Среда, 27.11.2024, 21:43
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере законодательной власти

Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Как уже было отмечено выше, Президент имеет право законодательной инициативы и отлагательного вето. Разберем подробнее эти права.

Право законодательной инициативы представляет собой один из весомых рычагов влияния Президента Российской Федерации на политическую реальность – под этим правом подразумевается внесение в Государственную Думу законопроектов.

Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. С момента принятия Конституции Российской Федерации это право практикуется главой государства довольно широко. Для президента характерны законодательные инициативы, прежде всего по вопросам, касающимся государственного строительства, поскольку именно он отвечает за стабильное существование системы публичной власти, а также за ее совершенствование.

Право вето. Президент имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, т.е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием.

К сфере исключительной компетенции Президента Российской Федерации относится право роспуска Государственной Думы, предполагающее непосредственное воздействие главы государства на законодательный процесс, в этом плане это право можно рассматривать в контексте логического продолжения права вето.

Подписание Президентом принятого Федеральным Собранием закона – еще одна форма его участия в законодательной деятельности и завершающей стадии законодательного процесса.

Ежегодное послание Президента России – это особая разновидность официального политико-правового документа и относится к актам президента, а значит, может трактоваться как определенные полномочия Президента в законодательном процессе.

В целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, скорее направлены на осуществление полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер.

Исключительное законодательное право Президента – издавать указы и распоряжения. Кроме Президента РФ указы и распоряжения не могут издавать ни один из органов государственной власти.

Указы и распоряжения Президента – это властные акты, обязательные для исполнения на всей территории России.

Нормативные акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные указы Президента являются правовой базой издания Правительством его актов.

Часть первая статьи 90 Конституции РФ точно определяет виды актов, издаваемых Президентом страны, в которые облекаются его властные решения. Они могут быть нормативными и индивидуальными.

Нормативными являются те акты управления, содержащие в себе нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления, рассчитанные на длительный срок действия и не имеющие конкретного персонифицированного характера. В нормативных правовых актах управления находит свое выражение административное нормотворчество. В них конкретизируются нормы законов и других актов высшей юридической силы и определяются типовые правила поведения в сфере государственного управления. Этими актами закрепляется правовой статус органов исполнительной власти, определяется порядок совершения определенных действий и процедур государственно-управленческого характера, устанавливаются необходимые ограничения и запреты, а также регулируются другие вопросы государственно-управленческой сферы. Нормативные правовые акты управления являются одним из важнейших источников административного права.

Индивидуальным актам присущ правоприменительный характер. По своему юридическому содержанию – это распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. Конкретность таких волеизъявлений проявляется в том, что, во-первых, с их помощью решаются индивидуальные административные дела или вопросы, возникающие в сфере государственного управления; во-вторых, они персонифицированы.

Правовые акты управления издаются, как правило, в письменной форме. Однако, в отдельных случаях, допускается использование и конклюдентной формы, например, в военном управлении в случае устных приказов, поручений и в ряде других случаев, определенных законодательством.

В таком понимании этот вид юридических актов опосредует взаимоотношения между участниками управленческих отношений, точнее, между управляющей и управляемой сторонами, между субъектами и объектами управления.

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций Президента. Правовые акты Президента имеют следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, императивность.

Подзаконность акта управления означает, что издаваемый акт не должен противоречить требованиям действующих законодательных актов и должен издаваться в пределах компетенции Президента Российской Федерации.

Правовой характер актов управления означает их способность вызывать определенные юридические последствия. Эти последствия могут выражаться в установлении соответствующих правил поведения (норм) общего характера или затрагивать отношения, связанные с конкретными лицами.

Императивность акта управления связана с государственно-властными полномочиями Президента Российской Федерации и выражается в обязательности исполнения, независимо от желания исполнителей.

В этой связи весьма актуальной представляется проблема нормотворчества Президента Российской Федерации как одной из форм реализации его полномочий. Президент, участвуя в нормотворческом процессе, либо реализует свои властные полномочия главы государства самостоятельно и непосредственно, либо выступает как участник законодательного процесса, субъект права законодательной инициативы. Очевидно, что это две основных формы правотворческой деятельности главы государства, присущие ему в силу правового статуса.

Указы Президента занимают значительный удельный вес в общем массиве правовых актов: с момента введения в России института Президента их было издано свыше 20 тысяч, причем 75% из них – указы нормативного характера. Следует подчеркнуть, что многие из них посвящены различным сторонам организации и деятельности именно исполнительных органов государственной власти, то есть имеют управленческую направленность и содержат нормы административного права.

Конституция Российской Федерации относит Президента к числу субъектов права законодательной инициативы (часть 1 статьи 104): Президент вносит законопроекты в Государственную Думу (пункт «г» статьи 84), предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации (статья 134). Президент может внести проект любого федерального конституционного и федерального закона.

Наконец, Президент России в соответствии со статьей 107 и 108 Конституции Российской Федерации подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием законы, завершая, тем самым, законотворческий процесс. Без этого ни один закон не приобретает юридической силы.

Президент Российской Федерации обязан принятый федеральный закон в течение 14 дней с момента поступления к нему подписать с последующим обнародованием или отклонить, применив, так называемое, право вето. Если отклоненный Президентом закон будет одобрен в прежней редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Президент обязан подписать его в течение семи дней и обнародовать. Принятые федеральные конституционные законы не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации и подлежат подписанию в течение 14 дней после принятия и обнародованию.

Специфической формой участия Президента в законодательном процессе следует признать процедуру возвращения им в соответствующую палату Федерального Собрания принятого федерального закона без рассмотрения. Эта форма не предусмотрена Конституцией России, однако получила широкое распространение в практике Президента.

В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Он принимает, также, иные акты (письма, поручения, послания, запросы, обращения), которые, как правило, не содержат правовых норм, но являются официальными юридическими документами.

Правовые акты Президента могут издаваться в пределах его конституционных полномочий. Круг вопросов, которые могут в них затрагиваться, конкретно в законодательном порядке не установлен. Выявить их возможно лишь путем анализа компетенции Президента и текста Конституции Российской Федерации. Во-первых, в соответствии с ней, указы Президента не могут противоречить Конституции России, федеральным конституционным и федеральным законам (статья 90).

Таким образом, Президент Российской Федерации обладает широким кругом полномочий, которые реализуются посредством издания им правовых актов. В заключение можно добавить, что акты Президента Российской Федерации, как и все действующие нормативные акты Российской Федерации, нуждаются в систематизации. Указы и распоряжения необходимо обобщить и издать в виде отдельного сборника, что позволит устранить имеющиеся противоречия между актами главы государства, исключить их дублирование, и будет способствовать их большей согласованности.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (07.03.2017)
Просмотров: 243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%