При планировании развития коммунальной инфраструктуры необходимо в качестве отправной точки этого процесса рассматривать планы градостроительного развития каждой отдельно взятой территории города. Именно на основании данных планов необходимо сформировать прогноз спроса на коммунальные ресурсы, который в дальнейшем ляжет в основу формирования программ развития строительства источников генерации (производства) коммунальных ресурсов, а также развития сетевого хозяйства систем коммунальной инфраструктуры /40/. Планирование развития всей совокупности данных систем на соответствующей территории должно осуществляться в соответствии с нормами градостроительного законодательства и законодательства в сфере регулирования тарифов (а вернее, даже производственной и инвестиционной деятельности) организаций коммунального комплекса. Планирование развития систем коммунальной инфраструктуры является частью плана реализации генплана и также состоит из двух этапов, определенных Федеральным законом №210-ФЗ от 30.12.2004г «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
1) разработки и утверждения программы комплексного развития всех систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования;
2) подготовки и утверждения инвестиционных программ конкретных организаций коммунального комплекса, эксплуатирующих соответствующие системы коммунальной инфраструктуры в границах данного муниципального образования.
Реализация такого процесса на практике позволит решить проблему опережающего развития коммунальной инфраструктуры для нужд жилищного строительства.
Для обеспечения планирования развития систем коммунальной инфраструктуры в муниципальном образовании необходимо сделать определенные шаги.
Принципы формирования инвестиционных потребностей для развития коммунальной инфраструктуры с целью решения градостроительных задач
Для того чтобы определить наиболее эффективную систему развития коммунальной инфраструктуры необходимо ответить на ряд вопросов:
1 Кто несет ответственность за развитие коммунальной инфраструктуры
2 В чьей собственности должны находиться новые объекты коммунальной инфраструктуры
3 Каковы основные этапы развития коммунальной инфраструктуры для нужд нового строительства
4 Кто должен нести непосредственную ответственность за каждый этап
5 Каковы возможные источники финансирования развития коммунальной инфраструктуры для нужд нового жилищного строительства
Ответы на эти вопросы позволяют получить основу модели развития коммунальной инфраструктуры /51/.
Кто несет ответственность за развитие коммунальной инфраструктуры. Согласно действующему законодательству ответственность за развитие коммунальных систем лежит на органах местного самоуправления. Развитие коммунальной инфраструктуры является ключевым аспектом городского развития. Если муниципалитет не несет ответственности за развитие коммунальной инфраструктуры, то он не может осуществлять программы по городскому развитию. Следовательно, все работы по расширению коммунальных систем для нужд новых пользователей должны находиться под контролем муниципалитетов /22/.
В чьей собственности должны находиться новые объекты коммунальной инфраструктуры.
Новые объекты коммунальной инфраструктуры могут находиться как в частной, так и в муниципальной собственности. Однако необходимо, чтобы развитие коммунальной инфраструктуры осуществлялось организацией коммунального комплекса, которая будет в дальнейшем эксплуатировать эти участки коммунальной инфраструктуры. Например, если электрические сети города находятся в частной собственности, то их развитие должна осуществлять компания, эксплуатирующая данные сети. Если сети строятся застройщиком и остаются в его собственности, то это создает дополнительные проблемы при эксплуатации данных систем.
Каковы основные этапы развития коммунальной инфраструктуры для нужд нового строительства.
Для обеспечения объекта нового строительства коммунальными услугами необходимо решить три основные задачи:
строительство локальных (внутриплощадочных) инженерных сетей для подключения к инфраструктурным коммунальным системам;
инженерное обеспечение земельных участков под жилищное строительство необходимыми инфраструктурными коммуникациями (развитие магистральных и разводящих сетей для поставки ресурсов);
необходимое развитие и модернизация генерирующих мощностей для обеспечения ресурсами новых потребителей /23/.
Первая задача направлена на оборудование коммунальными объектами площадки застройки. Эти системы подключаются к инфраструктурным коммуникациям распределительным и магистральным сетям, по которым будут поставляться коммунальные ресурсы. Наконец, подключение новых пользователей может потребовать модернизации отдельных участков существующей коммунальной инфраструктуры (для повышения пропускной способности) и/или увеличения мощности (модернизация генерирующих мощностей, строительство новых водозаборов, очистных сооружений и т.д.).
Кто должен нести непосредственную ответственность за каждый этап?
