Воскресенье, 24.11.2024, 16:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 58
Гостей: 58
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие административной ответственности

Административная ответственность – это предусмотренная административно – правовыми нормами обязанность физического либо юридического лица претерпевать конкретные неблагоприятные последствия личного либо имущественного характера в результате совершения административного правонарушения.

Правовая основа административной ответственности базируется на Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях[1] и законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основанием административной ответственности в самом общем виде выступает административное правонарушение согласно принципу: без административного правонарушения нет административной ответственности. Но более чётко основания административной ответственности определяются следующим образом:

- административное правонарушение (фактическое основание);

- норма права, которая закрепляет возможность применения административной ответственности за такое правонарушение (нормативное основание);

- правоприменительный акт, направленный на конкретизацию вопросов применения административной ответственности (процессуальное основание)[2].

Административная ответственность является государственным принуждением. Оно получает выражение в возможности применения наказания по отношению к правонарушителю.

Административным правом предусматривается в качестве средств обеспечения исполнительно – распорядительных отношений несколько видов государственного принуждения. Сюда относятся предупредительное принуждение, пресекательное принуждение, меры восстановительного принуждения, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, меры административной ответственности. Каждый из вышеперечисленных видов принуждения обладает своим назначением. Предупредительные меры направлены на предупреждение правонарушений, устранение условий, которые способствуют их совершению. Восстановительные и пресекательные средства непосредственно восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение. Это средства прямого побуждения к обеспечению правопорядка. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях направлены на выяснение истины при рассмотрении дел об административных правонарушениях и представляют гарантию вынесения справедливого решения по делу.

Все вышеперечисленные виды мер административного принуждения выступают в качестве конкретных ограничений, запретов, обязанностей, которые направлены на обеспечение правового порядка, и лишь меры административной ответственности представляют собой наказание субъекта виновного в совершении правонарушения[3]. То есть административную ответственность можно охарактеризовать как карательное государственное принуждение, цель которого заключается в наказании.

Основание административной ответственности представляет административное правонарушение. КоАП РФ определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического либо юридического лица, за которое Кодексом либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Объект административного правонарушения представляет устойчивое функционирование конкретной группы общественных отношений. Для этой группы общественных отношений характерны следующие черты:

- организационно-властные отношения, одним из участников которых является орган исполнительной власти. Такие отношения складываются между организационно не соподчиненными субъектами. Содержанием таких отношений выступают субъективные права и юридические обязанности участников по реализации властного предписания;

- эти отношения носят односторонний характер. Орган исполнительной власти наделен полномочием принимать властное предписание, а иной участник отношения несет обязанность по исполнению данного предписания;

- данные отношения имеют публично-правовой характер.

По смыслу Конституции РФ федеральное административное и административно-процессуальное законодательство обладает форму закона; субъектами РФ могут издаваться не только законы, но и иные акты. Но это не исключает того, что форма данного правового акта субъектов РФ может получить конкретизацию в федеральном законе либо законе субъекта РФ, сохраняя самостоятельный вид правового акта, который отличается от закона. Подобная позиция основывается на законодательстве о правовом статусе субъектов РФ[4].

Законодательство РФ об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых согласно ей законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Иные законы РФ об административных правонарушениях издаются лишь в порядке внесения изменений и дополнений в КоАП РФ и не могут обладать прямым воздействием.

Законодательство об административных правонарушениях направлено на урегулирование административной ответственности за совершение административных правонарушений, являющихся ключевым понятием во всём его содержании.

КоАП РФ является Федеральным законом. Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.; введен в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ, структура его содержания не имеет аналогов. В нем пять разделов:

1. Общие положения. Они содержат правовые нормы, направленные на урегулирование общих вопросов административной ответственности. Они являются основами самостоятельного правового института административной ответственности с присущими ей особенностями. Здесь определяются система; задачи; принципы законодательства об административных правонарушениях; предметы ведения РФ и субъектов РФ в области данного законодательства; его действие; понятие административного правонарушения как основания административной ответственности, его субъекты; понятие, виды и сущность административных наказаний, общие правила их назначения.

2. Особенная часть. Здесь дается классификация административных правонарушений с указанием определенных видов наказания за их совершение.

3. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. В этом разделе систематизированы нормы, закрепляющие систему субъектов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, подведомственность им дел и их компетенцию.

4. Производство по делам об административных правонарушениях. В данном разделе определяются задачи и принципы производства, участники производства, их права и обязанности, стадии производства.

5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. В данном разделе сосредоточены правовые нормы, которые определяют как общие начала производства по исполнению постановлений об административных наказаниях, так и по исполнению постановлений о назначении конкретных административных наказаний.

КоАП РФ относит к ведению РФ установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, которые имеют федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, которые предусматриваются федеральными законами и другими правовыми актами РФ;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о наложении административных наказаний;

6) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных ст. 28.3 КоАП РФ.

КоАП РФ определяет в соответствии с:

а) законодательством о судебной системе подсудность дел об административных правонарушениях судам;

б) законодательством о защите прав несовершеннолетних подведомственность таких дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) установленной структурой федеральных органов исполнительной власти подведомственность дел федеральным органам исполнительной власти.

К ведению субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях КоАП РФ относит: установление законами субъектов РФ об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и других нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органом местного самоуправления; организацию производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 КоАП РФ; создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; регулирование законами субъектов РФ иных вопросов в соответствии с КоАП РФ.

Законами субъектов РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов РФ по решению вопросов: создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ; определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, с передачей для их осуществления материальных и финансовых ресурсов. В случаях наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.

В случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами РФ, а также при осуществлении муниципального контроля.

В соответствии с КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность как физических, так и юридических лиц. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории РФ, подлежит административной ответственности согласно КоАП РФ или законом субъекта РФ об административном правонарушении. Лицо, совершившее административные правонарушения за пределами РФ, подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

 

[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.11.2016) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1

[2] Душакова Л.А. Административное право: учебно-методический комплекс/ Душакова Л.А., Чепурнова Н.М. М.: Евразийский открытый институт, 2013.С. 97 — 422 c.

[3] Административное право: учебник для бакалавров/ Э.Г. Липатов [и др.]. М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016.С. 196 456 c.

[4] Алехин А.П. Административное право России. Общая часть: учебник для вузов/ Алехин А.П., Кармолицкий А.А. М.: Зерцало-М, 2016.С. 379 480 c.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (04.02.2018)
Просмотров: 289 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%