Воскресенье, 24.11.2024, 16:58
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Основные теоретические положения применения данных дерматоглифики в целях расследования преступлений

Дактилоскопия положила начало комплексу знаний, получивших самостоятельное развитие и название дерматоглифика.

Несмотря на проводимые исследования в рассматриваемой области, остается нерешенной проблема определения понятия криминалистической дерматоглифики и ее места в системе криминалистики.

Термин «криминалистическая дерматоглифика» впервые был предложен В. Яровенко, но автор не дал определения этому понятию[1].

Т.В. Патрушева под криминалистической дерматоглификой понимает «самостоятельный раздел трасологии, изучающий признаки и характеристики папиллярных узоров кожи человека по следам, обнаруженным на месте происшествия, в целях криминалистической идентификации, определения черт характера, свойств организма, повлиявших на поведение, необходимых для осуществления розыскных мероприятий»[2].

Дерматоглифика изучает кожный рельеф ладонных и подошвенных поверхностей, где кожа покрыта многочисленными гребешками (папиллярными линиями), образующими определённые узоры. Папиллярные линии и узоры не изменяются с возрастом, не подвергаются влиянию окружающих условий и отличаются большой индивидуальной вариабельностью; многие их особенности передаются по наследству. Благодаря этой особенности уже более ста лет по кожным узорам идентифицируют личность в криминалистике.

Криминалистическая дерматоглифика, способна исследовать морфологические особенности верхнего слоя кожи в аспектах системно-структурного подхода. Что в свою очередь, дополняет возможности идентификационных, классификационных и диагностических методов исследования дерматоглифов, что позволяет определять черты характера, свойства организма, повлиявших на поведение и необходимых для проведения розыскных мероприятий.

Криминалистическое изучение личности в процессе расследования преступления осуществляется наряду с уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и криминологическим ее изучением. Психологические, психофизиологические особенности состояния личности являются одними из существенных внутренних условий, способствующих совершению криминальных деяний, имея значение дифференциации ответственности и индивидуализации наказания, их наличие должно быть доказано. Научные исследования дерматоглифики определяются новым комплексным подходом к экспертному исследованию дерматоглифов ладонной поверхности кистей рук человека, которые рассмотрены как целостный объект, обладающий единым информационным полем с морфологией организма, центральной нервной системой и психической деятельностью человека.

Как утверждают исследователи: «папиллярный узор – это вывернутый наизнанку ген». Ведь "гребневая кожа происходит из тех же эмбриональных зачатков, что и структура центральной нервной системы". Прямая связь строения папиллярных узоров со строением центральной нервной системы уже объективно доказана, например, исследованиями асимметрии полушарий мозга и асимметрии папиллярных узоров. Известно, что узоры большей сложности чаще располагаются на пальцах правой руки. Обратный вариант встречается много реже - примерно у 10% населения и в большей степени присущ моторным левшам. Кроме того, отмечаются случаи, когда более сложные узоры расположены на пальцах левой руки, а человек является моторным правшой; такой вариант, по разным данным, наблюдается у 4-5% населения. Н.Н. Богданов называет это скрытым левшеством [3].

Физиологами установлено, что любые патологические изменения процесса формирования папиллярного узора в период зарождения и внутриутробного развития организма приводят к отклонениям в признаках дерматоглифики. Такие же изменения наступают и в механизмах, ответственных за потоотделение и работу сальных желез. В результате, оказывается, что многие наследственные заболевания или предрасположения к заболеваниям могут устанавливаться либо по составу потожирового вещества, либо по морфологическим особенностям папиллярного узора. Патологические изменения структуры рельефа гребешковой кожи проявляются в виде гипоплазии (недоразвитие гребешков кожи), дисплазии (неправильное развитие папиллярного узора) и белых линий.

Данные заболевания возможно определить с помощью всех десяти пальцев или же всей ладони, но некоторая часть перечисленных заболеваний может устанавливаться по единичным папиллярным следам. Не вызывает сомнения тот факт, что сведения о таких возможных отклонениях от нормы и заболеваниях, как ожирение, кожные заболевания, диабет и другие могут иметь оперативное значение при выдвижении следственных версий и розыске преступника.

