В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[1] должностными лицами таможенных органов выступают граждане Российской Федерации, замещающие в соответствующем законодательном порядке должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации. Государственные гражданские служащие таможенных органов проходят службу согласно Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2], предусматривающим специальную дисциплинарную ответственность за нарушение служебной дисциплины.
Сотрудники таможенных органов проходят правоохранительную службу в соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[3], в котором также предусматривается перечень дисциплинарных взысканий за нарушение служебной дисциплины.
Содержание служебной дисциплины для сотрудников таможенных органов определяется в Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации, который утвержден Указом Президента РФ от 16.11.1998 № 1396: «Служебная дисциплина заключается в строгом выполнении всеми сотрудниками таможенных органов должностных обязанностей, которая устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной таможенной службы, правилами внутреннего распорядка в таможенном органе, должностными инструкциями сотрудников, приказами начальников таможенных органов, а также условиями контракта о службе в таможенных органах. Служебная дисциплина базируется на соблюдении каждым сотрудником Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, на сознательном исполнении служебного долга, а также на личной ответственности сотрудников за экономическую безопасность Российской Федерации» [4].
Особая роль в обеспечении служебной дисциплины отводится начальнику таможенного органа. Обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины урегулирована Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ[5]. В п. 7 Дисциплинарного устава указывается, что на начальника таможенного органа возлагается персональная ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе, которым он руководит.
Дисциплинарный устав таможенной службы РФ не только закрепляет определение служебной дисциплины, но также раскрывает сущность служебной дисциплины в таможенных органах через положения об основах ее соблюдения и средствах обеспечения. Вспомогательная роль в обеспечении служебной дисциплины возлагается на выборные общественные органы, которые представляют собрания сотрудников таможенных органов. Возможность их создания предусматривается ст. 31 Закона № 114- ФЗ[6]. Подобные собрания сотрудников предусматриваются также в системе органов внутренних дел.
В п. 17 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ дано определение дисциплинарного проступка, как виновного неисполнения либо ненадлежащего исполнения сотрудником возложенных на него должностных обязанностей[7]. Для дисциплинарного проступка характерно неисполнение служащим (работником) должностных (трудовых) обязанностей, которые предусматриваются трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, положениями о дисциплине, должностными инструкциями и регламентами, вытекающими из служебного контракта (трудового договора), заключенного служащим (работником) с определенной организацией. Дисциплинарный проступок отличается противоправным характером, а также умышленное либо неосторожное виновное действие служащего (работника) организации. Стоит заметить, что ненадлежащее виновное неисполнение работником трудовых обязанностей может быть одновременно и дисциплинарным проступком, и административным правонарушением. В частности, в случае нарушения водителем при исполнении трудовых обязанностей правил дорожного движения, повлекшим аварию. В таком случае он может быть привлечен работодателем к дисциплинарной ответственности, а специально уполномоченными органами государства может быть привлечен к административной ответственности.
Содержание дисциплинарного проступка, как и любого иного правонарушения, предполагает наличие суммарности соответствующих юридических признаков (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона)[8]. Объект дисциплинарного проступка представляют общественные отношения, которые складываются при осуществлении того либо другого вида государственной деятельности в таможенной области. В частности, это определенные обязанности должностных лиц таможенных органов (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей) либо их правомочия (неосуществление или превышение).
Объективная сторона дисциплинарного проступка в таможенной области включает: противоправное деяние (действие или бездействие), которое посягает на служебную дисциплину в таможенных органах; причинение вреда государственной таможенной службе; наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями.
Субъект дисциплинарного проступка представляет физическое лицо (государственный гражданский служащий, сотрудник, должностное лицо) таможенного органа, который допустил нарушение служебной дисциплины.
Субъективная сторона дисциплинарного проступка заключается в суммарности признаков, которые характеризуют личное отношение нарушителя к своему деянию и к возможным вредным последствиям. Вина выступает основным признаком. В самом определении дисциплинарного проступка имеется указание на вину гражданского служащего либо сотрудника таможенного органа. Умышленным выступает такое волевое поведение сотрудника (работника, государственного гражданского служащего), при котором он сознает противоправный характер своего деяния, предвидит вредные последствия и допускает их наступление либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет место в том случае, когда лицо не предвидит вредных последствий своего поведения, но могло и должно было их предвидеть.
Для привлечения к дисциплинарной ответственности гражданского служащего либо сотрудника таможенного органа довольно самого факта нарушения служебной дисциплины, даже если вредные последствия явно не выражены.
[1] Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Собрание законодательства РФ, 29.11.2010, N 48, ст. 6252
[2] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.08.2016) // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215
[3] Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. № 30, ст. 3586
[4] Указ Президента РФ «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» от 16 ноября 1998 г. № 1396 // Собрании законодательства Российской Федерации от 23 ноября 1998 г., № 47, ст. 5742
[5] Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. № 30, ст. 3586
[6] Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. № 30, ст. 3586
[7] Указ Президента РФ «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» от 16 ноября 1998 г. № 1396 // Собрании законодательства Российской Федерации от 23 ноября 1998 г., № 47, ст. 5742
[8] Кузьмина В.Е. Дисциплинарная ответственность должностных лиц таможенных органов: актуальные вопросы правоприменительной практики // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 42. С. 268 - 276
|