Честь, достоинство и деловая репутация относятся к нематериальным благам, поэтому прежде всего рассмотрим существо нематериальных благ как института гражданского права.
Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, - то, ради чего возникает само правоотношение. Субъективное право открывает перед его обладателем возможность чем-то владеть, пользоваться, распоряжаться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других. Все это подпадает под понятие объекта. Обязанность призвана обеспечивать осуществление данного права, а следовательно, нормальное функционирование правового отношения в интересах управомоченного и государства в целом. Человек как таковой может быть лишь субъектом, но не объектом права и правоотношений[1].
«Как общественная связь между людьми, устанавливающаяся в результате их взаимодействия, гражданское правоотношение может воздействовать только на поведение человека»[2]. Поэтому в качестве объекта гражданского правоотношения выступает поведение его субъектов, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага.
В личном неимущественном правоотношении в качестве объекта выступает поведение сторон, направленное на различного рода нематериальные блага, такие, как честь, достоинство и деловая репутация, имя человека, наименование юридического лица и т.д. Однако в любом гражданском правоотношении объект представлен поведением его участников, направленным на какие-либо блага, способные удовлетворять потребности человека.
Важно разобраться, что такое неимущественные блага. Имущественные блага прежде всего - вещественные блага, находящиеся во владении, пользовании и распоряжении у граждан и юридических лиц. Некоторые авторы считают, что неимущественные блага включают в себя «как материальные (т.е. имеющие вещественное содержание, например, здоровье как целостность организма человека, окружающая среда), так и нематериальные (например, имя) блага»[3]. Однако с этой позицией согласиться нельзя. Характер вредных изменений и охраняемых законом общественных отношений весьма разнообразен. Его можно классифицировать по различным признакам. Наиболее общей классификацией, имеющей важное значение для правового регулирования, является деление всех вредных последствий противоправного посягательства на имущественные (материальные) и неимущественные (нематериальные). К неимущественным последствиям следует относить политические, общественные, моральные, физические и т.п.[4].
Определить границу между имущественными и неимущественными благами можно, выделив ряд признаков неимущественных благ. Можно отметить их неэкономический характер, т.е. отсутствие точного, а часто и приблизительного денежного эквивалента. Оценка данной категории благ зависит от различия приоритетов людей и сложности организации рынков неимущественных благ. Особенностью данных благ является их невещественный характер: большинство из них (за исключением здоровья, окружающей среды) не имеют материальных свойств.
Неисчерпывающий перечень личных неимущественных благ дан в ст. 150 ГК РФ: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства. Следует отметить, что указанный список благ не является однозначно зафиксированным и не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод личности (п. 1 ст. 55 Конституции РФ).
Среди особенностей неимущественных благ непосредственно в законе (ст. 150 ГК РФ) выделены их нематериальный характер, неотчуждаемость и непередаваемость иным способом. По смыслу действующего законодательства ст. 150 ГК РФ понятием «неимущественные блага» охватываются и неимущественные права. Заслуживает внимания подход к понятию «неимущественные блага» М.Н. Малеиной. Она разделяет нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, имя и др.) и личные неимущественные права, объектами которых нематериальные блага не являются (право авторства, право на авторское имя и др.)[5].
Учитывая неотчуждаемость и непередаваемость прав, можно заключить, что законодательство не допускает использования неимущественных благ в качестве объектов купли-продажи, мены, дарения, ренты, аренды, найма, займа, кредита. Исключением из общего правила являются личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, которые могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. В данной норме усматривается прецедент отчуждения личных неимущественных благ непосредственно от человека[6].
Для демократического правового государства существует набор сущностных критериев. В частности, такими критериями являются надлежащие гарантии личных неотчуждаемых прав граждан: на доброе имя, на свободу совести и свободу высказываний, свободу получения информации и многие другие. Но весьма часто злоупотребление лицом правом на свободу высказываний и свободу распространения информации может серьезно ущемить естественное право третьих лиц на доброе имя. Особенно это опасно, когда правом злоупотребляет средство массовой информации - субъект, профессионально занимающийся распространением сведений. В таких случаях потерпевшему противостоит не социально равный субъект, а институция, профессионально занимающаяся сбором, соответствующей обработкой и последующим массовым распространением информации, со своей правовой службой и методами избежания ответственности за совершенный деликт. СМИ с энергией, заслуживающей лучшего применения, стараются лишить граждан, чьи права они уже нарушили, законно установленной «награды за слезы, муки и бессонные ночи», как весьма поэтично описал суть возмещения морального вреда дореволюционный адвокат, профессор С.А. Беляцкин[7].
