Возникновение в мире такого института как президентства, было основано на поиске в США кардинально новых способов установления высшей государственной власти, которая могла бы предусматривать существование достаточно сильной исполнительной власти и одновременно могла бы полностью исключать возможность ее превращения в тиранию. Как полагалось первоначально, он осуществлял функции главы исполнительной власти, Президент США должен был сменить в сознании людей монарха ранее исполняющего эти функции, и вместо него исполнять функции главы государства. В настоящее время мы можем отождествить его с главой государства. Институт президентства, являлся как бы отрицанием монархии, и должен был ратифицировать республиканскую форму правления. Отличительными чертами этой формы правления можно назвать - выборность и срочность полномочий главы государства. Благодаря результативности и эффективному функционирования данного института в США он был распространен во всем мире.
Термин «президент» можно определить, как выборный глава государства. В связи с этим, во многих юридических науках понятие «президент» проецируется на понятие «институт президента». Что можно трактовать как комплекс государственно-правовых конституционных) норм, которые регулируют создание и функционирование власти президента.
Термин «глава государства» и «президент» имеют общие родовые корни для глав государств, как с республиканской, так и с монархической формой правления. Основными признаками понятия «президент» как указывалось выше можно назвать выборность и срочность полномочий. Вследствие различных моделей президентской власти в Конституцию были вписаны такие термины, как «глава государства» (термин используется в Беларуси, России), «глава исполнительной власти" (термин используется в США), «арбитр» (Франция), «высшее должностное лицо» (термин использовался в России с 1991 по 1993 годы). Но встречаются исключительные случаи, когда конституционный статус Президента не определен (данный случай можно наблюдать в ФРГ)[1].
Вопрос законного характера института президента России исключительно труден, и объем. На этой ключевой проблеме имеются различные мнения.
Каждый неопровержим: президент России — один из руководителей, которые преобладают и преобладают в политической системе страны, общества и в органе государственной власти механизма власти. И у законного характера президента есть трудная, консолидирующая и объединенная природа.
В институтах определенных случаев президента и главы государства собственно идентифицированы, или это значит только об особенностях главы государства, и институт президента удержан, политическое и юридическое характерное, точное обслуживание не идет. Реестр и место президента как один из ключевых основных государственных институтов организаций отсутствуют или заштрихованы.
Например, институт президента связывается с преимущественно функционированием института главы государства. Независимый, определенный реестр и место президента остаются где-нибудь в тени, не имеется определения института президента, его характеристик и особенностей. Все к сроку, институту "глав государства" уменьшенный, остается не отчетливым, который представляет такое определенное государственное появление как президент. Не имеется определения понятия "президента", его черта и качеств, полной особенности во многих конституциях заграницы.
В определенных случаях случай уменьшен для этого президентскую власть (вместо института президента) в республиках президентского вида всегда власть. Однако, такое обслуживание дальнее, это также не полно всесторонне не, характерные знаки и особенности открывают такой трудный правительственный орган, как президент.
Когда-нибудь. в предложении лекций после конституционного права вообще не касается места, реестра, уступки президента в иерархической системе правительства современной России.
Когда-нибудь. также не дает функциональную и структурную особенность президента России. Все уменьшено к описанию юридического статуса президента России.
Многочисленные выпуски продукции посвящены вопросам особенности законного характера государственных органов. Неопровержимо такие знаки и линии, как рассмотрены:
1 принимая) Вы представляете в этих организациях в органы государственной власти компетенции работать, интересы и от имени государства;
2) в организации государственной и повелительной власти;
3) собственной, определенной компетенции;
4) характерных форм для государственного органа и
Вопрос законного характера института президента России исключительно труден, и объем. На этой ключевой проблеме имеются различные мнения.
Каждый неопровержим: президент России — один из руководителей, которые преобладают и преобладают в политической системе страны, общества и в органе государственной власти механизма власти. И у законного характера президента есть трудная, консолидирующая и объединенная природа.
В институтах определенных случаев президента и главы государства собственно идентифицированы, или это значит только об особенностях главы государства, и институт президента удержан, политическое и юридическое характерное, точное обслуживание не идет. Реестр и место президента как один из ключевых основных государственных институтов организаций отсутствуют или заштрихованы.
Например, институт президента связывается с преимущественно функционированием института главы государства. Независимый, определенный реестр и место президента остаются где-нибудь в тени, не имеется определения института президента, его характеристик и особенностей. Все к сроку, институту "глав государства" уменьшенный, остается не отчетливым, который представляет такое определенное государственное появление как президент. Не имеется определения понятия "президента", его черта и качеств, полной особенности во многих конституциях заграницы.
В определенных случаях случай уменьшен для этого президентскую власть (вместо института президента) в республиках президентского вида всегда власть. Однако, такое обслуживание дальнее, это также не полно всесторонне не, характерные знаки и особенности открывают такой трудный правительственный орган, как президент.
Когда-нибудь. в предложении лекций после конституционного права вообще не касается места, реестра, уступки президента в иерархической системе правительства современной России.
Когда-нибудь. также не дает функциональную и структурную особенность президента России. Все уменьшено к описанию юридического статуса президента России.
Многочисленные выпуски продукции посвящены вопросам особенности законного характера государственных органов. Неопровержимо такие знаки и линии, как рассмотрены:
1 принимая) Вы представляете в этих организациях в органы государственной власти компетенции работать, интересы и от имени государства;
2) в организации государственной и повелительной власти;
3) собственной, определенной компетенции;
4) характерных форм для государственного органа и
Вопрос законного характера института президента России исключительно труден, и объем. На этой ключевой проблеме имеются различные мнения.