Оптимальный с точки зрения сохранения целостности коммунальных систем способ распределений ответственности за решение трех основных задач развития и модернизации инфраструктуры для нужд нового строительства иллюстрирует таблица 1, а также собственности на вновь построенные объекты коммунальной инфраструктуры.
Таблица1–Распределение ответственности за развитие инфраструктуры
Задача
Исполнитель
Собственность
Строительство локальных (внутриплощадочных) инженерных сетей для подключения к инфраструктурным коммунальным системам
Застройщик
Общедолевая
Инженерное обеспечение земельных участков под жилищное строительство необходимыми инфраструктурными коммуникациями
Коммунальное предприятие
Муниципальная/частная
Необходимое развитие и модернизация имеющихся инфраструктурных коммунальных систем для обеспечения ресурсами новых потребителей
Коммунальное предприятие
Муниципальная/частная
Как видно из таблицы 1, основным исполнителем является коммунальное предприятие. Собственность на новые объекты формируется в зависимости от сложившейся структуры собственности на объекты коммунальной инфраструктуры в данном муниципальном образовании. Застройщик через продажу квартир передает собственность на локальные сети жильцам. Для обслуживания этих сетей жильцы нанимают компанию по управлению жильем.
Каковы возможные источники финансирования развития коммунальной инфраструктуры для нужд нового жилищного строительства. Существует три основных источника финансирования вышеперечисленных задач:
1) оплата застройщиками (покупателями жилья);
2) оплата всеми потребителями через включение соответствующих расходов в тарифы на коммунальные услуги;
3) оплата за счет средств бюджетов различных уровней власти, прежде всего муниципального.
В первом случае оплата может производиться путем перекладывания всех расходов по развитию и модернизации коммунальной инфраструктуры для нужд нового жилищного строительства на застройщиков. Это может быть осуществлено путем включения стоимости развития инфраструктуры в стоимость земельного участка под застройку либо через перевод застройщиком отдельного платежа коммунальному предприятию или муниципалитету.
Во втором случае все расходы по развитию коммунальной инфраструктуры включаются в тариф на коммунальные услуги. Таким образом, стоимость развития полностью перекладывается на существующих потребителей.
В третьем случае осуществляется прямое бюджетное финансирование. В результате ни застройщики, ни существующие потребители не платят за развитие коммунальной инфраструктуры.
Привлеченные средства (кредиты, целевые инвестиции и т.д.) также являются источником финансирования. Однако их возврат в любом случае будет осуществлен через один из вышеперечисленных источников, и поэтому привлеченные средства не рассматриваются в качестве основного источника финансирования /46/.
Принципиально важно отметить «комплексность» программы. Дело в следующем.
Во-первых, возможны альтернативные варианты развития систем коммунальной инфраструктуры. Самый простой пример, который в действительности имел место в нескольких крупных городах России, - различные варианты обеспечения отопления и горячего водоснабжения. Для этих целей можно использовать централизованное теплоснабжение. А можно подвести к строящемуся дому газ и установить в каждой квартире автономное отопление. Ясно, что эти решения должны быть взаимосвязаны, иначе будет построено то, что никому не будет нужно /24/.
Во-вторых, взаимосвязана и работа отдельных систем коммунальной инфраструктуры. Для того чтобы работала котельная, необходимо, чтобы у нее было топливо. Значит, к ней ко времени завершения ее строительства нужно подвести газопровод. Для того чтобы вода двигалась по трубам, нужны насосные станции, которые потребляют электричество. Значит, строительство трубопроводов должно синхронизироваться со строительством линий электропередачи к насосным станциям. Для того чтобы обеспечить дом горячей водой, предприятие водоснабжения должно подготовить и доставить к дому воду, а предприятие теплоснабжения должно иметь в достаточном количестве тепловую энергию для того, чтобы эту воду сделать горячей.
Поэтому комплексность развития всех систем коммунальной инфраструктуры чрезвычайно важна. Таким образом, основной целью программы является комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, а также модернизация оборудования и сетей организаций коммунального комплекса в целях повышения качества товаров (услуг), улучшения экологический ситуации. Для достижения поставленной цели программа должна предусматривать решение задачи по определению дополнительной нагрузки системы коммунальной инфраструктуры в результате строительства новых объектов недвижимости и реконструкции старых, и задач по развитию и модернизации систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
|