В России была исследована дерматоглифическая картина рук серийных убийц. В обследованную группу вошли лица, осужденные по обвинению в совершении умышленных убийств по сексуальным мотивам, в частности, А.Р. Чикатило. Дерматоглифическая картина пальцев и ладоней А.Р. Чикатило является вариантом нормы. Однако обращает на себя внимание редкий тип асимметрии в распределении узоров различной сложности. Как правило, узоры большой сложности чаще располагаются на пальцах правой руки, а для А.Р. Чикатило была характерна локализация узора более высокой сложности на большом пальце левой руки – самый редкий тип левшества[4].

Тем самым, не получившая к себе должного внимания, стабильность дерматоглифических данных, подтверждаемая работами учёных в области медицины, криминалистики и многих других наук, требует их внедрения в сферу практического решения криминалистических задач.

Таким образом, удается устанавливать широкий диапазон заболеваний, а также предрасположенность к ним. Именно поэтому данное направление породило большой поток исследований как в нашей стране, так и за рубежом.

Теоретические положения применения дерматоглифических данных рассмотрены в рамках изучения морфологических и психологических свойств личности в отношении криминалистических исследований следов рук. Применительно к криминалистике методы получения сведений о личности, посредством дерматоглифической информации, включает: а) общенаучные методы криминалистики: наблюдение, сравнение, описание, змерение, вычисление, моделирование; б) специальные, как разработанные в криминалистике, так и заимствованные из психологии, социологии, антропологии и т.д. С нашей точки зрения, многообразие методов оптимально корреспондируют системно-структурному подходу, педложенному в данной работе.

Рассмотрение элементов папиллярного узора в рамках системно-структурного подхода, дает возможность познания общего через частное, совокупности признаков через составной элемент, т.е. дерматоглифических элементов, которые содержатся в дактил о картах. Дактилокарта отражает не только тождественность или не тождественность эпидермальных узоров, но и служит объектом познания целого - личности человека, в единстве биологического и психологического. Исходя из предложенной позиции, мы сочли корректным применение системно-структурного анализа для решения идентификационных и диагностических задач в дактилоскопии как разделе трасологии.

Новизна предложенной концепции заключается в привлечении расширенного информационного поля — папиллярных узоров, волярных поверхностей и кожи в целом. Генетический детерминизм эпидермальных узоров (кожи в целом) и свойств личности, с нашей точки зрения, формирует значительный поисковый материал в рамках диагностирования морфологических и психологических особенностей.

«При исследовании биологических свойств личности следует учитывать, что в соответствии с общебиологическими программами человек, ... является закономерно функционирующим и прогрессивно развивающемся индивидом. Согласно этим программам человек является представителем групповых признаков, а также совокупностью индивидуальных особенностей». Причем, «наличие многочисленных биологических свойств обеспечивает его биологическую индивидуальность»[5].

К биологическим свойствам личности среди прочих, относят «внешнюю анатомию тела, включающую морфологию кожных узоров, биохимические особенности, включающие специфику состава крови, слюны,...»[6].

Человек, являясь активным носителем социальных, психологических и биологических свойств, имеет возможность оказывать влияние на материальную среду, как «следоноситель». «Указанные свойства отображаются в материальной действительности в процессе его жизнедеятельности, в том числе, и при совершении правонарушения»[7]. Неповторимость человека «...обуславливается уже природными факторами, которые играют важную роль в определении индивидуального бытия. Специфический кожный узор покрова пальцев рук, например, служит одним из средств установления индивидуальной идентичности и опознания человека»[8].

При рассмотрении в криминалистике следа, как основной гносеологической категории в расследовании преступлений, ученые признают, что « ...необходимо иметь в виду не только механическое отображение и трасологические следы»[9]. «Каждое отдельное движение, то есть, каждый индивидуальный процесс изменения имеет своеобразные черты. Это могут быть пространственные, временные, энергетические характеристики процесса, причины, его вызывающие, степень его упорядоченности, несомая им информация о других процессах и т.д.»[10].