Итак, особенностью нематериальных благ является их невещественный характер: большинство из них (за исключением здоровья, окружающей среды) не имеют материальных свойств. Природа таких нематериальных благ, как честь, достоинство и деловая репутация, практика их охраны и защиты свидетельствует об особом значении, которое им придает законодатель.
В юридической литературе выделяют следующие личные права и свободы: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь, неприкосновенность жилища, национальная принадлежность, свобода передвижений и места жительства, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова[8].
Личным неимущественным благом человека является его честь и достоинство. Граждане и организации нуждаются в том, чтобы их положение в обществе определялось в соответствии с теми качествами, которыми они в действительности обладают. Поведение человека в обществе, его трудовая и общественная деятельность, отношение к людям, к оценке собственного поведения и т.п. представляют собой определенное объективное общественное качество, которое воплощается в понятии чести.
Честь - это общественная оценка моральных и деловых качеств личности или коллектива. В неразрывной связи с понятием чести находится понятие достоинства. Если честь выражается в общественной оценке моральных и иных качеств личности, то достоинство представляет собой самооценку, т.е. осознание лицом своих качеств и своего положения в обществе в свете оценки, даваемой ему обществом. Распространение о гражданине ложных сведений в равной мере порочит его честь и достоинство. Однако достоинство гражданина может быть унижено одной лишь неприличной формой обращения с ним.
Право на личное достоинство. Под достоинством личности понимают осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенных нравственных и интеллектуальных качеств. Достоинство любого человека подлежит защите государством независимо от его социальной ценности. Эти положения изложены в ст. 21 Конституции РФ и получили развитие в ГК РФ. Как посягательство на достоинство личности Конституция РФ рассматривает медицинские, научные или иные опыты, проводимые без добровольного согласия лица.
Право на защиту своей чести и доброго имени. Честь и достоинство - тесно связанные между собой нравственные категории. Понятие чести обычно связывается с положительной оценкой личности, признанием ее моральных и социальных качеств другими лицами. Под достоинством личности принято понимать осознание самим человеком собственных нравственных и интеллектуальных качеств, своего положения в обществе, репутации[9].
Юридическое лицо может иметь права, связанные с обладанием нематериальными благами, указанными в ст. 150 ГК РФ, в том числе: 1) право на защиту деловой репутации (п. 7 ст. 152 ГК РФ); 2) право на компенсацию морального вреда (п. 7 ст. 152, ч. 4 ст. 1100 ГК РФ); и др. Право на защиту деловой репутации принадлежит также и гражданину – индивидуальному предпринимателю (ст. 152 ГК РФ).
ГК РФ, который в ст.ст. 150 - 152 гарантирует защиту деловой репутации, никак не определяет ее природу и содержание. Понимание сторонами и судом сущности такого нематериального блага необходимо для установления обстоятельств и последствий ее умаления ответчиком и определения применимых способов защиты, в том числе возможного состава и размера убытков. Однако до сих пор в практике применения указанных статей имеются разногласия и ведутся дискуссии.
В современной научной литературе, как и в судебной практике, существует несколько определений, которыми описывается сущность деловой репутации. Наиболее используемые: «сложившееся общественное мнение о профессиональных достоинствах и недостатках лица»[10]; «сопровождающееся оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании»[11]; «набор качеств и оценок, с которыми лицо ассоциируется в глазах своих клиентов, потребителей, контрагентов, поклонников (для шоу-бизнеса), коллег по работе и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности»[12]. Кроме того, деловая репутация связывается с понятием «клиентела», в которое входят отношения организации с контрагентами, установившиеся между ними деловые связи.
Ценность деловой репутации как гражданско-правового блага состоит в извлечении из «сложившегося положительного образа в глазах контрагентов, устойчивости деловых связей» определенной выгоды. При решении вопроса о взыскании убытков по делам о защите деловой репутации ключевым должен являться вопрос о том, какова правовая природа этой выгоды и соответственно какого рода ущерб наносится организации умалением этого блага.
Представляется, что в отношении юридического лица - как правовой фикции, созданной в целях участия в гражданском имущественном обороте - эта выгода в любом случае будет носить имущественный характер. Деловые связи и совершаемые в их рамках хозяйственные операции, исходя из общих принципов гражданского права, имеют конечной целью систематическое извлечение прибыли. Характер и постоянство таких связей обеспечивают организации возможность стабильного постоянного получения дохода в определенном объеме.
