После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность.
Она заключается в принесении Президентом присяга в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Текст присяга установлен в ст. 82 Конституции. Он сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Важной характеристикой присяги является то, что она приносится народу. Присяга Президента, как и всякая иная юридически закрепленная присяга, определяет те общие требования и ориентиры деятельности, которые неукоснительно должен соблюдать Президент, в чем он дал клятву.
Конституция не предусматривает принесения присяги лицами, исполняющими обязанности Президента в случае досрочного прекращения полномочий избранного Президента и временно исполняющими такие полномочия. Не предусмотрено также повторное принесение присяги в случае принятия в течение срока полномочий Президента новой Конституции.
Вопрос законного характера института президента России исключительно труден, и объем. На этой ключевой проблеме имеются различные мнения.
Каждый неопровержим: президент России — один из руководителей, которые преобладают и преобладают в политической системе страны, общества и в органе государственной власти механизма власти. И у законного характера президента есть трудная, консолидирующая и объединенная природа.
В институтах определенных случаев президента и главы государства собственно идентифицированы, или это значит только об особенностях главы государства, и институт президента удержан, политическое и юридическое характерное, точное обслуживание не идет. Реестр и место президента как один из ключевых основных государственных институтов организаций отсутствуют или заштрихованы.
Например, институт президента связывается с преимущественно функционированием института главы государства. Независимый, определенный реестр и место президента остаются где-нибудь в тени, не имеется определения института президента, его характеристик и особенностей. Все к сроку, институту "глав государства" уменьшенный, остается не отчетливым, который представляет такое определенное государственное появление как президент. Не имеется определения понятия "президента", его черта и качеств, полной особенности во многих конституциях заграницы.
В определенных случаях случай уменьшен для этого президентскую власть (вместо института президента) в республиках президентского вида всегда власть. Однако, такое обслуживание дальнее, это также не полно всесторонне не, характерные знаки и особенности открывают такой трудный правительственный орган, как президент.
Когда-нибудь. в предложении лекций после конституционного права вообще не касается места, реестра, уступки президента в иерархической системе правительства современной России.
Когда-нибудь. также не дает функциональную и структурную особенность президента России. Все уменьшено к описанию юридического статуса президента России.
Многочисленные выпуски продукции посвящены вопросам особенности законного характера государственных органов. Неопровержимо такие знаки и линии, как рассмотрены:
1 принимая) Вы представляете в этих организациях в органы государственной власти компетенции работать, интересы и от имени государства;
2) в организации государственной и повелительной власти;
3) собственной, определенной компетенции;
4) характерных форм для государственного органа и
Вопрос законного характера института президента России исключительно труден, и объем. На этой ключевой проблеме имеются различные мнения.
Каждый неопровержим: президент России — один из руководителей, которые преобладают и преобладают в политической системе страны, общества и в органе государственной власти механизма власти. И у законного характера президента есть трудная, консолидирующая и объединенная природа.
В институтах определенных случаев президента и главы государства собственно идентифицированы, или это значит только об особенностях главы государства, и институт президента удержан, политическое и юридическое характерное, точное обслуживание не идет. Реестр и место президента как один из ключевых основных государственных институтов организаций отсутствуют или заштрихованы.
Например, институт президента связывается с преимущественно функционированием института главы государства. Независимый, определенный реестр и место президента остаются где-нибудь в тени, не имеется определения института президента, его характеристик и особенностей. Все к сроку, институту "глав государства" уменьшенный, остается не отчетливым, который представляет такое определенное государственное появление как президент. Не имеется определения понятия "президента", его черта и качеств, полной особенности во многих конституциях заграницы.
В определенных случаях случай уменьшен для этого президентскую власть (вместо института президента) в республиках президентского вида всегда власть. Однако, такое обслуживание дальнее, это также не полно всесторонне не, характерные знаки и особенности открывают такой трудный правительственный орган, как президент.
Когда-нибудь. в предложении лекций после конституционного права вообще не касается места, реестра, уступки президента в иерархической системе правительства современной России.
Когда-нибудь. также не дает функциональную и структурную особенность президента России. Все уменьшено к описанию юридического статуса президента России.
Многочисленные выпуски продукции посвящены вопросам особенности законного характера государственных органов. Неопровержимо такие знаки и линии, как рассмотрены:
1 принимая) Вы представляете в этих организациях в органы государственной власти компетенции работать, интересы и от имени государства;
2) в организации государственной и повелительной власти;
3) собственной, определенной компетенции;
4) характерных форм для государственного органа и
Вопрос законного характера института президента России исключительно труден, и объем. На этой ключевой проблеме имеются различные мнения.
Каждый неопровержим: президент России — один из руководителей, которые преобладают и преобладают в политической системе страны, общества и в органе государственной власти механизма власти. И у законного характера президента есть трудная, консолидирующая и объединенная природа.
В институтах определенных случаев президента и главы государства собственно идентифицированы, или это значит только об особенностях главы государства, и институт президента удержан, политическое и юридическое характерное, точное обслуживание не идет. Реестр и место президента как один из ключевых основных государственных институтов организаций отсутствуют или заштрихованы.