Рассматривая криминалистические следы в совокупности их значений и проявлений, раскрывается возможность познания преступления в расширенном идентификационном поле. Следовательно, необходимо констатировать системность отражения следов, как единой информационной системы, отражающей объективную реальность преступления. Что в свою очередь, вызывает необходимость системного подхода к проблемам исследования дерматоглифов.

Системный подход при выявлении следов преступления требует, чтобы при исследовании объектов материальной обстановки раскрывались взаимосвязи и взаимозависимости между ее отдельными элементами. Именно данная позиция позволяет формировать представление о поисковых возможностях дерматоглифических экспертиз. Установление конкретной структурной связи между элементами системы зависит от задач исследования, методов и той области исследования, в сферу которой попадает исследуемый предмет. Учитывая, что «структура связи определяется составом, направлением и способом соотношения ее частей, элементов»[11], и выражена в знаковой форме, трасологические следы рассматриваются как знаки, сигналы и образы, имеющие информационное значение. Все это подчеркивает знаковое содержание материального мира и процесса отражения, в общем, и эпидермальных узоров в специфических условиях расследования преступлений в частности.

На основании принятой в криминалистической науке концепции применения технических средств, приемов и методов, которые не только порождают самостоятельные доказательства, но и во многих случаях дают возможность проверить (подтвердить) или опровергнуть достоверность полученной информации, предлагается использование комплексного подхода для решения проблем построения криминалистической поисковой модели. С нашей точки зрения, комплексный поход позволяет не только рассматривать в исследовании информацию различных наук и отраслей, но и применять различные методологические концепции. Такой подход к исследованиям дерматоглифов кистей рук обеспечил выявление статистических связей, проведенного в рамках системно-структурного анализа.

Предпосылками к исследованию послужили постулаты диалектического материализма: «Если быть последовательным материалистом, то неизбежно следует признать существование связей между биологическими и психологическими особенностями человека» [2.4. С.80]. Вопрос лишь в том, какими методами, с большей или меньшей обоснованностью удается доказать их взаимодействие. Одни исследователи анализируют психологические особенности личности в аспектах системно-структурного подхода — Г.И. Акинщикова, С.А. Полуэктова [2.145; 2.146], другие — выявлением статистических связей: Л.Г. Эджубов, В.З. Поляков, В.Н.Елисеев, А.И. Хвыля-Олинтер[12].

Анализ исследований в аспектах системно-структурного подхода, характеризующий личность как психо-физиологическую структуру, позволяет сделать следующие выводы: «...показатель кислотности слюны обнаружил связь рты на экзамене (г=0,30). А именно, интенсивная ггресса сопровождалась понижением кислотности , «кислотность слюны связана с экстраверсией и яющейся по тестам Айзенка (г=Ю,29). Согласно этим иные к интраверсии, характеризуются большей в то время как экстраверсированные личности щелочной реакцией слюны»[13]. Было обнаружено: «...чем выше оценка, е, тем ниже кислотность слюны после экзамена»[14] получившие на экзамене неудовлетворительные оценки, замена характеризовались значительно более высокой по сравнению с индивидуальной нормой (4,5 и 5,0) меслюна нейтральная «...связь между изменениями оксигемоглабина в некоторыми характеристиками дерматоглифики, в тером папиллярного рисунка. Испытуемые с й в папиллярных узорах отличаются значительными ого содержания оксигемоглабина в условиях стресса, в сторону его повышения (г=0,29). В свою очередь, «показатели оксигемометрии связаны с характеристиками тремора рук в условиях стресса отрицательной корреляционной зависимостью (г=0,34), тем самым, чем выше насыщенность крови кислородом, тем меньше тремор рук» [15].

