Современная система права традиционно представляется в виде совокупности отраслей права или типов отраслей права - частного и публичного. При этом отраслевое деление права постепенно сдаёт свои позиции в пользу деления права на частное и публичное.
По мнению И. Покровского, основное отличие между публичным и частным правом заключается в различии методов правового регулирования (XIX в.).[1] Метод юридической централизации использует публичное право, а метод юридической децентрализации - частное право. Они оба могут использоваться любой отраслью права. При этом, законотворческая деятельность характеризуется с целью конкретных общественных отношений на данный исторический период правильным определением целесообразности применения того либо иного метода. В этом случае, имеет свою ценность каждый метод. К примеру, сильнее сплачивает общество, внося определенность, а также планомерность метод властного регулирования отношений из единого центра. Здесь, государство понижает частную заинтересованность, а также инициативу, проявляя свою роль в конкретной сфере.
Многообразие подходов к определению категории «принципы права» предопределяет различные их классификации и наборы. Что касается метода децентрализации, то последний, вызывая частную предприимчивость и энергию, вносит в соответствующую область общественной жизни элемент случайности, а также неопределенности. В этом случае, необходимо отметить, что такой вопрос практически не исследовался, какой метод к каким отношениям целесообразнее применять. Принципы права выступают одним из видов правовых принципов, последние же не сводятся лишь к одним принципам права. С учётом этого следует отличать принципы права от правовых принципов. Принципы права служат фундаментом категориальных систем и определяют сам характер их развертывания, характеризуемый обосновываемой системой. При построении системы категорий права к числу таких принципов относят принцип всеобщей связи явлений, то есть анализ объекта во всех его связях и отношениях или принцип развития, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.
К их числу относят и принцип дуализма права (деление права на публичное и частное в континентальной системе права). При этом заметить, такая квалификация полностью соответствует любому из критериев, предложенных разнообразными теориями дуализма права, его деления на публичное и частное право. Авторы учебников и учебных пособий по дисциплине «Теория государства и права», относят принцип деления права на публичное и частное, на относительно самостоятельные отрасли и подотрасли.
Следует при этом заметить, что такая квалификация полностью соответствует любому из критериев, предложенных разнообразными теориями дуализма права, его деления на публичное и частное.
Таким образом, применение принципа дуализма обеспечивает выявление необходимой взаимосвязи и взаимозависимости категорий только в том случае, когда правильно избраны исходные категории. В качестве исходных согласно диалектическому методу познания должны выступать простейшие категории, отражающие такие стороны (отношения) исследуемого объекта, которые определяют все его иные стороны и связи.
Во-первых, публичное и частное право - это деление права, имеющее принципиальное значение,[2] на крупные блоки в системе права, членённые на нормы. Разграничение сфер личных (частных) и публичных (общих) интересов.[3] Один из «срезов» иерархических (субординационных) структур права на отраслевом уровне[4], появляющийся на месте ленного, церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма.[5]
Во-вторых, публичное и частное право регламентируют государственные (конституционные) отношения, касающиеся общественно-значимых социальных интересов (публичное право), и нормы, регламентирующие частные интересы: лично-имущественные, семейно-брачные и т.п. (частное право).[6] Публичное право содержит нормы, которые, как правило, носят императивный характер, то есть предписывают лицам определенную форму поведения. Частное право основывается на соглашении сторон, влекущем юридические последствия.[7] Предметом публичного права является сфера публичных интересов (интересов общества, государства в целом), а предметом частного права - сфера частных дел и интересов.[8]
Следовательно, публичное и частное право представляет собой деление права, имеющее принципиальное значение, на крупные блоки в системе права, членённые на нормы, выраженные в разграничении сфер личных (частных) и публичных (общих) интересов и одним из «срезов» иерархических (субординационных) структур права на отраслевом уровне, которые появляются на месте ленного, церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма, регламентируя государственные или конституционные отношения, которые касающиеся общественно-значимых социальных интересов - публичное право, и нормы, которые регламентируют частные интересы, то есть лично-имущественные, семейно-брачные и т.п. - частное право.
Рассматривая состав публичного и частного права, необходимо исходить из содержания правоотношения, а не из его субъектного состава. Правовые нормы частного и публичного права, которые входят в состав функционально обязательных условий для существования, а также действия правовые нормы находятся в состоянии непрерывно функционирующей юридической совместимости при их использовании в комплексе. При этом, необходимое органическое сочетания частных, а также публичных интересов, которые принадлежат субъектам соответствующего комплекса и выражены в указанных видах правовых норм.