Например, институт президента связывается с преимущественно функционированием института главы государства. Независимый, определенный реестр и место президента остаются где-нибудь в тени, не имеется определения института президента, его характеристик и особенностей. Все к сроку, институту "глав государства" уменьшенный, остается не отчетливым, который представляет такое определенное государственное появление как президент. Не имеется определения понятия "президента", его черта и качеств, полной особенности во многих конституциях заграницы.
В определенных случаях случай уменьшен для этого президентскую власть (вместо института президента) в республиках президентского вида всегда власть. Однако, такое обслуживание дальнее, это также не полно всесторонне не, характерные знаки и особенности открывают такой трудный правительственный орган, как президент.
Когда-нибудь. в предложении лекций после конституционного права вообще не касается места, реестра, уступки президента в иерархической системе правительства современной России.
Когда-нибудь. также не дает функциональную и структурную особенность президента России. Все уменьшено к описанию юридического статуса президента России.
Многочисленные выпуски продукции посвящены вопросам особенности законного характера государственных органов. Неопровержимо такие знаки и линии, как рассмотрены:
1 принимая) Вы представляете в этих организациях в органы государственной власти компетенции работать, интересы и от имени государства;
2) в организации государственной и повелительной власти;
3) собственной, определенной компетенции;
4) характерных форм для государственного органа и
Именно с момента принесения присяги Президент вступает в должность и одновременно прекращаются полномочия прежнего Президента. Необходимость принесения присяги распространяется и на Президента, избранного на второй срок.
Предусмотренная в ч. 2 ст. 82 Конституции торжественная обстановка принесения присяги призвана показать важность акта вступления в должность нового Президента, сделать этот акт публичным, свидетельствующим о высоком статусе главы государства. Имеется специальный Протокол, регламентирующий порядок вступления в должность Президента. Председатель Центральной избирательной комиссии оглашает постановление об избрании Президента. Присягу Президента принимает Председатель Конституционного Суда. После этого Председатель Совета Федерации возлагает на Президента цепь со знаком Президента. Этот знак является символом президентской власти и передается каждому очередному вновь избранному Президенту Вступление в должность Президента транслируется по каналам телевидения, радио, проходит в присутствии представителей государственных органов, политических партий, общественных объединений, представителей иностранных государств.
Конституция РФ связывает срок вступления в должность вновь избранного Президента и принесения им присяги со сроком окончания полномочий прежнего Президента.
В Федеральном законе о выборах Президента РФ конкретизированы эти сроки, а также предусмотрены сроки вступления в должность Президента в случаях досрочных или повторных выборов. Вновь избранный Президент вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах Президента, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность прежнего Президента назначены повторные выборы Президента, на 30-й день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией общих результатов выборов Президента РФ.
В Конституции РФ не оговаривается возможность продления срока полномочий Президента путем отсрочки новых выборов в случае военных действий и иных чрезвычайных ситуаций. Однако в федеральных конституционных законах «О военном положении» и «О чрезвычайном положении» устанавливается, что выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, а также референдумы не проводятся, что Совет Федерации и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения. Отсюда следует вывод, что и выборы Президента не проводятся в случае истечения срока его полномочий и последний продлевается[1].
В конституциях отдельных зарубежных государств можно встретить установления, регулирующие сроки полномочий Президента в подобных ситуациях. Так, в Конституции Молдовы определено, что срок полномочий Президента может быть продлен органическим законом в случае войны или катастрофы. Аналогичная норма без указания акта, которым это устанавливается, содержится и в Конституции Румынии. В Греции в случае войны срок полномочий Президента продлевается до ее окончания.
Необходимость принесения присяги Президентом предусмотрена в большинстве конституций зарубежных стран, и именно с присягой связывается вступление в должность Президента.
Во всех конституциях, в том числе и в Конституции РФ, принесение вновь избранным Президентом присяги является юридическим актом, с которым связывается момент вступления в должность Президента. В принципе отказ от принесения Президентом присяги должен иметь своим последствием невступление его в должность. Однако прямые указания на такие последствия в конституциях встречаются как исключение. Так, в Конституции Чехии установлено, что отказ Президента принести присягу или принесение присяги с оговоркой рассматривается как неизбрание данного лица Президентом. В Конституции Словакии такого рода действия влекут за собой недействительность выборов Президента.
Хотя такого рода нормы затрагивают чисто гипотетические ситуации, однако очевидно, что непринесение присяги избранным Президентом означает его невступление в должность. Это вытекает из смысла Конституции РФ.
Конституция РФ не предусматривает института вице-президента. В прошлом такая должность учреждалась во время президентства М.С. Горбачева и первоначально в Российской Федерации до 1993 г. вице-президенты избирались одновременно с Президентом (отдельно по вице-президентам голосования не проводилось). Однако этот институт в нашей стране себя не оправдал.
[1] Государственное право Российской Федерации. Под ред. Кутафина О.Е. - М.: ТК Велби, 2004 г. С.186
|