Вторая группа опытов может быть выражена в виде следующих символов: % сложных узоров ( W ) = %-о/г. в условиях стресса; % простых узоров ( А ) = %-о/г. в условиях стресса; (спирали в дактилокартах) = тремор.

3. «Испытуемые, склонные к интраверсии, характеризуются повышением оксигемоглабина в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки и, наоборот, экстраверты отличаются снижением оксигемоглобина в тех же условиях. Отрицательная же связь обнаружена между изменениями оксигемоглобина и склонностью к нейротизму»[16]. Третья группа опытов17: и/в. = % в условиях интеллектуальной нагрузки; э/в = % в условиях интеллектуальной нагрузки; и/в = % о/г. = нейротизм; э/в = % о/г = нейротизм. Как диагностический показатель, важна и взаимосвязь основного обмена с тремором рук. Исследованиями установлено: «чем выше основной обмен в условиях стресса, тем меньше тремор»[17]. Таким образом, субъект с высоким уровнем основного обмена более стоек в условиях стресса.

Подводя итог, хочется отметить, что использование возможностей, предоставляемых достижениями современной дерматоглифики, может оказать следователю существенную помощь в решении задач диагностического характера. Такая информация особенно важна на первоначальном этапе расследования, когда, как правило, отсутствуют какие-либо данные о лице, совершившем уголовно наказуемое деяние. Наряду с этим дерматологические сведения, характеризующие физиологическое состояние либо предрасположенность организма разыскиваемого человека, можно использовать для построения вероятностной криминалистической модели лица, совершившего преступление, что в определенных ситуациях может сузить круг подозреваемых.

 

[1] Яровенко В.В. Проблемы применения дерматоглифических исследований в криминалистике: Автореф. Диссертация доктора юридических наук. Екатеринбург, 2009. С.96.

[2] Патрушева Т.В. Понятие криминалистической дерматоглифики // Дальневосточные криминалистические чтения: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.В. Яровенко. Вып. 5. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. С. 90 - 93.

[3] Богданов Н.Н. Дерматоглифика пишущих левой // Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 76-87.

[4] Богданов Н.Н., Самищенко С.С., Хвыля-Олинтер А.И. Дерматоглифика серийных убийц // Вопросы психологии. 2009. №4. С. 62.

[5] Папиллярные узоры: Идентификация и определение характеристик личности (Дактилоскопия и дерматоглифика), Под ред. Л.Г. Эджубова и Н.Н. Богданова, М. 2012. С. 77.

[6] Н. Н. Николаенко. Психология творчества. СПб, Речь, 2010. С. 77.

[7] Папиллярные узоры: Идентификация и определение характеристик личности (Дактилоскопия и дерматоглифика), Под ред. Л.Г. Эджубова и Н.Н. Богданова, М. 2012. С. 77.

[8] Богданов Н.Н. Там же. С. 89.

[9] Богданов Н.Н., Самищенко С.С., Хвыля-Олинтер А.И. Дерматоглифика серий­ных убийц // Вопросы психологии. 2009. №4. С. 62.

[10] Богданов Н.Н. Дерматоглифика пишущих левой // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 76—87.

[11] Богданов Н.Н. Дерматоглифика пишущих левой // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 76.

[12] Техническое описание системы FingerCard, СПб, Элсис, 2007. http://www.elsys.ru/downloads r.php#FingerCardTO.pdf

[13] Карл Юнг. Психологические типы. Минск, Попурри, 2009. С.56.

[14] Н. Н. Николаенко. Психология творчества. СПб, Речь, 2010. С. 77.

[15] И. С. Гусева. Морфогенез и генетика гребешковой кожи. Минск, Беларусь, 2009. С. 58.

[16] Богданов Н.Н., Самищенко С.С., Хвыля-Олинтер А.И. Дерматоглифика серий­ных убийц // Вопросы психологии. 2009. №4. С. 62.

[17] Богданов Н.Н., Самищенко С.С., Хвыля-Олинтер А.И., там же, С. 98.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (08.02.2018)
Просмотров: 389 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%