Древнее русское право не имело детально разработанных норм о деликтной ответственности, не связанной с уголовной ответственностью. В нем не проводилось принципиального различия между уголовной и деликтной (гражданско-правовой) ответственностью. Вместе с тем в законодательстве Древней Руси закреплялись различные формы правовых последствий, наступавших в случае причинения вреда чести и достоинству человека путем его оскорбления[1].
В праве Древней Руси первоначально была предусмотрена ответственность за оскорбление только действием, а не словом, поэтому преступления, посягающие на честь и достоинство, по внешним признакам сливались с преступлениями против здоровья и, судя по размеру наказания, считались более общественно - опасными. Оскорбление чести и достоинства не только действием, но и словом впервые появляется в поздних редакциях Церковного устава Ярослава. Однако потерпевшей от данного рода посягательства могла быть только замужняя женщина. Оскорбление словом в отношении любых лиц впервые появилось в Судебнике 1497 г. и называлось «лаем». Клевета как особый вид преступления первоначально не выделялась из оскорбления, поскольку поглощалась в понятии «ябедничество» (лживое обвинение судьи в умышленном неправосудии). Особенностью уголовного законодательства данного периода было то, что размеры и формы денежного возмещения за посягательства на честь и достоинство зависели от положения лица в обществе и государстве. Внимание уделялось полу, происхождению (роду), положению в обществе, церкви и государстве, как оскорбленного, так и оскорбителя.
Преступления против чести и достоинства получают особое развитие в законодательных памятниках середины XIX - начала XX вв. Именно в этот период сложилась стройная система норм, посвященных защите чести, достоинства и репутации личности, была устранена существовавшая ранее дифференциация ответственности в зависимости от положения личности в обществе и государстве, появилось значительное количество научных работ, посвященных анализу преступлений против чести и достоинства[2].
Октябрьская революция 1917 г. разрушила существовавшую в Российской Империи систему норм, обеспечивающих охрану чести и достоинства личности. В первые годы Советской власти понятия «клевета» и «оскорбление» использовались лишь для характеристики других преступлений. Только с изданием УК РСФСР 1922 г. указанные составы получили свое законодательное закрепление. УК РСФСР 1922 г., как и УК РСФСР 1926 г., предусматривали ответственность за оскорбление и клевету. В УК РСФСР 1960 г. понятие клеветы было почти тождественно тому, что приводилось в УК РСФСР 1926 г. Различие было лишь в том, что в УК РСФСР 1960 г. речь шла не об оглашении заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, а о распространении. УК РСФСР 1960 г. расширил перечень квалифицирующих признаков клеветы и впервые дал определение оскорбления, аналогичное современному.
Для понимания современного этапа развития норм о защите чести, достоинства и деловой репутации следует рассмотреть философскую основу данного института, которой является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании прав человека в их соотношении с государством[3].
Наиболее подробно идейно-теоретические основы прав и свобод человека описываются в работах ученых XVII-XIX вв. В этот период в Западной Европе происходила ломка феодальных и становление буржуазных отношений, распространялись идеи гражданского общества. В.Н. Жуков пишет: «В основе обоснования гражданского общества лежали положения о свободе, самоценности личности независимо от ее природных или профессиональных особенностей»[4].
Современные представления о содержании неотъемлемых прав и свобод человека отражают интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением имевших место в прошлом различных форм угнетения людей. Политической и правовой наукой ныне в качестве неотъемлемых признается широкий комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. В концентрированном виде они изложены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Декларацию дополняют еще четыре документа ООН, придающие ей юридическую силу: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу 3 января 1976 г., ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (действует с 23 марта 1976 г., ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.) и два факультативных протокола к последнему. Взятые все вместе, они составляют документ, известный под названием Международный билль о правах человека. К реальному обеспечению и неукоснительному соблюдению закрепленных в нем прав и свобод человека призваны стремиться все государства, если они действительно желают стать правовыми.
Наука и практика в разное время отлично друг от друга разрешала некоторые проблемы, связанные с реализацией права граждан и юридических лиц требовать по суду опровержения порочащих их сведений. Качественные изменения гражданского законодательства России заставляют по-новому исследовать особенности судебной и иной защиты упоминаемых благ в случае их умаления путем распространения о конкретном лице не соответствующей действительности и порочащей информации.
