Воскресенье, 24.11.2024, 16:57
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Дисциплинарная ответственность военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел

Статья 2.5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания» изменена как в своем названии, так и в содержании. До внесения в нее изменений Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»[1] она называлась так: «Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов».

Данная норма определяет основания привлечения военнослужащих и лиц, которые имеют специальные звания, к дисциплинарной или административной ответственности, в зависимости от вида объекта противоправного посягательства. При существующем подходе за одинаковые по своей объективной стороне деяния специальные субъекты привлекаются к административной или дисциплинарной ответственности, а нормативно закрепленная замена одного вида ответственности другой из названия ст. 2.5 КоАП РФ не просматривается.

Нужно акцентировать внимание и на то обстоятельство, что в КоАП РФ не имеется законодательных возможностей для привлечения военнослужащих к административной ответственности за нарушение законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Соответственно, административная ответственность военнослужащих наступает не за все совершенные ими административные правонарушения, и в ряде случаев представляет ограниченную. В результате этого возникает так называемая проблема «подмены» административной ответственности военнослужащих дисциплинарной, что в общем то не соответствует закрепленному в ч. 1. ст. 1.4 КоАП РФ принципу равенства всех перед законом «вне зависимости от их должностного положения». Вместе с тем, предоставление некоторых иммунитетов при привлечении военнослужащих к ответственности за совершенные административные правонарушения не освобождает их от ответственности вообще.

Нормативной основой дисциплинарной ответственности военнослужащих являются положения федеральных законов, подзаконных нормативных актов, которые определяют статус военнослужащих и требования воинской дисциплины, а именно - Главы III Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 (ДУ ВС РФ), а также основанные на федеральном законодательстве, подзаконных и локальных нормативных правовых актах нормы, которые устанавливают порядок прохождения военной службы или внутренний порядок военного учебного заведения. Кроме того, отдельные вопросы привлечения к ответственности военнослужащих системы ФСБ России регулируются ст. 16.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»[2], которым внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в части, касающейся юридической ответственности, уточнены виды дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим, детально регламентирован институт дисциплинарного ареста, налагаемого исключительно в судебном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»[3]. Предметом правового регулирования закона ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» являются общественные отношения, которые связаны с применением и исполнением дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих. Закон определяет правовое положение участников судебного рассмотрения дела, а также закрепляет процесс рассмотрения дела и его пересмотра. Названным актом также урегулирована процедура исполнения постановления судьи гарнизонного суда о дисциплинарном аресте военнослужащего.

В вопросах регулирования дисциплинарной ответственности военнослужащих так же имеются довольно большие разночтения. Стоит отметить, что ст. 28 УВС РФ закрепляет правило, что военнослужащие за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. Исключение представляют административные правонарушения, за которые на них возлагается ответственность на общих основаниях (их виды определены в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ). Соответственно, нормы ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ опосредуют аналогичные положения военно-дисциплинарного законодательства. Но военнослужащий либо гражданин, который призван на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), которое выражается в нарушении воинской дисциплины, которое согласно законодательству Российской Федерации не влечет за собой уголовной либо административной ответственности (ч. 1 ст. 28.2 ФЗ «О статусе»). Соответственно, исходя из общего правила дисциплинарная ответственность военнослужащего не предполагает наступление за это же деяние ответственности административной или уголовной, а дисциплинарная ответственность в силу существующих законодательных положений представляет доминирующую по отношению к административной.

Анализ существующих норм КоАП РФ показывает, что в ряде случаев для виновных все-таки возможно наступление и административной и дисциплинарной ответственности одновременно в условиях их конкуренции, которая обусловлена видом субъекта, возбуждающего соответствующее производство - по делу об административном правонарушении либо дисциплинарное[4]. В частности, ст. 12.32 КоАП РФ закрепляет возможность привлечения соответствующих воинских должностных лиц к административной ответственности за допуск к управлению транспортным средством водителя, который находится в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством. За совершение этого же деяния при получении соответствующих материалов (сведений) соответствующее воинское должностное лицо будет привлечено к ответственности в дисциплинарном порядке.

Действующее законодательство не исключает наступление дисциплинарной ответственности военнослужащих за совершение ими таких административных правонарушений, которые могут быть квалифицированы также как грубые дисциплинарные проступки. Различия здесь, как правило, проводятся по объекту противоправного посягательства. Перечень таких деяний опосредован положениями ч. 2 ст. 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих». Сюда можно отнести нарушение правил управления транспортными средствами либо их эксплуатации, которое повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Грубое нарушение представляет исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения. Дискуссионным является включение в этот перечень совершение административного правонарушения, за которое военнослужащий либо гражданин, который призван на военные сборы согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, несет дисциплинарную ответственность (то есть это любое административное правонарушение, за которое он не может быть привлечен к административной ответственности на общих основаниях). Соответственно в таких случаях военнослужащий может скрыть свой особый статус, дабы избежать возможности привлечения к дисциплинарной ответственности и дальнейших негативных последствий по службе.

Соответственно, проблематичным является только решение вопроса о выборе вида ответственности для военнослужащих за административные правонарушения которые совершаются ими при исполнении ими служебных обязанностей, за которые они должны нести административную ответственность на общих основаниях, а также когда формально административное правонарушение обладает признаками грубого нарушения воинской (служебной) дисциплины.

Сотрудники органов внутренних являются специальными субъектами административной ответственности, так как им присваиваются специальные звания полиции, юстиции и внутренней службы, из этого следует что к ним применяется особый порядок привлечения к административной ответственности, урегулированный ч. 1. ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Исходя из общего правила, в случае совершения сотрудником органов внутренних дел административного правонарушения, административная ответственность заменяется дисциплинарной. Законодатель в ч. 2. ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень составов административных правонарушений, по которым вышеназванная категория лиц несет административную ответственность на общих основаниях.

Таким образом, одним из оснований дисциплинарной ответственности служащих правоохранительной службы выступает административное правонарушение.

Главное в характеристике любого вида юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и т.д.) является её юридическое основание, которое придаёт ей суммарность специфических качеств[5]. Фактическое основание для привлечения к административной ответственности представляет правонарушение особого рода, а именно административное правонарушение. Основание дисциплинарной ответственности заключается в нарушении служебной дисциплины (дисциплинарный проступок).

Вопрос о выборе вида дисциплинарного взыскания при замене административной ответственности дисциплинарной (в порядке исключения, предусмотренного ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), разрешает начальник (командир) подразделения. Но в результате недостаточной правовой регламентации данной области служебных правоотношений, он должен действовать, исходя из собственного административного усмотрения, которое, как известно, может быть довольно широким (от устного замечания до увольнения со службы в органах внутренних дел), в силу чего, создается возможность применения как чрезмерно мягкого, так и чрезмерно жесткого наказания.

 

[1] Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 04.12.2006 № 203-ФЗ (ред. от 08.11.2011, с изм. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 11.12.2006, № 50, ст. 5281

[2] Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 04.12.2006 № 203-ФЗ (ред. от 08.11.2011, с изм. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 11.12.2006, № 50, ст. 5281

[3] Федеральный закон «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» от 01.12.2006 № 199-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 04.12.2006, № 49 (1 ч.), ст. 5089

[4] Кондратьев С.М. Механизм дисциплинарной и административной ответственности военнослужащих // Военное право. 2015. № 3. С. 88

[5] Мальцев Е.П. Особенности дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел (полиции) за административные правонарушения // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2016. № 1-1. С. 206

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (05.02.2018)
Просмотров: 359 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%