Каждый неопровержим: президент России — один из руководителей, которые преобладают и преобладают в политической системе страны, общества и в органе государственной власти механизма власти. И у законного характера президента есть трудная, консолидирующая и объединенная природа.
В институтах определенных случаев президента и главы государства собственно идентифицированы, или это значит только об особенностях главы государства, и институт президента удержан, политическое и юридическое характерное, точное обслуживание не идет. Реестр и место президента как один из ключевых основных государственных институтов организаций отсутствуют или заштрихованы.
Например, институт президента связывается с преимущественно функционированием института главы государства. Независимый, определенный реестр и место президента остаются где-нибудь в тени, не имеется определения института президента, его характеристик и особенностей. Все к сроку, институту "глав государства" уменьшенный, остается не отчетливым, который представляет такое определенное государственное появление как президент. Не имеется определения понятия "президента", его черта и качеств, полной особенности во многих конституциях заграницы.
В определенных случаях случай уменьшен для этого президентскую власть (вместо института президента) в республиках президентского вида всегда власть. Однако, такое обслуживание дальнее, это также не полно всесторонне не, характерные знаки и особенности открывают такой трудный правительственный орган, как президент.
Когда-нибудь. в предложении лекций после конституционного права вообще не касается места, реестра, уступки президента в иерархической системе правительства современной России.
Когда-нибудь. также не дает функциональную и структурную особенность президента России. Все уменьшено к описанию юридического статуса президента России.
Многочисленные выпуски продукции посвящены вопросам особенности законного характера государственных органов. Неопровержимо такие знаки и линии, как рассмотрены:
1 принимая) Вы представляете в этих организациях в органы государственной власти компетенции работать, интересы и от имени государства;
2) в организации государственной и повелительной власти;
3) собственной, определенной компетенции;
4) характерных форм для государственного органа и
И.Д. Хутинаевым был проведен анализ понятий «институт президента» и «правовой статус президента», что представляет для нас особый интерес. Он выделил первичность института президента и его больший объем нормативного содержания по сравнению с правовым статусом президента. В отличие от последнего институт президента определяет не только функционирование, но и избрание президента. На этой основе осуществляется вывод о том, что правовой статус - есть часть правового института, определяющая деятельность президента.
Очень значимым для понимания сущности института президентства является выявление основных черт, характеризующих этот институт. Б.П. Елисеев выделяет следующие:
• Президент является выборным главой государства, который в праве возглавлять исполнительную власть, или быть арбитром в системе разделения властей;
• в организационном аспекте Президент никому не подчинен и, наделен высокой степенью самостоятельности от каких-либо других государственных органов, что не снимает с него обязанности действовать на основе и во исполнение законов;
• пост Президента имеет ярко проявленный политический характер. На него возложена важная роль в формировании политики государства, верховного политического руководства государственными делами.
Понятие «Президент» (от лат. Praesidens) дословно означает «сидящий впереди».
Исторические корни анализируемого института погружаются в старую римскую экстраординарную магистратуру, сформированную на случай появления чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.
В ХХ веке такие колоссальные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колоний, привели к организации множества независимых государств и в большинстве из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается приблизительно 150 стран, в которых главой государства является Президент.
При подготовке проекта Конституции 1962 г., Н.С. Хрущев предложил создать пост президента. Была образована Конституционная комиссия, которая подготовила соответствующую главу в проекте Основного закона. Но вскоре Хрущев ушел в отставку, и работа Конституционной комиссии была прервана.
Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны вскоре после прихода М.С. Горбачева к власти. При подготовке ХIХ Всесоюзной партконференции и в ходе ее (июнь-июль 1998 г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента СССР, но была сформирована другая должность – Председателя Верховного Совета СССР и выдвинута для избрания на нее кандидатура Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Только на 3-ем Съезде народных депутатов СССР (март 1990 г.) был учрежден пост Президента СССР[2].
С учреждением поста Президента СССР большинство возлагали надежды на быстрое решение назревших проблем. Однако они не только не подтвердились, а напротив, общество столкнулось со значительными трудностями. Возникли и сомнения по поводу целесообразности функционирования данного института власти. С распадом СССР институт президентства на союзном уровне положил конец своему существованию. Но создание президентской власти не ограничилось союзным масштабом, были созданы посты президентов в союзных республиках, в том числе пост президента в РФ.
В Российской Федерации институт президентства был создан по результатам всенародного голосования, которое было проведено 17 марта 1991 г. Статус Президента определялся Законом «О президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991 года № 1098-1, основные положения которого затем были охвачены в текст Конституции РФ 1993 года.
Итак, процесс возникновения института президентства в России затянулся на долгое время. Объяснения этому причины как идеологического, так и политического порядка. Во-первых, президентская власть полагает признание принципа разделения властей. У нас в стране он был зафиксирован в Основном законе, но не действовал, так как декларировался принцип полновластия Советов. Во-вторых, культ личности и возвеличение руководства в годы застоя выработали в сознании людей отрицательное отношение ко всякого рода, единоличной власти, особенно в высших ее эшелонах.
[1] Глущенко П. П. Конституционное право России. – СПб.: Питер, 2012. С.107
[2] Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. – М.: ПолиграфОпт, 2004. С.318
|