Понятие «репутация» в разных отечественных литературных источниках в разное время имело различные оттенки. Так, до 1990-х гг. это определение носило в основном нравственно-эмоциональную окраску, и словосочетания, в которых имелось слово «репутация», употреблялись преимущественно в беллетристике и относились к отдельным личностям или группам людей. Так, Большая Советская энциклопедия (1955, изд. 2-е, т. 36, с. 672) определяет его следующим образом: «...репутация - преобладающее в определенной общественной среде мнение об отдельном лице или о группе, коллективе людей». Словарь иностранных слов определял понятие «репутация» как «...создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо, чего-либо, общественная оценка»[5].
Справочная литература конца 1990-х гг., которая, как правило, уже содержала достаточно формализованные формулировки, применительно к понятию «деловая репутация» представляла такие определения, как степень доверия клиентов, уровень доброжелательности во взаимоотношениях с партнерами, показатель взаимности и т.д. Понятие «деловая репутация научного учреждения (НИИ, КБ)» носило литературную окраску и не нуждалось в количественных характеристиках, в том числе и в денежном выражении.
Термин «моральный вред» в отечественном законодательстве впервые появляется в 1961 г. (в ст. 53 УПК РСФСР) в качестве одного из оснований для признания лица потерпевшим от преступления. Но советское законодательство не предусматривало права на компенсацию морального вреда. В советской правовой науке господствовало мнение, что моральный вред лишен экономического содержания, т.к. моральные потери не могут быть оценены в денежном выражении, и поэтому моральный вред не может быть компенсирован в денежной форме[6]. Впервые право на возмещение морального вреда, причиненного гражданскими правонарушениями, было предусмотрено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными Постановлением Верховного Совета СССР от 31.05.1991[7]. Формирование механизма материальной компенсации морального вреда и определение условий ответственности за его причинение было закреплено в 1990 г. в ст. 39 Закона СССР от 12.06.1990 № 1552-1 «О печати и других средствах массовой информации»[8].
Современная эпоха принесла в наше общество новые социально-экономические отношения, обусловленные переходом экономики страны на рыночные отношения. Одновременно в научно-методическом обороте в области социально-экономических отношений появилось много новых понятий и слов, ранее совершенно неизвестных нашим гражданам: инновации, менеджмент, бизнес-план, маркетинг, моральный вред, деловая репутация и т.д. При этом оказалось, что для разъяснения этих понятий, лавиной обрушившихся на головы людей, оказалось недостаточным использование ранее изданных словарей и энциклопедий. Также оказалось, что современные специальные (в области экономико-правовых отношений) издания не содержат достаточно обоснованных, корректных способов количественной оценки таких понятий. Определенные особенности возникают в случае использования этих новых понятий в сфере экономико-правовых отношений. Дело в том, что в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами такие понятия, как стоимость интеллектуальной собственности, денежная компенсация морального вреда, деловая репутация уже введены в официальные документы судопроизводства, бухгалтерского учета, другой отчетности в качестве количественных характеристик, имеющих денежное выражение.
Итак, на протяжении XX в. наше национальное цивильное право от признания необходимости защиты таковых благ переходило к общегосударственному умалению их социального значения, отдавая приоритет политическим интересам государства. Требования разумного и достаточного соотношения личного и общественного обусловило вновь гражданско-правовой подъем уже новых общественных отношений, связанных с признанием права на защиту указанных благ в гражданском порядке.
[1] Тычинин С.В., Карагодина Н.П. Обязательства вследствие причинение вреда чести и достоинству личности в законодательстве Древней Руси // История государства и права. - 2010. - № 3. - С. 12.
[2] Смирнов С.Н., Смирнова А.А. Правовая охрана чести и достоинства личности в России в XVII – начале ХХ в. // Вестник Московского университета МВД России. - 2007. - № 6. - С. 158.
[3] Телегина И.В. Честь и достоинство как правовые категории // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2007. - № 28. - С. 75.
[4] Жуков В.Н. Право как этическая ценность // Право и государство: теория и практика. - 2010. - № 3. - С. 7.
[5] Цит. по: Тюленев И.В. Особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации при распространении сведений в произведениях художественной литературы // Образование. Наука. Научные кадры. - 2008. - № 4. - С. 2.
[6] Романовская Л.Р. Правовые средства защиты чести и достоинства личности: история и современность // Юридический мир. - 2009. - № 7. - С. 57.
[7] http://www.consultant.ru.
[8] Ведомости СНД и ВС СССР. - 1990. - № 26. - Ст. 492.
|