Элементный состав системы права, который включает в себя взаимообусловленные, а также взаимосвязанные между собой нормы права, правовые институты и отрасли права, структура которых усложнялась по мере усложнения степени организации составляющих их правовых отношений.
Следует согласиться с ответственным редактором проф. М.Н. Марченко академического курса в трёх томах «Общая теория государства и права», что публичное право, складывающееся из конституционного, административного, уголовного, бюджетно-налогового и других отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые (публичные) интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли, как гражданское, семейное, торговое, и другие отрасли права, направлено на регулирование общественных отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индивидуальных собственников или объединений.[9]
Далее, необходимо остановиться на анализе отраслей права, выражающих публичное и частное право. Что касается уголовного права, то так как оно относится к сфере публичного права, по той причине, что в УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 10.07.2012)[10] лишь три состава относятся к делам частного обвинения, а в УПК РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 05.04.2013)[11] нет норм о применении медиации к уголовным делам, то некоторые усматривают в ФЗ от 27.07.2010 № 193-ФЗ[12] препятствие или фактически запрет с целью использования медиации в сфере уголовного судопроизводства по делам публичного обвинения. Следует отметить, что коррупция лиц, которые выполняют управленческие функции на государственных или муниципальных предприятиях, отнесена к категории дел частного, но не публичного обвинения, что позволяет первым уходить от ответственности.
На сегодняшний день в отечественной деловой практике занимает все большее место частная инициатива, поэтому представляются излишне поспешными выводы о исключительно публично-правовом характере АПП, которое является отраслью права, регулирующее отношения, нередко общегосударственные и общенациональные интересы. Следовательно, АПП имеет публично-правовые начала судопроизводства, а также процессуальной формы, сочетающиеся с частноправовыми чертами. При этом, соотношение частных, а также публичных элементов в составе АПП иллюстрирует непростую ситуацию относительно сочетания частных и публичных интересов, свидетельствуя о нахождении баланса индивидуально в каждой проблемной области, сообразно критериям задач и принципов арбитражного судопроизводства. В этом случае, регулирования альтернативного разрешения споров АПП указанные факты не служат основанием с целью их включения.
Международное финансовое право (IFL), являясь широкой отраслью права, в первую очередь по предмету регулирования, охватывает все финансовые правоотношения, которые выходят за пределы одной юрисдикции – частные и публичные правоотношения. С позиции анализа сущности гражданского, а также налогового права проблема критериев разделения частного и публичного права лежит в плоскости другой достаточно остро стоящей проблемы, свойственной семье романо-германского права - принципов организации в целом отечественной системы права.
Таким образом, в составе методов, осуществляющих обратную связь правового регулирования, при возникновении негативных последствий для ценностей состава частных, общественных, публичных достояний, национального богатства, применяются такие общеправовые методы реализации смысла, а также значения модальных операторов как императивный и диспозитивный методы законодательного регулирования публичных и частных достояний, а также иных отношений, которые связаны с конкретными формами правовых отношений: от конституционно-правовых, административных до гражданских и отношений уголовной ответственности.
[1] Цыганков Э. Формы государственного предпринимательства // ЭЖ-Юрист, 2012, № 31 - С. 25
[2] Теория государства и права: курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько - М., 2011. - С.222
[3] Общая теория государства и права : академический курс в трёх томах. / Ответственный редактор проф. М. Н. Марченко. Том третий - М., 2012 - С. 11
[4] Общая теория государства и права: академический курс в трёх томах / Ответственный редактор проф. М.Н. Марченко. Том второй - М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. - С. 200
[5] Общая теория государства и права: академический курс в трёх томах. / Ответственный редактор проф. М.Н. Марченко. Том первый - М., 2012. - С. 125
[6] Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов - М., 2010 - С. 229; Теория государства и права: курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько - М., 2011. - С. 222
[7] Силенко, Н.А. Норма права. Система права. Формы (источники) права [Электронный ресурс] : рабочий учебник - 2011. - http://lib/library
[8] Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. Серия «Подготовка к экзамену» / В.Н. Протасов - М.: Новый Юрист, 2009. - С. 151
[9] Общая теория государства и права: академический курс в трёх томах / Ответственный редактор проф. М.Н. Марченко. Том первый - М., 2012. - С. 125
[10] УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 10.07.2012) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. Обновление 30 .08. 2012
[11] УПК РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. Обновление 30 .08. 2012
[12] ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. Обновление 30 .08. 2012
|