Дисциплинарная ответственность выступает в применении мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, которые не преследуются в уголовном порядке[1].
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное наказание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего предоставления объяснения в письменной форме. При получении отказа от государственного служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Так, при применении дисциплинарного взыскания нужно проведение служебной проверки для установления всех обстоятельств проступка, что представляет важное условие принятия объективного решения представителем нанимателя и в то же время выступает как гарантия защиты прав гражданского служащего. Полностью, объективно и всесторонне устанавливаются:
- факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
- его вина;
- причина и условия, которые способствовали совершению им дисциплинарного проступка, мотивы его совершения;
- характер и размер вреда, который причинён им в результате дисциплинарного проступка;
- обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданским служащим о проведении служебной проверки в случае, когда она проводилась в связи с таким заявлением.
Дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Устно объявляются замечание и выговор. К грубым проступкам относятся: прогул, нахождение на службе в состоянии алкогольного, наркотического или другого токсического опьянения, совершение незаконного деяния, повлекшего нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и здоровью людей, утрата закрепленного оружия и т.д.
Стоит заметить, что в отличие от законодательства о военной службе, законодательство о гражданской службе никаких особенностей применения такого взыскания, как предупреждение о неполном должностном соответствии, не предусматривает. Вместе с тем, исходя из самого его названия, оно должно применяться к тем гражданским служащим, которые не полностью соответствуют замещаемой должности. В результате этого возникает закономерный вопрос: почему дисциплинарное взыскание в виде неполного должностного соответствия автоматически снимается через год?[2] Если гражданский служащий в момент наложения дисциплинарного взыскания не в полной мере соответствует замещаемой должности, то нет гарантии, что через год он будет ей соответствовать. Соответственно было бы уместно внести поправку в ст. 58 ФЗ «О государственной гражданской службе», согласно которой гражданские служащие, к которым применялось дисциплинарное взыскание в виде неполного должностного соответствия, по истечении года (или ранее, по инициативе представителя нанимателя) направлялись бы на внеочередную аттестацию, в ходе которой решался бы вопрос о последующей судьбе гражданского служащего в соответствии с положениями ст. 48 ФЗ «О государственной гражданской службе».
Дисциплинарная ответственность гражданских служащих представляет возложение на них законодательно установленной обязанности по соблюдению требования дисциплины, общественного порядка, а в случае нарушения данных требований (совершение дисциплинарного проступка) - понести ответственность за неблагоприятные последствия своего противоправного поведения в виде мер дисциплинарной ответственности (дисциплинарных взысканий), которые имеют право налагать только компетентные лица органов государственного управления[3].
Таким образом, дисциплинарные взыскания, которые рассматриваются в отношении государственных гражданских служащих, несомненно, обладают своей спецификой, связанной с особым родом деятельности этой категории лиц. С помощью разных видов дисциплинарных взысканий государство контролирует деятельность государственных гражданских служащих, а также следит за правомерным исполнением обязанностей, которые возлагаются на них. Нормы дисциплины, которые законодательно предусмотрены, направлены на урегулирование служебной деятельности гражданских служащих, а также затрагивает и отдельные стороны поведения служащих вне службы.
[1] Волкова В.В. Государственная служба: учебное пособие/ Волкова В.В., Сапфирова А.А. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.С. 155
[2] Швенко А.М. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: проблемы теории и практики // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета, 2015, Т.2, № 12,С. 186
[3] Очаковский В.А., Крутова Я.А., Жукова Н.А. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Полематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 99. С. 1349
|