369
[10] Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, № 18, ст. 2089
[11] Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147
[12] Указ Президента РФ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» от 09.01.2011 № 26 (ред. от 11.04.2016) // Собрание законодательства РФ, 10.01.2011, № 2, ст. 268
|