По мнению Е.А. Суханова, деловая репутация юридического лица целиком обусловлена его участием в имущественных отношениях[13].
В правовой литературе деловая репутация определяется как оценка деловых качеств лица в общественном мнении[14]. Деловая репутация представляет собой набор качеств и оценок, с которыми некое лицо ассоциируется в глазах своих клиентов, потребителей, контрагентов и др., персонифицируется среди других профессионалов в определенной сфере деятельности. По мнению М.Н. Малеиной, деловой репутацией может обладать не только предприниматель, но любой работающий гражданин[15]. Репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации.
Деловая репутация, будучи благом нематериальным, имеет и четкое количественное выражение. Так, в бухгалтерском учете она учитывается в составе нематериальных активов. При этом деловая репутация организации - это разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее имущества. При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.
Объектом нематериальных активов является положительная деловая репутация, которая рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю, и учитывается как доходы будущих периодов.
Право на защиту деловой репутации имеет важное значение для предпринимателя. Согласно ст. 61 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[16] Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов акций (долей) кредитной организации.
Так как понятия чести и достоинства характеризуют внутренний мир личности, «эти категории взаимно связаны, персонифицируют личность, неотделимы от нее, составляют ее важнейшие духовные блага»[17]. В случае умаления деловой репутации весьма возможна потеря работы. Не каждому человеку под силу удержать равновесие своих внутренних эмоций и баланс психофизического состояния в указанном случае, что непременно отразится и на его достоинстве. Умаление чести и достоинства человека и умаление его деловой репутации тесно связаны и оставляют не только мимолетный след в памяти человека, но зачастую оказывают пагубное влияние на его моральное и физическое состояние (заболевание, разлад в семье, разрыв с товарищами)[18].
Итак, для демократического правового государства существует некоторый набор сущностных критериев, которыми являются надлежащие гарантии личных неотчуждаемых прав граждан: на доброе имя, на свободу совести и свободу высказываний, свободу получения информации, честь и достоинство и многие другие. Честь и достоинство гражданина или коллектива в обществе не могут стать объектом имущественных прав. Личные неимущественные блага неотторжимы от личности. Они не могут быть предметом каких бы то ни было сделок. Право на защиту деловой репутации имеет особенно важное значение для предпринимателя. Ведь деловая репутация предпринимателей (индивидуальных и юридических лиц) - одно из условий их успешной деятельности.
[1] Рудый Н.К. Правовая характеристика чести, достоинства и репутации // Юрист. - 2008. - № 3. - С. 9.
[2] Поздникин П.Ю. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Актуальные вопросы // Бизнес в законе. - 2010. - № 4. - С. 16.
[3] Никитин Е. Моральный вред // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2007. - № 4. - С. 5.
[4] Басс М.А. Неимущественные права и нематериальные блага юридических лиц // Бизнес в законе. - 2008. - № 2. - С. 218.
[5] Малеина М.Н. Нематериальные блага и перспективы их развития // Закон. - 1995. - № 10. - С. 104.
[6] Середа Е.В., Разинков Д.Г., Ласточкина Н.И. Личные неимущественные права в системе прав гражданина // Юридическая мысль. - 2010. - № 1. - С. 83.
[7] Беляцкин С.А. Возмещение морального (неимущественного) вреда. - М.: Городец, 2005. - С. 14.
[8] Матвеев В. Философская парадигма прав и свобод человека и гражданина // Право и жизнь. - 2009. - № 6. - С. 32.
[9] Шишенина А.В. Понятия чести и достоинства граждан в современном обществе // Адвокат. - 2008. - № 10. - С. 115.
[10] Гражданское право: Учебник. В 4 т. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - С. 193.
[11] Кулиуш О.А. Честь, достоинство и деловая репутация бизнесмена // Бизнес в законе. - 2009. - № 2. - С. 173.
[12] Малеина М.Н. Указ. статья. - С. 106.
[13] Гражданское право: Учебник. В 4 т. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. - С. 199-200.
[14] Ворошилова А.В. Защита чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц в условиях современности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 2. - С. 182.
[15] Малеина М.Н. Указ. статья. - С. 107.
[16] Российская газета. - 13.07.2002; 11.02.2011.
[17] Смирнов О.М. Принцип уважения чести и достоинства личности в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2009. - № 5. - С. 144.
[18] Симанович Л.Н. Защита чести, достоинства и деловой репутации в суде//Российский судья.-2008.-№11. - С. 15.
|