В значительной степени эта деятельность Президента РФ регламентирована в Конституции РФ, а немалая ее часть в федеральных конституционных законах, в федеральных законах, в иных нормативных правовых актах.
Конституция РФ закладывает правовые основы активной деятельности Президента РФ в сфере законодательной власти.
В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, т.е. подготавливать и вносить в Государственную Думу законопроекты (ст. 104, ч. 2).
Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его (право вето), то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституций РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию[1].
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ФКЗ о порядке деятельности Правительства РФ; о полномочиях и порядке образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов; о Конституционном Собрании; об Уполномоченном по правам человека; о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта; статусе субъекта РФ и др.).
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый Федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
К сфере законодательной, правотворческой деятельности Президента РФ относятся также: издание указов и распоряжений; решение вопросов гражданства РФ и предоставление политического убежища; награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
[1] Комарова В. В. Конституционная законность в реализации принципа разделения властей на примере Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013. С.53
|